Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 23 / 04 / 2024 Время Московское: 7996 Человек (а) в сети
 

Долговая нагрузка регионов увеличилась По итогам трех кварталов года из черного списка выбыла Ингушетия

С начала года выросло число субъектов РФ, в которых объем госдолга превышает установленную Бюджетным кодексом предельную отметку в 100% от собственных бюджетных доходов

За девять месяцев 2015 года число регионов, в которых объем госдолга превышает отметку в 100% от уровня их собственных бюджетных доходов, увеличилось с 10 до 12. Самые высокие показатели долговой нагрузки по состоянию на 1 октября отмечены в Мордовии (176,2%), Северной Осетии (126,1%), Костромской области (123,6%). Не имеют госдолга лишь два региона из 85 — Сахалинская область и Севастополь. Такие данные содержатся в исследовании Национального рейтингового агентства (НРА), которое есть у редакции.

В обзоре представлен рейтинг российских регионов по относительной долговой нагрузке — этот показатель рассчитан как отношение госдолга региона на 1 октября 2015 года к собственным доходам регионального бюджета (налоговым и неналоговым) за истекший год (сентябрь 2014 — сентябрь 2015 года). В Бюджетном кодексе предельное значение этого показателя зафиксировано на уровне 100%, то есть объем госдолга региона не должен превышать общий годовой объем его собственных бюджетных доходов. В кодексе госдолгом региона признаются его обязательства по привлеченным коммерческим и бюджетным кредитам, по выпущенным от имени этого субъекта государственным ценным бумагам и по предоставленным госгарантиям по обязательствам третьих лиц.

Из обзора НРА следует, что на 1 октября 2015 года критическая отметка в 100% превышена в 12 регионах, в начале года таких субъектов было 10. По итогам трех кварталов года из черного списка выбыли два региона — Ингушетия и Карачаево-Черкесия, в которых долговая нагрузка снизилась до уровня менее 100%. Но в четырех регионах за тот же период отношение объема госдолга к собственным доходам превысило критическую отметку: это Удмуртия, Амурская область, Хакасия и Забайкальский край. В Хакасии, например, показатель увеличился с 85,7% до 107,6%, в Забайкальском крае — с 87,9% до 108,2%.

В Мордовии долговая нагрузка по итогам трех кварталов 2015 года выросла со 121,2% до 176,2%, что на 1 октября 2015 года стало рекордно высоким значением среди всех субъектов РФ. В начале года самую высокую долговую нагрузку имел Чукотский автономный округ (АО) — 144,4%. Низкий уровень долгового бремени отмечен в Москве (9,1%), Санкт-Петербурге (3,5%), Ханты-Мансийском АО (6,5%), Алтайском крае (4,5%), Ненецком АО (3,6%), Республике Крым (1,3%).

Претерпела изменения также и структура госдолга регионов. Доля коммерческих кредитов (от иностранных и российских банков, а также международных финорганизаций) сократилась с 42% до 38%, тогда как доля госдолга, приходящаяся на бюджетные кредиты, выросла с 31% до 37%. Доля государственных ценных бумаг в долговом портфеле регионов в 2015 году незначительно снизилась (с 21% до 20%), а доля госгарантий сохранилась на уровне 5%.

Ведущий научный сотрудник института «Центр развития» ВШЭ Андрей Чернявский напомнил, что в Бюджетном кодексе есть оговорка, что до 2018 года при расчете предельного объема госдолга российских регионов можно не учитывать бюджетные кредиты. С учетом этой оговорки, по его словам, во всех субъектах РФ отношение госдолга к бюджетным доходам оказывается меньше 100%. Но даже если предусмотренные Бюджетным кодексом ограничения формально не нарушены, говорит эксперт, сам факт превышения объема госдолга над собственными доходами оказывает давление на остальные расходы региона. Также возникает риск дефолта.

— Но несмотря на высокую долговую нагрузку, в российских регионах известен только один случай, когда в начале этого года Новгородская область не смогла вовремя провести платеж по кредиту ВТБ, — говорит Чернявский. — Тогда региону удалось рефинансировать долг в банке. Банки и в других случаях при возникновении рисков неисполнения регионами своих обязательств будут скорее идти на реструктуризацию задолженности. Другой вопрос, что новые кредиты получить будет сложнее, тем более регионам с высокой долговой нагрузкой.

Более того, говорит руководитель отдела региональных и муниципальных рейтингов НРА Александр Пахалов, федеральный центр проводит политику по замещению коммерческих кредитов бюджетными. Этим и обусловлено увеличение доли бюджетных кредитов в структуре госдолга российских регионов.

— Цель такой политики в том, чтобы поддержать регионы, предоставив им доступ к дешевому инструменту финансирования бюджетного дефицита. Ставка по бюджетным кредитам, предоставляемым для частичного покрытия дефицитов региональных бюджетов, составляет всего 0,1% годовых. Оформить коммерческий кредит под такой процент невозможно, — говорит Пахалов. — Уже сейчас госдолг ряда российских регионов практически полностью сформирован за счет бюджетных кредитов. В основном это те, кто испытывает сложности с привлечением заемных ресурсов в коммерческом секторе и нуждается в федеральной поддержке.

Например, в Ингушетии, Камчатском крае, Владимирской области госдолг полностью сформирован за счет бюджетных кредитов. В структуре госдолга Алтайского края и Чукотского АО их доля превышает 99%, в Тыве и Чечне — 98%.

По словам заслуженного экономиста РФ Мстислава Афанасьева, в условиях спада деловой активности снижается и доходная база региональных бюджетов, которая строится прежде всего на двух налогах — налог на прибыль и налог на доходы физлиц. И перспектива в этом плане, говорит эксперт, «скорее негативная». При этом суммарный объем госдолга российских регионов растет. По данным Минфина, с начала года его размер увеличился на 4% и достиг на 1 октября 2015 года 2,172 трлн рублей. Это рекордное значение показателя по меньшей мере с 2009 года.

— При определенных обстоятельствах федеральный бюджет имеет возможности помочь этим регионам с критическим уровнем долга, но сейчас экономическая ситуация в целом достаточно сложная, — отметил Афанасьев. — И в таких условиях нужно говорить о стратегических решениях. Если федеральный бюджет (помимо нефтегазовых доходов) строится на таком надежном источнике, как налог на добавленную стоимость, который легко прогнозировать и собирать, то идеология формирования доходной базы региональных бюджетов, как уже отмечено, очень хрупкая. Поэтому можно подойти стратегически к решению проблемы, или обсуждать локальные вопросы — как помочь конкретному региону в конкретный период времени.

Известия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Дальновидный Чт, 26/11/2015 - 10:15

Ингушетия снизила дотационность своего бюджета на почти 20 процентов, за счет чего планомерно и погашаются долги

Molotok YA Чт, 26/11/2015 - 09:07

Эт хорошо, выбыть из ч/с всегда лучше, чем в него попасть))

Дюнкерк Чт, 26/11/2015 - 09:13

За счет чего?

PLACEBO Чт, 26/11/2015 - 12:07

З а счет того, что мы потихоньку оплачиваем долги, которые копились десятилетиям.

Ахмет 847 Чт, 26/11/2015 - 13:06

Долговая нагрузка не должна превышать годовой бюджет субъекта, лет пять назад наш долг превышал годовой бюджет чуть ли не в полтора-два раза, за последнее время благодаря эффективному использованию выделяемых федеральным центром средств, Ингушетия подтянула слабые стороны своей экономи и социальную сферу, и успешно решает вопрос погашения кредита

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры