Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 15 / 07 / 2020 Время Московское: 268 Человек (а) в сети
 

В мастерской художника. Мурат Полонкоев

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия представляет новую рубрику «В мастерской художника», в которой мы будем рассказывать о художниках и мастерах, творческие мастерские которых мы посетили.

Это уникальная возможность прикоснуться и проникнуться атмосферой творчества, в которой художник творит свои произведения. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первый материал из этой рубрики о посещении творческой мастерской Народного художника Российской Федерации Мурата Полонкоева.
Творчество Народного художника Российской Федерации, Заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия Мурата Махиевича Полонкоева неразрывно связано с историей нашего народа, ее уникальной культурой, традициями и неповторимой горной природой. Его живописное искусство известно и любимо огромным числом поклонников изобразительного искусства не только в России, но и за рубежом.
Мурат Полонкоев родился в 9 мая 1944 года в селении Дмитриевка Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания 7 классов общеобразовательной школы в 1961 году, он поступил в Алма-Атинское художественное училище, по окончании которого в 1966 году поступил в Ленинградский институт живописи и ваяния им. И.Репина на отделение монументальной живописи. Репродукция дипломной работы Мурата Полонкоева – мозаичное панно «Жизнь вайнахов» в 1973 году была включена в каталог Академии художеств «Два века русской художественной школы».
После окончания Академии Художеств в 1973 году Мурад Полонкоев приехал в город Грозный по вызову министерства культуры Чечено-Ингушской АССР. В Грозном художник много и плодотворно работал в различных направлениях изобразительного искусства, таких как живопись, графика, резьба по дереву, камню, фреска, мозаика. В 1975 году Мурат Махиевич был принят в Союз художников СССР. Большим событием для молодого начинающего художника было его участие в работе над созданием документального фильма «Махмуд Эсамбаев», созданного в 1976 году, в котором он представил свои работы - декоративные маски и скульптуры различных народов мира, выполненные из дерева.
В конце 80-х, начале 1990-х годов персональные выставки художника были проведены во многих городах России, а также за рубежом – Сирии, Норвегии, Италии, в которых творчество талантливого художника было высоко оценено зрителями.
Центральное место в творчестве Мурата Полонкоева занимают монументально-декоративные произведения. Под влиянием этого направления происходит становление собственного стиля художника.
Творческая деятельность художника не ограничивается только живописным искусством. Мурат Махиевич профессионально владеет почти всеми направлениями изобразительного искусства.
27 февраля 2020 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась персональная выставка Мурата Полонкоева «Художник и время», на которой было представлено более 50 новых произведений живописи и декоративно - прикладного искусства именитого мастера. В ходе подготовки и организации выставки сотрудникам музея посчастливилось побывать в гостеприимном доме Мурата Махиевича в селении Ачалуки и в его творческой мастерской. Нас приветливо встретила супруга художника Тамара Полонкоева, на чьих хрупких плечах лежит забота о муже, детях и внуках, о доме и большом хозяйстве семьи Полонкоевых. Она улыбалась, приглашая нас в дом, ее глаза излучали столько добра, спокойствия и мудрости, что мы сразу прониклись большой симпатией к этой красивой и обаятельной женщине. В дружной творческой семье Полонкоевых два сына и дочь. Сыновья Зелимхан и Ибрагим продолжили знаменитую династию художников. Это талантливые мастера изобразительного искусства, каждый из которых выбрал свой самостоятельный творческий путь. Зелимхан удачно сочетает творческую деятельность с административной работой – в 2016 году художник был избран председателем Ингушского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», он прекрасный живописец, унаследовавший уникальный талант отца. А Ибрагим, помимо творчества - он профессиональный скульптор, занимается педагогической деятельностью - преподает в детской художественной школе города Назрань.
В августе 2013 года в семье произошла огромная трагедия - безвременно ушел из жизни старший сын Адам. Он был талантливым живописцем с большим творческим потенциалом. В последние годы жизни Адам Полонкоев руководил администрацией сельского поселения Средние Ачалуки Малгобекского района. Профессиональные и личные качества помогли ему завоевать уважение среди населения и провести огромную работу по улучшению качества жизни сельчан. Его живописные полотна с успехом экспонировались в России и за рубежом. В августе 2013 года художника не стало, ему было всего 38 лет. Он прожил короткую, но яркую и достойную жизнь, большую часть которой было отдано искусству, и ушел в самом расцвете сил и творческого дарования.
Нам, неискушенным посетителям было интересно побывать в святое святых – в мастерской художника, увидеть своими глазами место, где рождаются произведения искусства. Войдя в мастерскую, словно сливаешься с ее пространством, вдыхая запахи масляной краски, растворяешься в ауре творческого духа. Становишься частью метафизического явления, открываешь эмоции, в которых картины являются окнами в другой мир, призматически преломленный калейдоскопом цветных пятен, красок, брызнувших на холст щедрой рукой творца, создающего свою вселенную и ищущего свои, вневременные пространства, где всюду чувствуется культура и интеллигентность, живой музей воплощённой картины.
Во все времена в мастерской было и есть несколько обязательных элементов - хорошее освещение, мольберт, палитра с красками, холсты и кисти - все это присутствует в творческой мастерской Мурата Полонкоева, которая стала для него отдельным миром, а порой и укрытием от мира, способом оказаться один на один с искусством. Поэтому, наверное, его ранняя работа - «Автопортрет», где он изобразил себя за работой в студии, перед мольбертом с кистью в руках, вызывает особенное любопытство - это способ приоткрыть завесу над скрытым от посторонних глаз творческим процессом, результаты которого в дальнейшем украшают выставочные залы музеев. Автопортрет художника это не просто аналог современного селфи, в нем автор показал нечто большее - свою душу, заключил собственные идеалы, взгляды на окружающую действительность. Создавая свой портрет за работой, он помещает в масштабы картины собственные идеалы, взгляды на мир. В ней он выступает в роли проводника между миром искусства и зрителем, его личность скрыта за сюжетами других картин. На автопортрете же она выходит на передний план.
Особое внимание следует уделить своеобразному декору мастерской - в самом центре находится отшлифованный толстый ствол дерева, словно поддерживающий куполообразный высокий потолок. По стенам мастерской развешены и расставлены картины, и на что еще мы обратили внимание, так это книжные шкафы с тщательно подобранной литературой широкого тематического диапазона - это книги об истории искусства, искусствоведческие материалы о художниках. Среди книг были редкие фолианты. Мурат Махиевич, со свойственным ему обаянием, рассказывал нам о своей юности, о годах становления его как профессионального художника, о людях, чья доброта и душевная теплота согревали его в тяжелые жизненные моменты.
В новых картинах живописца, созданных им совсем недавно, образы повседневного окружения, организованные в стройную систему ясных, продуманных до мелочей композиций, наполнены особой гармонией, красотой и даже значительностью, выходящей за пределы реальности. Мы обратили внимание на то, что в них нашла свое отражение религиозная тематика. Его триптих, посвященный последнему языческому священнику Элмарз-хаджи Хаутиеву, заслуживает особого внимания. В строгих композиционных решениях трех работ мастера ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. В этих картинах наиболее полно нашел свое отражение живописный талант Мурата Полонкоева. Насколько мастерски ему удалось регулировать меру освещенности каждого элемента изображения, погружая созданный образ в световой поток, наполненный разнообразием красок, ясностью цвета, перенесенного с палитры на холст. Насколько тонко он передал психологический образ своего героя на картинах.
Портреты, написанные мастером в различные временные периоды - это и ранние работы, и холсты, написанные совсем недавно, наполнили мастерскую особым теплом и светом. Волшебный мир мастерской, в которой художник пишет исполненных лучезарной радостью или затаенной грустью своих моделей, пронизан воздухом, светом и торжественной сосредоточенностью, которая придает созданным образам высокий классический стиль. Хотя мастер не прибегает к психологической разработке образов людей, все же человек в его полотнах доминирует над миром неодушевленных предметов. Окруженный яркими драпировками и аксессуарами, он не теряется в них, а возвышается своей одухотворенностью.
Главное место в живописной коллекции мастерской занимали замечательные пейзажи мастера. Эти полотна являются показателем внутреннего состояния художника, его настроения в момент их создания. Пейзажные картины мастера раскрывают еще одну грань его незаурядного живописного таланта. В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия хранится целая коллекция пейзажных работ замечательного мастера, воспевающие неповторимую природу горной Ингушетии.
Очень прост мотив картины «Пасмурный день», изображенный в серых и жемчужных тонах. Удивляет материальная осязательность каждого изображенного предмета на картине, одухотворенность каждой детали. В картине «Ачалуки» художник изобразил теплый летний день. Солнечные лучи начинают пробиваться сквозь влажные серебристые облака, и вся природа сверкает и искрится множеством оттенков и световых бликов, очаровывая зрителя летним теплом и поэтической красотой. Характерной особенностью живописной манеры мастера является привнесение в композицию пейзажных работ жанровых мотивов. Он населяет свои полотна фигурками людей, которые не просто оживляют, но и вносят в них определенное сюжетное начало.
Одним из самых значимых созданий мастера является Мемориал жертвам репрессий, который был открыт в 1997 году в городе Назрань. В 2002 году за этот проект Мурат Полонкоев был удостоен «Золотой медали» Российской Академии Художеств и был внесен в основной реестр Академии. В этом уникальном памятнике увековечена память о невинных жертвах сталинских репрессий 1944 года.
Человек для художника неотделим от окружающего мира. Произведения Мурата Полонкоева повествуют о величайшем богатстве – доброте и человечности, объединенных единым чувством - любви к родному краю, к земле предков, к людям, живущим на этой земле.
«Посещение мастерской такого удивительно талантливого человека, как Мурат Махиевич Полонкоев - уже само по себе событие незабываемое, - делится своими впечатлениями директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия Любовь Тумгоева. - В мастерской Мурата Махиевича побывали, без преувеличения, многие сотни почитателей его таланта, поскольку он сам и его супруга Тамара очень гостеприимные люди. И, без сомнения, они унесли с собой очарование этой неповторимой атмосферы, царящей в мастерской, где на всем лежит печать уникального и многогранного таланта хозяина и его неординарной личности».
Выходя со двора, полные впечатлений, мы зашли в башню, которую Мурат Махиевич сам построил по технологии и основах строения древних ингушских башен. Это настоящее произведение искусства, которое заслуживает отдельного рассказа и отдельного экскурса, которым мы порадуем в следующий раз.

Лейла Алмазова,
Заслуженный работник культуры
Республики Ингушетия,
главный научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия




Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры