Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 27 / 04 / 2024 Время Московское: 8973 Человек (а) в сети
 

Как делают настоящий ингушский ковер

В старину эти пестрые ковры, или, как их называют в Ингушетии, истинги, были практически в каждом доме. Но со временем техника их производства стала забываться, самих ковров практически не осталось, а что обозначали причудливые орнаменты, почти все забыли. К счастью, на защиту национального ремесла встали этнографы. — Все началось в 2011—2012 году, когда мы основали историко-географическое общество «Дзурдзуки» и занялись изучением орнамента, — говорит историк и учредитель общества Танзила Дзаурова.

— Мы поняли, что нашего национального орнамента нет вообще нигде: ни в архитектуре, ни в дизайне. Мы начали собирать материал: опрашивать стариков, искать фотографии, рисунки. Вовремя это сделали, потому что многих из наших респондентов, наверное 90 процентов, уже нет на сегодня в живых. Собранный материал мы стали рассылать дизайнерам, в типографии. Постепенно интерес к орнаменту появился и начал расти.

В 2019 году «Дзурдзуки» выпустили монографию «Ингушский национальный орнамент», в которой проанализировали и описали все собранные материалы. А после перешли от теории к практике. Победив в конкурсе президентских грантов, этнографы открыли в Назрани первую и единственную школу войлочного ковроделия.

— Ковры — это самый богатый источник материала по орнаменту, — говорит Танзила. — Первый поток учениц мы выпустили еще в прошлом году. Изначально хотели набрать 15 человек, но желающих было так много, что пришлось добрать еще четверых. Сейчас у нас второй курс, девочки уже освоили валяние ковров, скоро перейдем к игрушкам и одежде.

Ученицы первого курса основали собственную ассоциацию войлочного ковроделия в республике. На вырученные от продажи ковров деньги они сняли свое помещение, закупили шерсть и оборудование. Для многих это стало основным источником дохода, у некоторых появились постоянные клиенты. К ним планируют присоединиться и ученицы второго потока. На изготовление самого простого молитвенного коврика, он в длину 1,5 метра, у одной мастерицы уходит около недели. А чтобы сделать большой и плотный ковер, нужно до полутора месяцев. Разброс цен — от 5−6 до 35 тысяч рублей. —

Поскольку труд ручной, он дорогой, во всяком случае для человека нашего региона. Многие хотят, но не могут себе позволить покупку. Поэтому мы начали думать, как автоматизировать и упростить часть процессов, чтобы ковры стали дешевле. Пока же все от и до делается вручную.

Кроме того, мастерицы намерены обучиться окраске изделий натуральными красителями. Для этого девушки с приходом тепла будут собирать корни барбариса, кору дуба, листья грецкого ореха, чернику и т. п. — так, как делали их предки много лет назад.

Лиза Али

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры