Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 06 / 05 / 2024 Время Московское: 5027 Человек (а) в сети
 

Интервью посвященное исламу в Осетии

Интервью посвященное исламу в Осетии, вызвало широкое обсуждение в региональных СМИ и социальных сетях. Свое видение проблем и перспектив развития ислама излагает муфтий Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеев.

ИА REGNUM: Светские исследователи считают, что численность приверженцев ислама в Северной Осетии не превышает 15%. Согласны ли Вы с этой цифрой?

Для меня как для религиозного деятеля дело не в цифрах, но ради справедливости мы позволяем себе одергивать людей, которые говорят, что в Осетии 80% православных. О том, что ислам появился здесь гораздо раньше, чем принято считать, свидетельствуют, например, массовые факты захоронений по канонам ислама, начиная еще с Аланского царства. Первые такие захоронения датированы XII-XIII веками. В ущельях, традиционно считающихся "христианскими", в частности, Алагирском, есть древние башни, могилы с надписями на арабском языке о том, что нет божества, кроме Аллаха.

На основании архивных материалов у нас сложилось мнение, с которым никто не согласится, особенно историки: абсолютное большинство осетин были мусульманами. Мы вообще сомневаемся в наличии христиан-осетин в определенные периоды. Осетинский язык настолько пропитан арабскими словами, что если их удалить, мы не сможем общаться. Если священник захочет поговорить на осетинском о Судном дне и так далее, его речь на 50% будет состоять из арабских слов. Источники свидетельствуют, что многие осетины крестились, поскольку за это полагались три рубля, корова или отрез на рубаху. При этом те, кто взяли по три рубля, затем построили мечети, думая, что это сойдет с рук. Их со скандалом снесли и больше строить не давали.

Что касается цифр, то, когда я пришел два года назад, все говорили, что христиан в Осетии - 80%, а мусульман - 2%. Через полгода моей деятельности на посту муфтия стали говорить о 7%. Потом - о 12%, сейчас - о 20%. Нам все это забавно.

ИА REGNUM: А на самом деле?

Если брать общее население в административных границах Северной Осетии - тогда 30%. Считая, что во Владикавказе проживает около 50 тысяч мусульман, плюс жители мусульманских сел, в том числе ингушских в Пригородном, кумыкских в Моздокском, осетинских в части Иронского и Дигорского районов, получается треть населения республики, или около двухсот тысяч человек. Некоторые возражают - убери ингушей и кумыков. Хорошо - тогда уберите из числа православных русских, армян и грузин, и у нас получится 80% мусульман-осетин. Однако если из этих 30% наберется пара тысяч практикующих, будет хорошо. Сейчас мы будем стараться восстановить, насколько это возможно, духовный и моральный облик людей в соответствии с канонами ислама. Это наша основная задача. Если говорить о среднем возрасте, то 98%, если не 99% прихожан соборной мечети Владикавказа - молодежь до 30 лет.

ИА REGNUM: Какова ситуация на Юге Осетии? Светские и духовные власти РЮО едины в том, что мусульман в республике не было и не будет, строить мечети им не позволят, и позиция в этом плане очень жесткая.

Если они говорят, что там нет мусульман - не проблема, мы не собираемся доказывать, что они есть. Они обеспокоены, говорят, что исламу здесь не быть - я их понимаю. Руками мусульман сделано много нехорошего в России. Они мои братья, я их не списываю со счетов, но, к сожалению, когда-то, может быть, я и сам был недалек от всего этого.

ИА REGNUM: От ваххабизма?

Да, я был очень радикальным. Я не люблю это слово - ваххабизм, я от него устал. Я учился в Саудовской Аравии и, естественно, был ваххабитом для многих. Но давайте по Южной Осетии пока... Они не хотят, чтобы мечеть там была. С одной стороны, я их понимаю, с другой стороны, хочу сказать, что никто никуда не денется. Если там появятся мусульмане, там будет мечеть, однозначно. Законы, по которым они собираются жить, думаю, будут близки к российской Конституции, которая это позволяет. Это дело одного-двух грамотных юристов, и мусульмане отстоят свои права.

Во время конфликта (августовской войны 2008 года) я собрал ребят, и мы поехали в Южную Осетию - посмотреть, поддержать. Общались с руководством республики, и оно было благодарно мусульманам, особенно за поведение чеченских ребят. Отец Георгий (глава Аланской епархии) заявил на первом канале, что пути Господни неисповедимы: мол, когда наши православные братья нас убивали, нас спасали мусульмане. Во время второго визита в республику, когда я сопровождал делегацию Совета муфтиев, у меня возникла идея отправить в хадж ребят из Южной Осетии. Уполномоченная президента РЮО по делам религии Соня Хубаева поддержала это предложение. Я попросил у Равиля Гайнутдина десять мест, и мы послали ребят-выходцев из Южной Осетии, которые живут на Севере и приняли ислам: на Юге мы никого не нашли. Теперь Хубаева говорит, что это была чуть ли не попытка какой-то вербовки, но она очень технично нам отказала. Все это ложь. Отец Георгий тоже теперь совсем по-другому говорит. Ладно, ничего страшного...

ИА REGNUM: Сколько мечетей в Осетии? Планируете ли открывать новые?

Всего 21 действующая мечеть, и столько же зарегистрированных местных общин. Действуют, но нуждаются в реставрации, мечети Беслана, Эльхотово, Заманкула и Ногкау. Кстати, в Беслане, если вы заметили, на мечети - новая крыша. Это делается на личные средства главы республики Таймураза Мамсурова.

ИА REGNUM: После бесланской трагедии я проезжала мимо мечети с представителем городской администрации, который с неприязнью сказал: в таком состоянии она и будет стоять, никаких мусульман нам тут не надо.

Такие настроения были, но никто не имеет на это морального права, потому что абсолютное большинство бесланчан - мусульмане. 90% коренных бесланчан за то, чтобы мечеть была восстановлена. Мне постоянно звонят, просят номер счета, куда перечислить деньги. Церковь же строили на голом энтузиазме главы республики и священников.

ИА REGNUM: Духовное управление контролирует все общины, находящиеся на территории республики?

Да. Автономные общины были, но, похвастаюсь, доверие ко мне привело к тому, что теперь все они входят в одну централизованную систему.

ИА REGNUM: А шииты?

В религиозном смысле шиитской общины нет. Только если считать шиитами всех азербайджанцев. Зарегистрированной религиозной организации у них нет, есть национальное общество "Азери". Молимся мы все вместе. Есть бывшая шиитская мечеть, некогда построенная персами, в которой сейчас планетарий, и которую мы просим вернуть верующим. Он не работает уже двадцать лет, но по этому поводу поднялся страшный шум. Мы стали мониторить ситуацию и выяснили, что самые заинтересованные в том, чтобы там не было мечети - те, кто сдает помещения планетария в аренду, например, конторам по изготовлению печатей и штампов. И вот они приходят в детский сад, говорят: представьте, что здесь будут кричать "Аллах Акбар!", детям спать не дадут. В СМИ начали появляться статьи: я привык ездить в общественном транспорте и видеть надпись "Планетарий", я не могу представить, что этой надписи больше нет. Вот такие доводы.

ИА REGNUM: Ваша идея совместить в одном здании мечеть и планетарий поражает своей креативностью.

Да, это наше предложение. Мы поинтересовались - что нужно для планетария? Говорят: стены, чтобы развесить картинки, купол и проектор. Мы сами готовы его купить. На фоне того, что происходит в соседних республиках, мы очень обеспокоены и понимаем, что нужно думать, нужно действовать. Мы хотим открыть для мусульман двери в нормальный мир. Запланировали строительство Центра исламской культуры, где будут библиотека, музей, зал на сто-двести мест для всяких торжественных мероприятий. Мы хотим открыть мусульманам двери во все стороны, во все слои общества. Честно говоря, мы сами довольны, что нас озарила эта идея с планетарием. Мы слышали, что в Европе это практикуют некоторые католические костелы - предоставляют свои помещения для университетов.

ИА REGNUM: В православной церкви такое вряд ли можно представить...

В церкви картинку с планетами повесить негде будет, потому что там иконы, и весь купол разрисован. К мечети требования диаметрально противоположные: чтобы стены были чистыми, и на них не было изображений ничего живого. Ну, попросим Гагарина не вешать, вот и все (все смеются).

ИА REGNUM: Как обстоят дела с подготовкой имамов, исламских духовных кадров? Во многих регионах эта проблема стоит достаточно остро.

Думаю, в ближайшее время по России этот вопрос не будет решен. И одна из причин этого - непонимание руководством страны того, что мусульмане - пятая часть населения, и что они намного более религиозны, чем православные. Мы говорим о серьезной подготовке кадров и воспитании нового поколения мусульман - креативно мыслящих, понимающих, что на дворе - XXI век. Я сам это не особо понимал, пока не ввязался во все это. Я думал: если Аллах даст мне возможность преподавать в мечети - все, большего мне не надо. Но когда меня здесь выбрали муфтием - смотрю, не так все просто. Я думал, мне будет достаточно на республику одного-двух подготовленных помощников - нет. Число молодых мусульман растет, они блуждают в Интернете, и мы видим по их поведению, по высказываниям, что нужно очень серьезно ставить эту работу.

Соотношение востребованности мусульманами знаний и тех, кто может их дать, нас нормальное. Кадры нужны, но не так много, и эту необходимость мы в ближайшее время покроем. У нас около 20 человек учатся за рубежом, в Египте, Саудовской Аравии, в течение 5-7 лет они вернутся - этого достаточно, чтобы вести образовательный процесс, и все мечети обеспечить квалифицированными имамами. Но если опять, как после первой чеченской войны, будет массовый приток неофитов, конечно, этих кадров будет мало.

ИА REGNUM: Заметна некоторая агрессивность осетинских мусульман. Как Вы находите с ними общий язык, ведь энергия молодежи неизбежно требует выхода?

Да, она требует выхода. Если ее закупоривать - все взорвется. Людям нужна какая-то отдушина. И когда я стараюсь это сделать, меня обвиняют в экстремизме. Я хожу здесь на проповеди за джихад и делаю это намеренно, потому что ряд вопросов, на которые наложено табу духовными деятелями нашей страны, являются частью религии. Не говорить о них - значит, сказать, что ты вообще не мусульманин. Это вопросы халифата, джихада, шариатской формы правления и все, что вокруг этого. Мы по-хорошему уникальны на Северном Кавказе, и наша позиция такова: джихад является частью нашей религии. Он, в свою очередь делится на 14 степеней, одна из которых - вооруженный джихад. Но и ее мы признаем: да, мусульманин имеет право защищать свой дом, свое имущество, свою честь и свою религию. Это его право, более того, мы убеждены, что это самый верный способ заработать себе вечное блаженство. Я открыто говорю: как только я скажу, что джихада нет в исламе, я признаюсь, что уже не мусульманин, что я из числа верооступников.

Насчет халифата: сплю и вижу во сне, как мусульмане живут в исламском государстве. Мне это очень нравится, об этом я много читал, и все сделаю для того, чтобы когда-то это получилось у кого-нибудь. Притом понимаю, что у меня это не получится - я живу не в арабской, не в исламской стране. Но как придти к этому государству? У меня немного другой путь, чем у тех, кто в лесу. Я вижу его таким, какой он был у пророка Мухаммеда. Он говорил о своей религии, и пришел момент, когда пришли люди, позвали к себе. Это были мединцы, они сделали его своим правителем. Когда я говорю об этом чиновникам, они с удивлением говорят: так это же честные политические выборы!

В Государственной Думе есть люди, которые говорят, что этот строй не совсем правильный. А когда так заявляют мусульмане, их обвиняют в экстремизме, потому что они, по своей неграмотности или в рамках чьего-то коварного плана, сразу бросаются в бой вместо того, чтобы оценить ситуацию. Аллах наградит тебя за то, что ты хочешь сделать. Другое дело, что это нужно делать правильно, иначе Аллах тебя накажет. Чтобы воплотить свои искренние желания, нужны дополнительные знания. Примерно это наша позиция, и с молодежью мы говорим не с позиции чиновников, как это делают некоторые духовные лидеры нашей страны, не с позиции силовиков, у которых, скажем, в Дагестане, разговор короткий: задал несколько вопросов - и все, ваххабит. Мы знаем, кто ваххабит, кто не ваххабит. Мы знаем, каким должен быть мусульманин, каким должно быть его вероубеждение, и стараемся привести к этому. Я, может быть, промолчу, если узнаю, что человек пришел из леса, если увижу, что он нормальный, что он покаялся. Потому что от него будет больше пользы, чем если его просто взять и расстрелять, тем самым подтвердив свою враждебность к исламу всем, кто сидит в лесу, и тем, с кем эти "лесные братья" связываются по Интернету и мобильной связи.

Поэтому мы с молодежью максимально терпимы. Мы взяли на себя обязательства доказать, что это государство им не вражеское, но нам нужно подтверждение, нам нужна поддержка государства. Да, я говорю, что оно не враг, но вот вам пример - владикавказская мечеть, напротив нее - дом правительства. Люди двадцать лет совершают намаз, по колено в снегу умываясь зимой на улице. Я уж не говорю, что там, извините, нет туалета. На встрече в Сочи я спросил у президента Медведева: как Вы думаете, с какими чувствами выросло новое поколение?... Я сказал, что не рассчитываю на любовь к исламу, но наши интересы совпадают: мусульмане - та часть населения нашей страны, чьей неграмотной молодежью пользуются враги этого государства, и вы можете выбить почву из-под ног всяких провокаторов. Мы авансом стараемся это делать, мы доказываем мусульманам, что все не так, как вы думаете, что все нормально. Основываясь на знаниях, полученных от ученых, мы уже доказали: все, что от нас требует Аллах - это быть честным и порядочным мусульманином, и по мере возможности распространять эту религию. Все, что нам нужно - мечети, чтобы мы могли спокойно молиться, медресе, чтобы учить наших детей. Мусульмане часто говорят: нам не дадут мечеть, медресе, нам ничего не дадут. Мы сказали: дадут, и мы вам докажем. Сейчас мы пытаемся все это объяснить руководству.

ИА REGNUM: Говорят, с приходом Мамсурова ситуация очень изменилась в пользу мусульман...

Да, это правда.

ИА REGNUM:... и даже существует негласное распоряжение, согласно которому все более-менее значимые посты в республике должны занимать мусульмане.

Нет, такого не было. Но со стороны Мамсурова есть понимание. На все наши предложения он отвечает только положительно, по крайней мере, так было до последнего времени. Помогает, но он не может все делать. А корпус чиновничьий - у них при слове "ислам" один ответ: нельзя. Мы объясняем: вы никуда не денетесь. Если бы ты дал мне взятку, а я бы сказал: все, прекращаем процесс принятия людьми ислама, то, может быть, со мной бы ты договорился, но не я это делаю! Это процесс идет, давай думать, как быть дальше.

Очень бы хотелось понимания. Несколько лет назад обсуждаем возможность открытия бесланской мечети. Чиновники говорят, что не хотели бы этого. Я отвечаю: когда человек становится мусульманином, он узнает, что первым словом в Коране было "учись", "читай", а где он будет читать, у кого будет учиться - это уже зависит от нас с вами. Либо он будет учиться в мечети у квалифицированного имама, либо будет делать это в Интернете, может быть, ездить в Назрань, Кабардино-Балкарию, как это делал я. Анзор Астемиров, Муса Мукожев - это были мои учителя, я к ним ездил с вопросами. Почему мы туда ездили? Потому что тут никого не было. Меня послушали внимательно, говорят: есть такая практика - если есть притон, его нельзя закрывать, а то его состав куда-нибудь перекочует... Ладно, я простил это сравнение.

А чтобы глава республики сказал, что везде будут мусульмане - нет. Исторически так сложилось, что осетинская элита - может быть, это обидно для кого-то - всегда была мусульманской. Как-то мы сидели, и один из представителей высшего руководства республики сказал: извините, это мое личное мнение, но чтобы человек был мужчиной, воспитанным, порядочным, он, конечно же, должен быть мусульманином. Так он пошутил, и, видимо, это потом трансформировалось в то, что сейчас будет смена аппарата. Кто-то перепугался, наверное.

ИА REGNUM: Вы, должно быть, выступаете и за многоженство?

Многоженство - единственный выход для России, в которой по последней переписи женщин на 10 миллионов больше, чем мужчин. Вот вы, женщина, признаете право своих сестер на семейное счастье?

ИА REGNUM: С православной точки зрения это не главное в жизни.

Но вы признаете это право? Жизнь человека многогранна, должен быть баланс. Мы, мусульмане, считаем крайностью отшельничество, и случаи находки в монастырях останков маленьких детей подтверждают это. Есть вещи, которые противоречат физиологии человека, это надо учитывать. Мы считаем, что отшельничество - это то, что придумали сами люди. Да, из хороших побуждений, но намерения могут быть хорошими, а действия, если они неправильные, приведут к катаклизмам.

ИА REGNUM: Понятно, что на эти вопросы мы смотрим совершенно по-разному.

Я считаю, что многоженство - нормально. Если бы наше общество было избавлено от блуда, я сказал бы, что в нем нет необходимости. Но все исходит из того, что наше общество очень распутно, и причина этому - поведение мужчин и женщин. Еще совсем недавно у нас на Кавказе было дико увидеть целующихся на улице, теперь это случается. Распутство достигло ужасающих пределов. Говорят: многоженство - тот же блуд. Почему блуд? При шариатском браке, сколько бы жен не было, я несу ответственность за детей, их воспитание, обеспечение. Поэтому эти десять миллионов "лишних" женщин нужно либо расстрелять - с этим мы не согласны, либо в резервацию - не согласны, либо выслать, а там такая же ситуация, если не хуже. Остается стать второй женой. У меня у самого две жены.

ИА REGNUM: А согласно законодательству, можно иметь только одну.

По российским законам это не является преступлением. Все, чего лишится вторая жена, это моей фамилии, но в исламе и так нет принуждения, чтобы женщина брала фамилию мужа. Остается ребенок - до четырнадцати лет он не сможет носить фамилию отца, но потом сможет выбирать. Вот единственное неудобство. А дележ наследства, все подобные моменты у нас шариатские, не светские. Все нормально, это не создает никаких проблем.

ИА REGNUM: Приятно посмотреть на человека, у которого слова не расходятся с делом. Вы упомянули Беслан. Как после происшедшего изменилось отношение к мусульманам в Осетии?

Недавние теракты очень хорошо показывают, что невозможно все контролировать. Человек - очень сложный организм. Сейчас у нас говорят: экономика, вот если всем дать работу... Это дарвиновский подход. Недавно прочитал статью одного журналиста, который рассуждает, откуда берутся смертницы. Он никогда ни одной из них не видел, не мусульманин, и вот начинает: есть несколько вариантов вербовки, один из них - публично насилуют, записывают на камеру, говорят, что все это покажут, если ты себя не взорвешь. На самом деле все намного серьезнее. Я и в Сочи на встрече с Медведевым это говорил, и когда с Сурковым встречались - пора перестать подбрасывать шприцы и так далее. Кого мы обманываем? Эти люди... В конце концов, я был одним из них. Мечтал отдать свою жизнь ради Аллаха, считал, что это - самый короткий путь в рай. Денег мне никто не обещал, да и в чем прелесть этих денег, если я умираю?

Идеологически намного серьезнее надо подходить. И просто говорить "фас" разным религиозным деятелям - скажи, мол, что они ваххабиты, а мы с ними расправимся - ваххабитов получится в десять раз больше, вот и все. Подход нужно менять. Я на самом высоком уровне просил понимания, говорил, что буду ходить по самым границам. Мне угрожают с обеих сторон: здесь говорят, что я к джихаду призываю, там - что я от джихада отгоняю людей. Но я это делаю ради Аллаха, я человек, который принял ислам, я люблю эту религию, Создателя, и сделаю все, чтобы в благодарность за наставление максимально показать эту истину. Я учился именно для этого: во-первых, боялся быть обманутым, во-вторых, чтобы узнать ее и поделиться с людьми.

Если я призываю кого-то любить людей или нашу страну - я открыто говорю, что делаю не потому, что патриот моей родины. Эта страна, это государство, это правительство очень мало сделали для того, чтобы я любил эту страну. Я вырос в девяностые - что я видел? Моя позиция связана именно с моей религиозностью. Из боязни перед наказанием Всевышнего я не имею права причинять вред там, где я живу, обманывать людей, с которыми живу, какой бы они конфессии не принадлежали, я не имею права убивать невинных. Много чего я не имею права делать из того, что делают люди, прикрываясь исламскими лозунгами. Это запрещено, это харам, это по разряду великих грехов проходит. Моя проповедь основана именно на моей вере. Я не чиновник, не кадровый офицер - я мусульманин. Если в моей проповеди и в моем поведении вы видите что-то для себя позволительное, как хозяева этого государства - вы дадите работать, не видите - не дадите. Пока работаем... Пока жалобы только на низших уровнях чиновников, которые сравнивают нас с притоном. И от православной церкви, недовольной, что я слишком бурную деятельность тут развел. Я понимаю их - я был православным, в их глазах я отступник, на этом все замешано.

ИА REGNUM: Да, это не совсем обычный случай.

Вообще впервые в истории. Я первый русский муфтий и первый бывший христианин. Как я пришел в ислам? Таких историй много. В моем случае я по воле Аллаха познакомился с мусульманами, эти ребята были студентами Нальчикского исламского института, который открыли переселенцы-репатрианты из Турции. И вот такой небольшой штрих: прохладный весенний день, когда можно проснуться от холода, я лежу в мечети, и тут ингуш меня укрыл. Это во мне многое поменяло: я понял, что этот жест потому, что он - брат мой, мусульманин.

Я увидел в поведении мусульман взаимоуважение, порядочность. Некоторые из них были очень похожи на меня, я в них себя увидел. Когда ближе познакомились, выяснилось, что у многих было идентичное прошлое. Начав читать, увидел в исламе уважительное отношение к Иисусу. Кроме того, там были ребята-чеченцы. Это был 1996 год, они принимали участие в войне - на той стороне, естественно. Это наш менталитет - стрельба, камуфляжи, бороды, это все завлекало очень. Когда ты вживую разговариваешь с человеком, а он кого-то убил (мечтательным голосом)... Недавно так смешно стало, вспомнил себя в молодости: двое спорили про кого-то третьего - все с Южной Осетии ребята - "что о нем говорить, он что, кого-то убил?..." (смеется).

Одни из этих факторов - ложные ценности, другие до сих пор я воспеваю, но они привели меня в ислам. Я стал читать, у меня все было перемешано - ислам, Чечня, война, джихад, наши кавказские традиции... Может быть, месяц прошел - и в какой-то момент я понял, что я - мусульманин. Понял и испугался: так не пойдет, надо от всего этого отходить. Я попытался это сделать - не получилось. Потом пришло спокойствие, и оно убедило меня в правильности моего выбора. Меня часто спрашивают, что привлекло меня в исламе. Сформулировался такой ответ: единобожие в чистом виде, концентрат единобожия, которое оказалось лекарством для моего сердца, чтобы оно успокоилось. Я стал по-другому воспринимать мир.

ИА REGNUM: А в православии Вы ничего этого не видели?

В православии - нет. При этом я был крещеным, дважды крестным отцом - крестил детей своих друзей. Христиане не учат своей религии, я их в этом обвиняю. Не учат, видимо, боясь стать ненужными. Прослойка священнослужителей для меня - сообщество, которое преградило людям дорогу к Богу. Простому верующему проще не разбираться, а заплатить деньги. Очень смущала финансовая сторона...

Я был обычным человеком, не скажу, что очень положительным. Многие, когда принимают ислам и меняют образ жизни, говорят: я и раньше был хорошим, не подумайте! Нет, я себя осуждаю за многие действия. Я очень благодарен Аллаху, что он не дал мне дальше зайти по этому беспутному пути. В 1996 году, осенью, я принял ислам. Мне было 22 года. Ну а как я стал муфтием - это уже выбор мусульман этой республики. Я еще не доучился, мне три семестра осталось, позвали сюда...

ИА REGNUM: Где и как Вы учились?

Сначала я учился в известном ваххабитском медресе в Учкекене в Карачаево-Черкесии. Все мои знакомые, все, кто там были, погибли или разъехались из страны. Мы ездили "на учебку" к Хаттабу. Тогда так было: сел, поехал в Чечню, экзотика такая... И даже "органы" не обращали внимания на все это. Я мог поехать в Грозный, я знал очень много людей, которые там были известны, но за это мне ничего не было, до сих пор. Сейчас я это уже не скрываю - я понимаю потенциал спецслужб, но они, наверное, ждали, что вторая кампания расставит все на свои места. Здесь такой бардак был... Потом я поехал в Египет, где четыре года учился в университете Аль-Азхар. Затем подал документы в Саудовскую Аравию, там тоже учился четыре года на факультете "основы религии и проповеди".

ИА REGNUM: А по национальности Вы русский?

Да. Я осетинский племянник - у меня мама осетинка.

ИА REGNUM: Как Ваши родные восприняли принятие Вами ислама?

Сначала думали, что это очередной бзик, потом поняли, что все намного серьезнее. Им не понравилось, и причиной тому был я - я был очень нетерпим, "кяфиры-некяфиры"... Я во многом виноват в таком их отношении. Сегодня моя сестра - вот-вот, на пороге принятия ислама. Мама полностью со мной солидарна, но говорит, что без разрешения мужа ислам не примет. А так никаких проблем в семье нет, все довольны. Наверное, то, что я муфтий, тоже как-то помогло - раньше мама все время спрашивала: а чем ты будешь заниматься?...

ИА REGNUM: Вы придерживались достаточно радикальных взглядов. Что же стало причиной их переосмысления?

Учеба. Когда я приехал в Египет, первым моим ощущением было следующее: либо они ничего не знают об истинном исламе, либо они очень зашифрованные. Где все эти джамааты, амиры, ячейки? Я стал их выискивать. Сначала подумал, что они очень законспирированы... Когда уезжал отсюда, думал: два-три месяца поучусь, больше мне не надо, я все это и так знаю. В какой-то момент понял, что не так все просто. Я стал осознавать объемы знаний, которые нужны человеку. Попались хорошие учителя, которые объяснили, что нужно начинать с основ.

Стал возвращаться сюда на каникулы - у меня начался конфликт с джамаатом, одним из организаторов которого я сам и был. В свое время мы создали джамаат, муфтия объявили кяфиром, считали, что Духовное управление - одно из структурных подразделений ФСБ. У нас все было серьезно: мы запретили муфтию доступ в мечеть, ключи были у нас. Мы готовились: если будет вторая чеченская кампания, все пойдем воевать. Не скрывали своей вражды к государству, считали, что наше спокойствие, что нас никто не "трамбует" - это такое знамение Всевышнего. А на нас, видимо, просто смотрели - так, пока ничего серьезного.

Сначала в джамаате заподозрили, что я учусь не там и не тому. Потом были открытые просьбы перестать этим заниматься и попытки вызвать меня оттуда. Амир написал мне письмо с приказом - у нас была армейская система - что прошло уже два года, это достаточный срок, приказываю тебе вернуться, здесь надо работать. Я приехал на каникулы и сказал, что возвращаться не собираюсь. Я ослушался амира, дошло до того, что мне руки не подавали, не давали салам - это первый признак того, что тебя считают немусульманином.

Спустя какое-то время я снова приехал на каникулы. Когда мы сделали джамаат, то предложили всем войти в него. Тех, кто не вошел, поделили на две категории: нечестивцы, которые не захотели этого сделать намеренно, и невежды, которые еще этого не понимают. Одним мы улыбались, других - открыто презирали. Часть, которую презирали, естественно, постоянно пополнялась. Я работал с одними, с другими, начался перевес, действующий муфтий это заметил и попросил меня войти в Духовное управление, стать его заместителем. Я согласился, хотя и понимал, чем это грозит. Это вызвало новую волну: ага, теперь все ясно, кто он такой. Но постепенно, в течение пяти-шести лет, нам удалось без репрессивных мер добиться, что, когда амир джамаата Ермак Тегаев позвал всех в горы на джихад, с ним ушло два человека. Мы были близкие люди. Он считал, что здесь нет никакой перспективы, нужно защищать свою религию, воевать: проиграем - уйдем в рай, победим - будет халифат. К сожалению, человек не имел достаточных знаний, и мы разошлись с ним по этой теме.

Осетия - единственная республика, в которой удалось сделать это мирным путем, без репрессий. Те же, кто начал с репрессий, успеха не добился. А если кого-то и напугали, то от тех, кто испугался при первом появлении милиционера, и дальше толку нет. Понимаю, что я - экспериментальный, пробный вариант для тех, кто смотрит сейчас за ситуацией. Очень надеюсь, что мне удастся продержаться, достичь успеха. Надеюсь, что я буду один из многих, которые исправят ситуацию на Северном Кавказе и в России вообще.

Научный потенциал для этого есть, я знаю точно. Недостаточно кадров, которые донесут эти знания. Молодежь, у которой есть знания, сталкивается со старыми муфтиями, муллами, которые не хотят уйти. Они придумывают разные поводы: им пока нельзя доверять, это, наверное, ваххабиты... Сложная ситуация, но я надеюсь, что буду здесь каким-то тараном. Очень надеюсь на понимание руководства - и политического, и служб определенных, которые отвечают за спокойствие. У них есть наработанные схемы, которые давно устарели, но он не хотят от них отказываться, потому что за это отвечать надо, а у них же карьера. Ничего, каждый свое дело делает. Пока все вроде нормально. Полтора года меня бойкотировали. Муфтии выдвигали разные версии - в Чечне, Ингешутии, Дагестане говорили, что ФСБ привезло меня из Саудовской Аравии, поставило как барьер между восточной частью Северного Кавказа, где суфийские тарикаты, и западной, чтобы этот свет туда не пошел. Посмотрим, насколько нас хватит. Жаль, конечно, что есть еще место зависти.

ИА REGNUM: Как бы Вы охарактеризовали общую ситуацию в республике? Создается впечатление, что Северная Осетия охвачена унынием, погружена в депрессию.

Да, на уровне республики народ отчаялся. Несколько десятков терактов тоже, видимо, сказались. Запутались люди. Насаждается язычество, поощряется сектантство - а это идеологический разброд мыслей. Христиане - их пассивность меня убивает. Куда не придешь - давайте, мол, мы, мусульмане, выступим по телевидению - "нет, мы еще о православии передачу не сняли". А я должен отвечать за их пассивность? Обращаюсь в министерство по делам национальностей с предложением заключить соглашение о сотрудничестве - "а мы еще с православной церковью не заключили". Я их скоро с собой начну водить, чтобы не говорили, что с ними еще не разговаривали! Достоевского читают, цитируют его периодически - больше ничего не надо. А массовые крещения? Ну выйдет он из этого пруда и пойдет напьется, и будет молиться своим языческим богам. Какой толк от этого? Ты хоть одного посетил, кого крестил, узнал, какова его судьба? Нет твоего участия нигде. А поведение некоторых монахов, священников?...

ИА REGNUM: Хорошо, возьмем тех, кто взрывает себя в метро. Можем ли мы судить по ним об исламе?

Не можем.

ИА REGNUM: И все же образ ислама складывается и из этого тоже.

Есть разница - это не официальное духовенство.

ИА REGNUM: О некоторых представителях мусульманского духовенства также известны нелицеприятные вещи. Стоит ли придавать этому такое значение? Это всего лишь люди, Коран и Библия не предписывают им так поступать.

Я понимаю - человеческий фактор, все такое. Но, согласитесь, в исламе же этого нет, там серьезней относятся. Где-то и убить могут. Да, они ненормальные, но все серьезно относятся к своей религии. А вот православным этого не хватает. Я за то, чтобы у них это было. Мы просим организовать на нашей государственной телерадиокомпании цикл передач, чтобы последовательно касаться разной тематики и возрождать в обществе братские, человеческие понятия... Мир когда приходит? Когда люди - братья, когда они любят друг друга, когда они близкие люди. А если мы будем пропагандировать эгоизм, образ одиночки, у которого есть пластиковая карта, и больше ему ничего не надо, если мы будем продолжать учить детей, что мы - потомки обезьян из разных районов джунглей, это изначально приводит к отсутствию братского отношения. Я знаю, что как минимум по Адаму и Еве вы мне близкие люди, и прежде, чем вас лишить жизни, я еще буду думать долго!

ИА REGNUM: Мы тоже, наверное, немножко подумаем (все смеются).

Интересный разговор получается.... Вообще у нас как у государства нет долгих перспектив, хотя бы в экономике. А духовная сторона - там еще дольше должны быть перспективы. У меня дома нет телевизора - ни в одном, ни в другом: я не могу позволить себе при детях его смотреть, не могу при маме. Все жалуются на телевидение, а я говорю: мужчины есть среди вас? Можете телевизор просто взять и вынести? Вы боитесь, вы потеряли право голоса в своих семьях. Вы можете спросить свою дочь: что ты читаешь, ну-ка сядь рядом, дай сюда! Почему самые падшие женщины - для тебя пример?... Что обидно - есть государство, есть армия, чуть что - гранатами забросают. Говоришь им - сделайте нормальный государственный канал, они в ответ - понимаете, коммерция, давайте сделаем какой-нибудь цифровой... Да его никто не найдет!

ИА REGNUM: Спасибо за интересное интервью и особенно - за откровенность. Люди часто говорят не то, что они действительно думают.

К сожалению, муфтий у нас в стране - во многом политическая должность, и я очень боюсь превратиться в чиновника, который, прежде чем что-то сказать, думает, как отреагируют начальство и подчиненные. Мы пока стараемся быть избавленными от этого всего. Надеемся, что не придется окунуться в эту трясину.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Gravity Пнд, 17/05/2010 - 13:57
Бармалей Ср, 19/05/2010 - 00:19

терпеть не могу эти дешевые выходки,как например не подать руку,моастаг1 вале ях азам

Чудовище Ср, 19/05/2010 - 00:29

Во во, мне кажется я бы сходу ему в пятак въехал бы. Поубивал бы всех с такими выходками.)))
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

Бармалей Ср, 19/05/2010 - 00:58

сразу все точки над ! раставил бы)и не пришлось бы гадать,оставят при муфтияте или нет))

Знакомый Пнд, 17/05/2010 - 14:15

Кто это там в кадре кто демонстративно не подал руку имаму? Я так и не понял это поп или какой то другой имам?

Чудовище Пнд, 17/05/2010 - 16:00

Поп конечно. Это он их задел за живое)).
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

ingush_etia Пнд, 17/05/2010 - 15:56

он ему руку давал??? нет помоему

Чудовище Пнд, 17/05/2010 - 16:02

Там отчетливо видно что он подает руку.
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

FantaGiro Пнд, 17/05/2010 - 00:42

А то, что Евтеев предлагает придти к Исламу мирно, без оружия, по примеру Пророка(с.а.с.) не смущает сторонников вооруженного Джихада? Хотелось бы услышать мнения по этому поводу.

ingush_etia Пнд, 17/05/2010 - 11:43

он во всю русню не может сказать что за них и что это правильно! не один муфтий не может отменить то что приказал АЛЛАХ

Чудовище Пнд, 17/05/2010 - 10:03

Если кто то подразумевает меня как сторонника чего либо, то сильно ошибается. На счет других не знаю. Судя по информации которую ты скинула: он не давал интервью, потому как такое интервью мог дать человек в двух случаях как сказал Знакомый. А здесь его откровения о которых мы могли бы и не узнать. Т.е. он всем высокопоставленным чинам говорил одно? а делал свое дело в котором и признался в частной беседе. И вообще, то что он делает это случай исключительный (место и время). Это пример не законченной попытки сделать что то обходясь без крайностей. Осетия не Ингушетия а Тем более не Чечня. И не потому что "мы" ингуши бесхебетные слабые и только один из нас очень хребетный что бы писать писульки националистические на своем душевном форуме, а потому что власть уже перешла точку невозврата.

="
Осетия - единственная республика, в которой удалось сделать это мирным путем, без репрессий. Те же, кто начал с репрессий, успеха не добился. А если кого-то и напугали, то от тех, кто испугался при первом появлении милиционера, и дальше толку нет. Понимаю, что я - экспериментальный, пробный вариант для тех, кто смотрит сейчас за ситуацией. Очень надеюсь, что мне удастся продержаться, достичь успеха. Надеюсь, что я буду один из многих, которые исправят ситуацию на Северном Кавказе и в России вообще."
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

FantaGiro Пнд, 17/05/2010 - 22:15

Я имела ввиду не только тебя, но и других тоже... В общем, хотелось услышать более развернутое мнение по этому поводу. Я согласна с тем, что он скорее всего интервью не давал, а просто приватно беседовал с человеком, проявив при этом неосторожную откровенность. Но ведь он на самом деле призывает к мирному пути решения ситуации, не исключая при этом вооруженного джихада, как такового.

Чудовище Пнд, 17/05/2010 - 22:35

Вот именно, он пробует другой вариант, там где шансов на успех больше. Если исходить из информации которую он дал. Кстати, а кто здесь "другие"?
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

FantaGiro Пнд, 17/05/2010 - 22:47

Но ведь этот вариант, и у нас спокойно прокатил бы, и шансов так же было бы больше, но вместо этого мы, почему-то выбрали более тернистый путь...Другие?)) Ну тут же еще форумчане есть, кроме нас)) Другие - это остальные))

Чудовище Пнд, 17/05/2010 - 23:00

Да нет, у нас это не могло прокатить. Мы уже поднимали много раз это вопрос. Зачем мы сравниваем то что в Осетии и Ингушетии, когда совершенно разная ситуация была в Чечне и Ингушетии, по разному сценарию все двигалось. Это три совершенно не похожих сценария событий и условий. А Начинать такую деятельность в то время когда уже поздно дергаться, бессмысленно и даже глупо. А в Осетии не было ничего похожего, там, как написано выше, обошлись без репрессий. Но история еще не закончилась, поглядим чем она закончится.
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

FantaGiro Пнд, 17/05/2010 - 23:07

Надеюсь,happy and.

Чудовище Втр, 18/05/2010 - 10:24

Ты же наверно понимаешь, что даже если если будет Хэпи Энд то это совершенно не значит что такое могло прокатить где то в других перечисленных республиках. Тем боле что уже были попытки спокойно решить проблему. Только вот есть среди нас лжецы выдумывающие факты о событиях в свою выгоду, что бы складно пелось ему и сладко слушалось его слушателям. Впервую очередь надо задавать этот вопрос о возможности не тем кто утверждает что военный джихад на территории был единственной возможностью, а тем кто спровоцировал его распространение на территории Ингушетии, со стороны властей.
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

АмбициИ Втр, 18/05/2010 - 23:27

давай зададим эти вопросы и тем кто (по твоему) в первой очереди и тем кто во второй?
применимо именно к Ингушетии..

Чудовище Ср, 19/05/2010 - 00:06

Давай!
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

АмбициИ Ср, 19/05/2010 - 00:35

правильнее будет наверное- если понять или определить- где расходятся мнения.
как я понимаю, ты утверждаешь- в Ингушетии, "мирного" развития религии не могло или не может быть? (может как то неправильно называю,но если не придираться к словам-смысл понятен)- это первое,
и второе- то что произошло ,происходит,( убийства, раскол, -гражданская война) все это инициатива только государства и на него можно было реагировать только так!
поправь меня если что не так пишу.

Чудовище Ср, 19/05/2010 - 20:55

Конечно я во всем винил и буду винить власть. Начиная с ..... да откуда угодно, допустим с Ельцина. Откуда примерно все идет. Устроили бойню в Чечни что бы рейтинг Ельцину поднять. Ну ты понимаешь цепочку? приходим к моменту когда в Ингушетии боевики только отдыхают и ни они не трогают власть и власть особо их не трогает. Потом, начинается давление на Аушева, вынуждают его уйти, с этого момента становится понятно куда идет процесс, потом фарс с выборами где выигрывает очень лояльный Зязиков ФСБ. Ну в общем вот так. А по ходу там много всяких неприятностей происходит, начинают ловить и убивать лесников еще до того как они решили сделать из Ингушетии зону военных действий, а не на оборот. Это очень важно знать что после чего следовало. Параллельно со всем этим гонениями на всех и вся тот же Цечоев скрывался неизвестно где. В общем как тебе сказать, я несколько раз попадал в эпицентр этих событий не случайно естественно и помню как и кого трамбовали начиная с 99 года и помню когда начался перелом. Я не хочу вдаваться сейчас в детали на этом форуме, но знаю с уверенностью ничего похожего как Осетии в Ингушетии быть не могло. Мы могли бы вернуться к прежним обсуждениям, благо фальсификаторы тусуются за пределами этого форума и кстати, поведение их говорит что они лицемерят, потому что на примере происходящего сейчас с Магас.ру и подобий его в виде песочниц, деятельность их скорее подтверждает мою правоту в споре с ними нежели опровергает)). Когда подворачивается хороший момент консолидации общества они почему то ведут себя так, как якобы вели себя лесники когда могли мирно все разрешить)). Ладно, пусть думают. Правда все равно наружу выйдет. Это я так отвлекся, о наболевшем вставить решил))).
На счет второго- ну ответ у тебя есть исходя из выше написанного. Насчет "можно было реагировать только так", это было неизбежностью во первых, во вторых я уточню, что инициатива Российской Федерации и тупость/предательство/ итд. местных марионеток. Ну вот где то так.
Но, знаете я чет не помню ни одного деятеля ингушетии в ранге скажем Муфтия пытавшегося что то подобное как в Осетии замутить. Не тогда когда уже было поздно, а когда еще можно было что нибудь сделать(1). Фальсификаторов просил бы не беспокоится по этому поводу.
-----------------------------------

АмбициИ Чт, 20/05/2010 - 12:11

если идти с твоего "до откуда угодно" то- ситуация в Чечне так же не похожа на то как все произошло в Ингушетии.
Чечня выбрала свой путь во главе с ее лидером(Дудаевым) последствия этого выбора были достаточно предсказуемы.... о все же- там выбрали- свои военные парады, атрибутику независимого государства...и т/д/(причем так же совершенно очевидно было- что это не состоятельно(потом время это показало- в промежутке между войнами)
и если в Чечне все это имеет какую то более понятную логику(первая война- ее последствия, зверства которые там происходили со стороны федералов(хотя надо признать- на мой взгляд-по первой войне- за всех с полна отомстили)-
так вот-там это еще более менее понятно.
А Ингушетия- фронтом боевых действий она стало по стратегическому плану лидеров (тогда еще живых) боевиков.
Они были достаточно далеки от идеи джихада(по своим действиям и постукам) а говорить можно все что угодно. Этот Джихад вообще первым объявлял кадыров старший! к чему он пришел и кем оказался мы все знаем.
так вот- чтоб расширить зону- нужна была идея( За попытки обрести ненужную независимость Чечни- в Ингушетии воевать готово было не так много людей( в Ингушетии с начала второй чеченской уже понимали-что к чему, и это уже была не та война)
и вот- джихад!!! я , да любой мусульманин, не может сказать что это плохо, что это не предписано кораном, и т/д/ но в то же время- надо понимать время и место, возможные последствия, рациональность и т/д/ и как самый крайний метод джихада- начинать военный джихад. Начинать если нет никаких других вариантов.....попробовать все вариант....сделать большую работу- чтоб был успех. Знания- они имеют большую силу,чем оружие.
Если кого то винить- надо понимать критерии.
-к государству - они свои( особо справедливости или честности от них никто и не ждет)
-те которые идут с именем Аллаха- к ним требования совершенно другие, потому что там другие ценности.
я бы не хотел их сравнивать, и ставить "в одну весовую".
с одной стороны- чужое "государство" с другой- свои, по религии, но нации.
Без активного "содействия" со стороны боевиков- власти не сделали и 10 части того что сделало.!!!! и даже сейчас не поздно!!!это основная мысль.
А по поводу создания других сайтов- это хорошо. интернет пользователей становится больше. за один этот год -дополнительно подключаться 1000-1500 человек. И пусть им будет что предложить. пусть они выбирают площадку, а в конкуренции- выиграет сильнейший. во многом это заставляет искать новые решения(радио и т/д/) менять подход, работать над улучшением- для меня как пользователя- это плюс.

Чудовище Чт, 20/05/2010 - 17:50

Ладно видимо надо будет идти от другого от первых Кавказских войн, потом выселение, ты понимаешь к чему я клоню? Ну типа народ весь пропитан был ненавистью к Российской власти, т.е. потенциально был готов начать сопротивляться за независимость. Теперь вот такие высказывания "выбрала свой путь" это из трибунной риторики, какой еще путь и при чем тут это? Ты видимо очень плохо знаешь историю Чечни и Ингушетии какие предшествовали события много всякого было. Приход к власти Дудаева, разве не Кремль устроил? Там конечно процессы были немного сложнее чем это многим кажется типа ГКЧП в согласии с ЕЛЬЦИНЫМ решили закинуть Дудаева в Чечню. Думаю надо много книженций прочитать по тем событиям что бы понять что никто из нас четко не понимал что из всего этого выйдет. В тот момент, вроде как счастливый момент, Когда На законном основании ЧИАССР решением ВС стала Союзной республикой. Тут все глазки и закрыли, потому что именно это ключевой момент. И когда Союз Развалился то на момент Распада, Чечено-Ингушетия уже имела по закону те же права что и союзные республики, а это значит что имела все основания для отделения как и другие как Украина, Грузия, Казахстан и тд. Ты помнишь такое??? поищи документы там все есть. Будь я на месте тех руководителей республики я возможно так же стал бы действовать, когда подвернулся такой шанс. Но тут нет никакого джихада, тут нет ошибок тех кто воюет сейчас. Все это постепенно перетекло туда. Ты сознательно или нет опускаешь массу фактов которые говорят ЗА то что власти Чечни много раз пытались решить вопрос мирно еще до начала войны, но Кремлю это было не нужно. В интернете если поискать можно найти очень интересные развернутые данные по всей предыстории. Ведь все можно проверить и найти где фальсификация. Если я найду я тебе скину очень интересный труд, где называет как минимум семь причин по которым должна была начаться война. Для общего представления рекомендую прочитать книгу "шесть дней в буденовске", я эту книгу прочел как только она вышла в свет, и думал что там бред написан, но чуть позже все прояснилось и я нашел массу доказательств того что там на 90 процентов правда написана. Это я к тому что в начале первой войны снова Виновата власть. Ну и просчет местных националистов и других представителей чеченцев и ингушей. Хотя действовали правильно, по закону, наивно полагая что слабая власть и юридически правильно оформленное действие приведет нас к чему нибудь хорошему. А теперь насчет войны, когда и мне и другим стало понятно что Россия это враг и что в кремле сидят конченные мрази. Очень много представителей других национальностей принимало участие в первой войне ну и естественно ингуши тоже. Зачем они это делали не пойму? Да забили бы на Чечню с ее "выбором пути", а?. Ладно, события 1992 года в пригородном, это первый урок ингушам, когда нельзя верить власти, когда понятно что власть не сделает и шага нам на встречу. Заслуга Аушева в том что он много сделал для республики. Мало кто может представить себя на его месте и почувствовать как ему было сложно, держать республику в составе России и в тоже время поддерживать нормальные отношения с Чечней, которую он считал братской. Зачем я все это написал? Да к тому что на тот момент начали появляться джамааты, совершенно не вооруженные, которые еще в 98 году попали под давление в Ингушетии, и с тех пор на них давили и выдавливали в Чечню, своих ингушей, о каком еще варианте можно говорить? Я ведь говорю что я свидетель, издевательства были изо дня в день, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом? Меня не убедишь в том что можно было в Ингушетии что по другому сделать. Возьмем к примеру одного парня, иншаАллах, шахид он. Так вот я свидетель того что начиная с января 2001 года, его каждую неделю вызывали на допрос в Карабулакский ГОВД и там оскорбляли опускали и били его только за то что он носил длинную бороду. Каждую неделю!!!!! Читаешь? Скажешь что это единичный случай? Ты очень сильно ошибешься. Как думаешь в масштабах республики как все это выглядело? Давай я не буду рассказывать о других подробностях беспредела власти на протяжении четырех лет до того как в Ингушетии случилось то самое летом 2004 года? Вот оно время и место когда каждый выбирает сторону, когда тебе власть шепчет в ухо, "кто не с нами тот против нас", в буквальном смысле. Вот как то так для начала.
-----------------------------------
А еще лучше работать не со своей памятью а с документами и фактами.

АмбициИ Чт, 20/05/2010 - 21:33

можно и до монголо-татар дойти.
никто не отрицает что есть ненависть. и есть много причин для ненависти.
но и это и все что ты еще можешь сказать вместе - не должно мешать поступать умно!!!!
быть умнее- этого никто не отменял!!! единство и общенациональные интересы как мусульман,как народа!!!- это должно быть во главе всего.
ненависть есть- и пусть и она будет дополнительным аргументом чтоб стараться быть сильнее, выше,умнее.
спора нет.
тем более- согласись- неоднозначно, эпизодами описываешь события.
ну да ладно.
если быть логичным- признав независимости юж.осетии и абхазии- понятно- что даже сегодня - и чечня и любая другая республика имеет право на отделение федерации. косово так же-признали же.
"но!!!"- оно существует, и мы должны это понимать.
плюс- не сможет никто повести за собой народ к независимости- если не будет более менее понятным- где хлеб взять?
только решив эту задачу-как то можно рассуждать о независимости. мы от этого оооочень далеки.
Если определенная группа людей собралась вокруг идеи независимости, и хотят это организовать- то их действия должны быть понятными, логичными, каждый шаг должен приближать к этой цели(могут быть ошибки, но это скорее исключение)
так вот_ нет такой цели!!!! заявляют- да! но по поступкам - нет!!! есть желание постоянно, под этой идеей - держать контролируемую горячую точку!!!!все действия об этом говорят.
от всего того что происходило в последние 10 лет- кто выиграл? кому все это было выгоднее?кому все это пошло в пользу?
-начиная с похода в дагестан- путин сделал политический рейтинг!!!его вообще не знали.
- взрывы домов- так же, продолжение проекта- путин.
-нападение 2004 года-(вообще без суда, просто любой сотрудник) необходимость вызвать обратную реакцию, что обязательно приведет к пополнению рядов)
- взрывы в метро, поезда- привело и приведет к тому что- ислам воспринимается как ....секта,где зомбируют!!! тогда как и в россии и за рубежом была волна исламизации!!
-убиты и убивают- лучших!!! тех, кто мог бы быть основой нации, общества. тех на которых можно было бы построить достойное общество.(мне не надо тебе доказывать- умирают лучшие)
- братоубийство , гражданская война!!!
От всех этих поступков и действий- я не могу найти плюсы. для мусульман, для ингушей.
Последствия всего этого- мы будет видеть и чувствовать еще долгие годы.
Это слишком очевидно и понятно! И ,если несмотря на это, это "политика""методы" не меняются" (я не говорю об- отказаться от цели) если от этого не отказываются- понимая - это путь некуда(для всех, для всего общества- то что единицы якобы получают экспресс билет в рай-сам понимаешь- очень спорно) - значит интересы в чем то другом, совершенно отличительном от заявляемого.
знаю что можно по другому. и сейчас и тогда. убийства и кровопролитие - это самое последние. Толпа, группа людей прежде чем пойти на это- очень много должны сделать попыток. годы на это потратить если надо.

Чудовище Чт, 20/05/2010 - 22:39

Причем тут Манголо татары я не понял? У нас память передаваемая предками начинается с кавказской войны, это то что касательно России. Еще раз при чем тут монголы? Не соглашусь насчет описаний, мне что книгу написать в подробностях?
Про абхазию и осетию , давай не будем а? Представь себе что на Кавказе не было первой войны и второй тоже, а была война в Татарстане, дважды. И тут история с Абхазией и Осетией. Думаешь пришло бы в голову независимость объявлять нашим, нет, не пришло бы, сидели бы тихо и не дергались бы, ну может если только чуть чуть. Я тебе вроде описал события тех лет, я не знаю как ты можешь сравнивать совершенно не сравнимое? Тебе сколько лет? Может ты просто молод был и не видел своими глазами события того времени? А я вот лично был в зале в 1000 чел, где сидел Завгаев и Хасбулатов после того как решили объявить о переходе на союзный статус, они отвечали на вопросы граждан, это было еще до Дудаева знаешь ли. А ты видел такое? Ты не до конца понимаешь значимость этого события В МИРНОЕ время, тогда когда большинству людей кажется что никаких военных действий быть не может. Теперь вот этот максимализм меня удивляет. О какой собравшейся группе людей идет речь? Ну слушай это же не форум только что родившийся где пять человек заинтересованы только в одном. Легко сказать должны, обязаны, могли! тут миллионная республика и куча интересов и старых не оборваных связей поди за день реши вопрос.
Возмем к примеру Евкурова, он мне немного Дудаева в начале напоминает тем что не сильно понимает что ему надо делать, ну давай вдолби ему как ему и что нужно делать при этом у него есть поддержка Центра, у Дудаева небыло.
10 лет ты собрал в одно целое, но оно целое для Путина и его шайки, его власть не поменялась, а для сопротивления это вообще разные этапы потому что погибало руководство один за одним и цели менялись поэтому задавать такой вопрос не корректно.
Твой оптимизм радует, но все намного сложнее и печальней.

Вот тут меня возмутил интересный момент.
Насчет дагестана я уже писал, мне этот поход был не по душе и насколько я знаю эту ошибку признали те кто ее сделал.

"- взрывы домов- так же, продолжение проекта- путин." Ты типа это на сопротивление списал?))))))))) круто)).

"-нападение 2004 года-(вообще без суда, просто любой сотрудник) необходимость вызвать обратную реакцию, что обязательно приведет к пополнению рядов"), твой коммент ошибочный без каких либо обоснований. Тем более незнание структуры сопротивления их образ жизни и возможности, а так же цели. Я уже написал тебе что и как было и что это событие есть СЛЕДСТВИЕ а не причина. А причину я тебе написал выше, в прошлом посте. К этому моменту я прошу тебя не возвращаться. Потому что я устал повторять одно и тоже, и мне надоело читать выдумку СМИ.

"- взрывы в метро, поезда- привело и приведет к тому что- ислам воспринимается как ....секта,где зомбируют!!! тогда как и в россии и за рубежом была волна исламизации!!" Тут я могу сказать что еще не разобрался что это было. Очень подозрительные сообщения были на этот счет. Но по любому это уже события последних месяцев и затолкать их например в 2004 год не получится.
Многое из того что ты написал очень спорно но я не хочу комментировать не потому что мне нечего сказать, а потому что нет в этом целесообразности. Надеюсь тебе это понятное чувство.
И ты так и не ответил на вопрос, насчет попыток в Ингушетии подобных как в Осетии.
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

АмбициИ Пт, 21/05/2010 - 00:14

такое чувство, что ты писал это и пытался держать себя "в рамках".
я понимаю.
наверное наши мнения навсегда останутся разными.
я не стоял на площади под дудаевские речи, не впитывал азарт басаева и т/д/7
все это с одной стороны минус, чтоб рассуждать в деталях со всеми красками. мне не были симпатичны те, которые для тебя в твоей молодости были авторитетами(хотя потом ты во многих из них разочаровался).
но есть и плюсы- все это дает мне возможность трезво смотреть. причем я рассматриваю только ингушетию.
Ингушетия-Чечня- братские республики, народы, вайнахи- это все так и Дал аьндале так всегда и будет. но это не одно и тоже!
те минусы которые я перечислил- мы себе не можем этого позволить.то что сегодня происходит- последствия всего этого- отражается и отразиться в совершенно непозволительных пропорциях.

Чудовище Пт, 21/05/2010 - 01:24

Что с тобой АмбициИ? Ну объясни мне вот бред который ты сейчас про Дудаева про речи и так далее написал я заслужил это???? Если ты не уважаешь меня, себя то наверно уважаешь? Ну объясни где логическая цепочка? Где связь того что я написал и твои выводы или это намеки и тд?? У меня не было в жизни авторитетов, мне не у кого было учится, я ни на кого не смотрел как фанат и на площадях не стоял. Ты меня сильно удивляешь. Свои чувства приписываешь мне. Ну про братские республики.... это формальность... все это земля мусульман и я плевать хотел на того кто мне скажет что это не моя земля. Я иншаАллах до конца дней своих буду так считать и презирать националистов, какой бы он национальности не был. Останемся каждый при своем мнении. Если больше нет шансов понять друг друга.
Я закончу последним текстом что бы ты меня потом не возвращал к этому. Я очень созидательный человек, я потратил пять лет на то что бы как нормальный человек заниматься бизнесом в Ингушетии, принимал участие во многих проектах, запустил и раскрутил пять фирм которые продолжали работать и после моего отъезда в европу. Если я вернусь я буду так же пытаться что то сделать возможно с таким же рвением и оптимизмом что и ты, но при этом я не буду хаить лесников, потому что мой разум основный на знаниях об Исламе и сердце с каким то иманом не позволяют мне этого делать. Надеюсь более менее ясно изложил последнюю мысль, что бы не было непонимания. И извини если я обидел своего брата. Ассаламу алейкум.

АмбициИ Пт, 21/05/2010 - 02:24

я верю.
националистом не являюсь. но родное для меня таковым остается.
это как ...например мусульманин тебе брат, но родной брат мусульманин тебе ближе. понимаешь.
если бы ты видел- как много текста я сейчас удалил))))
там часть была на чеченском...и даже анекдот))) но ты не так мог понять ))) поэтому....
вобшем- я никак не хотел тебе задеть.
хаять лесников или рассуждать о правильности методов- это разные вещи/
у нас разные мнения,
может когда нибудь..))
если ты делаешь что то полезное-дикач хаман тъехь хьа а , бусулб мел волчун а Дал аьтто боакхалб!

FantaGiro Втр, 18/05/2010 - 23:03

Чудовище, можно вопрос?)Почему, когда мы говорим ты часто упоминаешь третьих лиц, "которые то это, то то"? Ведь ты понял о чем я)

Чудовище Ср, 19/05/2010 - 00:04

А мне называть имена и фамилии?
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

FantaGiro Ср, 19/05/2010 - 00:31

Да не надо называть, я о другом, почему ты мне о них говоришь?

Знакомый Пнд, 17/05/2010 - 12:37

Я до предвзятости придирчив ко всему положительному в Осетии))) и поэтому могу ошибаться но обратите внимание-в интервью много из того,что однозначно 100% не воспримется не только властью,а подавляющим большинством осетин и даже частью нашего народа,получается,что с позволения власти в эфир выходит это интервью для того чтобы те кто однозначно его поддержит были "белыми воронами" в Осетии и их легко пересчитать с другой стороны там вопрос с "религиозным экстремизмом" не стоит вообще тогда для чего это интервью? Я например уверен,что ни одно интервью с имамами не может выйти в эфир без предварительного просмотра и одобрения муфтията с кавказского региона тем более.Сейчас когда рос.власть идёт на беспрецидентные меры вкладывая бюджетные деньги на строительство исламских комплексов чтобы молодёжь училась у себя на родине "традиционому" Исламу,один из Имамов да ещё с благополучной Осетии где вообще нет никаких проблем с "уходом" молодёжи в религию говорит о том,что Джихад вооружённый допустим)))когда даже не смотря на все разъяснения -восклицания Аллах Акбар воспринимается в росс.обществе как что то среднее между -"к бою" или "ура")))Поэтому это интервью оценено по настоящему может быть только в Чечне,Ингушетии,Дагестане выходит для этих регионов и давалось,я даже думал,что возможно власти создают сознательно такой имидж Имаму чтоб использовать его для урегулирования осетина-ингушского "конфликта" как уважаемого обоими сторонами, но вряд ли.Вообщем для меня искренность этого интервью и самого Имама будет доказана в случае его отстранения от должности

Чудовище Пнд, 17/05/2010 - 13:20

Для меня были удивительными приводимые им цифры. О том что в Осетии вообще есть Муфтий я тоже понятия не имел. Но интервью считаю искренним и даже сказать больше не вижу особо противоречия с происходящим и лозунгами на территории Бенелюкса (Дагестан, Чечня, Ингушетия). Там возможен подобный процесс только по истечении определенного времени, если конечно будут подходящие для этого условия. В Осетии они подходящие. Хотя руководство ИК считает что надо вести военное сопротивление везде и всюду, но уверен им на руку такие Муфтии, поэтому они скорее всего их трогать не будут. Сместят этого Муфтия, хорошо!!! Не сместят, тоже хорошо!!! Человек говорил правду, и пытался найти решение, это так же решение и для тех из власти и населения кто на самом деле не хочет войны, а хочет жить в мире и согласии. Поэтому, не показатель, что если его не уволят - то интервью заказное. Насчет остального не знаю, всетаки мало информации.
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

АмбициИ Пнд, 17/05/2010 - 12:52

если говорить- что все это фальшиво,подстроено- то да!(причем кроме его нац.принадлежности- других аргументов нету)
то что он сказал про джихад- здесь нет ничего нового- любой кто внимательно прочитает коран- увидит это. и он допустим.
основное, в его интервью- это то что, будучи учеником "боевиков" , он в какой то момент выбрал другой путь!!!
он все же посчитал что такие методы не приемлемы ....
что есть другой путь....
как он сам сказал- он находится на самой границе, там где является врагом и для тех и для других...

Знакомый Пнд, 17/05/2010 - 13:05

Да далеко не только о Джихаде Амбиции ,хотя я уверен рос.власть не будет вникать во все тонкости,а просто устранит такого имама который вообще делает какие то допущения в эту сторону,призывы не смотреть телевизор например,вроде бы у каждого есть право смотреть или нет но призывы такие власть не может допустить,власть вообще не допустит ничего,что сама считает крайностью,Ислам в России нужен угодный власти,нужны кадры молящихся мусульман по телевидению как картинка демократическая,нужны фото сидящих рядом попов и муфтиев на офиц.приёмах,а со всем выходящим за эти рамки ведётся борьба вернее беспредел,вообще имам(независимо от нации) имеющий независимые от власти мнения высказываемые публично-либо нонсенс либо утка-случайно попавшие в СМИ откровения

АмбициИ Пнд, 17/05/2010 - 00:38

ооочень интересная статья.
ее стоило бы более широко обсудить.конечно, желательно теми, которые ....больше понимают в религии.
среди нас нет алимов(насколько я знаю) но есть те которые более разбираются.
мне кажется там есть ответы на некоторые вопросы, из-за которых произошел раскол в нашем обществе.
учитывая- некую идеологию сайта магас(ее активных пропагандистов или просто активистов) откровенно- хотелось бы услышать мнения....размышления по этому поводу.
вполне комфортная статья для разумных рассуждений.

Armani Пнд, 17/05/2010 - 11:01

Da, mne ponravilas tema. U nas je Svoboda slova soglasno state 29 Konstitucii RF!

Чудовище Вс, 16/05/2010 - 23:03

Я был слегка шокирован такой убедительной откровенностью. Теперь до него докопаются конкретно. Но возможно все обойдется. Особого криминала я там не вижу, ведь структуры все и так знали где он был что делал.
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

Знакомый Вс, 16/05/2010 - 23:12

Меня там немного смутила его фраза о том,что мол даже если кто то придёт из леса и.т.д странно прозвучало это и подозрительно хотя у них то ведь никого в лесах нет

Чудовище Пнд, 17/05/2010 - 00:33

Попытался найти это место но решил что потрачу время, придется все вновь прочитать. Я возможно быстро читал и не заметил не состыковок. ПО мне шикарное интервью. Где нибудь на интернет просторах встречали подобное? Ну что бы такое сказал Какой нибудь Имам-муфтий Чечни или Ингушетии? Это я к тому что бы не кидали в нас помидоров мол своих героев не замечаем а тут восхищаемся чужим. Кажись ничего такого не припоминаю. Посмотрим какой будет судьба этого Муфтия
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

Миллионер Я Вс, 16/05/2010 - 22:57

мусульманин

FantaGiro Вс, 16/05/2010 - 23:00

Истинный УМНЫЙ мусульманин!

Знакомый Вс, 16/05/2010 - 22:10

Такое интервью ,мне кажется ,признаный властями Имам может дать в двух случаях -1.Его текст был согласован со спец.службами и дан в таком виде с какой то целью.2.Имам дал своё прощальное интервью

Умм Абдуллаh Чт, 20/05/2010 - 21:53

Четче не скажешь.
Не верю я ему.
Представляю, что было бы с нашим имамом после таких слов. Пусть даже он пошутил бы )

Чудовище Вс, 16/05/2010 - 23:04

Ну да, больше похоже на второй вариант.
-----------------------------------
Не бейтесь о скалы, это же больно!!

FantaGiro Вс, 16/05/2010 - 22:57

Я думаю, что этот человек позволил себе неосторожную откровенность.

FantaGiro Вс, 16/05/2010 - 22:51

В Совете муфтиев России собираются выяснить, что стоит за некоторыми высказываниями священнослужителя.

Али-Хаджи Евтеев показал себя с неожиданной стороны, заявил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Слова высшего духовного лица вызывают недоумение, поскольку они не совпадают с тем, что он же сказал во время первой встречи, когда его представляли на должность муфтия Северной Осетии. Озвученная в недавнем интервью позиция Евтеева, добавил Равиль Гайнутдин, может нанести серьезный урон в общественном мнении. И теперь надо понять – то ли журналисты неверно интерпретировали его слова, то ли его прежние взгляды были приспособленчеством, приводят РИА «Новости» мнение председателя Совета муфтиев.
В интервью, которое появилось в начале этого месяца, Евтеев, в частности, рассказал о том, что был учеником ряда уничтоженных лидеров боевиков, в том числе и Хаттаба, и позволил себе резкие высказывания в адрес православия. Позже он заявил, что его слова неправильно интерпретировали, и вообще его не предупреждали о том, что это интервью. Али-Хаджи Евтеев также принес извинения представителям других конфессий республики.

Тем временем МВД Северной Осетии, как передают агентства, уже направило в республиканскую прокуратуру письмо с просьбой проверить высказывания муфтия Али-хаджи Евтеева на признаки экстремизма.

Знакомый Вс, 16/05/2010 - 23:09

Ну вот и разгадка))видимо микрофон был спрятан)))но всё равно начни он даже без этого интервью всё сказаное говорить публично его устранили бы,сейчас он будет обязан сглаживать все острые углы,а значит его проповеди не будут отличатся от других т.е. будет говорить только о том и только так как дозволено или исчезнет

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры