Национальным республикам предлагают отказаться от прямых губернаторских выборов. Предложение выдвинули эксперты созданного при «Народном фронте» фонда, после того как Владимир Путин призвал обдумать возможные варианты. Эксперты говорят, что в инициативе есть «рациональное зерно», напоминая, что в Дагестане выборы главы региона не проводились ни разу за всю историю республики.. Главред
Губернаторские выборы, возвращенные президентом Дмитрием Медведевым в последние месяцы его руководства страной, могут частично отменить. Проект очередной политической реформы описан в докладе околокремлевского Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), текст документа в четверг представили журналистам.
Околокремлевский фонд предлагает экспертному сообществу обсудить варианты отхода от прямых губернаторских выборов в национальных республиках.
Результаты этой общественной дискуссии руководитель фонда, советник первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина Дмитрий Бадовский обещает в виде аналитической записки направить в администрацию.
По его словам, над новыми схемами определения глав регионов в ИСЭПИ начали думать после того, как проблему проведения выборов на Северном Кавказе обозначил Владимир Путин. Еще в середине октября, встречаясь с активом «Народного фронта», президент сказал, что «надо найти этот инструмент». «Вместе с тем, и что очень важно, мы не можем для одного региона страны ввести одни правила, а для других регионов — другие правила, иначе это разрывает общее политическое поле страны, у нас страна перестает быть единым государством», — подчеркнул Путин.
По мнению экспертов ИСЭПИ, регионы не станут злоупотреблять предоставленным правом, и отказ от прямых губернаторских выборов произойдет лишь в нескольких из них. «Переход, конечно, будет в единичных случаях», — сказал руководитель фонда Бадовский.
«Единство правового регулирования предполагает, что любой регион имеет право, не только национальные, но и все остальные. Но что касается фактического перехода, то я думаю, что в конечном счете это будет затрагивать небольшое количество территорий», — добавил он.
Согласно первому варианту, на пост губернатора может претендовать один из депутатов регионального законодательного собрания, за которого будут голосовать его коллеги по парламенту. В этом случае применение «президентского фильтра» не обязательно, а «муниципальный фильтр» отменяется. Подобная форма, констатируют эксперты ИСЭПИ, влечет за собой привязку по времени выборов в местный парламент и выборов губернатора: выборы высшего должностного лица «оптимально проводить в течение года после формирования нового ЗС», говорится в докладе. Кроме того, в этом случае можно будет уйти от единого дня голосования.
Вторая схема выборов высшего должностного лица подразумевает иную схему выдвижения кандидатов. В губернаторских выборах смогут участвовать кандидаты от всех политических партий, имеющих отделения в регионе, однако перед регистрацией им «желательно» пройти консультации с президентом. Собирать подписи муниципальных депутатов будет также не нужно, поскольку кандидату придется расположить к себе членов законодательного собрания
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов напоминает, что вариативность в региональном избирательном праве существовала и раньше, из-за чего в Дагестане ни разу не проводились выборы главы региона
По мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, наиболее очевидных претендентов на очередное изменение выборного законодательства два. Помимо Дагестана эксперт называет Карачаево-Черкесию. «Тема ухода от унификации в структуре управления на самом деле абсолютно оправдана. В принципе, любой регионалист вам скажет, что невозможно в российских регионах использовать одинаковые схемы, — говорит Кынев. — Но на самом деле нужно уходить не только от того, что касается навязывания всем регионам единой формы исполнительной власти, но и в том числе выборов представительной власти тоже».
Эксперт подчеркивает, что речь, в любом случае, должна идти не о назначениях, а о различных формах выборов.
%%«С точки зрения исполнительной власти для таких регионов больше всего подходит схема парламентской республики, коллегиальных органов власти и принцип ротации.
Для парламентов — различные избирательные системы, позволяющие соблюдать этнические балансы, в том числе возможны многомандатные округа с этническими квотами. Аналогичное уже было в Дагестане до 2003 года. Этот опыт был гораздо более успешен, чем принудительная унификация 2000-х», — напоминает Кынев.
Главный редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов не считает, что подобные изменения в законодательстве необходимо вводить для национальных республик. «Именно на Северном Кавказе людям хорошо видно, какие результаты достигаются главами регионов…
Невозможно принимать такие дискриминационные нормы для каких-либо субъектов Российской Федерации. Везде главы регионов должны выбираться.
Те варианты, которые я услышал, — это разнообразное жонглирование нормами, которые сводятся к единому знаменателю: ограничение права избирать и быть избранным», — считает Шведов.
Комментарии