Первыми в стране Героями Советского Союза стали легендарные летчики, участвовавшие в спасении членов экспедиции на ледоколе «Челюскин» в 1934 году. С тех пор звания Героя как символа высшего мужества было удостоено 12772 человека. В годы Великой Отечественной войны родился еще один знак высшей воинской доблести - орден Славы трех степеней. С учетом этого на электронных носителях в стране значится сегодня 16 тыс. героев. Из них свыше 900 героев России. Наш рассказ о первом Герое Российской Федерации генерал-майоре авиации Суламбеке ОСКАНОВЕ.
Первым, официальным Героем России, согласно Указу Президента РФ 1992 года, стал военный летчик 1-го класса, кавалер орденов Красной Звезды и «За службу Родине в ВС СССР» третьей степени, кандидат военных наук, генерал-майор авиации Суламбек Сусаркулович Осканов.
Он родился в 1943 году в селе Плиево, Назрановского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, в многодетной семье. С юных лет, как и все дети горцев, приучался к нелегкому сельскому труду. Там, недалеко от границы сегодняшней Ингушетии и Северной Осетии, он впервые обратил внимание на синеву и хрустальную чистоту кавказского неба, высоко парящего над вершинами орла. Какое величие: все внизу, под ним, а он, как посланец бога, парит над всеми! Зародилась слабая, казалось совсем несбыточная, мечта - посмотреть бы на красоты мира с высоты парящего орла! А потом он увидел разрезающий небо самолет, летевший и быстрее, и намного выше орла.
- Ата! - кричал маленький Суламбек отцу, - смотри, какой быстрый орел!..
- Нет, сынок, это не орел, - ласково погладил сынишку по голове отец, - это летит самолет с человеком в брюхе...
«Самолет? С человеком? Значит, и я мог бы там быть?» - задумчиво рассуждал сам с собой юный Суламбек и, гикнув, пришпорив голыми пятками старенького жеребчика, помчал к стойбищу...
Мечта, однако, осуществилась не сразу. Надо было помогать поднимать многочисленных сестер и братьев, и Суламбек, закончив среднюю школу, уезжает в город Грозный работать на НПЗ (нефтеперегонный завод). Завод в те годы шефствовал над авиаполком ПВО, базировавшимся на аэродроме «Ханкала». Авиамеханики, техники и, конечно же, летчики были частыми гостями молодежи завода, а заводчане, в свою очередь, регулярно посещали авиагарнизон. Боевые, серебряного цвета, стремительные самолеты, красивая форма, золото погон - как тут было устоять, любой чеченец или ингуш за красивую офицерскую форму и скрипящие армейские сапоги коня готов отдать! «Буду и я таким!» - поставил себе задачу Суламбек. На Северном Кавказе был широкий выбор авиаучилищ: Армавирское, Ейское, Краснодарское, но юный комсомольский активист выбирает самое именитое - прославленную «КАЧУ» (Качинское авиаучилище), базировавшееся в Волгограде.
Учился он с упоением и легко. Успешно осваивать летное дело помогали два обстоятельства: глубоко запавшее в душу стремление как можно быстрее подняться в небо и многолетние навыки верховой езды. Да, давно подмечено: ребята-горцы, а также казахи, татары, кто с детства дружит с конем, - отменные пилоты, ведь с самых юных дней они смотрят на землю с высоты 2,5 - 3 м (середина выравнивания глиссады при заходе на посадку) и хорошо схватывают этот главный элемент полета, хорошо набивают на этом глаз, отлично отрабатывают координацию, пребывая в седле и управляя конем. Как способного и отлично летающего выпускника в 1966 году Суламбека оставляют в училище летчиком-инструктором. Трудная, но в то же время почетная обязанность - воспитывать молодых людей, давать им путевку в небо. Он хорошо зарекомендовал себя на учебной летной ниве. Но доля «профессора четырех разворотов» не приносила высокого удовлетворения: душа просила простора и творчества, и Суламбек добивается перевода в строевую часть.
На многих должностях побывал боевой пилот, окончивший Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, а в 1991 году и Военную академию Генерального штаба: и замполитом авиаполка в 16 ВА, и летчиком-инспектором отдела боевой подготовки ВВС, но по-настоящему его талант творца и организатора раскрылся в стенах 4-го Краснознаменного ордена Ленина Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС в Липецке.
Здесь, в храме боевой авиационной науки, С.Осканов в полной мере стал реализовывать свои идеи и взгляды. Когда радикал-демократическая пресса ратовала за разгон Вооруженных Сил, а новорожденные нувориши норовили сплавить на металлолом и продать за рубеж самолетный парк, начальник Центра, наоборот, всеми силами старался поднять престиж отечественной авиации: организовывал показ боевой техники, проводил регулярные демонстрационные полеты, пропагандировал достижения отечественного Авиапрома. Когда пресса травила человека в погонах и шлеме, С. Осканов создал в Липецке первую группу пилотажников экстракласса, которая и явилась прообразом нынешней группы асов «Соколы России» во главе с генерал-майором Александром Харчевским. Это Осканов добился возведения в г. Липецке мемориала летчикам, погибшим при испытании авиатехники и выполнении полетных заданий в мирное время. Прославляя ушедших в вечность, он словно готовил место и для себя...
7 февраля 1992 года генерал-майор Суламбек Осканов выполнял плановый полет на самолете МиГ-29. На 30-й минуте машина вдруг «взбунтовалась» и перестала слушаться рулей. (Как выяснилось впоследствии, из-за отказа узла в системе управления самолета). Пытаясь вернуть самолет в режим управления, пилот перевел машину в режим скольжения. Но истребитель по-прежнему плохо слушался рулей. Почти три долгих минуты длилось противоборство неуправляемого самолета и летчика, пытавшегося спасти боевую машину. Но все оказалось тщетно. Дело усложнилось тяжелыми погодными условиями - многослойная десятибалльная облачность с нижним краем 400 метров. На бешеной скорости, свыше 900 км/час, с большим креном истребитель вывалился из облаков, грозя снести с лица земли оказавшуюся прямо перед ним деревню Комельки. Единственное, что успел сделать в сложившейся ситуации пилот огромным усилием воли, с креном 90 градусов и перегрузкой более 12 крат, - отвернуть в сторону. Но избежать столкновения с грунтом он уже не мог. Взрыв огромной силы прогремел в 18.21. Удар оказался настолько мощным, что надежды на спасение уже не было.
Указом Президента РФ от 11.04.1992 г. за мужество и героизм при исполнении воинского долга генерал-майору Суламбеку Сусаркуловичу Осканову присвоено звание Героя России (посмертно). 8-го января этого года славному патриоту родины, прах которого покоится на родине в селе Плиево, исполнилось бы 66 лет. Давайте помянем отважного пилота, имя которого навсегда останется с нами и со страной, благополучию которой он посвятил свою короткую, но яркую жизнь.
Анатолий Коробов, журнал «Армейский сборник», февраль, 2009 г.
Последние комментарии
5 недель 2 дня назад
5 недель 2 дня назад
6 недель 3 дня назад
6 недель 3 дня назад
8 недель 6 дней назад
8 недель 6 дней назад
9 недель 4 дня назад
11 недель 4 мин. назад
19 недель 5 дней назад
19 недель 6 дней назад