"Минтранс выставит на публичное обсуждение законопроект, который в случае его принятия даст возможность иностранцам садиться за штурвал гражданских самолетов и вертолетов", - сказал вчера замминистра транспорта Валерий Окулов.
Поправки, предлагаемые ведомством, уже вызвали много споров в авиасреде. Есть противники допуска "легионеров" к нашим штурвалам. Но и проблема существует. Ежегодный дефицит пилотов в России - 2,6 тысячи человек, особенно высококвалифицированных кадров, командиров экипажей.
И такая тенденция может сохраниться еще лет пять-семь, пока училища не наберут нужный темп подготовки пилотов, который был потерян из-за экономических проблем в 1990-е годы. Тогда многие профессионалы воздуха ушли в иностранные компании. В других странах никто не запрещает брать на работу пилотов с другим гражданством. У нас же пока можно нанять только белорусов как представителей союзного государства. Есть случаи, пока единичные, когда летчики из дальнего зарубежья брали российское гражданство, чтобы работать в наших авиакомпаниях. Но это процесс небыстрый и занимает примерно год, отмечают представители перевозчиков.
Сегодня в России 17,2 тысячи пилотов. Объем перевозок ежегодно растет. По итогам этого года он составит 13,5 процента, сказал Валерий Окулов. И это не предел. Поскольку сегодня рост перевозок сдерживается тем, что авиакомпании, которые готовы покупать новые суда, не имеют у себя резерва пилотов. Дефицит экипажей ведет к тому, что спрос на перевозки превышает предложения, заполняемость кресел в салоне в среднем составляет 75 процентов.
А это уже дефицит авиабилетов, считает Окулов. Кроме того, летчики прекрасно знают, что "их носят на руках", и диктуют свои условия по уровню зарплаты, которая иногда переваливает за полмиллиона в месяц, сетуют представители авиакомпаний.
Такие зарплаты влияют и на стоимость билетов. В авиакомпаниях также закрывают глаза на "послужной список пилотов", где и как они "отличились" до прихода компании. А это уже может сказаться на безопасности полетов.
Из-за нехватки кадров всех выпускников училищ берут в летные экипажи, отсева, который был раньше, не происходит, сожалели эксперты. У них нет стимула для самоподготовки и учебы, добавляют они. Нужна конкуренция в этой профессии. Что же касается иностранцев, то их никто не собирается сажать за штурвал без подготовки и проверки.
Комментарии