Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 18 / 06 / 2021 Время Московское: 5132 Человек (а) в сети
 

Ужахов З.С. Иберийская атлантида - колыбель европейской цивилизации.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги нашего соотечественника,проживающего в Казахстане г.Астана Заурбека Ужахова.В книге речь идет о

языковых параллелях между европейскими и кавказскими языками
между европейскими и кавказскими языками. Книга называется "Иберийская Атлантида -
колыбель европейской цивилизации". Издательство Ирис Групп (Москва)2010г.Познакомиться с содержанием книги и прочитать одну из глав можно на сайте издательства www.irisbook.ru.

ЭГЕИДА ДО ГРЕКОВ

Одно из первых государств Европы, из культурного прошлого которого многое вошло в современную жизнь, и которое называется «колыбелью» европейской цивилизации - Древняя Греция. Среди этого наследия всем известный принцип построения современных государств Европы - демократия – «власть народа» в переводе с древнегреческого языка. Какова же предыстория этой древней цивилизации на Балканском полуострове? Само название «Греция» происходит от названия небольшого племени греков-дорийцев из Фессалии на западе древней Греции - граиков, по которому древние римляне стали называть всех жителей Балканского полуострова. Древние греки – индоевропейцы, пришедшие на Балканский полуостров во II тыс. до н.э., называли себя эллинами, ахейцами, аргивянами. Позже все эти племена стали называть себя эллинами. Греки известны своими многочисленными мифами. В каких-то из них как бы зашифрованы действительные исторические события, которые покрыты множеством сказочных сюжетов, и теперь трудно выяснить, где среди них действительные факты, а где вымысел. Зачастую древние греки, чтобы объяснить действительные исторические события в выгодном для них свете, прибегали к помощи мифов. Так, например, миф о Гераклидах объяснял завоевание греками-дорийцами юга Балканского полуострова тем, что это были потомки Геракла, ушедшие и затем вернувшиеся на свою родину. Но в мифах почти ничего не говорилось о том, откуда пришли эллины на Балканский полуостров. Династические списки правителей греков-ахейцев, предшественников греков-дорийцев, указывают предков не далее четвертого поколения. Далее они просто указывали, что их род ведет свое происхождение от бога. Кроме того, в ахейских преданиях часто говорилось о том, что их представитель занял трон, женившись на дочери прежнего местного правителя.
Согласно греческому мифу, первыми жителями Балкан до греков, были кранаи. Это название происходит от имени мифического царя Краная, приемника Кекропа, первого легендарного царя Афин. Кекроп являлся также древним божеством, представляя собой человека-змею. Кекроп был изгнан Амфиктионом, сыном Девкалиона. Девкалион, в свою очередь, был сыном легендарного Прометея, известного в наше время не только по греческим мифам, но и по сказаниям многих кавказских народов. Верховный бог древних греков Зевс, разгневавшись на людей, решил их истребить, наслав на них потоп и пожары. Прометей спас сына и его супругу Пирру от грядущей опасности. Как и по схожим мифам многих народов древности, по совету Прометея, Девкалион построил большую лодку, на которой он и его супруга смогли избежать гибели от всемирного потопа. Девкалион и Пирра являются, согласно греческим мифам, прародителями человечества.
После чудесного спасения от потопа у Девкалиона и Пиры родились дети Амфиктион, Протогенея и Эллин, ставший прародителем греков. Эллинами, во времена поэта Гомера, называли себя греки, жившие в Фессалии, на севере Греции. Остальные греческие племена назывались ахейцами (от области Ахейя в Греции) и аргивянами (от города Аргос). Впоследствии название «эллины» перешло на все греческие племена. Изгнав своего теста Краная, Амфиктион назвал город, где тот правил, Афинами, в честь богини Афины (Атаны). До этого город назывался Кранаем. Если Амфиктион не был греком (эллином), то, возможно, он был пеласгом? Название этого догреческого народа часто упоминается в трудах многими греческими историками. Все они считали, что пеласги населяли Грецию до прихода эллинов. Кто же скрывается за этим названием?
Данные топонимики (наука о названиях местностей) подтверждают тот факт, что названия некоторых городов древней Греции, как, например Коринф, Тиринф, Ларисса, считаются пелазгийскими. Вот что сообщает древнегреческий историк Геродот о языке пеласгов: «На каком языке говорили пеласги, я в точности сказать не могу. Если же судить по нынешним пеласгам, что живут севернее тирсенов (этрусков, речь идет о древней Италии – прим. автора) в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем - по тем пеласгам, что основали Плакию и Скилак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также по другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если скажу я, из этого можно вывести заключение, что пеласги говорили на варварском языке» (История. Кн.1. 57). Получается, язык пеласгов не имел ничего общего с языком греков-эллинов, или настолько от него отличался, что греки не могли его понять. Возможно, что этот язык относился к индоевропейской семье. Некоторые лингвисты приходят к выводу об индоевропейском характере языка пеласгов, опираясь на названия пеласгийских городов и другие косвенные данные. Хотя не исключено, что этот язык в своей лексике содержал немало слов неиндоевропейского происхождения.

Нашествие в конце III тыс. до н.э. первой греческой волны на полуостров – ахейцев, в первое время мало затронуло городское население, так как этим племенам скотоводов нужны были в первую очередь пастбищные земли. Вот что пишет Геродот про жителей Афин: «Что до афинян, то они в то время, когда пеласги владели так называемой ныне Элладой (от самоназвания греков – эллины – прим. автора), были пеласгами и назывались
кранаями. А при царе Кекропе их называли кекропидами. Когда же затем царем стал Эрихфей, они получили имя афинян и, наконец, по имени их предводителя Иона, сына Ксуфа, - ионнян» (История. 8.44). Здесь у читателя могут возникнуть сомнения, что названием «пеласги» было устойчивым этническим названием какого-то одного народа.
Геродот пишет об изгнании пеласгов афинянами - греками и приводит причину, почему это произошло: «Афиняне изгнали пеласгов из Аттики - справедливо ли или несправедливо они поступили – я этого не знаю, и могу лишь передать, что рассказывали
другие. Именно Гекатей, сын Гегесандра, в своей истории утверждает, что афиняне поступили несправедливо. Они ведь отдали собственную землю пеласгам в награду за то, что те некогда возвели стену вокруг акрополя (видимо греки в то время не владели техникой возведения крепостных стен – прим. автора). Когда же афиняне увидели, что эта, прежде плохая и ничего не стоящая земля теперь прекрасно возделана, их охватила зависть и стремление вновь овладеть этой землей. Так то афиняне без всякой иной причины изгнали пеласгов» (История. 6.137). Можно сделать вывод, что пеласги в то время стояли на более высокой степени развития, чем пришельцы - греки. Они хорошо знали приемы возделывания земли, которыми слабо владели скотоводы – эллины. Греческие авторы V в. до н.э. рассказывают об обширном пеласгийском царстве, которое охватывало Пелопоннес, Аттику, западное побережье Малой Азии, а также остров Крит.
Многие ученые поддерживают теорию, по которой пеласги происходят от населения Трипольской, или как ее еще называют культурой Кукутени (румынское название) (4-3 тыс. до н.э.), ареал которого находился севернее Балканского полуострова. В то время, как окружающие племена занимались охотой и собирательством, трипольцы занимались земледелием. Для культуры Триполья характерно не только развитое земледелие и гончарное производство красивых, с орнаментом сделанных сосудов. Растущее население создавало протогорода, некоторые из которых достигали численности 25 тысяч человек! В Европе того времени поселений подобного масштаба не существовало.
Триполье являлось северной окраиной мира древнейших земледельцев, известного под названием балкано-дунайского неолита. Но своими корнями культура Триполья уходит в неолит, или даже палеолит Передней, а затем и Малой Азии. Об этом имеются археологические данные и данные антропологии населения этой культуры. Примерно 10 тыс. лет назад в Передней Азии стало развиваться земледелие. Растущее население уже не могло кормиться за счет охоты на дичь, которой уже стало не хватать. То ли из-за изменения климата, то ли из-за вырубки лесов, исчезли леса, где она водилась.
Население постепенно перешло к выращиванию пшеницы, ячменя, содержанию домашнего скота. Все это привело к демографическому взрыву на Ближнем Востоке. Растущее население из-за нехватки земель стало распространяться на север, в Малую Азию и на Кавказ (Выводы ученых свидетельствует о том, что земледельческо-скотоводческий комплекс проник на Северный Кавказ не ранее III тыс. до н.э. До этого времени земледельческая культура на данной территории отсутствует). От Южной Анатолии древнейшие земледельцы проникли на запад на острова в Эгейском море и на север в долину Дуная. Оттуда часть переселенцев продвинулась дальше, в Центральную Европу и на восток в правобережную Украину. С собой они принесли на новые земли
навыки земледелия, культурные растения (пшеницу и ячмень, чечевицу), домашних животных (овец, коз), ближневосточную культуру и язык. Антропологически они были неоднородны, и часть из них принадлежало к ближневосточному типу. Для этого типа характерен невысокий рост, темная пигментация кожи, скошенный лоб и крупный «семитский» нос. О южноанатолийских корнях Трипольской культуры свидетельствует набор домашних растений и домашних животных, чьи дикие предки из Ближнего Востока, а также керамика. Культуры женского божества плодородия, священного быка, небесного змея также имеют ближневосточные корни. Под влиянием этой пришлой культуры, местное население стало также развивать у себя навыки земледелия и разведения домашнего скота. Исследования показали, что и у индоевропейцев земледельческие термины имеют ближневосточное происхождение. Как известно, многие народы Кавказа также происходят с Ближнего Востока, где, как считается, находилась и прародина индоевропейских народов. Известный лингвист С.А. Старостин приводит следующие параллели между индоевропейскими и северокавказскими языками: – aig –коза, kogo- коза, козленок, peku- скот, ekuo – лошадь, porco – свинья, поросенок, tork- веретено, ereb – шило, baita –вид одежды, Huerk – колесо, повозка. Многие эти термины происходят из хаттского и хурритских языков. Хаттский язык был языком населения севера древней Малой Азии и считается многими лингвистами родственным современным адыгским языкам. Хурритский язык - язык одного из народов севера древней Месопотамии. Доказана его родственная связь с современными языками нахско-дагестанской группы. С.А.Старостин приводил схожесть в лексике слова «свет» и «луна» в хурритским языке –sel , sel-arde с греческими seladz, selene, которые, как он предполагал, являются догреческим субстратом. На языке вейнахов (ингушей и чеченцев) «свет» - сердло, сердало. Но существует также ряд лексических схождений у древнегреческого языка с другими северокавказскими языками: боуссос – бык, авар. бис – горный козел; праадыгский бису – горный козел; праадыгоабхазский соу – олень; вейнахское сэй – олень. Бреудос – вид водоплавающей птицы; лезгинское пат – утка, чеч. бад – утка, в армянском бад – утка, в албанском патэ – утка. Киппариссос – кипарис, пранахско-дагестанское гиапрису – колющий кустарник, авар. рапас – крыжовник, лезгинское гибрису – бузина. Советский лингвист М В.Иллич-Свитыч (1964) отмечал, что определенную часть своей аграрной, животноводческой и бытовой лексики индоевропейцы, к которым относились и древние греки, позаимствовали из таких ближневосточных языков, как шумерский, прасемитский, эламский. В качестве примера заимствований из прасемитского языка исследователь приводит слова: tauro — бык, gait — коза, agno — ягненок, bar — зерно, dehno — хлеб, зерно, kern — жернов, sekur — топор, nahu — посудина, корабль, septm — семь и пр. Из языка шумеров индоевропейцы позаимствовали корни: kou — корова, reud — руда, auesk — золото (в вейнахском языке аяшк имеет значение «железо» - прим. автора), duer — двери, hkor — горы и пр.
Исследователь культуры Триполья Л.Зализняк делает такие выводы:
«Прослеженная археологами и антропологами генетическая, культурная, антропологическая связь балканского неолита, а через него и трипольской культуры, с южноанатолийским центром становления земледелия и животноводства подтверждается новейшими лингвистическими исследованиями. Многочисленные хатто-хуритские лингвистические заимствования в языках индоевропейцев, которые приобрели навыки земледелия и скотоводства вместе с соответствующей терминологией от населения балкано-дунайского неолитчиков, в частности трипольцев, дают основания предполагать, что последние в этноязыковом отношении были родственны с хатто-хуритами Малой Азии VII—IV тыс. до н.э. Однако присутствие среди индоевропейских лингвистических заимствований шумерских, афро-азиатских, эламских терминов свидетельствует: балкано-дунайский неолит не был монолитно хатто-хуритским. По-видимому, было несколько разноэтнических миграционных волн с Ближнего Востока в Грецию, в которых в разной степени участвовали не только хатто-хуриты Анатолии, но и представители других древних этносов Ближнего Востока» (Зеркало Недели №18(493)). Археолог Гордон Чайлд считал, что «неолитическое население Греции ведет свое происхождение откуда-то из Азии, но, скорее всего не из Анатолии, а из Северной Сирии». Исследователь археологии Украины эпохи неолита и энеолита, В.Н. Даниленко приходит к следующим выводам относительно появления первых неолитических культур VI тыс. до н.э., распространившихся на территорию Греции с Балканского региона:
« Так, не подлежит сомнению, что культуры с расписной посудой - Протосескло, Сескло, Херонея, Арапи - отражают особую линию развития древнеземледельческих культур. Она получает ближайшее продолжение в неолите палестинского и сиро-киликийского районов и примыкающей к ним юго-западной части Анатолии. Свидетельством существования специфического, но все же промежуточного звена, является неолитическая расписная керамика Кипра, как бы соединяющая европейскую Эгеиду с Восточным Средиземноморьем.
В развитии всех этих культур намечается два этапа: ранний - с монохромной лощеной посудой (глубокими полусферическими сосудами, почти лишенными орнамента) и поздний - со светлой расписной посудой, украшенной угловато-зигзаговыми композициями. Этническое определение этой линии развития на данном этапе представляет не малые трудности. Не исключено, впрочем, и то, что она является отражением особой, земледельческой ветви протосемитов, чем и отличается от культуры додинастического Египта, имевшего уже в первобытные времена хамитский компонент, который, как мы полагаем, присутствует в комплексе Негады и, возможно, сходном с ним архаическом неолите критского Кносса.
Вероятно, именно эта линия этнокультурного развития соприкасалась с этнокультурным развитием неолита линейно-ленточной керамики начального периода. Когда в орнаменте присущей ему посуды еще преобладали угловые композиции, сочетавшиеся с рядами букраниев.
Особую линию развития - северо-западную (апеннинскую), по локализации эпицентра формирования, северную и даже северо-восточную - впоследствии представляют культуры с impresso орнаментом (старшая Мольфетта, Арена-Кандида, Старчево, Неа-Никомедиа и Кереш).
Признавая у этой линии развития наличия контактов с протосескловским и сескловским ареалами, а также и с ареалами культур с углубленным и расписным ленточным орнаментом, мы, тем не менее, настаиваем на ее самостоятельности, и в частности средиземноморско-апеннинской или вернее средиземноморско-иберийской, то есть отнюдь не индоевропейской этнической принадлежности. Возникнув под действием восточносредиземноморского земледельческого импульса, эта линия развития, прежде всего основывалась на дальнейшем развитии проникшей из северо-западной Африки мезолитической культуры, которая сохраняла свой капсийский облик и на протяжении всего неолита и даже энеолита.
Среди современных народов, имеющих право претендовать на генетические связи с этой древней культурой, прежде других мы называем басков, а также индоевропеизированное население иберо-апеннинской части Европы».
В.Н.Даниленко считал, что население Балкан и прилегающих районов в эпоху палеолита и мезолита разговаривало на так называемых ностратических языках. Так называется языковая семья, в которую включаются индоевропейская, алтайская, уральская, дравидская и картвельская группа и, по мнению Даниленко, семито-хамитская, или, афразийская группы. Но современные ученые не склонны относить семитские и афразийские языки к ностратическим. Так считает, например, исследовательница этногенеза славян, Н. Бондаренко: «Однако современное сравнительно-историческое языкознание, в частности, благодаря работам Ю.А.Милитарева, И.И.Пейроса, С.А. Старостина, работавших в сотрудничестве с этнологом и археологом В.А. Шнирельманом, пришла к выводу о том, что афразийскую (ранее называвшуюся семито-хамитской) этноязыковую общность не следует включать в ностратическую группу языков. Она, как и синокавказская, в которую, в частности входят многие современные языки Северного Кавказа (чеченский, лезгинский, адыгейский и пр.), представляет собой особое макроязыковое таксономически равное ностратической группе образование, которое формировалось в непосредственной близости и теснейших контактах с данной группой и изначально занимало пространства Восточного Средиземноморья приблизительно между Нилом и Евфратом».
Исследователи проблемы прародины индоевропейцев, Т.В.Гамкрелидзе и В.В.Иванов считали, что Балканы первоначально были заселены не индоевропейскими племенами:
«Еще до появления перечисленных индоевропейских диалектов на Бал¬канах из Малой Азии балканский ареал представлял собой древнейший в Европе очаг цивилизации, истоки которой восходят к V тысячелетию. Археологические открытия последних лет обнаружили на Балканах су¬ществование развитой цивилизации, близкой по типу к древневосточной и связываемой с еще более древней цивилизацией запада Малой Азии — Чатал-Хююком (VI тысячелетие до н. Культура древних Балкан V и IV тысячелетий до н. э. (Старчево в Югославии, Караново I—в Болгарии, Криш—в Румынии, Кёрёш—в Венгрии, Сескло — в Фессалии) характеризуется развитым земледелием и использованием злаков древнеближневосточного происхождения (Титов 1966), металлургией меди, сформировавшейся также под вероятным мало¬азиатским влиянием (Рындина 1971), наличием достаточно сложной рели¬гии и соответствующей симво¬лики, в том числе пиктографических знаков линейного характера. Принадлежность этой куль¬туры (как типологически, так и генетически) к
ближневосточно¬му культурному ареалу может быть истолкована как свиде¬тельство того, что она является ранним ответвлением переднеазиатского очага цивилизации.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры