Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8582 Человек (а) в сети
 

Роль грузинской театральной школы в развитии ингушского профессионального театра (1934-1984 гг.)

В истории развития ингушского профессионального театра определенное место занимает Тбилисский театральный институт, в котором с 1934 года обучались первые из числа ингушей будущие профессиональные актеры и драматурги. Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели (ТГИТиК) к тому времени имел давние традиции, а Ингушский драматический театр делал свои первые шаги в театральном искусстве.

Истоки профессионального национального театра Ингушетии начинаются в ХХ веке. Первые ингушские спектакли по пьесам К. Козлова ставились во Владикавказе в 1908-1909 гг. В 20-х гг. ХХ века ингушскими драматическими кружками на сцене 1-го Владикавказского театра были поставлены спектакли по пьесам М. Булгакова «Самооборона», «Сыновья муллы», «Братья Турбины» и др. За короткий промежуток времени ингушский драматический кружок завоевал любовь среди зрителей. Однако становление ингушского национального драматического искусства началось в 1923 году, когда З. Мальсаговым была написана первая пьеса на ингушском языке «Похищение девушки». С этого времени Ингушский драматический театр стал набирать силы, ставить спектакли по пьесам Х-Б. Муталиева, Б. Дахкильгова, А. Шадиева и С. Гайсанова, З. Мальсагова, О. Мальсагова и Д. Мальсагова и др. В сентябре 1931 года была создана Ингушская театральная студия, и в том же году в Ростове-на-Дону на Олимпиаде народов Северного Кавказа, ингушский театр поставил спектакль по пьесе Орцхо и Дошлуко Мальсаговых «Перелом» и занял первое место.

В феврале 1933 года был организован постоянный драматический театр. Однако судьба ингушского театра прервала свой самостоятельный путь развития.

В 1934 году, после присоединения Ингушской автономной области к Чеченской, произошло объединение театров двух республик, и он стал Чечено-Ингушским государственным драматическим театром. В том же, 1934 году, согласно договору Грузинского ЦИК и Чечено-Ингушского облисполкома, грузинский академический театр имени Шота Руставели начал шефство над коллективом Чечено-Ингушского драматического театра, в рамках которого в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре начал свою работу в должности художественного руководителя Арчил Чхарташвили, позже народный артист Грузинской ССР, главный режиссер театра имени Ш. Руставели.

Одновременно в Грузинском театре им. Ш. Руставели была открыта специальная студия для подготовки актеров и театральных деятелей Чечено-Ингушского драматического театра. В их числе были из ингушей Идрис Базоркин и Осман Горчханов. С именами этих актеров связаны первые ступени грузино-ингушского профессионального театрального взаимодействия.

Идрис Муртузович Базоркин, 1910 г. р. к тому времени был известен как начинающий писатель и актер ингушского драматического театра. Осман Маисович Горчханов, 1913 г. р. с детства мечтал посвятить свою жизнь театру. Годы учебы в Грузинском театральном институте им. Ш. Руставели были для И. Базоркина, О. Горчханова, Б. Саидова, Х. Шаипова и других наполнены яркой творческой жизнью.

«В мае 1936 года, пройдя обучение актерской профессии в г. Тбилиси 19 молодых артистов пополнили состав театра» Чечено-Ингушетии. В те дни радость пополнения театра профессиональными актерами разделяли и коллеги из Грузии: «Глубоко обрадованные блестящим успехом родного Чечено-Ингушского театра, руставелевцы поздравляют своих молодых собратьев», — пишет руководитель театра им. Ш. Руставели Сандро Ахметели в своей телеграмме.

Выпускники грузинской театральной школы внесли свою лепту в развитие профессионального театрального искусства Чечено-Ингушской республики. Идрис Базоркин посвятил себя литературе и драматургии, Осман Горчханов всецело — актерскому мастерству. Участие Арчила Чхартишвили в работе театра, совместно с молодыми драматургами С. Бадуевым, И. Базоркиным, композитором Г. Мепурновым и другими «формировали лицо театра» героико-романтической направленности. А между тем, развитие молодого ингушского национального драматического искусства, в лице его представителей, продолжалась и под общими сводами Чечено-Ингушского государственного театра.

В 1937 году вышла первая в ингушской литературе многоактная пьеса И. Базоркина «На заре». Эта была первая пьеса ингушского писателя, поставленная профессиональным театром и переведенная на языки братских народов СССР.

В том же году И. Базоркин стал заведующим литературной частью Чечено-Ингушского государственного драматического театра. В эти годы он пишет пьесы, рецензии на драматические произведения своих современников. Позже по пьесе И. Базоркина «Тамара» был поставлен спектакль, который долгое время сохранялся в репертуаре ингушского театра. Тематика его драматургии была разнообразной. Основные вопросы, которые он поднимал, были связаны с героическим участием ингушей в судьбе народа и страны в 20-е годы ХХ века, с развитием просвещения и профессионального театрального искусства ингушей. Спектакли сменяли друг друга.

Осман Горчханов был вдохновенным артистом. Он все время работал над совершенствованием своего актерского мастерства. В марте 1938 года в спектакле по пьесе классика мировой драматургии Мольера «Лекарь поневоле», Осман Горчханов вместе с другими актерами умело передавал на сцене образы французской комедии. Актерам Чечено-Ингушского театра удалось в том спектакле передать характерные черты, свойственные мольеровскому театру, и спектакль был хорошо воспринят зрителем. В августе 1938 года О. Горчханов блестяще сыграл свою роль в спектакле Г. Мдивани — «Честь». Осман Горчханов любил сцену. Страстно исполнял он свои большие и малые роли в спектаклях «Олеко Дундич», «Адин Сурхо», «Мекхаш-Мирза», «Шторм» и др. Красивый, обаятельный, он располагал зрителей своей игрой. Вскоре за вклад в развитие театрального искусства Чечено-Ингушской республики Осман Горчханов в числе других был удостоен почетного звания «Заслуженного артиста ЧИАССР». Вместе с ним были удостоены этого высокого звания В. Вайнштейн, Г. Батукаев, М. Бадуев, Я. Зубайраев, И. Ибрагимов.

Летом 1941 года началась Великая Отечественная война.

На фронте и в тылу, в военных госпиталях и разведке принимали участие бывшие драматурги и актеры Ингушского драматического театра, в т. ч. выпускники грузинской театральной школы. Идрис Базоркин вместе с Джемалдином Яндиевым, Мурадом Базоркиным, Хамзатом Осмиевым и другими работали в агитбригадах. Писали обращения к населению, выступали по радио, призывая всех к борьбе с фашизмом.

Осман Маисович Горчханов любил театр, но в час, когда опасность нависла над страной, он, вместе с актёрами театра, встал в ряды защитников страны. Время его участия в боевых действиях пришлось на самые тяжелые первые месяцы Великой Отечественной войны. Осман Горчханов погиб на фронте в августе 1941 года.

В 1944-1957 гг. народ находился в депортации. Возрождение театра началось сразу после возвращения на родину. В составе театра работали и ингуши, в т. ч. М. Цицкиев, М-Г. Хадзиев, С. Мамилов, С. Котиев и др. Все они самозабвенно служили театральному искусству. Как и прежде, театр был Чечено-Ингушский и долгое время спектакли ставились только на чеченском языке (2, 26).Обеспокоенность такой ситуацией привела к тому, что в 1973 году на базе Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова прошёл отбор абитуриентов для поступления в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Была создана отдельная Ингушская студия при ЛГИТМиК, которая окончив ВУЗ во главе с педагогами М-Г. Хадзиевым, М. Цицкиевым вернулись на родину, и создала ингушскую труппу в составе Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова. Главным режиссёром ингушской труппы был заслуженный деятель искусств РФ Р. Хакишев.

Возвращаясь к традициям творческого взаимодействия, начатого в 1934-ом году, Ингушскую студию на базе своего ВУЗа создал Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели (ТГИТиК). Он славился одним из лучших театральных вузов Союза ССР. В одном только Тбилиси было одиннадцать театров, до пятидесяти кинотеатров и киноустановок, шестнадцать музеев и многочисленные культурно-просветительные учреждения. Для России Тбилисский институт дал плеяду великих театральных деятелей, среди которых были Владимир Немирович-Данченко, Котэ Марджанишвили, Георгий Товстоногов, Евгений Вахтангов и т. д. Надо отметить особый мир грузинской театральной культуры, в которой училась ингушская студия. Здесь переплелись древнее зрелищное искусство грузин и лучшие театральные традиции русской и европейской школ.

«Педагоги, руководство института встретили нас тепло и добродушно, — вспоминает выпускница института Пятимат Хамхоева. — Такие же теплые воспоминания остались у нас и от времени пребывания в самой Грузии, дружелюбной, добродушной и открытой. Педагоги у нас были сильные, большинства из них уже нет в живых, но они оставили нам богатое творческое наследие, в какой бы области сегодня нам не приходилось работать».

Руководителем ингушской студии был декан факультета, известный режиссёра Рэм Давыдович Шаптошвили, человек глубоко профессиональный, внимательный к проблемам своих подопечных, к тому же требовательный и дисциплинированный. Замечательными педагогами были и Константин Спиридонович Бакрадзе, Гурам Георгиевич Черкезишвили. Строгой, но удивительно мягкой запомнилась студентам ингушской студии педагог по сценической речи Эсфирь Борисовна Шерман. Яркой, энергичной, прямой в выражениях и неповторимой осталась в памяти педагог по танцам Натэлла Ивановна Колбатова и т. д. Именно эта школа сформировала театральные идеалы в выпускниках Ингушской студии.

В 1984 году Чечено-Ингушский государственный драматический театр пополнился выпускниками тбилисской театральной школы. Дипломными спектаклями тбилисской студии были «Ханума», один из самых любимых публикой спектакль по водевилю грузинского драматурга А. Цагарели, и «Иду в путь мой» А. Проханова и Л. Герчикова. Премьера спектакля выпускников-тбилисцев «Ханума» в постановке режиссёра Мурада Галаева стала настоящим праздником для театра. Комедия «Ханума» требовала от актеров не только таланта, пластики, хорошей игры, но и умения хорошо ориентироваться в специфике народной грузинской жизни. Замечательно играли свои роли Ханума (Хади Цороева) и Кабато (Фатима Албакова).

Страстно и убедительно играл свою роль Акопа — Руслан Зангиев. Он же был переводчиком текста с грузинского на ингушский язык. Спектакль был принят зрителями тепло. Главный режиссёр Чечено-Ингушского театра Руслан Хакишев после просмотра спектакля сразу же задействовал выпускников грузинской театральной школы в других постановках.

Другой спектакль выпускников грузинской театральной школы — «Иду в путь мой» режиссёра Р. Хакишева вызвал к себе внимание не только великолепной игрой актёров, но и актуальностью сюжета. Здесь была поднята серьёзная политическая тема. Режиссёр попытался соединить на сцене драматический материал с жизнью, с современностью, в котором переплелись нужды и чаяния подрастающего поколения, их протест на социальные и политические проблемы времени.

Для выпускников грузинской театральной школы постановка спектакля «Иду в путь мой» стала своего рода символическим началом их творческой судьбы. Надо отметить, что тбилисская школа привнесла в ингушский театр особое отношение к национальному культурному наследию, богатству ингушского языка, фольклору, к бесценному ресурсу народной драмы.

Как сложилась судьба выпускников грузинской театральной школы многие годы спустя? Албакова Фатима Юсуповна в первое время работала в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре имени Х. Нурадилова, затем продолжила свою деятельность в области изучения национального искусства и театра уже в аспирантуре. «Национальная театральная школа не может развиваться без знаний прошлого театра. Более того, изучение истоков театрального искусства необходимо. Театроведение занимаясь одним из важнейших вопросов искусства, не может состояться без учёта исторического опыта национального театра, его истоков», — пишет Ф. Албакова.

В 1990 году она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Вайнахский театр — от истоков к профессионализму», в 2000 году — защитила докторскую диссертацию по теме «Роль символов в национально-этническом сознании».

Сегодня Ф. Ю. Албакова является профессором Московского государственного университета, доктором философских наук, членом Высшего совета Российского конгресса народов Кавказа, членом Общественной палаты РФ.

Цирковым актёром стал Абукар Богатырёв. Видным предпринимателем и общественным деятелем Грузии стал Гелани Халухаев. Из выпускников грузинской школы в театре в первые годы работали Юнус Вышегуров, Люба Гантемирова, Иса Гулиев, Микаил Даурбеков, Пятимат Хамхоева, Тимур Хамхоев, Хяди Цороева, Беслан Халухаев.

Таким образом, с грузинской театральной школой связаны имена ярких представителей ингушского народа — писателя, драматурга, общественного деятеля Идриса Базоркина, имя которого носит Ингушский государственный драматический театр Республики Ингушетия; Османа Горчханова — первого лауреата звания Заслуженный артист ЧИАССР из ингушей.

На сцене Ингушского государственного драматического театра продолжают работать все эти годы выпускники Тбилисской театральной школы. Народный артист РИ Махмуд Нальгиев с благодарностью вспоминает замечательную актёрскую школу театрального мэтра Гурама Черкезашвили.

Талантливым актёром и главным режиссёром Ингушского государственного драматического театра им. И. Базоркина является Народный артист РИ Мурад Галаев, внёсший значительный вклад в развитие Ингушского драматического театра за все эти годы. Для него театральное искусство — это жизнь.

Ярким артистом и любимцем зрителей является Народный артист РИ Руслан Зангиев, к тому же автор музыки и исполнитель Государственного гимна Республики Ингушетия.

Безусловно, грузинская театральная школа внесла свой добрый вклад в развитие профессионального театрального искусства ингушей.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры