В-Г.Х.Танкиев – к.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник Инг.НИИ ГН им. Ч. Ахриева
(к 245-летию единения ингушей с Россией)
Так статья названа потому, что на протяжении многих веков предки ингушей – нахи, как и другие народы мира, находились в состоянии борьбы за лучшее будущее своего народа.
В этой постоянной борьбе за выживание они не существовали изолированно от других народов и внешнего мира, а постоянно поддерживали контакты, устанавливали дружеские связи, заключали всякого рода договоры, союзы, соглашения с другими народами.
Наверное, благодаря такой мудрой политике, тонкой тактике и дальновидной стратегии нашим предкам удалось сохранить свой народ, не дать ему погибнуть, как погибли многие десятки и сотни народов мира.
Не последнюю роль в этом, на наш взгляд, сыграло взаимовыгодное сотрудничество, а 245 лет назад - в 1770 году - и официальное вхождение ингушей в состав России.
Дореволюционные историки-кавказоведы в искаженном свете освещали историю русско-кавказских, в том числе и русско-ингушских отношений [1]. Они искажали, в частности, суть отношений ингушей к России, представляя их в роли непримиримых врагов, придерживавшихся исключительно антирусской ориентации [2].
Внимательное изучение архивных материалов, многих новых источников начисто опровергают эту ошибочную концепцию, неопровержимо доказывают, что ингуши, в большинстве своем, издавна держались русской ориентации, желая жить в мире и дружбе с Россией, под ее покровительством и надежной защитой от внешних врагов.
Если вспомнить историю, то первые контакты предков ингушей – нахов, с древними русичами уходят вглубь веков [3]. Доказательств тому более чем достаточно. Мы их находим и в трудах древних историков, и в древнерусских рукописях, в частности, в Лаврентьевской, Ипатьевской, Симеоновской, Никоновской и в других летописях [4].
Вспомним хотя бы «Слово о полку Игореве», где князю Игорю помог бежать из половецского плена литеретурный герой, а по существу реальное действующее лицо - Овлур, который, как убедительно доказал профессор Д. Д. Мальсагов в своей фундаментальной научной работе «О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве» был этническим ингушом [5, с. 60-93].
Небезынтересно и то, что с Северным Кавказом, в частности с ингушами, была связана и судьба русского князя Георгия, бежавшего сюда в 80 – х гг. Х11в. после убийства соперниками его отца - Андрея Боголюбского. По свидетельству летописцев, Георгий приехал на реку «Сунджу» (Сунжа) [6].
Прежде всего, следует отметить, что русская ориентация ингушей складывалась в процессе возникновения и развития русско-кавказских отношений и постепенного вхождения отдельных частей Кавказа в состав России [7].
Этот процесс, в свою очередь, был обусловлен рядом факторов, из которых на первом месте стояли социально-экономические, политические и военно-стратегические интересы России и народов Кавказа, и ингушей в том числе.
В зависимости от остроты и степени проявления этих интересов, процесс присоединения Кавказа к России то ускорялся, то протекал медленнее, а иногда и вовсе обрывался на более или менее длительное время.
Такие перерывы наступали особенно в периоды нашествия иноземных завое-вателей, если последним удавалось захватить русские или кавказские земли и установить господство над ними на определенное время.
Так было, например, во время татаро-монгольского нашествия и существования их ига над Кавказом и Русью, когда в течение почти трехсот лет (ХIII – ХV вв.) русско-кавказские, в том числе и русско-ингушские связи оказались почти прерванными.
Если не считать этого перерыва, то в остальное время русско-ингушские связи носили довольно интенсивный, плодотворный, постоянный и преимущественно дружественный характер.
История этих связей от их истоков и до окончательного присоединения и освоения Кавказа царизмом имеет свои основные периоды, этапы, с их характерными чертами.
Каждый из этих периодов представлял собой ступень, ускоряющую или замедляющую процесс присоединения тех или иных частей Кавказа к России, а стало быть, означал определенный шаг на пути складывания русской ориентации и ингушей, созревания предпосылок и приближения акта их вхождения в состав России.
В первый период русско-нахские, т.е. русско-ингушские связи, согласно дошедшим до нас письменным источникам, с самого начала их возникновения (с IX в.), хотя и временами омрачались враждебными конфликтами и открытыми военными столкновениями, преимущественно носили мирный характер и развивались, прежде всего, на почве торгового обмена, а также совместного военного содружества в борьбе с иноземными завоевателями.
Добровольное вхождение народов Северного Кавказа, в том числе и ингушей, в состав России, начавшееся со второй половины XVI столетия, в основном было оформлено многими договорными актами и присягами XVII-XVIII веков.
Внимательное изучение этих документов показывает, что все они пронизаны духом эпохи и отражают концепцию их составителей — представителей царских властей, чиновников или местных социальных верхов. Поэтому они носят, особенно по форме, верноподданнический в отношении царизма характер, вполне соответствующий иллюзорно-монархическому мировоззрению их составителей.
Однако несмотря на такой характер документов, все же их глубокий смысл состоял в том, что они в целом верно отражали основную тенденцию объективного развития исторических событий и обусловленных ими настроений народных масс, искренне желавших жить в мире и дружбе с соседними народами-горцами, русскими переселенцами и казаками, под надежной защитой сильной России.
Наивно-монархический характер документов ни в коей мере не может служить основанием, позволяющим думать, что будто бы ингуши, как и все остальные, народы Северного Кавказа, желая добровольно войти в состав России, тем самым, мол, добровольно принимали самодержавно-крепостнические порядки, деспотическую власть царизма, пассивно-примиренчески терпели его гнет.
Наоборот, как и другие народы Северного Кавказа, ингуши активно боролись против жестокого царского гнета. Но вместе с тем большая часть народа неуклонно тянулась к России в силу того, что люди верно понимали и трезво оценивали реальное соотношение враждебных им сил и для своего самосохранения справедливо отдавали предпочтение России, способной надежно защищать их безопасность от грозных, но менее сильных по сравнению с Россией врагов — соседних феодалов, князей и других завоевателей.
Кроме того, многовековые связи и сношения с простыми русскими людьми - переселенцами и казаками, а также с их лучшими представителями усиливали симпатию и тяготение ингушей к России, к русскому народу. Это хорошо понимали наиболее дальновидные представители ингушей, которые, улавливая потенциальное стремление своего народа, их прорусскую ориентацию, старались поддерживать эти тенденции.
Отдельные процессы и явления, рассматриваемые нами в данной статье, органично связаны с хозяйственным развитием региона в пореформенный период и являются их составной частью.
Способы решения поземельных отношений, процесс переселения горцев на равнину, система образования и просвещения, усилия царского правительства, направленные на перевод горских ингушей на равнину были направлены не только на то, чтобы поставить местное население Северного Кавказа в более прочную зависимость от российской власти, но и на то, чтобы внести существенные изменения в их быт, хозяйственный уклад, правовое сознание и т.п., иными словами, сделать их более адекватными и лояльными в своих поведенческих реакциях и мотивациях поступков по отношению к российским властям и более терпимыми к их новому статусу «подданных Российской империи».
Если Кавказская вой-на стала решающим шагом в процессе включения Северного Кавказа в государственное пространство Российской империи, то последовавшие вслед за этим процессы модернизации региона стали важнейшим фактором его вовлечения в состав российского историко-культурного и хозяйственного развития.
Многочисленные факты показывают, что вопреки реакционности царизма вхождение народов Северного Кавказа, в том числе и ингушей, в состав России имело важные прогрессивные последствия - упрочилась их безопасность, была устранена угроза нашествия шахских и османских войск, сократились и затем был ликвидирован захват людей в плен для продажи в рабство, расширились возможности роста сельского хозяйства, промыслов, торговли, происходило вовлечение Северного Кавказа в общероссийский рынок. Сложились предпосылки влияния на его народы передовой русской культуры.
Естественно, через русский язык ингуши приобщились к мировой литературной сокровищнице, к технической культуре. Русский язык стал языком межнационального общения для народов, населяющих Россию. И как государственный язык основным для получения светского образования, что сыграло положительную роль в развитии и ингушского народа.
Данные средневековых источников о предках ингушей свидетельствуют о том, что иноземные нашествия вынуждали их сосредотачиваться в горных ущельях для обороны и самосохранения.
Хозяйственная жизнь в труднодоступных горных ущельях в условиях известной разобщённости постоянной опасности нападения извне вела к относительной замкнутости и обособленности местных горских (нахских) обществ, что в свою очередь способствовало длительной многовековой устойчивости общественной структуры, традиций, обрядов и обычаев народа, некоторому замедлению процесса его развития.
Лишь после вхождения ингушей в состав России, а главным образом после Октябрьской революции 1917 года, коренным образом изменились жизнь, быт и культура народа.
Не сразу и не быстро, но постепенно стали складываться благоприятные условия для развития образования, здравоохранения и культуры народа.
Добровольное вхождение ингушей в состав Российского государства способствовало этническому единению разрозненных национальных обществ и групп в единую нацию, осознающих себя как единый народ, со своим древним самобытным языком, со своей богатой культурой, обычаями, традициями, со своим духовным миром.
Ориентация предков ингушей на Россию, а затем и добровольное вхождение в ее состав имело важное значение для сохранения стабильности в обществе и обеспечения безопасности народа.
Постоянные нашествия монголо-татарских полчищ, османских войск и крымских ханов, сопровождаемые захватом и угоном людей в рабство, истреблением местных жителей, насилием и произволом, отсутствие элементарных возможностей для обеспечения жизни и сохранения имущества горцев, нарушали хозяйственную жизнь и быт народа, делали невозможным заселение равнинных земель удобных для земледелия, препятствовали появлению новых сел и деревень, развитию торговли, товарообмену, ремесел [8, с. 153]. Именно в этом, на наш взгляд, одна из важнейших причин того, что вопреки агрессивным, колониальным целям царизма, добровольное вхождение ингушского народа в состав России имело прогрессивное значение.
Единение с Россией способствовало восстановлению территориальных границ расселения народа с древнейших времен, особенно плодородных плоскостных земель между реками Сунжей, Тереком и Камбилеевкой.
Археологические находки последних десятилетий на территории Ингушетии позволяют с уверенностью утверждать, что союз с Россией способствовал расширению связей ингушей не только с народами Северного Кавказа, с которыми они были тесно связаны на протяжении столетий, но и с государствами Закавказья, Передней Азии, Поволжья, Восточной Европы, со всем славянским миром и прежде всего с Древней Русью [9, с. 124-126]; [10, c. 42-52]; [11, с. 305-307]; [12, с. 237-239]; [13, с. 190-196]. Другими словами, была прорвана блокада народа от связей с внешним миром.
Союз с Россией позволил ингушскому народу, как и другим народам Северного Кавказа, встать на путь цивилизованного развития. Со временем улучшилось социально-экономическое положение народа.
Однако, добровольное вхождение ингушей в состав России, как известно, начавшееся еще в XVI столетии и завершившееся подписанием в марте 1770 года соответствующего акта еще не означало полного распространения на них военно-административной власти России.
На первых порах ингуши оставались еще раздробленными обществами. Джейраховцы, Назрановцы, Карабулаки, Сунженцы находились еще под собственным общественным управлением. Поэтому, не удивительно, что позднее, и даже в конце XVIII века, отдельные ингушские общества все еще продолжали обращаться к Российским властям с просьбами о принятии их в подданство России.
Другими словами, процесс добровольного вхождения ингушей в состав России и распространения ее военно-административной власти на весь народ растянулся на длительный период, вплоть до завершения Кавказской войны XIX века.
В связи с рассматриваемой проблемой нельзя не сказать еще об одном. Дело в том, что вхождение ингушей в состав России объективно содействовало распространению на наш народ передовой русской культуры, общественной мысли, литературы и просвещения. При этом следует иметь в виду, что этот процесс был взаимным. Как справедливо писал еще в прошлом веке академик Ю.А. Жданов, «Для передовой русской культуры встреча с народами Кавказа отнюдь не исчерпывалась впечатлениями этнографического, экзотического и романтического характера. Напротив, эта встреча оказала глубокое, неизгладимое и плодотворное впечатление на передовую общественную мысль России, содействовала постановке крупных теоретических проблем, стимулировала освободительное движение, обогащала интернациональные связи» [14, с. 39].
Завершая свою статью, хотелось бы остановиться еще на одном аспекте проблемы. Сложные и противоречивые процессы последних лет закрепили в российском общественном сознании глубоко конфликтное видение ситуации на Северном Кавказе. В ряде средств массовой информации пропагандируется взгляд на Северный Кавказ как на чужеродный для России и всей европейской цивилизации социокультурный организм.
Отдельные политики и политологи рисуют упрощенный образ Северного Кавказа, представляя его исключительно областью межнациональной напряженности и конфликтов, сепаратистских устремлений и религиозного (исламского) фундаментализма. Подобные стереотипы замыкают политический анализ, исторические исследования и общественную практику в рамки чрезвычайных мер и фактически питают инерцию кризисного и конфликтного развития. Они, конечно, отражают некоторые болезненные реалии жизни региона, но они, на наш взгляд, являются ошибочными, весьма неполными и односторонними.
Как нам представляется, говоря как об истории взаимоотношений народов России и Северного Кавказа, так и о покорении царизмом Северного Кавказа желательно говорить не только о трагических страницах этого процесса, связанных в ряде случаев с бесчеловечными действиями здесь царских генералов Ермолова, Нестерова, Слепцова и других военачальников, но и о положительных аспектах этих взаимоотношений. Несомненно, война стала дестабилизирующим фактором нормального взаимодействия России и Кавказа, результатом неумения мирного разрешения накопившихся проблем, но отнюдь не единственным и абсолютным фактом развития отношений между Россией и народами Северного Кавказа.
Следует не замыкаться на видении только отрицательных реалий данного процесса, но и суметь увидеть и подчеркнуть те положительные моменты мирного взаимовыгодного сотрудничества, которые последовали за присоединением региона, в том числе Ингушетии, к России.
Вопрос не только в том, добровольно или принудительно оказались в составе России ингуши и другие народы Северного Кавказа? Заинтересованный в предвзятых выводах исследователь найдет здесь как одно, так и другое. А вопрос в том, как действовали Российские власти по отношению к горскому населению после Кавказской войны и, какие способы его интеграции в российское историко-культурное пространство они находили и применяли и, какое значение российскими властями придавалось сохранению этнокультурной самобытности автохтонного населения Северного Кавказа.
Надо полагать, что именно эти проблемы и стоящие за ними процессы следует считать действительно важными в судьбе горских народов, в том числе и ингушей, в рамках российского государства.
Таким образом, историческая роль России в цивилизационном процессе кавказского региона значительна и неоспорима. Однако, устаревшие концепты исторического прошлого, от которых давно пора отказаться, еще и сегодня мешают активной интеграции народов России. Сторонникам и противникам Кавказского мира давно пора понять, что Ингушетия не мыслит иначе путь своего развития, как в границах современного Российского государства, в границах правового конституционного пространства России.
Преодолев все тяготы, связанные с некоторыми фактами несправедливости политики царизма и советской власти, сегодня, как и всегда, ингушский народ желает жить в мире и добрососедских отношениях со всеми народами, выступает за целостность своей страны – России, своим вкладом способствует ее экономическому и культурному развитию, ведущим к процветанию одного из ее прекрасных уголков – Ингушетии.
Примечания
1. Ермолов А.П. Записки. М. 1868. Ч. II.; Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823. Ч. 2.
2. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. СПб. 1869. Ч. 1.; Ковалевский М. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавкказа // Русская мысль. М. 1883. Кн. XII.
3. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских с половины 1Х до конца Х века. Спб.1870; Григорьев В.И. О походе древних руссов на восток. Спб.1876; Караулов Н.А. Сведения арабских географов 1Х – Х веков о Кавказе. Тифлис.1908 и др.
4. См. Полное собрание русских летописей. Т.1 - 10. М. 1962 – 1965 и др. документы.
5. Россия – Ингушетия: 240 лет вместе. Сборник статьей по истории и культуре Ингушского народа. Магас. 2010.
6. Бутков П.Г. О веке браках князей русских с грузинками и ясынями в Х11// Северный архив. Спб. 1825. № 4.
7. Хицунов В.Н. Отношения России с северной частью Кавказа //Кавказ. 1846. № 16.
8. Кодзоев Н.Д. История ингушского народа (с древнейших времен до 1917 года). Изд. 2-е, исп. и доп. Учеб. пособие. Назрань. 2012.
9. Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. Пражский грош из горной Ингушетии // Проблемы всеобщей истории. Вып. 6: Международный сборник статей. Армавир. 2000. Нарожный Е.И., Чахкиев Д.Ю. О воинских щитах из горной Ингушетии// Десятые чтения по археологии средней Кубани. Армавир. 2003.
10. Нарожный В.Е., Нарожный Е.И., Чахкиев Д.Ю. Колчаные накладки XIV века из горной Ингушетии (Полуподземный склеп №12) // МИА Северного Кавказа. Вып. 5. Армавир. 2005.
11. Нарожный Е.И., Чахкиев Д.Ю. Еще раз о комплексе вооружения из средневекового захоронения у селения Верхний Алкун в горной Ингушетии // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 11. Армавир. 2011.
12. Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. Средневековые монеты из высокогорной Ингушетии // Проблемы археологии Кавказа. Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию Б.Н. Воронова. Сухуми. 2011.
13. Жданов Ю.А. Кавказ и передовая русская культура // Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа: (XVI в. – 70-е годы XX в.). М. 1983.
Источник:В-Г.Х.Танкиев,
serdalo
Последние комментарии
1 день 21 час назад
1 день 21 час назад
1 неделя 2 дня назад
1 неделя 2 дня назад
3 недели 5 дней назад
3 недели 5 дней назад
4 недели 4 дня назад
5 недель 6 дней назад
14 недель 5 дней назад
14 недель 5 дней назад