Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9511 Человек (а) в сети
 

По роже или по паспорту Нужна ли в документах графа «национальность»?

На прошлой неделе «Левада-центр» опубликовал результаты опроса, в котором гражданам России было предложено ответить, поддерживают ли они возвращение графы «национальность», заполняемой на

добровольной основе, в свидетельства о рождении, заключении и расторжении брака.
Вопрос о возвращении графы «национальность» в паспорт не задавался, но большинство экспертов восприняли результаты опроса именно с этой точки зрения.

Скорее положительно

Одобряют указание национальности в свидетельствах 48% опрошенных. Относятся к этому «целиком положительно» 8%, а 40% – «скорее положительно». «Скорее отрицательно» воспринимают подобную инициативу 21%, а «резко отрицательно» – те же 8% опрошенных. И, наконец, 24% не имеют ответа на подобный вопрос.

Различия в половозрастных, материальных и образовательных группах не так значительны, как можно было бы предположить. Среди тех, кто относится к возвращению графы «национальность» скорее положительно, больше всего людей среднего возраста - тех, кому на момент опроса 25-39 лет. Их 44%. А среди тех, кто полностью поддерживает инициативу, больше всего пожилых – кому более 55 лет (10%).

Обладатели среднего профессионального и высшего образования преимущественно поддерживают возвращение графы: одобряющих целиком и скорее одобряющих среди них 53% и 51% соответственно. А меньше всех озабочены этим вопросом те, у кого общее средне образование – лишь 38% одобрили инициативу. Люди, у которых образование ниже среднего, расположились посередине – 45%.

За возвращение графы «национальность» выступает 48% тех опрошенных, кто может приобретать только продукты, и 50% тех, кто способен покупать товары длительного пользования. А потом идет резкий провал. Среди автовладельцев сторонников указывания национальности лишь 28%, а 58% относятся к этой инициативе скорее отрицательно.

Как всегда, отличается от остальной России Москва. В столице большинство опрошенных не одобряет возвращение графы «национальность» – их 46% против 42% поддержавших. В крупных городах (более полумиллиона населения) абсолютное значение поддерживающих инициативу чуть меньше (41%), зато гораздо меньше относящихся отрицательно – лишь 32%.

Зато значительно возрастает число тех, кто вообще не имеет мнения по этому вопросу – 27% против московских 12%. Видимо, наличие собственного мнения по любому вопросу – то, что отличает москвича от провинциала.

Больше всего поддерживающих возвращение графы «национальность» ожидаемо оказалось среди сельских жителей – 55% против 21% сельчан, которым не нравится эта инициатива.

В целом всё логично, за исключением резкого провала поддерживающих возвращение национальности в свидетельства среди наиболее обеспеченных россиян. Опрошенные радиостанцией «Коммерсант-FM» эксперты также обратили внимание на этот аспект.

"Те, кто более образован, задумываются о предназначении национальности, народа и так далее. А те, кто менее образован, живут сегодняшним днем, живут работой. У них просто нет физического времени думать о каких-то глобальных вещах. При этом категорически против графы "национальность" выступают тоже более культурные люди, которые боятся, что это будет оценочная категория. И милиционер, останавливая вас, будет смотреть, в первую очередь, не на ваш паспорт гражданина Российской Федерации, а на то, какую национальность вы там для себя выбрали", – полагает, в частности, директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов. http://kommersant.ru/doc/2400701

Отметим, что для более подробного анализа предпочтений граждан России было бы интересно увидеть распределение ответов по регионам, но этой информации «Левада» не публикует. Впрочем, учитывая, что в рамках данного исследования были опрошены 1603 человека в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, полного ответа на вопрос «Жители каких областей и национальных республик более положительно относятся к возвращению национальности в паспорт?» мы бы все равно не получили. Для этого надо проводить совершенно другой опрос с другим количеством респондентов и совершенно иными финансовыми затратами. Поэтому придется обойтись тем, что есть.

Что было

На самом деле, указание национальности в свидетельстве о рождении было убрано совсем недавно. Еще в ноябре прошлого года в бланке была возможность указать национальности отца и матери – по их желанию. Из паспорта «пятую графу» убрали в 90-е годы по мере замены паспортов на советских бланках на новые, российские. При том, что ввели относительно недавно – в 1974 году. До этого свою национальность граждане определяли самостоятельно.

В Советском Союзе этот пресловутый «пятый пункт» мог стать препятствием при поступлении в институт. Особенно не везло евреям. Был ли это государственный антисемитизм или банальное нежелание допускать к секретным данным потенциальных эмигрантов, исследователи советской истории спорят до сих пор.

«Пятый пункт» в целом был формальностью, поскольку человек мог указать национальность матери, которая, в свою очередь, также могла выбирать. Помогала ли условному Моисею Абрамовичу Рабиновичу национальность «русский» в паспорте устроиться на работу в секретную лабораторию? Большинство исследователей и очевидцев говорят, что нет. К тому же времени – 70-м годам – относится и анекдот про «бить будут по роже, а не по паспорту», который высмеивал формальность «пятого пункта» и его частое несоответствие реальному положению дел.

В целом указание национальности в паспорте, то есть в документе, который советский (да и российский) гражданин обязан постоянно иметь при себе, выглядело несколько унизительным, на что и обратил внимание Вячеслав Смирнов. Не потому, что кто-то сильно стеснялся своей национальности, а потому, что это личное дело. Поэтому отмену «пятого пункта» граждане в целом приветствовали, да и сейчас в опросе «Левада-центра» речь шла не о паспорте, а только о свидетельствах о рождении, браке и расторжении брака.

Впрочем, судя по тому, что и журналисты, и эксперты начали обсуждать именно паспорта, вполне возможно, что и респонденты на самом деле имели в виду именно это.

Отметим, что до революции национальность граждан не волновала чиновников Российской империи – в паспорте указывалось только вероисповедание. Которое сейчас, кстати, тоже считается личным делом каждого гражданина.

Как у них

Графа "nationality", присутствующая в большинстве иностранных анкет, заполняемых российскими гражданами при пересечении границы, значит в английском языке совсем другое, хоть и звучит похоже. Так же, как радующая подростков графа sex обозначает всего-навсего «пол».

Nationality – это гражданство и только гражданство. Этническое происхождение визитера большинство государств мира не волнует. Поэтому живущие в Израиле арабы указывают "Israel", а представители десятков национальностей, живущих в США, пишут "USA". Поэтому и все граждане России, независимо от национальностей, пишут в этой графе "Russia".

Некоторые страны интересуются вероисповеданием иностранных туристов – например, Индия. Но никаких притеснений по этому пункту ни для кого нет.

В некоторых анкетах для собственных граждан в ряде стран есть пункт "ethnicity", но нигде это не указывается в паспорте, за исключением постсоветских Казахстана и Латвии. Причем в «демократической» Латвии этот пункт обязательный, а в «авторитарном» Казахстане – нет.

Ни в одном иностранном языке нет и различия между терминами «русские» как этнос и «россияне» как гражданская нация – это будет "Russian" в английском, "Росiяне" на украинском, "Venäläiset" по-фински и так далее.

Из-за этого и в России время от времени возникают инициативы прекратить внедрять гражданскую нацию «россияне» и начать называть всех «русскими», но против этого выступают и представители небольших национальностей, опасающиеся за свою идентичность, и те русские националисты, которые опасаются за чистоту крови. Но это уже совсем другая тема, причем во многом надуманная. http://kavpolit.com/tut-slovo-russkij-nepolitkorrektno/

Да или нет

Логика выступающих за возвращение графы «национальность» в документы гражданина России проста. Почему-то они считают, что человек заглянет в паспорт и вспомнит, что он, оказывается, русский (татарин, чеченец, украинец, калмык и т.д.). А не будет этой записи – и немедленно забудет, какого он роду-племени. То, что некоторые живущие на территории России этносы существуют тысячелетиями, и на протяжении всех этих десятков веков их национальность записывалась в паспорт лишь в период чуть более 20 лет, сторонники «пятой графы» как-то забывают.

Поэтому вполне понятно, когда за возвращение указания национальности в паспорт агитируют коммунисты: как члены КПРФ, так и перековавшиеся. Им дай волю, они и шестую статью советской Конституции о руководящей роли партии вернут.

Но почему за указание национальности так ратуют русские националисты, понять сложно. «Такое предложение давно назрело. На ряде территорий Российской Федерации, в частности в Татарстане, такая графа уже существует в виде вкладыша в паспорт. Есть конституционное право граждан на свободное указание своей национальности по желанию. Но оно почему-то не реализуется в паспорте – в основном документе», – говорил в интервью газете «Взгляд» Александр Белов (Поткин).

Агентство Regions.Ru опросило священнослужителей – многие из них тоже почему-то за возвращение «пятого пункта». «Я русский националист, и то, что из паспортов убрали графу «национальность», полагаю оскорблением и ущемлением моих гражданских прав, дискриминацией меня по национальному признаку. Я дорожу принадлежностью к русскому народу, и меня оскорбляет то, что происходит… Восстановление этой графы необходимо, чтобы наши дети вырастали полноценными людьми, а не какими-то национальными кастратами», – говорит игумен Сергий Рыбко.

«Думаю, графа «национальность» должна быть в документе. Люди все равно в первую очередь опираются именно на национальность. Отсюда берет начало история каждого народа, культура, традиции. Поэтому если возвращение графы не противоречит устоям государства, я сторонник возвращения», – полагает муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края Муххамад-хаджи Рахимов.

Но есть и противоположные мнения. Причем самой взвешенной выглядит позиция насельника Данилова монастыря игумена Гермогена Ананьева: «Видимо, некоторым кажется, что графа в документах как-то восполнит отсутствие национальной политики, им хочется почувствовать поддержку своей группы. Но для этого есть и другие способы. Строка в паспорте вряд ли что-то изменит».

Согласен с ним председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердыев: «От того, что графу убрали, я – карачаевец – не стал меньше карачаевцем. И если графу вернут, в осознании моей национальности тоже ничего не изменится». http://regions.ru/news/2496779/

Так что подведем итог. Кому-то кажется, что без напоминания в паспорте русские забудут о том, что они русские. Ответ на вопрос, почему этого не произошло за все те века, когда национальность в паспорте не указывалась (да и паспортов не было), у них вряд ли есть.

Противники в целом считают, что это ничего не изменит, но может наоборот привести к педалированию и усилению национальной проблематики. Им тоже можно сказать, что последние 20 лет национальность в паспортах не указывалась, однако межнациональные противоречия никуда не делись.

Надо ли возвращать письменное фиксирование этнического происхождения в документах гражданина? Похоже, этот спор затянется еще надолго – дольше, чем займут поиски ответов на вопросы о том, надо ли похоронить Ленина или перенести столицу из Москвы.
Но бить, если что, будут всё-таки не по паспорту.
Петр Бринский

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Втр, 11/02/2014 - 08:15

Слово "рожа" нужно хотя бы взять в ковычки.

Пнд, 10/02/2014 - 16:47

ерунда это графа национальность,уверяю вас, что смотрят больше на место рождения,очень тщательно смотрит на это европа при въезде ,а про наших русских таможенников и говорит не надо ,изучают тебя и паспорт чуть-ли не под микроскопом ,так что если кому повезло родиться на кавказе ,тот меня поймет)

Втр, 11/02/2014 - 08:13

Салам Алейкум Админ.Прошу Вас внимательно следить за заголовками статьи. и убрать слово "Рожа",я так понял это относится к кавказцам. а оно нас не красит.Спасибо за понисание.

Втр, 11/02/2014 - 08:59

перепечатано как есть

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры