Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8253 Человек (а) в сети
 

Мастерская «Истинг» — история народа в орнаментах

Войлочное орнаментированное ковроделие как функциональное ремесло зародилось у разных народов и племен с тех пор, как человек стал приспосабливаться к условиям жизни, продиктованным самой природой. С каждым разом это ремесло совершенствовалось, дорабатывалось, а изделия обретали цвета и формы, созвучные художественному вкусу и воображению мастера.

На Кавказе, в частности в Ингушетии, искусство ковроделия имеет свою историю, уходящую в глубину веков, и об этом в своих статьях не раз писала этнограф Зейнеп Дзарахова и многие ее предшественники из научной среды.

В настоящее время Дзарахова является основателем творческой мастерской «Истинг» в Республиканском доме народного творчества. Данная мастерская функционирует уже третий год, и за это время здесь обучились этому ремеслу десятки мастериц, которые в свою очередь продолжают развивать это дело в разных уголках республики.

Зейнеп Магомет-Тагировна одна из первых, кому удалось грамотно структурировать и охарактеризовать техники изготовления войлочных ковров, материалы, цветовые решения, орнаменты и методы стачивания деталей. Еженедельно на базе РДНТ в мастерской «Истинг» собираются ее ученицы для работы над новым проектом и получения консультаций по работе с войлоком. Мы попали на одно из таких занятий, как раз когда в мастерской шло бурное обсуждение рисунка, формы, цветового решения нового ковра «Насыр-Корт».

Выкройка ковра одновременно производится на войлочных полотнах четырех цветов. В результате должно получиться четыре ковра одновременно. На этом занятии удалось лишь завершить выкройку внутренней части ковра, которую делали, используя «лекало-четвертушку» от общей композиции. Здесь знание геометрии, сосредоточенность, аккуратность в исполнении работы были налицо.

В этом процессе многое зависит от наставника. По словам учениц, умение работать в сотворчестве, педагогический такт, абсолютное владение аудиторией и ремеслом — это отличительные особенности Дзараховой.

«Каждое занятие в нашей мастерской имеет свое название, и оно соответствует заданной теме будущего ковра, — делится секретами мастерства с газетой «Ингушетия» Зейнеп Магомет-Тагировна. — Например, сегодняшнее занятие у нас называется «Насыр-Корт», потому что мы обсуждаем изготовление ковра именно с этим названием. Ковроделие уже стало искусством, которое скорее является творческим процессом, чем тяжелым трудом, как это было в древности.

Находясь в сотворчестве со своими ученицами, я черпаю силы и вдохновение для дальнейшей работы, для популяризации этого ремесла. В процессе работы над новой композицией уже по наитию среди мастериц определяются те, кто будет стачивать детали, те, кто будет вырезать орнаменты, и кто будет валять и скатывать шерсть и прочее».

Стоит подчеркнуть, что, будучи даже на карантине, мастерская не прекращала свою работу. Мастер и ученицы работали в режиме онлайн, и это помогло им не утратить наработанные навыки и знания. В процессе формирования и развития мастерской так получилось, что женщины старшего поколения занимаются подготовительной работой, то есть чистят шерсть, готовят к валянию.

К счастью, в республике уже появились чесальные машины, благодаря чему удается сэкономить время ручного труда. Валяние шерсти — трудоемкая работа, и поэтому женщинам помогают юноши, в чьих руках больше сил. Девушки — будущие мастерицы на первом этапе непременно проходят уроки подготовки и валяния шерсти, после чего переходят в мастерскую.

Нужно отметить, что рисунок «Насыр-Корт» девушки выбрали из старинного альбома «Г1алг1ай г1арчож», зарисовки которых сделаны в 20-х гг. прошлого столетия, их можно посмотреть на страницах в социальных сетях известной мастерицы Райшат Ахильговой. Интересно наблюдать и за общением в коллективе в процессе работы. Здесь поднимаются самые разные темы: этнография, культура, традиции и, конечно же, не обходится без народного юмора, который рождается в процессе рукоделия.

Если в начале занятия наше присутствие немного смущало участников процесса, то к концу движения мастериц стали более уверенными. Начатую работу девушки забрали с собой в качестве домашнего задания и на следующее занятие соберутся уже с законченным сюжетом ковра «Насыр-Корт».

Как мы выше отмечали, формирование занятий под названиями будущих ковров стало в мастерской уже практикой. Следующая композиция ковра уже определена, а значит, начатое дело будет жить.

«Достаточно работы над одним ковром, чтобы познакомиться с ковровым ремеслом, но чтобы это искусство стало отточенным и профессиональным, нужно, конечно, заниматься этим делом регулярно», — считает этнограф.

Конечно, желающие продолжить обучение остаются в группе и вместе со всеми готовятся к выставке ковров, которая запланирована на конец сентября и начало октября текущего года. Кстати, выставка пройдет в рамках празднования 250-летия единения Ингушетии и России.

Сегодня работа с шерстью становится все более популярной. И начало этому было положено мастером Райшат Ахильговой и этнографом Зейнеп Дзараховой, которые тщательно следят за тем, чтобы не было отступлений от ингушских традиционных технологий валяния и создания ингушских ковров.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Митрофан Чт, 03/09/2020 - 07:22

Девятиричный нитяной программатор.
Известно,что при развитии человечества сначала он пользуется двоичным кодом программирования,затем,переходя на искусственный интеллект,выходит на троичный,кубитовый код.
После наивысшего развития и появления квантовых компьютеров и гибкие экранов планшетов,появляется девятиричный код,код Познания.
То есть,наивысший пункт развития итт..
На старых коврах огромная информация о прошлом и на языке познание ,истинги.
Ещё предстоит расшифровать.

Митрофан Чт, 03/09/2020 - 07:25

АииД,астрономический искусственный интеллект планеты ДейЯ,работает на программе девятиричном кода.
Связь уже установлена.
На уровне банана при нажатии нужной кнопки))))

Митрофан Чт, 03/09/2020 - 07:30

Квантовые пррцесоры и гибкие,в трубочку,экраны планшетов,изображены на печатях шумеров,их боги были с ними. Космическая связь изображена оператором внутри груша,имеющего крылья.
Человечество пока глупое ещё и не достигло даже эти рисунки понять. Но развитие идёт.

Митрофан Чт, 03/09/2020 - 08:05

Пока уровень политического уровня нашей,в России,элиты на уровне элиты Ботсваны,положение Ингушетии будет какое есть сегодня.
Беженцы пофигу,запредельная безработицы,отсутствие двух больниц для душевнобольных и образование без просвещения по Соросу. Таково,я предполагаю ,зама Ингушетии надолго.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры