Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8610 Человек (а) в сети
 

Хамхоев: Личной неприязни с Евкуровым у нас никогда не было Муфтий Ингушетии о конфликте с главой и о том, как объединить представителей духовенства республики

Героем второго материала из цикла больших интервью с духовными лицами Ингушетии стал муфтий республики Иса Хамхоев. В прошлом году его конфликт с другим религиозным деятелем Хамзатом Чумаковым сильно обострился

(интервью с Хамзатом Чумаковым тут).

А после этого не так много времени потребовалось, чтобы в адрес духовного ведомства и лично муфтия свою критику высказал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

Несмотря на то что Хамхоев много лет возглавляет местный муфтият, руководство региона порекомендовало духовному лицу покинуть пост, а сам орган планируется расформировать – и создать совет алимов.

О том, в чем причина конфликта с главой и как примирить и объединить религиозное общество Ингушетии, разбирался главный редактор "Кавказской политики" Максим Шевченко.

https://youtu.be/aGb34cci5OY – Как здоровье вашего заместителя Магомеда (Хаштырова), к которому недавно в дом гранату кинули?

– Он уже пришел в себя. Так, конечно, было обидно. Но в здравии, все нормально.

– Передавайте ему от меня пожелание здоровья. Пусть хранит Бог всех добрых людей!

– Инша Аллах, передадим салам Магомеду!

твитнуть цитатуотправить в vkontakteЕсть некоторые вещи, в которых мы не можем пойти на компромисс. Это обвинение в неверии мусульман
– Мы взволнованы и озабочены тем, что слышим. Я приехал, чтобы из первых уст узнать о ситуации в религиозной сфере республики. Что является причиной, на ваш взгляд, такого серьезного конфликта, который вышел за рамки ингушского общества и уже стал достоянием не только мусульманской общины России, но и российского информационного поля?

– Разногласия в исламе есть. Это относится к мазхабам (богословско-правовые школы в исламе – прим. ред.). Это ученые понимают. Но это в рамках ислама. Но есть некоторые вещи, в которых мы не можем пойти на компромисс. Это обвинение в неверии мусульман, которые считают себя мусульманами, свидетельствуют, что Аллах един, и пророк Мухаммад Его посланник. Когда таких людей обвиняют в неверии, вот на такой компромисс мы не можем пойти.

Наш раздор в Ингушетии из-за этого, эти проповедники обвиняют мусульман, которые проживают в Ингушетии, в неверии. Если эти люди – проповедники отойдут от своих слов…

– От каких слов?

– От обвинений в ширке (многобожестве – прим. ред.), в котором они обвиняют мусульман, которые проживают в Ингушетии, мы будем только рады.

Они наши братья, они наши друзья. Мы пожмем друг другу руки, – и все эти прошлые обиды. Лично я готов забыть и призвать население Ингушетии, чтобы они встали в один ряд и дальше чтобы не обвиняли друг друга.

– Иса-Хаджи, вот конкретно – кто обвинял вас или ваших близких, тех кто стоит за вами в молитве, в куфре (в неверии – прим. ред.)?

– Называть людей по именам это конечно не по-ингушски и не по-мусульмански. В интернет-ресурсах все это есть, они этого не стесняются. Вот эти мечети… Насыр-Корсткая мечеть, в которой проповедь читает человек, называя себя имамом. Вот этот человек и другие проповедники… это на интернет-ресурсах найдете и почитаете.

твитнуть цитатуотправить в vkontakteЕсли эти люди отойдут от своих слов, если они перестанут обвинять в неверии мусульман, они наши братья
Эти люди очень ясно поясняют, что те, которые проживают, называя себя мусульманами, ингуши в Республике Ингушетия, – они их не считают единоверцами, они обвиняют их в куфре и ширке. Эти люди всем известны. А называть их по имени, когда менталитет этого не разрешает, мне это неудобно.

– Я понимаю.

– Поэтому им, конечно, не стыдно и меня обвинять, и других обвинять. Но у каждого свое, поэтому я еще раз говорю, у меня одни претензии: если эти мечети, отделившиеся, [которые] сами построили, объявили себя имамами, которые публично говорят: «Мы не будем молиться за имамом, за джамаатом, потому что ни отошли от ислама и из-за этого мы отдельно будем строить мечети, молиться»…

Вот если эти люди отойдут от своих слов, если они перестанут обвинять в неверии мусульман, они наши братья.

– Значит ли это, что все ингуши должны быть членами Кунта-Хаджийского тариката? Или вы допускаете, что могут быть разные направления ислама в ингушском обществе?

– Очень было бы глупо, если бы мы говорили , что все должны быть суфии, все должны быть в тарикате, тарикате Кунта-Хаджи… Если человек без принуждения куда-то идет, это, конечно, одобряется, потому что все эти тарикаты – они в рамках ислама.

Но говорить людям, что если вы не будете строго соблюдать вот этот тарикат Кунта-Хаджи или другого шейха, конечно, это очень глупо и неправильно. Потому что в религии нет принуждения.

Аллах в Священном Коране призывает: «Все верующие братья! Так примиряйте же своих братьев». Вот к этому правилу и призыву мы должны прислушиваться. Нас немного. И когда где-то такие моменты [возникают], это очень отражается на ингушах.
Все эти слова ведут к очень плачевному – братоубийству
Мы хотели бы сегодня, чтобы эти ребята, которые называют единоверцев неверными, чтоб они отошли от этих слов. Пускай читают проповеди, но необязательно обвинять людей мусульман в неверии. В этом они никогда не придут к компромиссу и соглашению, потому что все эти слова ведут к очень плачевному – братоубийству. Мы это прошли, мы этого не хотим. Если любой человек мне будет задавать вопросы, я могу ответить только так, как сейчас ответил.

– То есть вы допускаете, что в ингушском обществе могут быть другие джамааты (общины – прим. ред.), кроме тарикатов, если они не объявляют войну или вражду какую-то?

– Конечно. Это же одобряется. Кто им мешает? Кто у кого спрашивает с какого тариката, с какого мазхаба? Никто ни у кого ничего не спрашивает. Я не слышал, чтоб в обществе спрашивали и говорили об этом. Никогда не было этого. Поэтому, конечно, я допускаю это. Ничего страшного. Но в рамках шариата, в рамках ислама. Чтобы разговоры на объединение были, как нас учит ислам.

– Вы употребили выражение «незарегистрированные мечети», которые «сами построили». Но мечети люди же всегда строят,это же чья-то земля. Частная земля или земля общины. Почему нельзя построить мечеть саму по себе?

– Я не против мечетей. Но есть же правила, закон, Конституция. Если каждый будет строить мечети без разрешения, конечно, это не позволительно. Почему я так говорю? Потому что в сегодняшних реалиях, если где-то человек строит мечеть – это хорошее дело.

Но кто будет приходить в эту мечеть, кто будет проповедовать? Поэтому тех людей, которые будут читать проповеди – их должны назначать. Не тех людей, которые будут обвинять в куфре, которые будут вести джамаат к расколу.

Поэтому я хочу сказать, что я не против мечетей, но те мечети, которые нам мешают, мусульманам мешают, демократии мешают, такие мечети недопустимы.

Я не против мечетей, я против имамов. Они должны приносить пользу. Мечети строятся, чтобы приносить пользу. Поэтому я подразумеваю те мечети, которые строят, а после этого [в них] обвиняют людей в куфре, ширке. И начинается: кто прав, кто не прав.

– В чем причина ваших разногласий с главой республики, которые стали известны всей стране?

– У меня и у джамаата, который представляет все населенные пункты, одно мнение и намерение – чтобы признавали имама, признавали духовенство, чтобы они не разлагали джамаат.

У нас с главой было много насчет этого разговоров. Я хотел, чтоб эти люди отошли от своих слов, чтоб они не обвиняли в куфре и ширке, [говорил], к чему это ведет, каким способом можно [сделать так], чтоб этого не было.

Вот из-за этих моментов и появились разногласия. Я думаю, эти люди – они как-то не согласились с главой, потому что было много встреч, я им все время говорил: «Ребята, давайте идите в свои села, в свой джамаат».

Но если ученый хочет проповедь читать – ну стань. Необязательно быть имамом. Он может стать, взять разрешение у имамов, проповедь прочитать, которую он хочет довести до людей. Необязательно отдельно становиться. И когда ставят такой вопрос «Почему строится мечеть?», они говорят: «Мы не признаем этот джамаат, они отошли от своей веры, поэтому мы хотим построить мечеть».

Когда он хотел нарушить этот прописанный закон, конечно, мы сказали: «Уважаемый Юнус-Бек Баматгиреевич, это против закона, этого нельзя делать»
У нас общественная организация, у которой имеется устав по конституции закона. Все, что там написано мы должны соблюдать в рамках закона. Из-за того, что он [глава республики] хочет расформировать муфтият – это не по закону. Этот человек – он гарант Конституции. Он должен больше всех оберегать этот закон. Когда он хотел нарушить этот прописанный закон, конечно, мы сказали: «Уважаемый Юнус-Бек Баматгиреевич, это против закона, этого нельзя делать».

Поэтому не получилось ничего. Существует же муфтият? Потому что есть закон, есть Конституция. Из-за того, что они так говорят и хотят… Все мы должны вернуться к закону и соблюдать его. Мы это должны охранять как зеницу ока. Зачем предписан закон, если мы будем его нарушать? Какого ранга этот человек ни был бы...

Личной неприязни с главой у нас никогда не было. Только вот эти моменты. Но их же как-то надо решать? Из-за того, что он меня хочет убрать, в удовольствие вот этих людей, вопрос на этом не решается, он остается. Просто хотят оттянуть время. Поэтому те вопросы, которые себе поставил наш глава, они непроходимы – и поэтому они не прошли.

Мы хотим и с главой работать, и с другими структурами – мы же одна команда, одно общество. Но когда неправильный перевес и поддерживают тех людей, которые мешают жить в дружбе народу и джамаату, когда этих людей поддерживают, им зарплату платят, с ними тайно совещаются, конечно, тогда эти вопросы к единому мнению народа не приведут.

Cовет алимов не получится. И не соберут они его, потому что его нет. И не будет его, это просто фарс
– Как вы относитесь к идее создания совета алимов или совета ученых?

– У нас есть совет алимов при муфтияте. Если он хочет себе в помощники пригласить кого-то там при главе, пожалуйста, это одобряется. А те моменты, которые сейчас у них там озвучиваются, никогда у них этот совет алимов не получится. И не соберут они его, потому что его нет. И не будет его, это просто фарс.

– Но есть же уважаемые люди, уважаемые имамы, духовные лидеры тейпов, тарикатов?

– Но они же находятся в муфтияте, как и должно быть. Зачем другие создавать? Никогда авторитетные и умные люди на это не пойдут. Это прямое раскалывание джамаата. Понимаете? Кто кого должен слушать? Сегодня все населенные пункты, которые есть в Ингушетии – там имам, джамаат – они в единой команде с единым мнением, как и у меня.

Если те люди, которые обвиняют других в ширке и неверии, перестанут это делать, все мы в один день соберемся, пожмем руки, и на этом все закончится. И не надо ничего создавать и придумывать, хотя они лучше меня все это знают. А оттеснить одну команду, создать другую – не получится. Никогда люди этого не одобрят.

Например, возьмем главу, возьмем вас, другого, пойдем к джамаату того или иного населенного пункта и скажем: «Мы пришли убрать имама, мы хотим другого имама».

У нас ничего не получится. Потому что эти люди больше всех контролируют этого имама и не дают ему расслабляться. Он каждый шаг и слова должен взвешивать в рамках шариата. Если, не дай Аллах, он скажет одно слово, то тот же джамаат нас пригласит и скажет: «Вот этот человек себя неправильно ведет, поэтому мы хотим другого имама».

Если я одно слово скажу в свою выгоду или неправильно, выходя за рамки Шариата, клянусь Аллахом, мне ни одной минуты тут сидеть не дадут люди
Никогда не разрешат имаму, чтоб он делал, что хочет. Ни муфтию, ни имаму. Если я одно слово скажу в свою выгоду или неправильно, выходя за рамки Шариата, клянусь Аллахом, мне ни одной минуты тут сидеть не дадут люди. Если они скажут: «Иса-Хаджи, вы провинились, идите домой!», я ни одно слово не скажу и не имею права (я же должен общаться с ними, в мечети ходить, приглашать на совещание). На этом моя карьера заканчивается.

Но те люди, о которых мы говорим, – они бесконтрольные. Они на главу скажут, на руководство скажут, на официальное духовенство скажут. Они ни за что не отвечают, потому что те люди, которые за ними стоят, они им отчитываться не должны, эти контроль над ними потеряли. Поэтому их немного. Поэтому они сейчас могут отойти, образумиться.

В один день мы к единому мнению придем, сядем как братья, пожмем руки и разойдемся. Но это же самый легкий путь. Зачем раздражать всю команду, которая настроена на лучшее и на дружбу?

Я любого приглашаю, пусть пойдет в любой населенный пункт, переговорит с имамом, джамаатом, который за ним стоит – эти люди не агрессивные, эти люди добрые, они не хотят крови, не хотят разобщения между тейпами, потому что мы все почти родственники.

Из-за того, что Юнус-Бек этого хочет, он очень ошибается. Потому что это невозможно. Конечно, вопреки закону, ломая Конституцию, если что-то они сделают, будет обратная реакция. Мы же люди, живем в демократии. У нас принцип – по закону. Если я нарушаю закон – не надо никакого компромисса, если я сознательно это делаю.

Давайте придем к мнению: все мы братья. Они немного отошли, пускай встанут в колею. Построили мечеть, ладно, пускай, мы с этим смиримся, но пускай не обвиняют братьев в неверии.

– То есть если будет маслякят (примирение – прим. ред.), если вы обниметесь, пожмете руки, то (я могу называть имена) и Хамзат Чумаков, Иса Цечоев и другие люди – и вы все – можете быть и работать вместе и проблем не будет?

– Конечно! Никаких проблем. Мы и так работали, мы друг друга знаем, кто на что способен. Мы же знаем, что это что-то придуманное. Им что-то обещают, другим что-то, чтобы в единой команде люди не шли. Но мы же ничего не требуем. Мы же не в политике, мы не против власти.

Я много лет работаю в духовенстве. Вот Владимир Владимирович Путин все время главам [говорит], работайте с традиционными муфтиями, имамами. И помогали и поддерживали нас морально, физически. Была такая задача поставлена. Но если такими путями мы что-то хотим разрешить, никогда ничего не получится. Уже год это длится, что изменилось? Мы так же собираемся, проводим совещания, доводим до людей хорошее, так же косвенно с этими людьми у нас есть связь. Если они перестанут, пожалуйста, опять мы братья…

твитнуть цитатуотправить в vkontakteЯ думаю, вот в этот благословенный месяц Рамазан, может, мы все сойдемся, встанем на правильный путь, как братья
– Иса-Хаджи, спасибо вам за откровенное и прямое интервью! Я накануне поста желаю вам и всем мусульманам Ингушетии пройти этот пост, пусть Всевышний поможет всем верующим, которые держат пост искренне и от души! И пусть Он даст мира и благополучия вашему народу!

– Спасибо вам! Этого мы тоже желаем. Те слова, которые вы нам говорите, честно, мы тоже этого хотим. Я думаю, вот в этот благословенный месяц Рамазан, может, мы все сойдемся, встанем на правильный путь, как братья. У нас сегодня демократия в России, исламу ничего не запрещает воспитывать своих детей в исламе, проповеди читать – если мы не нарушаем. Поэтому ребята, которые отошли, они же тоже ингуши, они тоже мусульмане, может, им тоже все это надоело.

Давайте в этот священный месяц Рамазан пожмем друг другу руки, те, которые обвиняют людей, отойдут, мы их поймем, а обиды, которые были, конечно, мы должны простить.

– Дай Бог!

Продолжение следует

https://youtu.be/c9yHlkhb9cg
Шевченко
Кавполит

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

15 Чт, 09/06/2016 - 10:06

"Сеня, это уже не актуально" Вот и прекрасно будет если ты извинишься перед Хамзатом и всеми мусульманами республики в этот великий месяц Рамадан. Ой, кто-то что-то сказал о демократии? Якая "дермократия" у нас?

Ингушетия Чт, 09/06/2016 - 09:20

Happy

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры