Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 23 / 04 / 2024 Время Московское: 8201 Человек (а) в сети
 

Ингушские писатели на четырнадцатом форуме молодых литераторов

С 19 по 25 октября в подмосковном пансионате «Звенигородский» Российской Академии наук прошел 14-й Форум молодых писателей России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Долгое время его неформально называли форумом в Липках, по имени места, где он проходил предыдущие 13 лет. В этом году изменился адрес, но суть, цели, задачи остались неизменными

. По-прежнему форум позиционирует себя как место встречи и старта будущей литературной элиты стран.

Из Ингушетии на литературный «слет» были приглашены два автора: уже зарекомендовавший себя как талантливый поэт Тамара Чаниева и молодой прозаик Билан Дзугаев. На торжественном открытии Форума Т. Чаниевой предоставили слово, в котором она поблагодарила организаторов за данный кавказским писателям шанс: «У нас, наконец-то, появилась реальная возможность опровергнуть устоявшееся, но совсем неверное мнение о Северном Кавказе, как о вечной обители войн и раздоров. Кавказ отнюдь не такой, каким его малюют некоторые центральные телеканалы», - попыталась уверить она собравшихся в зале, - надеюсь, скоро вы в этом убедитесь». Вернувшись с форума, Тамара дала интервью нашей газете. Так или иначе, разговор время от времени выходит на поэзию.

- Тамара, ты ведь не впервые принимаешь участие в мероприятиях, проводимых Фондом Сергея Филатова, расскажи немного о форуме, о его работе?

- Форум организован Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП) вместе с такими литературными журналами, как «Арион», «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Костёр», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Современная драматургия», интернет-изданиями «Кольцо А», «Континент», «Пролог» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

На этот раз в форуме приняли участие 188 молодых литераторов из 77 регионов России и 16 зарубежных стран. Как озвучил в своем вступительном слове президент Фонда СЭИП Сергей Филатов, «в этом году на конкурс поступило рекордное число заявок – около восьмисот, 188 из которых прошли суд взыскательного жюри».

В целом, впечатление о семинаре хорошее. Браво организаторам: они провели огромную работу для расширения нашего литературного кругозора, творческого роста, умения ориентироваться в подборе авторов для чтения. Мероприятие охватило практически все стороны литературного процесса: 15 мастер-классов вели для нас известные поэты, критики, драматурги, детские писатели. В актовом зале пансионата проходили встречи с интересными писателями, главными редакторами литературных журналов, деятелями науки и культуры, издателями, в числе которых были журналист Николай Сванидзе, писатели Александр Кабаков, Юрий Кублановский, Николай Лисов, Игорь Волгин, Владимир Новиков и другие. Состоялась очень содержательная лекция лингвиста, д.ф.н. Максима Кронгауза «Русский язык в современной литературе». В рамках форума был показан спектакль «Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский «Мрамор. Представление». Прошли круглые столы на темы: «Литература и социально-политические проблемы: современные вызовы», «Поэт в современном мире», «Тенденции в современной литературе» и др.

- Программа была и впрямь насыщенной. Что же запомнилось и понравилось больше всего?

- Главное, зачем я поехала на форум – это использовать редкий шанс напрямую пообщаться с корифеями отечественной литературы, а также - получить объективную критику от руководителей мастер-класса: в моем случае – это обаятельнейший и искрометный, несмотря на внешнюю сдержанность, поэт, главный редактор интернет-издания «Пролог» Кирилл Ковальджи и мягкая, как оренбургский пуховый платок, поэтесса Елена Исаева. Польстило, когда на следующий после обсуждения моих стихов день, Кирилл Викторович пришел с экземпляром своего сборника стихов, подписал его публично и, протянув мне, сказал, что мы с ним еще поговорим. Елена Валентиновна посоветовала попробовать себя в роли переводчика в журнале «Дружба народов».
Не могла не запомниться тема, которая вызвала неподдельный интерес аудитории во время встречи с писателем Игорем Волгиным – не стыдно ли брать деньги за публикацию стихотворений. На этот вопрос Волгин ответил, что не стыдно, но только за хорошие стихи. И напомнил историю с Пушкиным, который за публикацию «Евгения Онегина» запросил пять рублей за строчку, что было неслыханно по тем временам. Писатель напомнил и ответ издателя: «Я бы заплатил и 10 рублей за строчку. Пусть знают все: мы платим золотом за золотые стихи».

- Что необходимо сделать для того, чтобы стать форумчанином?

- Нужно просто отправить заявку на участие и свои произведения по электронной почте в Фонд СЭИП. После того, как работы будут отрецензированы членами жюри, наиболее талантливых, по их мнению, авторов поздравят электронным письмом с победой в конкурсе, пригласят на форум. Лично я прошла таким образом. Билан же был приглашен по итогам 7-го совещания молодых писателей республик Северного Кавказа, которое прошло в Ингушетии в конце сентября. Нелишним будет сказать, что писатель, критик, руководитель мастер-класса по прозе Евгений Ермолин, вручая Дзугаеву сертификат на участие в форуме, назвал его открытием 7-го совещания, отметив вполне профессиональный художественный уровень его произведений.

- А какой была реакция коллег на представленные тобой стихи?

- Различной. Если скажу, что всем все понравилось, совру. Здесь, понимаете, ситуация, когда десять на одного, но в итоге, все в пользу того одного. Была и очень жесткая, неожиданная оценка, и хорошие отзывы. Почему-то многих участниц мастер-класса задели строчки из стихотворения: «Не боюсь больше жизненных лестниц/ и скажу, принимая года,/ что всегда была старше ровесниц/ и умнее отличниц – всегда!».
Бурно обсуждали эту строфу. До смешного. Однако, заметила тенденцию, чем сильнее и интереснее автор, тем дольше его ругают и обсуждают, видимо, требования к нему выше.

- И как ты восприняла негативную критику?

- Знаете, я в этом плане битый волк. Я пережила много критики, и научилась переносить ее достойно, даже если она субъективная и голословная. Говорю – научилась, потому что поначалу воспринимала любое замечание в адрес моих стихов болезненно, даже бросала это ремесло. Со временем поняла, что жизнь – марафон и вновь взялась за авторучку, опираясь на чувство своей правды. Как сказал один поэт: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба». На конкурс я преднамеренно представила книгу «Интонации молчания», вышедшую в 2006 году, куда, наряду с относительно свежими, вошли стихи десяти- и даже пятнадцатилетней давности. Поступила так, потому что все написанное за последний год было подробно обсуждено и неплохо оценено на том самом 7-ом совещании писателей Северного Кавказа. Не скажу, что руководителям мастер-класса понравился такой ход. Поэтому, решив реабилитироваться, в тот же день на открытом конкурсе среди участников форума «свободный микрофон» я со сцены читала свои новые стихи и получила приз за занятое почетное пятое (из семи) место. А по итогам форума - рекомендована в традиционный сборник «Новые писатели», под обложкой которого собираются лучшие произведения из представленных на мастер-классах текущего года.

- Что-нибудь хочешь добавить от себя?

- Скажу, что я не жалею об участии в форуме, потому как подкрепилась в своем твердом мнении: заставлять себя писать тогда, когда не хочется, не стоит. В моей жизни был почти четырехлетний застойный период, стихи не случались и все! И ни один упрек, а их было много, не заставил меня сесть за письменный стол, написать что-то через усердие. Конечно, в поэзии, как и в любом другом искусстве, есть большая доля мастерства, техники. И у каждого автора имеются какие-то свои методы, навыки. Но мэтры тоже говорили о том, что сейчас много молодых авторов, которые, пытаясь отточить технику стихосложения, и в погоне за звукописью, жертвуют душой произведения. Чистое делание стихов ни к чему путному не приводит. От поделок ничего не остается. Остается только настоящее, как частичка души, которую ты вложил. Остальное рассеивается временем.
И еще, если позволите, немного остановлюсь на личности Билана Дзугаева. Не люблю громких фраз, но, считаю, что этот парень умыл лицо Ингушетии в глазах московских критиков, которые, собственно, и заметили его талант. Дело в том, что на прошедшем 7-ом совещании молодых писателей Северного Кавказа произошел казус: один наш участник представил на конкурс, как авторскую работу, плагиат, и был некрасиво разоблачен. Не хочу называть его имени, но про случай нельзя умолчать, потому как стоит опасаться таких прецедентов. Тем более, как оказалось, произошло это с подачи его наставников. Поэтому, появление на том же семинаре самобытного автора Б. Дзугаева выглядело очень своевременным. Рекомендую всем почитать его повесть «Стон земли». Возможно, в будущем он займет место в рядах звезд ингушской литературы. Ну а пока - по итогам совещания, рекомендован на творческую стипендию Министерства культуры России, с чем его и поздравили на торжественном закрытии форума. Вот такой вот дебют!

Сердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры