Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 04 / 2024 Время Московское: 8162 Человек (а) в сети
 

Ингушская семья в системе родственных взаимоотношений

Семья во все времена является важным звеном и неотъемлемой частью общества. «Семья — это питающий корень народа», — говорил А. Айдамиров. И он прав. Именно в семье формируется личность. И от того, насколько высоко в семье ценятся нравственные понятия, зависит и нравственное состояние общества. Важную роль в семейной культуре ингушей занимают родственные взаимоотношения и соблюдение этикета.

Система родства всегда была и остается одной из центральных в этнографической науке. И это понятно. Именно родство является основой общественных отношений, определяет место человека в группе, линию его поведения. В системе родственных взаимоотношений ингушей особое место занимает распределение позиций и ролей в семейно-родственном коллективе, межпоколенная трансмиссия традиционной культуры, передача навыков социального поведения и трудовой деятельности, этикет членов семьи и общества в различных жизненных ситуациях.

Рассказывая о «фамильных» предках, ингуши стараются рассказать о подвигах и достоинствах каждого, и, наконец, остановившись на одном из них, могут сказать: «От этого отца пошла наша фамилия». При этом каждый будет удревнять свой род, фамилию, приписывая далёкому первопредку самые высокие качества характера.

«Они наперебой начнут рассказывать вам о том, как прадеды их жили в горах, в каменных башнях», — писал Н. Яковлев. И сегодня мы видим, что мало что изменилось в отношении к родственным понятиям у ингушей. По-прежнему каждый ингуш мыслит себя единым целым в близкой системе фамильных родственников.

Для ингуша «фамилия» — это круг людей, происходящих по преданию от одного предка в восьмом-десятом поколении. Масштаб родственных связей ингуша очень широк. Семья ингушей, равно как и отдельные члены, включена в эту широкую систему родственных связей. Семья также находится в обществе, ее члены вступают в определенные отношения с многочисленными родственниками по всем линиям, друзьями, приятелями, односельчанами, соседями, коллегами по работе.

Родственные отношения берегли. Издревле, в молитвах взывали предки ингушей о сохранении родственных связей: «О, великий боже Даьла! Да будет на нас милость твоя! Чтобы наш народ сделался великим... не лиши нас родственных связей...»

«Родственные отношения считались священными, нарушить — значило совершить грех. «Родственники от Бога», — говорят ингуши. Однако нужно помнить и о том, что родство, как регулятивная форма отношений, основано на обязательствах. Родство представляло собой социально-нормативные отношения, основные на кровнородственной связи», — пишет Б. Харсиев.

Веками складывались нормы и правила родственных взаимоотношений. Близкие и дальние родственники, однофамильцы и племянники, захалаш (родственники со стороны снохи, жены, сына, брата, племянника и замужней дочери, сестры, племянницы и т. д.) и другие знали и знают свои этикетные обязанности относительно друг друга. Ответственность за сохранение и укрепление родственных связей и семейных уз ингуши возлагают на старшее поколение.

Родственные отношения обязывают человека навещать родственников, быть рядом в горе и в радости, приглашать к себе в гости. Родственники, имеющие близкое родство и проживающие рядом, мыслятся членами семьи. Отношение к родственникам следует проявлять в общении, этикете и в поступках. К примеру, приехав в отдалённое село, гостить у чужих людей, когда есть родственник в этом селе, считается позором.

В ингушском обществе человек не мыслит себя вне тейпа, фамилии, семьи. Тейп в понимании ингушей — это широкий круг родственников, а ваьр — его разветвление. Если кто-то остаётся сиротой (т. е. умирает отец), то его воспитание ложится на плечи близких родственников отца и его фамилии, в противном случае возникает вопрос: «Тейпана сага вецийцар?» («У них, что, в роду никого нет?»). Наличие такого фактора отрицательно характеризует старейшин и близких родственников семьи. Это всё равно, что сказать, что никто не отвечает за воспитанность сироты, что некому его ввести в общество, ничьим именем он не руководствуется. Это больше чем ответственность за свою социальную общность, это сохранение народа. «Это не только мой сын. Это сын моего рода!» — говорят ингуши.

Самыми близкими родными для человека являются родители «да-нана» — да (отец), нана (мать). После родителей — вош (брат) и йиш (сестра); причем брат ближе, нежели сестра; во1 (сын), йо1 (дочь). «Чей ты сын (дочь)?» — спрашивают обычно ингуши друг у друга. Это обстоятельство обязывает каждого человека поддерживать авторитет рода, фамилии через сохранение своей чести, где бы он ни находился, равно как и за него несут ответственность другие.

Семейно-родственный этикет ингушей складывался на основе вековых патриархальных традиций. Нравственная культура большой патриархальной семейной общины является тем важным микроклиматом, который воспитывает достойных членов общества. В семейно-родственных отношениях все еще сильны экономические свя¬зи, которые проявляются в трудовой и материальной поддержке. В такой семье родные братья в первую очередь думают о благополучии друг друга и только после этого занимаются своей семьёй; их дети знают, что дяди и тёти с готовностью откликнутся на просьбу племянников и не оставят без внимания.

Интересно отметить тот факт, что фамильные родственники у ингушей звучат одним словом «вежарий», и они не озвучивают насколько близко их родство, они просто соблюдают его по всем правилам этикета, перестраиваясь относительно друг друга по принципу «старший — младший».

Даьхой (родственники отца) — ближе родством, ноанахой (родственники по линии матери) — «ближе душой», — говорят ингуши.

Следует отметить, что ингуши, готовясь породниться с другой фамилией, женить сына или выдать дочку замуж, стремятся видеть в их лице достойных родственников. «Эздий фух ваьнна, эздий з1амига саг ва», — говорят в народе («Из благородных предков (благородных кровей) происходящий юноша»).

Эздий фу — уже сама по себе обязывающая установка. К понятию «фу» ингуши относятся очень бережливо, стараясь сохранять непорочность сложившегося мнения. Человек в данном случае рассматривается не как отдельная личность, а как представитель благородного рода, гаранта чести и достоинства юноши. Являющийся потомком благородного «фу» молодой человек имеет как бы код, согласно которому он должен сохранять честь и достоинство рода, быть эздий, т. е. строго следовать принципам эздел. Быть эздий (благородным) — значит никогда и ни в чём не допускать ни малейшей слабости, отступления от этических норм: ни в храбрости и отваге, ни в великодушии и щедрости, ни в верности долгу и данному слову, ни в опрятности облика и благопристойности поведения (А. Танкиев).

Неслучайно, выбирая невесту, ингуши интересуются родством по линии матери. Ноанахой (родственники по материнской линии), особенно, нана, наьна нана, наьнче (мать, бабушка по матери, их матери и т. д.) — представляют не праздный интерес. Именно нана сохраняет традиционную культуру народа через воспитание детей. Нередко среди ингушей говорят: «Эти дети вскормлены благородным молоком», имея в виду происхождение матери.

Женщина-мать знакомит детей с нормами поведения в семье и обществе. Именно женщина, часто собой и своим примером воспитывает детей. «Портится мужчина — портится семья. Портится женщина — портится весь народ», — говорят ингуши, подчеркивая роль женщины в семье и обществе.

Семья находится в системе родственных взаимоотношений, поддерживать которые обязаны все для сохранения гармонии и взаимного уважения в семье и обществе.

Зейнеп Дзарахова

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры