Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 04 / 2024 Время Московское: 7627 Человек (а) в сети
 

Ингушетия и Россия: ЕДИНСТВО НА ВЕКА

Некогда Русь определила для себя наиболее близкое по духу и необходимое по времени содружество с Византией, с сильной державой мира того времени. Так и Ингушетия сделала осознанный выбор в 1770 году добровольным вхождением в состав России. В 2010 году Ингушетия будет отмечать 240-летие единения с Россией.

ИНГУШЕТИЯ ДРЕВНЯЯ

Каждый народ имеет свою историю. Этнокультурные истоки ингушей и контакты с разными народами уходят в глубь веков. Первые упоминания о предках ингушей в письменных источниках встречаются еще в трудах древнегреческих и древнеримских авторов.

Доброжелательные отношения ингушей с Киевской Русью прослеживались с древних времен. После татаро-монгольского нашествия, затем и войск хромого Тамерлана, Ингушетия находилась в очень сложной социально-политической ситуации. Это было сложное время. Происходило противостояние великих мировых держав. Это ощущали и народы Северного Кавказа. Они подвергались давлению и оказывались на стороне то одной, то другой державы, что вызывало и противостояние на Кавказе. Ингушетия вынуждена была искать союзника1. Географическое положение Ингушетии на магистральных путях, связывавших Закавказье с Россией, являлось важным фактором в судьбе ингушского народа и его взаимоотношений с другими народами.

В средние века через горную Ингушетию проходила из Азии в Европу боковая ветвь Шёлкового пути. Известный кавказовед Л.П.Семёнов писал: «Ингушия, находясь в средней части Северного Кавказа, замкнутая в глубоких ущельях, не была, однако, отрезана от культурного мира. Близ её территории проходил путь, соединявший Северный Кавказ с Закавказьем (нынешняя Военно-Грузинская дорога). По этому пути шли караваны купцов, полчища завоевателей-арабов, монголов и других. Ингушию связывали с Грузией вполне доступные перевальные тропы по рекам Армхи и Асса. Ингушия имела широкие сношения с южной окраиной Древней Руси и с греческими колониями Причерноморья»2.

«О связях Древней Ингушетии и Древней Руси свидетельствуют многочисленные русско-ингушские лексические параллели, встречающиеся в древнерусской поэме «Слово о полку Игореве», которым было посвящено исследование лингвиста профессора Дошлуко Мальсагова «О некоторых непонятых местах в «Слове о полку Игореве». Ученым были выявлены целый ряд русско-ингушских лексических схождений, интерпретированных им с помощью ингушского языка. Выводы ингушского языковеда, подчеркивавшие глубокие связи русского и ингушского языков, прослеживаемые еще в периоде сложения Древнерусского государства, имели широкий резонанс в научном мире и получили высокую оценку ведущих лингвистов России3.

Ко времени вхождения в состав России, ингуши имели яркую, самобытную культуру. Консолидация ингушских обществ сохраняла народ. Жизнь в горах закаляла характер горцев, воспитывала в них необходимые для выживания в этих географических условиях качества. Верность слову, надёжность и взаимовыручка, бережливое отношение к природным богатствам становились неотъемлемыми чертами характера горцев. В ингушском обществе были широко распространены обычаи «вошал», «доттаг1ал» (побратимства и дружбы) с представителями других народов Кавказа, в том числе русского народа. Поведение ингушей в обществе, в общении с представителями других национальностей, было подчинено неписаному своду правил эздел – этики.

Большим своеобразием отличались общественные и семейные отношения ингушей. Общественная жизнь и быт ингушей регламентировались неписанными нормами, правилами и обычаями. Издревле в ингушском обществе существовал своеобразный парламент - Совет старейшин (Мехка-кхел) (букв.: совет страны), на котором решались важные для народа вопросы: хозяйственные, общественные, судебные. Об этом совете, как идеале правосудия, некогда писал исследователь Б.К.Далгат: «Ингуши некогда приблизились к такому идеалу правосудия, до которого не смогут мечтать дойти цивилизованные народы мира»4. Членами «Мехк-кхел» избирали авторитетных и уважаемых людей, знатоков обычаев и традиций ингушей. Все вопросы хозяйственной и общественной жизни регулировались и регламентировались нормами и традициями адата. Характерной чертой ингушского общества является уважительное отношение к родителям, старшим по возрасту. К древним традициям и обычаям относятся: общественная взаимопомощь (белхи), гостеприимство, куначество, побратимство, усыновление и покровительство. Немыми свидетелями религиозного прошлого ингушей являются значительные культовые сооружения - аульные святилища, храм Тхаба-Ерды и мн.др. Вся религиозная система Ингушетии была единой и цельной.

В народе были почитаемы за мудрость и мужество, честь и достоинство многие легендарные сыны. Это Ивизда Г1азд, Эжи Эхк (Йовлой к1ант), Б1архой к1ант, Мухлой Ба1ашк, Ауша Элмарза, Хоаной Хинг, Оарцха К1арцхал и многие другие.

Своеобразие культуры ингушей, как и сама природа этих земель, издавна привлекали внимание российского государства. Внимание к Ингушетии привлекало и то обстоятельство, что территориально она занимала центральное место на Кавказе.

1770 ГОД. ДОБРОВОЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ ИНГУШЕТИИ В СОСТАВ РОССИИ

Горцы-ингуши видели в России силу, способную защитить их от опустошительных набегов...5 Со временем контакты расширялись и получили документальное закрепление. Процедура принятия присяги ингушскими старшинами на верность России происходила 4,5,6 марта 1770 года в селении Ангушт6. На этом торжестве присутствовал академик И.Гюльденштедт, который запечатлел это важное событие в своих записях. Селение это по данным исследователя являлось центром округа «Большие ингуши»7. Праздничные торжества в честь этого события отмечались на обширной поляне с символическим названием “Барта босе’’, что значит “склон согласия”. О добровольном вхождении Ингушетии в состав России писали многие авторы. В 2004 году была издана работа И.А.Дахкильгова «Шли в подданство не из принуждения»8.

Союз с Россией был выгоден как России, так и Ингушетии, как в политическом, так и в экономическом отношении. Это было обоюдное движение навстречу друг другу, происходившее как результат совпадения интересов обеих сторон. Начиная с 70-х гг. XVIII века судьба ингушей тесно связана с историей Российского государства. В 1784 г. вблизи ингушского селения Заур-юрт, была основана крепость Владикавказ, позже ставшая городом и сыгравшая значительную роль в истории ингушского народа.

Во время Кавказской войны 1817-1864 гг. равнинные ингуши расселялись уже и на землях современного Назрановского, Сунженского и части Малгобекского районов, и стали своеобразной внутренней кордонной линией, защищавшей Владикавказ и обеспечивавшей безопасность путей в Закавказье. Назрановцы, как называли равнинных ингушей в тот период, своими аулами прикрывали важнейшую стратегическую территорию на Центральном Кавказе, а их милиция принимала самое активное участие в боевых действиях на стороне Русской армии9. И в то же время, в те годы ингуши невинно пострадали. Они были насильственно выселены из своих селений.

История хранит в памяти примеры достойного участия ушедших поколений ингушей в судьбе Российского государства и ингушского общества. Байсара Мочкъа, Уцига Малсаг, Г1айте Г1айрбик, Кхантыша Т1ой, Г1амарзий Дошлакъа, Хамчий Хамбор и многие другие оставили яркий след в истории своего народа.

В войнах России принимали участие генералы и офицеры царской армии. Среди его представителей пять генералов русской армии, 30 Полных Георгиевских Кавалеров и 9 Кавалеров именного Золотого Георгиевского оружия – высшей офицерской награды русской армии»10. Заурбек Боров – став генералом Персидской армии, вернулся в Россию и верно служил её.

В ходе войн зарождалось и крепло военное содружество русской императорской армии с новыми подданными. Из представителей горской аристократии выдвинулись блестящие офицерские кадры, обладавшие истинным командирским талантом и редкостной храбростью. Именно они явились основоположниками становления военной элиты на Северном Кавказе.

Вхождение ингушей в Россию проходило в тот период, когда она вступала в капиталистическую стадию своего развития. В политической, социально-экономической и культурной жизни ингушей в ХVIII веке стали происходить изменения. С 1845 года началось возведение новой Сунженской укрепленной линии на территории плоскостной Ингушетии. Было заложено около 15 станиц, составивших 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский полки Терского казачьего войска. В 30-х годах Х1Х века были организованы карательные экспедиции. На Кавказ стали переселять народы из центральной России. Переселение часто имело насильственный характер. И всё же народы проявляли интерес друг к другу, изучали опыт, интегрировались в культуре.

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Изучать Кавказ и его народы стали прогрессивные зарубежные и российские исследователи. Вместе с местными краеведами историю изучали российские ученые И.А.Гюльденштедт, А.Берже, Н.Грабовский, П.Услар, Н.Яковлев, Л.Семенов, В.Пожидаев, И.Щеблыкин, А.Генко, Е.Крупнов, Б.Далгат, В.Марковин и другие.

Огромный интерес исследователи проявляли и к памятникам зодчества ингушей. Русский археолог В.Ф.Миллер в июне 1886 года обследовал многие районы горной Ингушетии. «Это было открытие миру почти неизвестной архитектуры, многие ученые в конце XIX и начале XX века стремились попасть в ущелья, где жили ингуши, чтобы все это увидеть своими глазами. Появилось множество статей и небольших очерков, в которых содержались сведения о местных памятниках старины», - пишет кавказовед Я.Чеснов.

В разные годы архитектурные памятники Ингушетии изучали исследователи В.Ф.Миллер, Л.Семенов, Н.Яковлев и др. «При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте, они устойчивы и прочны. Поражаешься мастерству строителей, их вкусу и умению так великолепно разрешать и воплощать в реальные формы свои замыслы и фантазии”, - писал И.Щеблыкин.

О Кавказе писали ведущие российские мыслители. Традиции и обычаи, быт и нравы горцев производили на них сильное впечатление. Немало произведений посвятили Кавказу классики российской литературы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др. Дважды посетил Кавказ А.С.Пушкин – в 1820-21 гг. и в 1829 г. Идеи побратимства и дружбы, верность долгу, любовь к свободе, жажда справедливости вдохновляли поэта. «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ», - писал М.Ю.Лермонтов. Жизнь горца ему представлялась вечно утверждаемым достоинством, исполнением и следованием законам гор. Глубокий интерес к особенностям жизни горцев проявлял Л.Н.Толстой, бывавший на Кавказе в период подъема русской демократической мысли, - в сороковые годы ХIХ века. Всё это нашло отражение в его произведениях. Трогательные встречи, гостеприимство и быт ингушей запомнились известному химику-исследователю Д.И.Менделееву.

Учёные и историки, пожалуй, любили Кавказ. Иначе при всём научном чутье и энтузиазме они не заметили бы высокой культуры народа, о котором доселе не было известно российской науке. Через их произведения в тогдашнее российское общество живительным потоком хлынула свежая струя нового, незнакомого взгляда на мир горцев Северного Кавказа, мир других обычаев, других традиций, другого отношения к жизни и смерти. Дети многих горских вождей воспитывались в лучших военных училищах Санкт-Петербурга и Москвы. В среде простых людей с обеих сторон стал привычным обычай отдавать детей в семьи друг друга для обучения языку и традиционному укладу жизни. Началось стремительное взаимообогащение культур русского народа и народов Кавказа. И, конечно же, из среды наиболее образованных горцев появилась целая плеяда поэтов, писателей и художников, стремившихся в первую очередь сохранить для потомков культурное наследие своих народов.

Ингушетия вовлекалась в орбиту культурного влияния России, и процесс этот был взаимным. Важную роль в формировании ингушской интеллигенции сыграло создание российским правительством на Северном Кавказе сети образовательных учреждений.

В культуре и образовании появились интеграционные процессы. Выходцы из горских народов поступали в высшие учебные заведения страны. Первыми студентами Ставропольской гимназии стали Ч.Ахриев, А-Г.Долгиев, И.Бекбузаров. В последующем их имена и имена А.Тутаева и Асланбека и Ибрагима Базоркиных появились в науке и образовании. По крупицам собирали они ценные этнографические материалы о народе.

С открытием Назрановской школы в 1868 году учительскую деятельность в ней вели А-Г.Долгиев, Б.Зязиков, И.Саутиев, Б.Картоев, Д.Альтемиров, М.Котиев и др. Тяга к знаниям, стремление учиться у ингушей были сильны. «Ежегодно в Назрановскую горскую школу подается 100 и более прошений родителями-ингушами о принятии их детей в школу. Но за неимением мест в школе принимается только пятьдесят мальчиков, а все остальные дети, желающие учиться, остаются за стенами храма науки,»11 - писал в 1911 году М.Г.Котиев.

З.М-Т.ДЗАРАХОВА, газета "Сердало",

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры