Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 01 / 08 / 2021 Время Московское: 3515 Человек (а) в сети
 

Дотационные регионы надеются привлечь инвестиции с помощью ОЭЗ

Правительство России внесло в Госдуму поправки в бюджет страны на текущий год. Расходы бюджета в 2010 году должны увеличиться на 44 миллиарда рублей. Из них 11 миллиардов рублей будут направлены на создание инфраструктуры особых экономических зон (ОЭЗ), в том числе на запущенную в августе 2010 года ОЭЗ в Тольятти.Ранее сообщалось, что на строительство ОЭЗ из федерального бюджета будет выделено 7,2 миллиарда, а из регионального — 774 миллиона рублей. Опрошенные нами эксперты восприняли эту новость неоднозначно. Дело в том, что события последних дней, касающиеся ОЭЗ , дают повод задуматься: а не начинает ли ОЭЗ «лихорадить»?Сначала стало известно, что правительство РФ решило ликвидировать ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территориях Краснодарского края. Затем Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил создать на территории Ингушетии особую экономическую зону. И все бы ничего, только в этом глубоко дотационном регионе это уже вторая попытка создать на своей территории особые условия.Многие аналитики ломали голову: почему одну из первых, созданных в России зон в Анапе, вдруг закрывают досрочно. По официальной информации, причиной ее ликвидации стало отсутствие соглашений о развитии соответствующей деятельности. По закону такое решение возможно, если в течение трех лет с момента ее создания не было заключено ни одного соглашения о производственной, технической или туристической деятельности.Советник руководителя ОАО «ОЭЗ» Дмитрий Сулима считает, что скорее всего это стало следствием пассивности местных властей. По его словам, все успешно развивающиеся зоны — в Татарстане, Липецке, Томске — обязаны вниманию региональных органов власти.Некоторые эксперты, вместе с тем, предполагают, что ликвидация особой экономической зоны связана с намерением властей Краснодарского края перенести специальную игорную зону «Азов-Сити» с берегов Таганрогского залива к Черному морю.— То, что туда может быть перенесена игорная зона, не исключается и вполне может быть одной из причин закрытия ОЭЗ, — сказал корреспонденту «РБГ» руководитель управления корпоративных финансов инвестиционной компании «Финам» Алексей Курасов. — Это должно предотвратить разночтения в законах при использовании двух различных нормативных актов. Но почему все-таки ОЭЗ в Анапе была свернута раньше времени? Ответ был найден в минэкономразвития, где в 2006 году регион и выиграл конкурс на получение особой зоны туристско-рекреационного типа.Директор департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития России Дмитрий Левченков объяснил, что за время существования экономической зоны в Краснодарском крае не нашлось ни одного инвестора. Между тем в министерстве поясняют: отказ от создания особой экономической зоны в Краснодарском крае не означает, что в нем не будет развиваться туристско-рекреационная инфраструктура. Ликвидированная ОЭЗ получит статус туристической зоны регионального уровня. Экономические зоны, отмечают аналитики, были задуманы для резкого увеличения производства в отдельных городах. Для них предусмотрен льготный налоговый режим, а также таможенные и другие льготы. Однако сейчас уже далеко не все разделяют мнение, что создание таких зон поможет решить проблемы субъектов.— Пример ликвидации ОЭЗ в Краснодарском крае показывает, что низкая привлекательность многих российских проектов для инвесторов обусловлена вовсе не высокой налоговой нагрузкой и даже не бюрократическими рогатками, — считает Алексей Курасов, — ведь в данном случае любой проект наверняка получил бы режим наибольшего благоприятствования. Вообще ОЭЗ как инструмент развития регионов уже уходят в прошлое, хотя и в прежние годы их ценность как инструмента была сомнительной, особенно в России, где этот институт так и не заработал в полную силу.В Управляющей компании ОАО «ОЭЗ», которая занимается 17 действующими и вновь создаваемыми зонами, напротив, считают, что инвесторы «стоят в очередь» участвовать в проектах в особых зонах. По информации компании, объем инвестиций, заявленных резидентами ОЭЗ России, более 6,4 млрд долларов. Хотя если поделить эту сумму на все 17 успешно действующих зон, получается не так много. Для сравнения, на объекты олимпийского Сочи уже поступило около 1 млрд долларов частных инвестиций.Что касается предложения депутатов о введении режима ОЭЗ на территории Ингушетии, то Дмитрий Сулима сказал, что об этом в ОАО «ОЭЗ» слышат впервые. Добавив при этом: «Нет территории, которая не хотела бы развивать у себя ОЭЗ».Республиканские власти полагают, что ведение на территории Ингушетии ОЭЗ могло бы решить многие проблемы субъекта. Прежде всего это даст республике долгожданный приток инвестиций.— Пока бытует мнение, что Ингушетия — зона риска для вложения капитала, мы сможем привлечь инвестиции только путем предоставления бизнесменам налоговых и других льгот, что и предусматривает особая экономическая зона. Кроме федеральных налоговых льгот на уровне субъекта мы готовы предоставить участникам ОЭЗ льготы по оплате услуг ЖКХ, подключению к коммунальным сетям, возможно полное освобождение от налогов в местный бюджет, — объясняет министр экономики и промышленности республики Висит Аушев.Просто так найти деньги хотя бы на строительство запланированного семиэтажного гостиничного комплекса в Магасе местным властям сложно. Приходится уговорами действовать, напоминать бизнесмену, что он сам из Ингушетии.Нынешний президент республики хочет повторить опыт первого президента Ингушетии Руслана Аушева, во время правления которого благодаря режиму ОЭЗ было построено много полезных объектов: начиная от здания правительственного комплекса до школы и вокзала.— Если сейчас ввести у нас особую экономическую зону, мы сможем построить жизненно необходимые объекты. Но при этом необходим постоянный контроль, чтобы ОЭЗ не стала средством для отмывания денег, — уверен Юнус-Бек Евкуров.По просьбе главы Ингушетии в ближайшее время в республику прибудет комиссия Минрегиона России, чтобы на месте досконально изучить социально-экономическое положение субъекта, чтобы сделать вывод, в чем он нуждается. Выводы ее специалистов, в том числе, повлияют на решение вопроса о введении в республике режима экономического благоприятствования.Мы попросили рассказать о своем видении проблемы особых экономических зон эксперта, который давно анализирует экономическую эффективность деятельности в регионах ОЭЗ, Виктора Климанова, директора Института реформирования общественных финансов, д.э.н.— Какие преференции дает территориям наличие ОЭЗ?— Формирование ОЭЗ в нашей стране происходило не одномоментно. Формальным стартом принято считать Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116- ФЗ, хотя попытки придания статуса свободной экономической зоны отдельным городам, прежде всего морским портам, или даже регионам предпринимались уже с начала 1990-х годов. Большинство решений в то время оформлялось указами президента, но были случаи и почти самостоятельных действий региональных властей.Именно тогда такой статус получила и Калининградская область, хотя формально именно особой экономической зоной в ее новом понимании этот анклавный регион России получил в середине 2000-х годов. В 1999 году был принят федеральный закон, установивший особый режим хозяйствования на территории Магаданской области.Первоначально отбор ОЭЗ проходил на конкурсной основе. Однако ажиотаж среди субъектов Федерации, приславших в конце 2005 года в специально образованное тогда федеральное агентство более 70 заявок на создание ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, быстро угас после того, как отобранными оказались лишь единицы участков. Они просто по ряду объективных причин имели преимущество перед другими территориями (например, в Москве и Подмосковье, Татарстане).Поэтому когда через полтора года в результате корректировки федерального законодательства встал вопрос о необходимости отбора территорий для создания ОЭЗ туристко-рекреационного типа, всем было понятно, что в их число просто должны войти основные курортные районы страны на Черноморском побережье, в Калининградской области, на Байкале, Алтае и в районе Кавказских Минеральных Вод. Последующее «индивидуальное» дополнение в конце 2009— 2010 годах списка особых экономических зон портовыми территориями в ульяновском аэропорту и морских воротах в Хабаровском крае, а также придание статуса туристко-рекреационной ОЭЗ острову Русский во Владивостоке и формирование новой промышленно-производственной зоны близ Тольятти проходило в условиях, когда функции расформированного федерального агентства были переданы минэконом- развития.— Не секрет, что основная за- дача ОЭЗ — привлечение инвестиций. Насколько на практике успешным является опыт создания ОЭЗ?— Согласно официальным данным, многие ОЭЗ функционируют вполне успешно, оправдывая свои задачи по привлечению инвестиций, развитию импортозамещающих производств, разработке новых видов продукции. Это может относиться и к подмосковной Дубне, и к зоне «Алабуга» в Татарстане, и к другим территориям. Однако в то же время особые зоны, призванные стать флагманом среди институтов развития в стране вообще, локомотивами регионального развития, таковыми практически не стали.— Недавно была ликвидирована зона в Анапе. Может ли эта участь ожидать и другие ОЭЗ?— Возможно, именно слабостью формирования лучшей практики, которая и должна была появляться в рамках деятельности ОЭЗ, можно объяснить и снижение интереса к ним как со стороны федеральных органов власти, так и со стороны регионов. Неудивительно поэтому, что исчезновение той или иной зоны, как, например, туристко-рекреационной на Черноморском побережье, прошло почти незамеченным. Возможно, в ближайшее время статус зон «потеряют» и другие территории. Вряд ли «спасением» в данном случае могут стать и яркие названия некоторых ОЭЗ: «Бирюзовая Катунь» или даже «Гранд Спа Юца».Скорее всего, в ближайшее время нам не миновать и принятия на федеральном уровне законопроектов о предоставлении особых налоговых или таможенных преференций для отдельных территорий, в том числе и в рамках одного субъекта РФ. Как раз такая идея развивается по отношению к Ингушетии. Считаю, что при таком подходе есть риски возникновения внутренних оффшоров, которые будут не столько способствовать развитию здорового предпринимательства, сколько повышать криминогенность экономической деятельности.Алена Ларина, ИванКарасев, Ольга Бухарова(Магас — Анапа — Москва)

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры