Ставрополье перестало быть фильтром между Кубанью и Кавказом, заявил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. После чего в Краснодаре начали формироваться казачьи дружины, призванные бороться с нелегальной миграцией. Специальный корреспондент “Ъ” ИЛЬЯ БАРАБАНОВ проехал по восточным районам Ставрополья и выяснил, что проблема межэтнической напряженности действительно существует.
Хотя и не так тревожна, как ее представляет господин Ткачев.”У нас единственная дискотека в округе, до границы с Дагестаном 40 км, столько же до Калмыкии. Каждую субботу отдохнуть к нам в село приезжало по 100-150 человек, слово за слово — вот вам и драка! А затем уголовное дело по статье “Разжигание межнациональной розни”",— рассказывает глава селения Величаевское Ставропольского края Иван Шульгин.
Казачья дружина, патрулирующая улицы по вечерам, в Величаевском была создана еще осенью 2011 года — задолго до того, как Александр Ткачев заявил, что Ставропольский край больше не справляется с ролью фильтра, отсеивающего от Кубани мигрантов из северокавказских республик.
На Ставрополье на слова господина Ткачева обиделись, а новый губернатор края Валерий Зеренков, постоянно подчеркивающий, что он сам потомственный казак, даже заявил: “Я не советовал бы больше никакому губернатору высказывать, фильтр мы или не фильтр”.
И чиновники, и эксперты, и казачьи атаманы в разговорах со спецкором “Ъ” признавали: проблема межэтнической напряженности в регионе есть. До Ставрополя она еще не дошла, хотя в 2011 году здесь стреляли в танцоров лезгинки, после чего ее перестали плясать на улицах.
Но на юге, в районе Пятигорска, Кавказских Минеральных Вод и особенно в восточных районах, которые еще называют “восточной зоной” или “восточными территориями”, проблема отношений местного населения с мигрантами из северокавказских республик стоит остро.
Восточные сторожевые
“Восточные территории” — это несколько районов, занимающих примерно треть Ставрополья и граничащих с Дагестаном, Калмыкией и Чечней. Начинаются они сразу за Буденновском и отличаются от остального края даже визуально: плодородное черноземье на глазах сменяется засушливой степной полупустыней.
Самый крупный населенный пункт здесь — город Нефтекумск, чуть меньше 30 тыс. жителей. И хотя официально русских здесь 80% населения, на улице их почти не видно, а городской рынок больше напоминает восточный базар. “У меня жена отсюда родом,— рассказывает таксист Виталий.— Но дом ее мы уже продали, купив квартиру в Ставрополе, и уже строимся на Кубани, планируем переезжать туда. Кавказцы нас постепенно вытесняют”.
На городском форуме Нефтекумска все дискуссии в итоге тоже сводятся к межэтническим проблемам: “Криминальная статистика Нефтекумска: 88% правонарушений совершают приезжие из республик”, “Нефтекумский колледж — лидер края по студенческой преступности”. В кафе и на улицах обсуждают случившееся в начале августа исчезновение местного таксиста Тимура Мушиева, который выехал на дежурство на своей “Ладе Приора”, но так и не вернулся.
“В Нефтекумском региональном политехническом колледже сегодня из 1300 студентов ровно половина (650 человек.) — приезжие из Дагестана”,— отмечалось и в аналитической записке, подготовленной референтурой губернатора Ставропольского края и местными экспертами весной 2010 года для полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина. “Но признавать проблему роста межэтнической напряженности не хотят ни в полпредстве, ни в аппарате губернатора,— рассказал “Ъ” один из авторов документа.— Референтуру в итоге разогнали, сказали нам: “Не высовывайтесь”. На том все и закончилось”.
Реестровые казаки села Величаевское начали патрулировать улицы своего села еще год назад: задолго до инициативы губернатора Александра Ткачева.
Глава ставропольских нереестровых казаков атаман Дмитрий Стригунов считает, что власть делает ошибку, опираясь лишь на легализованных казаков. Он напоминает, что еще в 2010 году тогда замглавы администрации президента и председатель Совета по делам казачества Александр Беглов признавал, что в реестре состоит лишь 700 тыс. человек, тогда как к казакам в России себя причисляет около 7 млн человек.
В 2011 году информационно-аналитическое агентство “Маркетинг и консалтинг” по заказу администрации президента (АП) подготовило 160-страничный отчет “Особенности региональной специфики и самоидентификации современного казачества Юга России в процессе модернизации гражданского общества”. В АП он был представлен в сентябре 2011 года. Выводы экспертов звучали пессимистично: “Большинство казаков Юга России характеризуют ситуацию в регионе как “напряженную”.
Обстановка в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской республике, по мнению казаков, является наиболее нестабильной”. Среди основных проблем казаки выделяли: “катастрофическое снижение численности русского населения” — 62%; “взрывоопасную ситуацию в республиках Северного Кавказа” — 61%; “коррупцию, произвол чиновников” — 58%; “деятельность этнических преступных группировок” — 51%; “появление в городе, районе, станице большого числа мигрантов из других регионов России и стран бывшего СССР” — 50%.
Проблема межнациональной розни на Ставрополье не стоит: “Если кто-то кого-то отбуцкал, то можно в этом и такую подоплеку найти, но зачастую это просто пьяная драка”. На вопрос спецкора “Ъ”, почему в таком случае в ноябре прошлого года на “Русский марш” в Ставрополе вышло около 500 человек, чиновник заявил буквально следующее: “А что такого в “Русском марше”? У нас есть “Русские пробежки”, недавно провели Славянский праздник, готовим “Казачьи игры”".
Однако глава одного из районов края в разговоре со спецкором “Ъ” признал: проблема вытеснения славянского населения приезжими существует. “Но у нас нет никаких законодательных и правовых возможностей, чтобы как-то контролировать этот процесс,— посетовал он.— Единственное, что мы можем сделать,— всеми правдами и неправдами находить возможности для того, чтобы не разрешать строительство новых мечетей в поселениях.
Потому что там, где мечеть, там сразу появляется и мусульманское кладбище, а если приезжие пустят таким образом корни, то остановить процесс вытеснения мы уже точно не сможем”.
Комментарии
готовтесь