Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 18 / 04 / 2024 Время Московское: 7325 Человек (а) в сети
 

Жемчужная вуаль

Ингушская мастерица одела в оригинальные национальные платья сотни невест.Потому, что шьют их в соответствии с народными традициями.Каждая вторая невеста в самой республике выходит замуж в национальном свадебном костюме, не намного отличающемся от тех, что носили их бабушки и прабабушки.Солнце на ковре Зина Инаркиева – рукодельница в третьем поколении. Многие секреты пошива одежды она узнала от своей мамы и бабушки.– Они меня учили: если девочка худая и высокая, в платье нужно вставить так называемые «бочки», присборить ткань, чтобы подчеркнуть ее талию и бедра, сделать наряд пышным сзади, – вспоминает рукодельница.По словам Зины Инаркиевой, ингушский свадебный костюм призван подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть ее недостатки, но неповторимым его делают национальный орнамент и особенные детали туалета невесты.Мастерица изучала их с детства – по рассказам родных и знакомых, книгам и рисункам на старинных коврах.– В прежние века ингуши занимались преимущественно охотой и овцеводством, поэтому на одежде и коврах вышивались изображения, похожие на оленьи рога, солнечные лучи. С чем сталкивались в жизни, что видели, то и изображали, но орнамент не был аляповатым, цветочки на нем не увидишь, стиль строгий, выдержанный, – рассказывает она.Зина Инаркиева научилась шить, будучи подростком. Ее мать была большой мастерицей по мужской одежде, особенно красивыми у нее получались «сталинские» кителя. Но девочка тянулась больше к тому, что делала бабушка Минат, восхищаясь ее работой.Бабушка шила в подарок свадебные платья всем своим подругам и родственницам. В то время считалось позором брать за это деньги.Она рассказывала внучке, как в молодости бегала по вечерам к подругам обменяться идеями по вышивке нового орнамента, а по ночам при свете керосиновой лампы – электричества тогда еще не было – рисовала эскизы нарядов тонкими гусиными перьями, которые из Петербурга присылал деверь. Он был царским офицером. Родители ругали дочь за то, что она напрасно, по их мнению, тратит керосин.Ведь для этой работы есть день. Но Минат не хотелось упустить вдохновение. Когда в их тейпе готовили девушек к замужеству, ей доставалось больше всего, она шила свадебное платье и приданое для невесты, используя все свое умение. Кроме шитья, Минат умела вязать и вышивать бисером.Из оставшихся лоскутков материи она мастерила куклу, которую давали невесте с наставлением:«Это твоя подруга. Держи ее всегда под подушкой. Будет тяжело, поделись с ней своей бедой».– Наши предки не были учеными, специалистами в области психологии, и тем не менее были глубокими психологами, проявляя мудрость и фантазию, – считает современная мастерица народного костюма.Модный приговорЗина многое переняла у любимой бабушки, научившей ее всему: вязать окантовочные тесемки на мужских башлыках, платки-паутинки, делать из ниток пуговицы с помощью морского узла, который завязывают семь раз – и сделать это нелегко. Зина помнит, как бабушка затягивала узлы, держа нить зубами, из-за чего один из них даже начал шататься. Сама она делает это с помощью плоскогубцев, но принимается за такую трудную работу нечасто.Назрановская швея дает уроки мастерства другим, хотя и самой до сих пор приходится учиться. Вот только все меньше остается тех, кто владеет секретами старинного рукоделия.Больше всего с детства ее привлекали свадебные наряды. Даже ее куклы всегда были в платье невесты. Выйдя замуж, Зина обшивала всю свою семью, четверых детей. Ничего не выбрасывалось, вещи перевязывались и перешивались.Работала завучем в школе, где также шила костюмы для школьного ансамбля. Когда их увидели на одном из детских фестивалей, ее пригласили работать костюмером в республиканский театр. Стала изучать историю ингушского костюма, делать эскизы национальной одежды. Потом открыла собственную мастерскую в Назрани, куда ингушские невесты приходят уже на протяжении почти двух десятилетий.Это неудивительно, ведь национальный свадебный наряд никогда не выходил в Ингушетии из моды. И сегодня он пользуется спросом и стоит недешево – от 30 до 250 тысяч рублей.– Как-то одна бабушка заказала свадебное платье для своей внучки и принесла трехлитровый баллон жемчуга, чтобы обшить его. Другой случай – попросили расшить наряд золотыми цепочками. Представляете, какова их цена, – рассказывает Зина Инаркиева.Потратить круглую сумму на наряд, который девушка наденет всего раз в жизни, готовы далеко не все ингушские красавицы. Поэтому популярностью в республике пользуется прокат свадебного туалета, что в среднем обойдется от пяти до 70 тысяч рублей. По бытующему поверью, чтобы быть в браке счастливой, девушка должна оставить себе на память три вещи, например шапочку, фату и перчатки, которые в общей сложности стоят минимум три с половиной тысячи рублей. Но в последнее время невесты уже все меньше верят в приметы. Не верит в них и Зина Инаркиева.– В свое время я спросила по этому поводу совет у своего отца, надо ли оставлять свадебный наряд на память. Он ответил: «Лучше отдай его другой невесте, чтобы он принес добро не только тебе, но и другим девушкам». Я все подарила, не оставила себе ни одной вещи, и ничего плохого после этого со мной не случилось: живу с мужем счастливо. Эти тряпки ничего в жизни не решают, – уверена рукодельница.Красна девушкаСовременные ингушские свадьбы празднуют по многовековому сценарию, в ней участвуют все родственники. Их играют в воскресенье – отдельно в доме невесты и жениха. Наряженная невеста ждет в комнате, когда за ней приедут, в это время остальные уже празднуют. Увидеть лицо красавицы, которая выйдет на люди в вуали, считается удачей и добрым знаком.Наконец прибывает свадебный поезд со сватами и муллой, получившим согласие от молодого человека. Свое согласие мулле дает и девушка, которой незамужняя родственница жениха вручает платок от возлюбленного.Затем невесту выводят из дома и везут в дом будущего мужа. Его мать дает ложечку меда – чтобы жизнь у невестки была сладкой. Молодую заводят в комнату, в которой за праздничными столами уже собрались самые уважаемые гости, и ставят в красный почетный угол, где она принимает поздравления.По обычаю, невеста должна делать это молча, что говорит о ее скромности, даже если слышит шутки или колкости в свой адрес, к примеру: какая некрасивая девушка досталась нашему парню. В почетном углу она должна стоять до вечера, когда важные гости начнут расходиться. Ингушская свадьба из-за многочисленности гостей играется сразу в трех-четырех домах.Жениха новобрачная обычно видит в третью ночь, а до этого суженый прощается с холостяцкой жизнью в кругу друзей. Потом многие молодожены едут на берег реки, бросают в воду сырое яйцо, загадывая, чтобы оно не утонуло, ведь тогда, по народному поверью, их ждет счастливый союз.Зарегистрировать брак официально молодые люди обычно не спешат, в загс зачастую идут после рождения ребенка.– Торжественные церемонии бракосочетания у нас так же редки, как и разводы, – говорит бывшая руководитель государственной службы ЗАГС республики Светлана Точиева. – Причем как свадьбы играются на основе национальных традиций, так и при разводах у ингушей есть свои общепринятые нормы поведения. В этом случае мужчина полностью отвечает за детей – оставляет им и жене дом, материально обеспечивает, играет свадьбы сыновей и дочерей. КСТАТИВ старину ингушские невесты шили платья из китайского шелка, натурального шифона и велюра, который считался царской тканью и был доступен девушкам из немногих семей. На красавицу в наряде из велюра приходили посмотреть даже жители других сел. Женский свадебный наряд был бордового, темно-шоколадного и белого цветов. Современные девушки отдают предпочтение белоснежному и бежевому туалету.Непременные элементы свадебного костюма ингушской невесты – шапочка, сверху прозрачная длинная вуаль, прикрывающая лицо, нагрудник и пояс из серебра, а также сумочка из ткани. До колен девушки доходят падуги – верхняя нависающая часть рукава, чтобы парень, который выводит невесту из родительского дома, по древнему этикету не мог дотронуться до ее обнаженной руки.А. Ларина, «Российская газета».

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры