Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 10019 Человек (а) в сети
 

Возлюбить Бога – значит, жить в ладу, любя друг друга

Народ, раз вставший на колени –
будет принижен, ущемлен. Всем
вслед идущим поколеньям
коленопреклонность шипом,
вонзенным в сердце, обернется.
Исса Кодзоев. Галгай,

2 : 224

«Галгай» И. Кодзоева - это сказание о том, как народу не впасть в порабощение, чтобы уберечь свои поколения, идущие на смену, от жалкой участи прозябания в ярме чужеземцев. Идея патриотизма - один из краеугольных камней, на которых возведена эта энциклопедическая панорама Алании.

Понятие о принципах любви к Родине дает диалог между ара-алан Тяштарбий и Отцами Страны из галгайского Мехка Кхел:*

- Не могу понять, как вам удается поддерживать в своей стране единодушие? Как вы – галгай, говорящие: «Выше меня только Бог, ниже меня только трава!», уживаетесь между собой в согласии, собираете полки, армии и сплочено воюете? Если нет урхаза, которого страшится олдар, нет князя боящегося олдара, нет людей боящихся князя... Людям не боящимся чего-то, не прийти к единству и не установиться порядку.

Ему ответил старейшина Тох Алхаст:

- Ты сказал, что галга говорит: «Выше меня только Бог, ниже меня только трава!» Это означает, что он не признает над собой ничьей руки, кроме Длани Божьей. Если тебе угодно, то галга считает себя наравне с урхазом. Поэтому наши отцы сказывали: «Над князем князь не уместен». Галга тяжело принудить к чему-то: он сделает то, что сам считает должным совершить. Одних приходится объединять страхом, но добро надо бы делать не из страха, а потому что оно добро. Мы – галгай, тоже сплочены страхом.

- И чего же вы страшитесь?
- Позора и рабства... (3 : 511 – 512)

Отвлекаясь от темы, следует подчеркнуть, что кичиться тем, что у галгай не было сословий вряд ли стоит. Тем более, что это свидетельствует о незнании истории, потому что все народы мира, раньше или позже, проходили этапы бессословного развития. И если этот этап проходил у одних народов позже, чем у остальных, то это не является основанием для обвинения их в отсталости. Но также это не дает ни малейшего повода для высокомерия и приписывания своему народу некой уникальности, особости, не присущей другим этносам... Сегодня нет сословий, но существует четкое разделение людей на, обирая, жирующих и, терпя, бедствующих. Последнее имеет отношение и к государствам.

Однако вернемся в Аланию. Что для И. Кодзоева и его героев является позором в первую очередь? Их ответ однозначен: отступление от Заветов Бога. Их патриотизм неотделим от веры во Всевышнего, преклонения и страха перед Ним. Этим моральным принципом и скрепляется аланское сообщество, в котором в мире и ладу сосуществуют люди разных конфессий. Эту мысль писатель иллюстрирует примером приверженности своей Вере, а, значит, и Отечеству безвестного галга, плененного во времена нашествия Тамерлана. Его пытаются склонить к отречению от своей Веры, но ни угрозы, ни пытки не сломили его волю. Он спрашивает у своих мучителей:

- Что я должен буду делать после принятия ислама?
- Быть с нами.
- Нет, с вами я не буду.
- Почему?
- Вы жестокие люди, а мы страшимся Бога, нам не прийти к согласию.
- Если не примешь ислам, тебя убьют...
- Если б я испугался твоей сабли, тогда бы сгинул мой страх перед Богом. Я пойду втречь своему Творцу, оставаясь тем, кто я есть.
Когда ему отрубали голову, он даже глазом не моргнул... (5 : 698 – 699)

Патриотизм в описании писателя многогранен и многолик. Он вбирает в себя всю палитру человеческих чувств: от истинной веры во Всевышнего до любви к ближним и родным просторам. В его представлении Родина – это многообразие связей человека с другими людьми: близкими и родичами, друзьями и соотечественниками. Ради их сбережения он и встает на пути врага, жертвуя всем, даже жизнью. Но первоосновой его патриотизма является правоверность - преданность Господу, усмиряющая страх, изгоняющая из сердца ничтожные страсти властолюбия, себялюбия, корысти, гордыни и тщеславия. Об этом и ведет речь Чистый Человек Барьгаж Белхар, убеждая галгай, в необходимости бороться против кабардинских захватчиков.

- Мир, в котором мы живем прекрасен! Что красивей Солнца? Глаз услаждая и сердце лаская, стоят горы, озаренные лучами солнца. Напевая песни, струятся реки. Человеку требуется только счастье жизни. Господь все устроил во взаимосогласии и порядке. Значит, и мы – люди, раз нас сотворил Бог и питает эта земля, должны быть в единстве и согласии. Ну нет этого!.. Человечество - огромно, сил зла – бездна... все перемешалось. И все равно, на этом клочке земли мы должны стремиться жить по справедливости, дабы Всевышний нас полюбил. Нам необходима любовь к Создателю. Возлюбить Бога – значит, жить в ладу, любя друг друга и хорошо относясь друг к другу. Злокозненность, запущенная несправедливостью, ведет свою страду. Словно зверь ходящий вокруг скотного двора, так и вкруг нашего народа вьется несправедливость, ища уязвимое место. Достойные мужы дают ей отпор. (6 : 347)

Чистый Человек не призывает галгай страстным словом проповедника напрямую к оружию, а убеждает их в необходимости почитания Всевышнего, потому что именно из него и произрастает любовь к человеку и Отечеству. Возможно, эти слова покажутся излишне пафосными. Однако, по мнению автора, Исса Кодзоев в этих строках раскрыл глубинную, фундаментальную истину религии: истинное поклонение Богу и страх перед Ним означает отказ человека от властолюбия, корысти, жестокости и тщеславия. Это суждение подтверждает также неоспоримый факт того, что человек вершит злодеяния и беззакония или предает Родину, идя на поводу перечисленных пороков.

Герои писателя страшатся рабства, ибо оно разрушит нравственно-религиозные устои их народа, загонит родной язык в сферу обыденного обращения, доведет его до обнищания и даже полного вырождения. Оно обратит патриотизм, нацеленный на свой этнос, в поклонение империи, убивающей, притесняющей порабощенные народы, коверкающей или полностью уничтожающей их духовное наследие: общественные институты, культуру, язык, обычаи и традиции. При этом какая-то доля покоренных превратится в надсмотрщиков империи, угнетающих и обирающих своих собратьев к своей и завоевателей выгоде.

И. Кодзоев также отмечает чрезвычайно важную причину, из-за которой следует опасаться рабства. Оно, как показывает история человечества, неизбежно обращает неистребленную часть народа и его грядущие поколения в пушечное мясо империи, что влечет за собой тяжкие последствия в земной и потусторонней жизни.

Об этом слово Служителя Бога Дада: «Монголы не оставят юношей, даже, если они будут втихую отсиживаться, а призовут на службу. Придется влачиться на край света истреблять таких же мирных людей, как и мы, и проливать их невинную кровь. Бог не оставит кровь без расплаты. Будет тяжко, а умрешь – покарает Господь. Разве не лучше, уперевшись ногами в свою Мать-землю, встать бок о бок со своими братьями и пасть, сражаясь с этими косоглазыми, что измываются над нами?» (3 : 146)

Еще одно неизбежное последствие порабощения состоит в том, что несчастья и страдания покоренного народа не завершаются с его покорением. Рабство обрекает народ и его последующие поколения на нескончаемую череду массовых выселений, вытеснение на неплодородные земли, в джунгли, пустоши, пески, горы – своеобразные имперские резервации... Наряду с этим притеснением, использованием, практически, бесплатного труда покоренных, грабежом их ресурсов, дарением их исконных земель другим порабощенным народам, завоеватели периодически осуществляют, присущий их безбожно-аморальной сути, «священный» обряд кровопускания в виде одиночных или массовых убийств. И, как правило, собственную вину за эти кровавые злодеяния империя всегда возлагает на покоренные народы.

Таким образом, в результате безжалостной, насильственной ломки прерывается естественно-исторический ход развития общества. Наиболее тяжело преодолимая суть чужеземного ига кроется в том, что даже после его свержения, народу еще очень долго предстоит избавляться от рабского самосознания. Оно-то и состоит на службе у бывших метрополий, угодливо помогая им опутывать своими экономическими, финансовыми, военными и «культурными» щупальцами, якобы, свободный народ...

Это суждение подтверждается следующим примером. Галгаи подобрали русича Яхно из отряда князя Федора, осаждавшего Дедяков. Его, без вины виноватого, забили, как померещилось палачам, до смерти и сбросили в ров. Спина Яхно была сплошным кровавым месивом, с нее лохмотьми свисали клочья кожи. Старушка Сайкий положила его голову на колени и, поглаживая ее, причитала: «Что хотели сотворить с тобой эти лютые русичи? Да, чтоб мне умереть за тебя, разве можно живого человека доводить до такого состояния? И что ж это за люди? Да, из чего ж сделаны их сердца? Какой разродившейся женщиной они порождены? Иль они из края, куда благородства даже ложкой не бросили? Иль они из страны, непившей из чаши милосердия? И что ж они за изверги? Раны клубок, да стать мне твоей матерью и умереть за твои недуги!»**

Пока лекарь врачует раны, а Сайкий причитает, Къохк - командир полка, говорит своим воинам:
- Молодцы, вы видите, что сотворили с его спиной? Они ломятся к нам с целью и нас подвести к этому, и нас научить этому, дабы и мы меж собой вот так распоясались. Вот их мужество, честь и благородство! Видите?
- Упаси нас Боже! Лучше умереть! Разве мы – халлои, можем стать такими?
- И мы – халлои, станем на такое способны, коль покоримся и преклонимся. Имеющий силу будет бить нас, а слабого будем бить мы. (4 : 252 – 255)

Как утверждает писатель, чтобы недопустить такого вползания в верноподанное и злобствующее лакейство, надо видеть знамения благосклонности Господа и идти на врага до последнего. В период противостояния монгольской орде Сартаха,*** на одном из заседаний Мехк Кхел Бази задается извечным вопросом, который терзает уже не одно поколение людей, оказавшихся перед лицом врага или под прессом его гнета:

- Звери-то они звери, потому что Бог сотворил их зверьми. Зверь, насытившись и облизнувшись, ложится. Тяжко с людом, впавшим в озверение - даже, испив водоём крови, не насыщающимся! Неужели нет на них суда Господнего? Неужели нет на них удара Божьего?

Ему отвечает Саги:

- Промысел-то Господа существует: на добро - ласка, на зло – удар. Ласка Божья - Мать-земля, на которой стоят наши ноги; Небо, распростертое над нами; Золотое Солнце, которое обращается, утром восходя, вечером заходя; мы, сидящие средь полчища врагов живыми; язык халлоев, на котором мы с вами говорим; наша свобода и независимость. Это и есть ласка Господа. Удар Божий - это сталь, что в наших руках. Суд Его – это призыв душегубцев к ответу в Том Мире! (3 : 347 – 348)

От Саги писатель перебрасывает мостик во времени к боргану**** Бексолту, от Сартаха к Тамерлану (более 130 лет), чтобы дополнить и развить свое видение идеи патриотизма. Его смысл краток, глубок и самобытен: полагаясь на Всевышнего и знаки Его благоволения, опираясь на свою правоту, страшась позора и рабства, рвись к победе над врагом Отечества мыслями, словами, поступками и ты ее обретешь.

Бексолт - мусульманин, которого вожди Галгайче избрали своим предводителем. Он говорит патриотам, стоящим на Галгайском Валу: «В нашей победе не сомневайтесь. Что означает наша победа? Это, значит, что Тамерлан уберется. Аллах Единый, зрящий все, знает, что мы правы. А Бог бывает на стороне тех, кто прав. Однако здесь есть одно но – мы должны быть живы и должны показать, что мы живы. Страх из края изгоните! Страх делает человека безвольным и трусливым! Восстаньте против врага плотиной! Стоящий на ногах, могущий что-то бросить, выходи и, пока все не разрешится, домой не уходи! Это – война Отечества». (5 : 690 – 691)

История человечества не раз доказала, что, когда все эти составляющие любви к Родине сливаются воедино, страна превращается в единый кулак, нацеленный на врага и выбивающий его вон из родных просторов. И благодарное Отечество будет встречать своих заступников песнью восхищения, отдавая дань уважения их самоотверженности, мужеству, решимости и разуму:

- Сестры-подруги, разве для нас не благоденствие жить в этом краю?! Разве не счастье для нас, что мужы, восседающие здесь – наши отцы?! Чтоб мы делали, если б они были слабы духом?! Если б поджилки их тряслись, когда враг вставал у ворот?! Чтоб делали наши Отцы Страны, если б на их призыв «ратуйте!», со дворов не устремлялись воины: из хуторов – родничками, из селений - ручьями, из городищ – потоками, сливаясь в паводковый Терек, рвущийся встречь врагу?! Чтоб мы делали, если б не было их – Старейшин, устанавливающих единение края. Какое счастье, сестры, что наши мужы мужествены и деятельны! Разве не счастье, что мы пребываем в свободе и шествуем вольно, когда жестокий лиходей пропитал покрывало кровью и накрыл им землю?! Обретались бы мы в мире, по своей воле выходя, по своей – возвращаясь, если б мужы не стояли так несокрушимо?! Ведь бывают бесхребетные люди с рабским разумением. Когда заявляется враг, обладающие честью противостоят, а лишенные - на четвереньках бегут. Спасшиеся бегством, обвиняют павших мужами: мол, по их вине постиг нас этот погром. Врага-то они и не обвинят. (3 : 453 – 454)

Если бы у галгай процветал разгул пороков, если бы не было согласия и единства, тогда этим же девушкам пришлось бы исполнять оды в честь завоевателей. Картина страны бы изменилась: средь запустения и разрухи, нищеты и ущемленности, в которой прозябал бы народ, взошли бы чертоги галгайской «знати», порожденной монголами. Она бы предавала Отечество, беря мзду у врагов и обирая своих собратьев. Однако не сложилось... патриотизм народа не дал ей шанса всплыть.

Хамзат Фаргиев

Название статьи взято из эпопеи «Галгай»: «Даьла везар да – воайла вай дезар, воайла дика хилар, барта хилар» (6 : 347).

* Ара-аланы (ара-оалой) – плоскостные аланы
Мехк Кхел - Высший Совет страны
Урхаз – вождь, предводитель, царь
Олдар – владетельный князь
Тох (Т1ох) Алхаст - У халлоев сперва идет имя отца, а затем – свое собственное.
** Сайкий усыновила Яхно и назвала его халлойским именем Ваха (Живи).
*** Сартах – сын Бату-хана
**** Борганы – тюркское племя, жившее в Крыму и на Северном Кавказе, истреблены Тамерланом, остатки растворились среди др. тюрков. Примечание И. Кодзоева. В его описании Бексолт в совершенстве владел языком галгаев, был женат на галгайке Илли и похоронен в Борг1а Каш у с. Плиево.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры