Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8980 Человек (а) в сети
 

Из воспоминаний очевидцев депортации ингушского народа в 1944 году

23 февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. Наша газета уделяет огромное внимание освещению этой трагичной темы для всего нашего народа. В данной публикации мы приводим воспоминания жителей Ингушетии о принудительном выселении, смерти близких, жизни в ссылке и возвращении на родину.

Иссе Костоеву в 1944 году было всего два года, поэтому он ничего из этого периода не помнит. О событиях февраля ему рассказывали мать и Мария Иванова — вторая жена отца, которая поехала в ссылку с мужем и его детьми.

Из воспоминаний государственного советника юстиции 2 класса Иссы Костоева:

«В конце 1941 года отца забрали в так называемую трудовую армию, которая рыла траншеи, заградительные сооружения под Ростовом. Когда Ростов заняли немцы, вместе с призванными строителями этих оборонительных сооружений бежали от войны и жители этих мест. Так две сестры из-под Воронежа стали работать в колхозе, где жили Костоевы, в селе Экажево.

В 1942 году мой отец на одной из них женился. Русская женщина Иванова Мария Ивановна через год родила ему дочь.

Наступил февраль 1944 года. Отца забрали рано утром куда-то, на собрание якобы. А там, оказывается, со всего села мужиков согнали в школу. И оказалось, они все окружены. А эта русская женщина? Она пришла в избу, где мы были с матерью, начала пеленать своего ребенка. Военные заподозрили: молодая женщина и очень хорошо говорит по-русски. Поинтересовались, кто она по национальности, и сразу же сказали ей: «Ты можешь оставаться здесь, а этих вот мы забираем». Она в ответ спрашивает: «А отец?» — «Отец поедет с ними». Тогда она сказала: «И я поеду с ними. Куда они, туда и я».

Всех погрузили в машину, привезли на станцию в Назрань. В Назрани суматоха, муравейник. Подаются эти вагоны — телятники, скотовозы. Со всех сел туда свозят, выгружают, едут опять.

Моя мачеха мне рассказывала в деталях, как это происходило. Около железнодорожного вокзала росли четыре тополя. «Я, — говорит, — вас сюда положила, четверых». Свою девочку и нас троих: меня, мою сестру и братика старшего, ему было четыре года. Набросала всякое тряпье и пошла добывать в вагоне место, куда грузить. «Мать ваша не умела разговаривать, она сидела на вещичках», — объясняла она.

Нас привезли на станцию Жалтыр Акмолинской области. Это Северный Казахстан. Наша семья стала проживать там в овощехранилище.

Вместе со старшими мы залезали в стоящие вагоны с углем. Выбирали, где лежит не рассыпной уголь, а большие куски. Сигнал дает паровоз — он только тронется, заскакивали туда и, пока он набирал скорость, выбрасывали пять, шесть, десять этих больших угольных камней в снег. Уголь собирали на санки, приносили домой, помогали топить печку.

В 1949 году нас с этой станции перевезли в рудник, где были шахты. Рудник Бестобе Сталинского района той же Акмолинской области. Совершеннолетние, постарше люди — все пошли работать в шахту. В том году я в школу не смог попасть, потому что мы все заболели корью. За один месяц умерли трое в нашей семье: два брата и сестра от второй жены отца, которая была младше меня. Трое умерли, четверо выжили. После этого мой отец поседел полностью.

Наступил долгожданный 1957 год. Как и другие, мы собрались ехать домой, на Кавказ. От рудника — километров двести до станции ближайшей. Эта ближайшая станция — город Акмолинск, нынешняя Астана, столица Казахстана. Там нам сообщают: выезд всех репрессированных, депортированных людей запретили полностью. Ни одного человека не пускать, билеты не продавать, вагоны не выделять. В связи с тем, что якобы из-за большого наплыва в Чечено-Ингушетии не могут принять такое количество возвращающихся людей. Что делать? На вокзале побыли несколько дней. Потом отец сказал: неизвестно же, когда отменят этот запрет, и снял там для нас квартиру.

Я вместе со старшим братом поехал на Кавказ. Через Москву, нелегально. Прятались от контролеров в вагонах поезда. Приехали на Кавказ. Дома нашего не было, все бурьяном заросло, развалины какие-то оставались.

Я думал, если случится так, что мне удастся от этих всех несправедливостей освободиться, я буду поступать справедливо. Буду юристом. Потому что я очень хорошо на себе испытал, что значит несправедливость«.

Исса Костоев окончил Казахстанский университет имени Кирова по специальности «правоведение». Работал в прокуратуре. Возглавлял следственные группы по делу смоленского маньяка Владимира Стороженко и ростовского маньяка Андрея Чикатило. Его следственная бригада в 1990 году задержала Чикатило и довела дело до суда.

Из воспоминаний народного писателя Ингушетии Иссы Кодзоева:

«Мне было пять лет, когда выселяли наш народ. Помню, все офицеры, которые нас выселяли, были в новеньких белых полушубках. Видимо, специально выдали обмундирование. Объявили: «Вы бандиты, вы предатели, в общем, вам здесь жить нельзя. Так решила партия и правительство». Сперва гробовое молчание... А потом возгласы возмущения — и поверху начали стрелять из пулеметов. Дали понять, что возмущаться не стоит.

У нас была собака, Хаги её звали, дед еще щенком ее откуда-то принес. Она не пускала их во двор. Солдат отошел на шаг назад, вскинул винтовку — и застрелил нашу собаку.

И еще я помню: у нас жили военные. Четыре офицера. Им выделили комнатку. Вечером им наша бабушка готовила горячий ужин. Она говорила: «Это воины, несчастные мужчины...» А оказывается, это были офицеры, которые планировали наше выселение.

Я часто маленький с ними играл, а они кусочек сахара или печенье мне давали. В день выселения один из этих офицеров взял меня на руки, а я дал ему пощечину и плюнул ещё в лицо. Недоуменный, офицер спросил у отца: «Аюб, за что он меня так?» И отец ответил: «А что у тебя не хватает ума понять, за что? Что вы с нашим народом-то делаете?»

Не буду предаваться воспоминаниям, как нас везли. Но когда нас привезли, выгрузили прямо на снег. Холод был жуткий. Мы люди южные, многие — в тапочках. Я думаю, третья часть населения и умерла в первую же ночь. Особенно много детей, говорили, умерло сразу. В нашей семье, слава Богу, я был один малолетний, мне шестой год шел, и я сохранился. Мы сохранились.

Председатели колхозов отбирали те семьи, где было много рабочих рук. А где дети, женщины, старики — они по два-три дня на снегу сидели. Нас отобрали, потому что в нашей семье отец был, дедушка, тетка моя, дядя.

Когда мы пошли в школу, дети рассказывали: «Нам говорили, что вы людей кушаете». После смерти отца в 1952 году я попал в Денисовский интернат для сирот. Потом из этого интерната меня, как спецпереселенца, исключили и сказали: иди, куда хочешь.

Помню, как однажды на зимних каникулах приехал к дяде. По селу ходили уборщицы из конторы, собирали людей на собрание и читали письмо, где было написано, что ингушей, чеченцев, балкарцев, карачаевцев репрессировали незаконно, все это культ личности. Таких светлых дней у ингушского народа было мало. Объявили, что мы никакие не бандиты. Что мы обыкновенные, нормальные люди, как все. Меня словно в море радости окунули! С моего сердца сняли какую-то гарь. Передать трудно, как это было.
Глубокой осенью 1956 года, прежде чем выйти в большую дорогу на Кавказ, мы поехали на кладбище, чтобы попрощаться с нашими погибшими. Плакали все — и стар и млад. Потом мы погрузились и поехали.

Чеченцы и ингуши — во всех поездах! И все на юг. На первой станции на Кавказе кто-то сорвал стоп-кран. Что творилось! Описать это трудно. Открылись двери, люди ринулись вниз, все легли плашмя на землю. Целовали эту землю, плакали и молились Аллаху. Я сначала не понял, а потом и меня эта стихия захватила. И я тоже... В общем, плакали, кричали: «Родина, родина!».

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Абббас с перископпом Втр, 18/02/2020 - 13:33

ингуши выжили!!!
этот опыт пусть осваивает красный пояс,иначе кирдык может прийти,не спрашивая фамилии.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры