Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9819 Человек (а) в сети
 

Ваххабизм и суфизм

Некоторые суфийские обычаи не имеют отношения к исламу Суфизм и ваххабизм – довольно общие понятия, под которыми часто подразумевают много всего – и хорошего, и плохого – с исламской точки зрения. Постараемся описать два этих течения, отрешившись от навешиваемых на них ярлыков и приписываемых им деяний. Первоначально суфизм (по-арабски «тасаввуф») зародился как направление ислама, делавшее основной упор на духовность и посвящение себя Аллаху. Некоторые суфии утверждают, что суфизм получил свое название от группы сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение, которых называли «ас-хаб ас-суффа». Это были бедные сподвижники, которые всегда находились в Мечети пророка. Они вели довольно суровую жизнь, но очень духовную, и всеми помыслами устремлялись к Аллаху. Одним из них был Абу Хурайра, знаменитый сподвижник Пророка и передатчик хадисов. Есть также мнение, что название «суфизм» происходит от группы очень набожных ученых, таких как Абдуль-Кадер аль-Джиляни и Бишр аль-Хафи, которые обычно носили одежду из грубой шерсти – суфа. Эти ученые были не традиционными факихами – знатоками исламского права, а скорее проповедниками, которые постоянно напоминали своим последователям об Аллахе и вечной жизни, и оставили о себе воспоминание как о людях высоко-духовных и при этом приверженцах простого образа жизни. Впоследствии суфизм развился в образовательную систему, в которой ученики (которых называют «мюридами» - ищущими) следуют за конкретным наставником – шейхом. Шейх наставляет своих учеников в соответствии с определенным образовательным методом, который называется «тарика», т.е. путь или способ. Цель обучения заключается в достижении некоторого уровня духовности посредством поминания Аллаха или одного из Его имен определенное количество раз, поста в течение определенного количества дней, молитв по ночам, чтения некоторых сур Корана определенное количество раз, и т.д. Прежде чем поступить в обучение, кандидат в мюриды должен поклясться, что будет беспрекословно повиноваться своему шейху и поддерживать братские отношения с другими учениками. С течением столетий суфийские шейхи начали создавать особые объединения, называемые «турук суфия», опираясь на методы, применяемые для духовного воспитания, и преданных им учеников. Эти группы внесли огромный вклад в проведение исламских реформ и джихад против захватчиков (например, «Аль-Махдийюн» в Африке, «Аль-Мурабитун» в Андалусии и др.). Постепенно появились многочисленные суфийские тарикаты. Современных суфиев можно условно разделить на две категории: 1. Суфии, которые вступают в тарикаты для достижения духовной чистоты, в то же время полностью соблюдая нормы ислама в соответствии с сунной Пророка (мир ему). Они обычно называют свой вид суфизма «ас-суфийя аль-мухаккака» (т.е. достоверный суфизм). Эти суфии сверяют свою образовательную практику, молитву, пост и поминание Аллаха с Кораном и достоверными хадисами. Например, они говорят, что уединяются в мечетях на несколько недель, следуя примеру пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который удалялся в пещеру Хира на несколько недель. Усаживаясь в круг для совместного поминания Аллаха, они приводят в доказательство правомерности таких действий с точки зрения ислама рассказы о том, что так делали сподвижники Пророка. 2. Бывают и такие, кто вступает в суфийские братства, так называемые «турук суфийя», нимало не заботясь о том, чтобы следовать сунне Пророка (мир ему). Для них это прежде всего компания, к которой присоединяются чтобы пообщаться, вместе поесть, покурить и хорошо провести время на особых празднествах, которые устраиваются возле гробницы какого-нибудь шейха. Они утверждают, что танцуют и обходят со свечами вокруг могил для того, чтобы эти шейхи выступили посредниками между ними и Аллахом, и Он ответил на их молитвы. Понятно, что такие действия не имеют никакого отношения к исламу. Они противоречат самой сути веры мусульман в Аллаха. Конечно, это разделение весьма условное, оно отражает только два «крайних» проявления современного суфизма, между которыми заключен целый спектр других проявлений, сочетающих в себе как правомочную с точки зрения ислама практику, так и греховные действия. Утверждение, что в суфизме нет абсолютно ничего хорошего, не соответствует истине, так же как неправда и то, что любой вид суфизма – это хорошо. В каждом конкретном случае надо судить по поступкам. Если вы присоединяетесь к сидящим кружком суфиям для поминания Аллаха и не делаете ничего противоречащего сунне Пророка (мир ему), то это является дозволенным, по воле Аллаха. Неправильно клеймить весь суфизм как «бида» - нововведение в религии – только потому, что, как говорят некоторые, «сподвижники Пророка никогда не называли себя суфиями». Ведь сподвижники также никогда не называли себя факихами, усули (юристами-теоретиками), муфассирами (толкователями и комментаторами Корана) или мухаддисами (хадисоведами). Все эти области знания появились после второго века по хиджре – так же как и суфизм. Ваххабизм Ваххабизм, с другой стороны, это исламское движение, названное по имени имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, жившего в 19 веке. Имам Ибн Абдуль-Ваххаб возглавил реформистское движение на Аравийском полуострове чтобы сохранить ислам в чистой первоначальной форме, освободив его от всех нововведений, которые аравийские суфии действительно привносили в то время. Он следовал ханбалитской школе исламской мысли, и особенно ценил мнение имама ибн Таймийи. Ваххабитское движение (которое сейчас в основном называют салафитским движением) внесло неоценимый вклад в сохранение традиционного ислама, очистив Аравию от многих зол и объединив ее под властью королевской семьи Саудов (которые были учениками имама Ибн Абдуль-Ваххаба). Некоторые под ваххабизмом и саляфизмом подразумевают прежде всего экстремизм и радикализм. Но это вовсе не так. Многие салафиты люди очень богобоязненные и добрые, хотя есть и такие, кто склонен к крайностям. Обычно ваххабиты с величайшей осторожностью относятся к вопросу дозволенности того или иного вида поклонения, если нет достоверных сведений, что так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Например, они считают, что усаживаться в круг для совместного поминания Аллаха, как делают суфии, или группой читать Коран не дозволено. На самом деле, в таких вопросах среди ученых существуют разные мнения, и мусульманам следует более снисходительно относиться друг к другу. С другой стороны, практикуемые некоторыми суфийскими группами пляски, зажигание свечей возле могил, попытки жить в мечети, не работая и абсолютно не участвуя в жизни общества – определенно недозволенными в исламе. Так что, в конце концов, судить надо по действиям, а не по названиям и ярлыкам. Д-р Джассер Ауда (Jasser Auda), профессор Катарского факультета исламских исследований, один из основателей и член Международного союза мусульманских ученых, а также многих авторитетных научных организаций - академического совета Международного института исламской мысли, Международного института исследования передовых систем, совета Центра исследования мировых цивилизаций, исполнительного совета Ассоциации мусульманских социологов, Форума против исламофобии и расизма.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Asyuta Чт, 20/01/2011 - 15:10
чем меньше такую информацию читаешь, тем лучше.
Ансар Пт, 21/01/2011 - 11:42
на оборот чем больше читаешь информацию, тем лучше определишь истину!!!
© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры