Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 23 / 04 / 2024 Время Московское: 5468 Человек (а) в сети
 

Усыновление в Исламе

С различными жизненными вопросами мусульмане обращаются в Духовное управление мусульман Дагестана. Предлагаем вам фетву, вынесенную каноническим отделом ДУМД, по вопросу об усыновлении в соответствии с нормами шариата.

Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющиеся запретными в Исламе. Само же слово «усыновление» в Исламе не имеет никакого конкретного значения и смысла, так как это подмена действительности и объективности, поскольку невозможно постороннего человека сделать близким и родным, чужой ребенок не становится ни сыном, ни дочкой для тех, кто его воспитывает, так же как не является он (или она) продолжателем именно их рода и потомства
Мусульмане могут брать в дом сироту или подкидыша, чтобы воспитывать его. Они обеспечивают его кровом, одеждой и пищей, обращаясь с ним как со своим собственным ребенком, но при этом не считают его родным. Такой поступок восхваляется в Исламе. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Я и обеспечивающий сироту будем в Раю вот так», – и показал свой средний и указательный палец, между которыми был небольшой разрыв.
Усыновление, влекущее изменение родословной человека, в Исламе запрещено. Однако, мусульманам разрешено усыновлять ребенка в смысле оформления опекунства над ним, чтобы обеспечить физическую и духовную заботу о нем. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте». До Ислама арабы усыновляли детей, приемные родители давали им свое имя, как будто бы они и эти дети были кровными родственниками. Ислам разрешает мусульманам воспитывать чужих детей. Мусульмане могут растить этих детей, присматривать за ними, поддерживать их, но детей нужно называть по имени и отчеству их настоящих отцов.
Если же мусульманин берет мальчика в семью, зная, что он – не его сын, и тем не менее, делает его членом семьи, распространяет на него все права родного сына, вплоть до права наследования, как близкому родственнику, запрещает ему жениться на родных и близких женщинах, то есть приемный сын обладает всеми правами сына настоящего – то такой вид усыновления запрещен в Исламе.
Всевышний в Коране сказал (смысл): «…и не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями. Это – только слово в ваших устах, а Аллах говорит [только] истину, Он и направляет на путь истинный…» (сура «аль-Ахзаб», 4).
В пятом аяте этой же суры Аллах говорит (смысл): «Зовите их [приемных детей] по именам их отцов, это – более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками …» (сура «аль-Ахзаб», 5).
Воспитанники не могут быть наследниками людей, которые их воспитали, и им не запрещено жениться на приемных родственниках. До установления Исламом запрета на усыновление, арабам запрещалось жениться на разведенных женах своих приемных сыновей. Ислам же запрещает мужчинам жениться на разведенных женах своих родных сыновей. Однако, в Исламе мужчине разрешено жениться на разведенной жене того мужчины, которого он вырастил, и который не приходится ему кровным сыном. Когда жена Пророка Хадиджа купила пленника, которого звали Зайд ибн Харриса, она подарила его Пророку. Пророк (мир ему и благословение) освободил его, воспитал как сына и усыновил Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) еще до того, как Ислам запретил усыновление. Его называли Зайдом ибн Мухаммад (сыном Мухаммада) до тех пор, пока не было запрещено усыновление, после чего его снова стали звать именем его настоящего отца. Пророк поженил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахши. После того, как Зайд развелся с ней, Аллах повелел Пророку (мир ему и благословение) после истечения срока идды жениться на ней. По повелению Всевышнего Пророк (мир ему и благословение) своим примером показал умме, что в Исламе нет усыновления или удочерения. Об этом в Коране говорится так (смысл): «…Когда же Зайд удовлетворил с ней желание [и развелся], Мы женили тебя на ней, чтобы не было верующим трудности (стеснения) в отношении жен своих приемных сыновей (то есть жениться на разведенных женах своих приемных сыновей), после того как те удовлетворят с ними желания и бывает предопределения Аллаха исполнением обязательно» (сура «Аль-Ахзаб», 37).
Таким образом, всем было доказано, что приемные дети не становятся родными.
Если же мусульманин берет в семью мальчика или девочку – сироту или же подкидыша, найденыша – и относится к нему, как к своему дитя, заботится о нем, воспитывает его, кормит, одевает, но, тем не менее, не возводит его в ранг настоящего сына, не устанавливает ему права настоящего сына и права наследства. Такого ребенка не называют сыном или дочерью того, кто его воспитывает и заботится о нем. Подобное «усыновление», то есть «взятие на воспитание» – Исламом дозволено. Аллах в Коране говорит (смысл): «…Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Совершение благого им – лучше, к отношении их имуществом [чем воздержаться от этого]. Если же вы смешаете свое и их имущество, то они – ваши братья [потому что суть братьев, чтобы их имущество было общим]. Аллах знает портящего [их имущество] от улучающего его. Если бы Аллах захотел, то затруднил бы вам [запретив смешение]. Воистину, Аллах – Великий, Мудрый во всех делах» (сура «аль-Бакара», 220).
Ответственность за ребенка и переживание за него являются важными вопросами, вне зависимости от того, есть ли у ребенка родители, или нет. Ребенку должна быть оказана оптимальная поддержка. Люди, несущие ответственность за благополучие ребенка, будь это его близкие родственники или исполняющие обязанности опекунов, должны приложить максимум усилий, чтобы исполнить свой долг. Но, если у ребенка отсутствуют ближайшие родственники, забота о нем становится общей обязанностью всего мусульманского общества – и в таком случае имам назначает для опеки определенных лиц.

Условия для опеки чужого ребенка:

Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющиеся запретными в Исламе – такая форма отношений называется опекунство.
Согласно Исламу, для опеки чужого ребенка есть ряд условий, которые необходимо соблюдать:
Первое. Сохранение имени (то есть отчества и фамилии) ребенка, чтоб он знал – кто его настоящие родители.
Второе. Воспитанники не получают право на наследство имущества опекунов после их смерти.
Третье. Воспитанники могут жениться на дочери опекунов, или на женщине, которая его воспитывает, или выйти замуж за сыновей опекунов, или выйти замуж за опекуна. (Это все при условии, что ребенок не является молочным сыном или дочерью тех, кто его воспитывает).
Четвертое. Если на воспитание взяли девочку, то при зрелости ей необходимо носить хиджаб дома перед опекуном или его сыновьями.
Пятое. Если на воспитание взят мальчик, то при зрелости жена опекуна (мать-воспитательница), или их дочери, должны носить хиджаб в его присутствии.
Шестое. При дотрагивании до них противоположным полом в возрасте, когда проявляется вожделение страсти (это приблизительно в возрасте от шести и выше лет) – портится омовение (согласно мазхабу аш-Шафии).
Седьмое. Воспитаннику при зрелости непозволительно оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махаррам (близкими родственниками по крови), так как они не являются ему родной матерью, сестрой, племянницей и т. д.
Восьмое. Опекун должен смотреть и сохранять имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из его имущества. Всевышний в Коране говорит (смысл): «И давайте сиротам, у которых нет отца их имущество, когда они станут совершеннолетними, и не заменяйте [ваше мерзкое] на хорошее [сирот]. И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, это является великим грехом!» (сура «ан-Ниса», 2).
Ислам не допускает, чтобы принятый в семью мальчик или девочка становились полноценными членами этой семьи и обладали теми же правами, что и родные дети. Если же у человека нет потомства, или есть, но он желает оставить что-либо после смерти такому ребенку, то он имеет право дать этому ребенку все, что пожелает, при жизни, а также завещать ему до трети своего состояния после смерти.

P.S. Никаких кошмаров в виде отверженных сирот я здесь не вижу. Не знаю...Аллах знает лучше.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Ева Пт, 14/08/2009 - 19:05

Ну не все так страшно, если желает то наследство оставить можно, любить как своих так же. Как родные естественно они и так не будут., вот только вопрос один у меня, что делать если незнаю кто были его родители? ..ну или младенец у которого имени нет, называть как? не пойму.

Умм Абдуллаh Пт, 14/08/2009 - 18:08

Но то, о чем мы говорили в той теме - это незаконнорожденные, а не просто сироты. На эту тему я пока ничего конкретного не нашла.
И ничего о том, что опекунство возможно только если ребенок законнорожденный.
Будем искать)

Мисс Тани Пт, 14/08/2009 - 18:20

Очевидно Ислам не подразумевает незаконнорожденных детей ))))) Бог не ожидал, что люди так далеко зайдут Happy
P.S.: шутка, естественно, не ругайте меня только.

Дориан Грей Пт, 14/08/2009 - 18:48

Не шути так больше,Танзила.Такие шутки из Ислама выводят

Мисс Тани Пт, 14/08/2009 - 18:54

Сорри... Больше так не буду. Спасибо за мягкое замечание Happy

Дориан Грей Пт, 14/08/2009 - 22:57

Не ругать же тебя за то,что ты не знаешь)другое дело,если ты знаешь и упрямишься.

Змея Пт, 14/08/2009 - 18:14

А вот смотри, в тексте упоминаются подкидыши. Это ведь незаконнорожденные (по крайней мере, скорее всего)

Змея Пт, 14/08/2009 - 18:17

и вот еще.
Если отец неизвестен, например, если дети брошены, ребенка все же не следует называть по имени [по отчеству и фамилии] человека, который его вырастил. В таком случае детей можно назвать братьями в исламе (мавали).

Всевышний Аллах сказал: “Никому Аллах не даровал двух сердец в теле, не сделал вашими матерями тех ваших жен, с которыми вы разводитесь согласно обряду, и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] - это ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает [только] истину, и Он наставляет на прямой путь. Зовите их (т. е. приемных детей) по [именам] их [кровных] отцов, это более справедливо пред Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они [все же] - ваши братья по вере и ваши близкие. Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку. Если же вы намеренно [лишаете приемного сына имени его кровного отца], то вы совершаете грех. А ведь Аллах - прощающий, милосердный” (Коран, Аль-Ахзаб: 4-5). Ислам изменил и другие доисламские традиции по этому вопросу. Воспитанники не могут быть наследниками людей, которые их воспитали, и им не запрещено жениться на своих приемных родственниках.

Вот эта фраза "если же вы не знаете их отцов, они все же ваши братья по вере." - мне кажется, объясняет многое. Нельзя дискриминировать ребенка, даже если он незаконнорожденный, он все равно брат по вере, мне кажется.

Умм Абдуллаh Сб, 15/08/2009 - 05:36

Да, я тоже так поняла. Иначе был бы абсурд

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры