Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 24 / 04 / 2024 Время Московское: 6836 Человек (а) в сети

Уникальная экспедиция на Эльбрус

2 июня 2010 года группа альпинистов из Республики Ингушетия под руководством Албогачиевой Лейлы Султановны совершила символическое восхождение на западную вершину горы Эльбрус. Это восхождение было приурочено к знаменательной дате - 18-летию со Дня образования Республики Ингушетия Свое первое восхождение на восточную вершину горы Эльбрус первая альпинистка-ингушка, учительница русского языка и литературы села Али-Юрт Лейла Албогачиева совершила в период с 10 по 20 августа 1998 г. в составе конноспортивной экспедиции по восхождению лошадей карачаевской породы. Экспедиция выполнила свою задачу. Несмотря на плохие погодные условия, молодая учительница, встретившись с экспедицией Урусова, уговорила ребят взять ее с собой. Урусов Клыч-Герей - начальник экспедиции, о лаврах альпиниста не мечтал, но совершил это восхождение в 57 лет. Метеосводка на день первого восхождения нашей героини: «Шквальный ветер - 50-60 метров в секунду, переменная облачность, температура - минус 25-30 градусов». Чтобы стоять, надо крепко вгрызаться в ледяную гору и защищаться от несущихся в лицо с той самой шквальной скоростью кусочков льда и вулканической породы. И в такую погоду на Лейле, когда она попросилась на вершину, были кроссовки и спортивная форма. Нашли для нее мужскую куртку-пуховку, мужские ботинки, нацепили на них «ножки». И она дошла до вершины. Это был очень трудный путь, в разряженном воздухе многие участники уже на высоте три тысячи метров чувствовали себя как рыба на берегу. Всего по прямой от «Приюта одиннадцати» чуть более четырех километров. И полтора километра подъема. Но в горах нет прямых путей. Самые трудные метры от седловины до вершины. Альпинисты знают, что самое трудное - не одолеть вершину, а благополучно с нее спуститься. Тогда, в далеком 1998 году, впервые в истории альпинизма высочайшую гору Европы – Эльбрус - покорили карачаевские лошади Хурзук, Даур и Имбирь. Они постояли на высоте 5633 метра, пожевали овса, сфотографировались и спустились вниз. Лошади преодолели этот тяжелый подъем и спуск, и это была, пожалуй, самая большая неожиданность. Все участники этой экспедиции были награждены орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени правительством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. К сожалению, Л.С.Албогачиева по некоторым обстоятельствам не была включена в список награжденных участников экспедиции. Имеется обращение председателя ОГФСО «Юность России» по КЧР, мастера спорта МК по горному туризму Р. И. Хапчаева от 02.06. 2009 г. к президенту РИ Ю-Б. Евкурову с просьбой отметить спортивный подвиг Л.С. Албогачиевой и воздать ей должное. Эльбрус покоряли с незапамятных времен, и много раз поднимающийся на Эльбрус фактически пересекает все климатические пояса планеты. На самой вершине - климат Антарктиды. Только ветер еще покруче бывает. Снизу - плюс 35-400С. Такое знойное лето было на Кавказе в том году – 1998-м. А наверху – минус 350С. Вот это и есть характер вулкана, хоть и потухшего. Надо иметь в виду, что в таком необычном составе, когда в одной команде и кони, и люди, они шли на самую высокую точку Европы впервые, не имея опыта. А значит, риск увеличивался многократно. Никто не знал, как поведут себя кони. Только двести метров скальной породы с острыми камнями. Перевалить надо через вершину, а до нее - никакой тропы. Прошли и люди, и кони: Даур и Имбирь - с незначительными травмами, Хурзук - без единой царапины. Но мне не терпелось узнать, как молодая девушка-ингушка участвовала в восхождении и поднялась на восточную вершину, став первой в Ингушетии, покорившей гордый Эльбрус? Вот, что рассказала Лейла Султановна. - После окончания али-юртовской средней школы в 1986 году я поступила в ЧИГУ. Успешно окончив его, с 1991 года работаю в своей родной школе преподавателем русского языка и литературы. В 90-е годы, когда в Кабардино-Балкарию я вывозила своих учеников на отдых, там чисто случайно познакомилась с замечательными людьми, мастерами спорта, были среди них и иностранцы. Мы разговорились на тему альпинизма, и я у всех порасспросила, за сколько времени они восходят на Эльбрус. Оказалось, мастера спорта одолевали этот путь по-разному: кто за семь, кто и за 11 часов. Меня попросили остаться еще на несколько дней. Мы с детьми вернулись домой. Я загорелась идеей восхождения и сказала, что я не мастер спорта, но преодолею этот путь за два часа. И решив доказать, что смогу, отправилась в кроссовках и спортивной форме без соответствующей подготовки. По дороге мне встретилась группа альпинистов, которые поднимали лошадей. Когда я попросилась в их группу, меня спросили, являюсь ли я мастером спорта? Начальник был очень удивлен, что я не мастер спорта. «Вы, как горная козочка бегаете», - сказал он. Я оскорбилась: «Тоже сравнили, сказали бы - горный тур». Меня похвалили, что бегаю хорошо, не хотели брать в группу, но видя мое огромное желание покорить Эльбрус, меня взяли. С тех пор меня не покидает зов горы, желания еще раз подняться на Эльбрус. Я бесконечно благодарна начальнику экспедиции К-Г. М. Урусову, врачу, кандидату медицинских наук Тебуеву Ахмату, мастеру спорта международного класса по горному туризму Р.И. - Хапчаеву, Б.Х. Бечеулову – зам. министра образования Карачаево-Черкесии, Б.О. Тилову – начальнику главного управления МЧС КБР, А. А.Гулиеву - зам. начальника управления МЧС КБР. У меня огромное желание создать в нашей республики федерацию по альпинизму и туризму. В декабре 2009 года наш президент Ю-Б. Евкуров, которому я очень благодарна, пригласил меня навстречу. Мы с ним обсуждали проект создания в нашей республики такой федерации. Ко Дню республики – 4 июня - президент дал мне поручение покорить Эльбрус. Огромное ему за это спасибо. Я собрала группу альпинистов из семь человек. Мы 19 мая 2010 года выехали в Кабардино-Балкарию. За семь дней моя группа сделала восхождение два раза на западную вершину - 5642 м и один раз на восточную - 5621 м. Несмотря на все бюрократические препоны, которые нам выставляли, когда мне пришлось даже звонить на «горячую линию» президента. Добирались с пересадкой за неимением транспорта, обмундирование нам взяли на прокат самое дешевое, гостиницу для нас тоже спрашивали самую дешевую. Мы очень благодарны Исраилу Арсамакову за моральную поддержку. Арсамаков поверил и поддержал нашу идею. Также огромное спасибо организации «Некомерческое партнерство и Кавказские игры». Когда был совершен бесчеловечный теракт на президента РИ Ю-Б. Евкурова, я хотела совершить восхождение в честь нашего президента на Эльбрус, но главной проблемой оказалась по-прежнему проблема финансовая. Отзывы людей красноречиво говорят сами за себя. Начальник эльбрусского ПСО МЧС России Б. А. Гилов пишет в своем письме: «Уважаемый президент! Эльбрусский ПСО благодарит Л.С.Албогачиеву, которая активно принимала участие в спасательных работах на горе Эльбрус при спуске с восхождения с восточной вершины. Самоотверженно сопровождала туриста из г. Смоленска Сергея Куляшова, 1951 г.р. Это ли не мужество?» С самыми теплыми словами благодарности получила письмо Лейла Султановна от С. Куляшова и других альпинистов, которым она оказала помощь. Житель г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края Сергей Конаев пишет президенту: «Совершенно случайно я попал в состав этой группы, познакомившись с этими замечательными людьми накануне. С величайшей радостью я принял предложение руководителя группы Албогачиевой совершить с ними маленький подвиг во имя великой Республики Ингушетия. Мужество, проявленное вашими гражданами при восхождении, достойно глубокого уважения. Ведь это была не простая прогулка для «галочки», а настоящий труд. Сложный был маршрут, не раз путь нам преграждали снежные бури. Только воля к победе помогала отыскать дорогу на крупных склонах сквозь туман и снегопад. Не правда ли, один день образно показал тяжелый путь становления молодой, но сильной духом Республики Ингушетия? Подняться к вершине человеческих отношений мне посчастливилось с прекрасными представителями вашего народа». Остановились наши альпинисты в гостинице «Иткол» КБР, где когда-то Владимир Высоцкий написал песню «Скалолазка». На этот раз он написал бы легенду, если бы увидел, что альпинист Хусейн Гелагаев поднял на своей спине дочь четырех лет, а другая девочка была на спине у его жены Циэш, ей год и семь месяцев от роду, а мальчики 9 и 11 лет шли сами - четверо детей совершили это восхождение вместе со взрослыми. У иностранных альпинистов, говорят, слезы наворачивались на глаза: «Мы с одним ребенком дома не справляемся без няни, а вы их на Эльбрус подняли». Все ребята говорили, что когда было трудно, всем помогала Лейла Султановна, поражая своей выдержкой и мужеством. Вместе со своей командой Л.С.Албогачиева совершила настоящий спортивный подвиг. И совершила его во имя торжества патриотизма, верная славным традициям предков довести начатое до конца. Участвуя в программе «Международная антарктическая миссия», первая альпинистка-ингушка Лейла Султановна Албогачиева достойна представила ингушский народ на международном уровне. Рада, что познакомилась с Лейлой Султановной и благодарна за эту встречу Исраилу Арсамакову. Воспоминания об этой встрече долго будут согревать мое сердце. М. АУШЕВА Газета «Сердало»

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!