Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 20 / 04 / 2024 Время Московское: 8878 Человек (а) в сети
 

Тайны мавзолея Борга-Каш

Никто не знает, чья это могила, но паломники до сих пор приходят к священному склепу, неожиданно объединившему мусульман, православных и язычников

На левом берегу Сунжи неподалеку от селения Плиево в Назрановском районе Ингушетии стоит удивительное строение с круглым куполом — мавзолей Борга-Каш. С этим мусульманским памятником, одним из самых древних на Северном Кавказе, связано множество легенд и поверий. Некоторые из них живы и поныне.

Находка Гюльденштедта

В конце 1760-х годов Петербургская Академия наук снарядила пять экспедиций, чтобы исследовать малоизученные территории России. Руководил проектом знаменитый академик Паллас, к тому времени ему едва исполнилось 27 лет. Две экспедиции, возглавляемые 23-летними немцами — профессором Самуилом Гмелином и доктором Иоганном Гюльденштедтом, формально направлялись в относительно спокойные окрестности Астрахани. В действительности же путь ученых лежал на Кавказ. Об истинных мотивах внезапной смены маршрута можно лишь догадываться, принимая во внимание, что экспедиция совпала с Русско-Турецкой войной, а многие географы того времени по совместительству служили разведчиками. Дороги их были полны приключений и весьма опасны. Самуил Гмелин добрался до Персии, но на обратном пути рядом с Дербентом был ограблен, взят в плен одним из местных ханов и вскоре умер в заточении. Гюльденштедту повезло больше. Отважный доктор исследовал земли ингушей, чеченцев и осетин, добрался до Грузии, где подружился с царем Кахетии Ираклием II, а затем, чудом избежав засады разбойников в Дарьяльском ущелье, вернулся на Северный Кавказ.

На высоком холме возле реки Сунжи экспедиция Гюльденштедта обнаружила небольшое странное здание. Покрытое светло-голубой краской, оно, казалось, вот-вот готово было слиться с небом. Над входом виднелись таинственные письмена на староарабском. Приведенный по приказу ученого мулла бессильно водил по ним пальцем и, в конце концов, неуверенно сказал: «Обиталище Малахирии Санаби Имарет. Сегодня ты, а завтра мы». Подчиненные Иоганна — совсем юные студенты — с трепетом вошли внутрь. Факелы, укрепленные в специальных отверстиях по углам комнатушки, бросали блики на желтую полосу с орнаментом у самой земли, изысканные цветы над ней и белый, без росписи, купол. Посреди пола зияла широкая дыра со стесанными краями. Должно быть, когда-то ее прикрывал круглый камень. Местные проводники боязливо попятились: они верили, что это — вход в подземный мир, где обитают духи умерших.


Члены экспедиции с факелами в руках медленно спустились во тьму. Когда их ноги коснулись пола нижней камеры, они увидели, что стоят среди трупов. Тела мужчин и женщин лежали друг подле друга на спине, головой на восток. Некоторые целые, у других конечности вырваны из суставов. Тела укрывали дорогие саваны, а покоились они в том, что Иоганн принял за деревянные гробы. Это удивило ученого — он знал, что мусульмане своих покойников так не хоронят. Тускло блестели украшения и монеты. Среди человеческих скелетов лежал высохший, но не истлевший заяц, должно быть случайно упавший в дыру. Выбравшись наружу, Иоганн долго расспрашивал местных жителей, но так и не узнал ничего ни о времени строительства склепа, ни о лежащих в нем людях. Вскоре он покинул Кавказ и благополучно вернулся в Санкт-Петербург.

Каменные легенды Горной Ингушетии
Боевые башни Таргима, языческое святилище Мят-Сели, древний христианский храм Тхаба-Ерды — все это Джейрахский район, музей средневекового зодчества под открытым небом
Через несколько лет Гюльденштедт заразился тифом, помогая больным во время эпидемии, и умер, не успев издать свои труды. Но масштаб его вклада в науку до сих пор поражает ученых. Многие идеи доктора Иоганна давно воплотились в жизнь: он первым указал на стратегическое значение донецкого каменного угля, артемовского месторождения соли, каспийской сельди; составил десятки карт и словарей; сделанная им классификация дагестанских языков лишь в мелких деталях отличается от современной. Однако таинственный склеп, открытый Иоганном Гюльденштедтом, и по сей день продолжает озадачивать его последователей. Теперь он известен всему миру как мавзолей Борга-Каш — единственный в России памятник погребальной культуры эпохи Золотой Орды, сохранившийся в первозданном виде.

Ху из Борга?

Со времен путешествия Гюльденштедта на горе Шейха возле селения Плиево, где расположен Борга-Каш, побывало множество ученых, но каждый следующий визит зачастую вносил еще большую сумятицу.

Достаточно сказать, что количество трупов, сосчитанных в разное время, колебалось от четырех до двадцати, а саваны описывались то как белая материя, то как богатая парча с восточным рисунком. Человека, для которого была воздвигнута усыпальница, разные источники предлагают считать арабом, кабардинцем, крымским татарином, кумыком, ногайцем или чеченцем. Даже в самом названии памятника с уверенностью можно трактовать только второе слово: в переводе с ингушского «каш» означает «могила». А вот споры вокруг «Борга» не утихают и сейчас. Советские ученые предположили, что в этом районе находились летние кочевья Золотой Орды и мавзолей назван по имени входящего в нее крупного тюркского племени борганов. Лежал в нем, скорее всего, высокопоставленный ордынец с семьей. Другие эксперты говорят, что здесь погребен представитель знати по имени Борга или Борган. Такой человек есть среди предков современных ингушей по фамилии Гордановы. Они считают Борга-Каш своей родовой усыпальницей и уже многие годы заботятся об этом памятнике.

Археологи сомневаются в правдивости этой версии, но все же надеются, что в будущем ее удастся проверить анализом ДНК в сохранившихся мелких костях. А самое романтичное сказание гласит, что когда-то сюда водил стада красавец пастух Борган Бексултанов, и в него была влюблена прекрасная девушка Сув («чистая»). Каждое утро она поднималась на холм напротив, и молодые люди приветливо махали друг другу руками. Правда, разглядеть жесты на таком расстоянии можно лишь в хорошую подзорную трубу, но не будем портить красивую легенду придирками. Когда Боргана убили разбойники, его невеста организовала строительство мавзолея. Как только тот был завершен, она похоронила возлюбленного и пронзила свое сердце кинжалом.


Другое поэтичное предание рассказывает про арабского шейха: предчувствуя кончину, он выехал в степь на верном верблюде и предоставил выбор места для усыпальницы кораблю пустыни. Там, где тот остановился, и воздвигли мавзолей, долгое время обладавший чудесной силой и благоухавший спелыми яблоками. Наконец, еще в XIX веке многие верили, будто здесь похоронены остовы легендарных богатырей нартов, которые две тысячи лет оставались нетленными, но с приходом русских стали «портиться».

Чужие мощи

А вот слухи, что в подземелье зарыты невероятные сокровища, сослужили Борга-Кашу дурную службу — туда стали наведываться грабители.

Самое оригинальное ограбление мавзолея произошло в 1876 году. Если верить заметке, опубликованной девять лет спустя в газете «Кавказские епархиальные ведомости», украинцы из Белокриницкой иерархии обнаружили в Терской области мощи святых. Нашли они их в таинственной пещере под минаретом, причем рядом лежали трупы собаки и зайца. По-видимому, со времен Иоанна Гюльденштедта к уже знакомому нам косому присоединился столь же невезучий пес. Старообрядческий протоиерей Стефан Загороднов из станицы Алхан-Юрт отправил останки в Москву, где архиепископ Антоний Шутов принял их за тела христианских мучеников и разослал «святые мощи» по раскольническим епархиям. Вскоре происхождение «реликвий» было раскрыто. В июле 1894 года на страницах «Ставропольских епархиальных ведомостей» священник станицы Вознесенской Илларион Прудников публично покаялся в том, что принял «татарские трупы за мощи святых мучеников», и отказался от сана. Вдобавок выяснилось, что похитители, заметая следы, облили подземную часть усыпальницы керосином и подожгли. Увы, скандал был поднят слишком поздно. К тому времени части мумифицированных тел неизвестных мусульман давно разошлись по всей России. Вероятно, в далеких сибирских церквушках и по сей день поклоняются мощам золотоордынского феодала.

Чудо для всех

Но история мавзолея на этом не закончилась. Паломники, еще в начале XIX века заботливо обертывавшие тела в Борга-Каше тканями из священной Мекки, не перестали ходить и к опустевшему зданию. В 1910 году его заново побелили и оштукатурили. С тех пор удивительный цветочный орнамент скрыт под слоем краски. Это огорчает посетителей мавзолея, но обнадеживает ученых, что узоры сохранятся для археологов будущего. Даже в XX веке рядом с усыпальницей проводились языческие обряды вызывания дождя. Бездетные женщины молились здесь о беременности, матери приводили больных детей, а овцеводы просили приплод для скота и пригоняли сюда жертвенных животных на мусульманские праздники. И в наше время мавзолей выглядит ухоженным, сияет аккуратной белизной, а в его углу заботливо сложены веник и совок, которые явно не лежат без дела. Вокруг усыпальницы часто летают соколы, и вид с горы Шейха на равнинную Ингушетию столь чудесен, что отсюда совсем не хочется уходить.

Ученые окончательно расшифровали надписи над входом. Выяснилось, что безымянный мулла наплел доверчивому Иоганну с три короба, и в действительности они гласят: «Бек-Султан, сын Худайнада. Да будет постройка свободна от (всего) дурного». Рядом выбит год строительства — 808 по хиджре, что соответствует 1405−1406 годам нашей эры. Руины схожих мавзолеев есть в районе Пятигорья, подобные сооружения отыскали на рисунках развалин Маджара — золотоордынского города на месте современного Буденновска. Неподалеку от Борга-Каша нашли старинный карьер, где добывался ракушечник для мавзолея. Специалисты исследовали дыры для давно исчезнувших факелов и два отверстия в куполе — на востоке и на западе. Есть гипотеза, что они сделаны, чтобы сюда попадали и первые, и последние лучи солнца. Когда археолог Умалат Гадиев в 2010 году вместе с другими экспертами проводил обмеры, в верхней точке купола он обнаружил заштукатуренную китайскую чашу. Сейчас, если постараться, можно разглядеть ее небольшой фрагмент с изображением дракона. Однажды Умалат встретил в мавзолее паломника, пришедшего поклониться священному месту из самого Дагестана. Он сидел у стены, читал Коран и был не слишком доволен тем, что его уединение нарушено. Но страннику пришлось потесниться. Благо тайн и чудес мавзолея Борга-Каш даже в XXI веке с лихвой хватит на всех — и на паломников, и на ученых.

Фото: Тимур Агиров
Владимир Севриновский
Это Кавказ

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Расул Аушев Пнд, 21/12/2015 - 12:37

ша эта за мавзолей ?

Гость индyc Вс, 20/12/2015 - 14:39

Есть ещё одна также ма,которая при раскрытии даёт односложных ответ. Это частота резонанса звука под куполом. Его очень просто заменить двумя планетами за пять минут. Но для этого надо это уметь делать, и знать что такое " божественный ветер" . интер сно, кто нибудь думал об этом в Ингушетии? А то * аланские ворота,башни согласия* все мертворожденное,извините.

Гость индyc Вс, 20/12/2015 - 12:03

Тайны,тайны.. Кто их сейчас откроет,даже если знает?
Вот например " лувкхер". Кто из психиатров откроет секрет действия лувкхер?
А ведь его,лув кхер применяли именно на месте стоянки каравана,где сейчас стоит это строение на высоте 500 с чем то метров над уровнем моря.. Отождествляя год нашей эры ,когда происходило это событие. Лувкхер это говорящий камень???
Вряд ли. Это говорящий страх!!!! Это уже объяснение должно быть от грамотных психиатров, а не бездельников. В борга каш были не случайно сброшены и большой пёс, и заяц. А если это намекает на созвездие большого Пса и созвездие зайца? И биоробота пхагал бяри,нагнетающего животный страх на путника? Тут уже космическими войнами и джидаями отдаёт, неправда ли? Да кто ж нам такие тайны откроет при таких критика латинских что во власти нынче?
Там есть на глубине 33 метра записанный бурдюк с информацией. Кому надо тот откопает. Так лучше говорить...

Локомотив Вс, 20/12/2015 - 23:36

Примечательная аналитическая оценка. А по-моему у тебя, как и у многих из нас голова закрутилась от более менее достоверных правдоподобных, близких к естеству предпосылок озвучивающих версии принадлежности этого исторического склепа-памятника. Но дабы не быть пустозвонящими оставим версию Гордановых основополагающей. Кому , как не им знать что такое « Божественный ветер», объясняющий явление магнетической тайны амплитудно передающей интуитивно догмачувствительный парадокс по духу предков.
Особенно вписалось в примету название Остовы (остовцы) откуда и имеется у нынешних осетин исток Ос. А у орстхойцев в памяти предков исток Ост или Орст, ростовцы исток Ост. Вот уж действительно, во истину, пути Господни неисповедимы.
Слава ингушскому историческому памятнику Борга-Каш. Embarassed Confused Rock On Rock On

Гость индyc Пнд, 21/12/2015 - 12:46

Там рядом надо построить подземную мечеть.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры