Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8580 Человек (а) в сети
 

Табу на убийство. Почему ингуши не охотились на леопардов и белых оленей

В СКФО восстанавливают популяцию переднеазиатских леопардов (кавказских барсов). В Ингушетии убивать этих хищников издавна считалось недопустимым. Какие поверья у жителей республики были связаны с этим и с другими животными – в материале «АиФ-СК».

Ингуши всегда занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей, которые имели особую ценность. У каждого настоящего джигита должен был быть хороший скакун.

Этнограф Танзила Дзаурова рассказывает, что в высокогорных аулах лошадей берегли и старались не использовать в хозяйстве. Рабочими животными были ослы и волы, которых односельчане содержали сообща. Их и запрягали весной для распашки полей. Ингуши верили, что волы – священные животные, а в их рогах есть три хлебных зёрнышка, несущих благодать и богатый урожай.

«Начало пахоты обычно открывал большой праздник. Первую борозду на запряжённых волах делала уважаемая старушка в белом простом платье и с распущенными седыми волосами. Это один из редких случаев, когда голова женщины была не покрыта головным убором», - говорит Дзаурова.
От содержания крупного рогатого скота в горах ингушам пришлось отказаться, когда стало меньше пастбищ. Куда легче было прокормить коз и овец. Артефакты, связанные с этими животными, археологи находят по всей республике. Как правило, это бронзовые амулеты периода кобанской культуры с разными изображениями бараньих голов. Это позволяет говорить о том, что предки современных ингушей разводили несколько пород овец.

Главным блюдом для почётных гостей была баранина. Животное резали, как только порог дома переступал гость и его замечал хозяин. Делалось это молча. Не полагалось спрашивать у гостя, кто он и откуда, куда направляется и с какими целями. Зарезанного барана быстро разделывали и помещали в котёл вариться. Наиболее уважаемым гостям подносили голову, курдюк и грудинку. Только после этого к трапезе приступали остальные сидящие за столом.

Когда-то давно ингуши держали и свиней. Их называли «кока». Иногда в республике находят амулеты в виде поросят и свиные кости. Эти находки относятся к доисламскому периоду, принятием ислама ингуши перестали употреблять свинину и разводить свиней.

Держать домашних животных впроголодь считалось недостойным. Люди верили, что за жестокое обращение с любым живым существом придётся отвечать перед Всевышним в Судный день.

Без разрешения нельзя
Чтобы поохотиться, ингуши спрашивали разрешения у покровителя диких животных Елта. Именно ему, по повериям, принадлежали обитатели лесов. Убивать их ради развлечения запрещалось. Рога и копыта своей добычи охотник должен был принести в специальное святилище.

«Как правило, ингуши охотились на диких серн, коз, ланей, лис и зайцев. Стрелять оленей разрешалось только с октября. Его название у ингушей переводилось, как «месяц, когда кричит олень». По расчётам, к этому времени животные набирали достаточный вес. В ингушском фольклоре часто упоминаются белые олени. Считалось, что в образе этих животных мог появляться сам Елта, поэтому убивать их запрещалось», - говорит Танзила Дзаурова.

Весной охотиться не разрешалась, потому что в это время животные были истощены. Хищников отстреливали, если они неоднократно нападали на домашний скот стаей.

«Мой дедушка Исраил Ярыжев был неплохим охотником. Как-то на его скот повадились нападать волки. Он не стал их убивать и дожидался появления вожака стаи. Им оказалась волчица. Она засылала волков, чтобы они приносили ей добычу, а сама пришла только на 11-й день, почувствовав безопасность. Дедушка убил волчицу и привёз её домой», - вспоминает Дзаурова.
По поверьям ингушей, волк всегда ходит с открытой пастью, так как боится, что она может не открыться в решающий момент. Считалось, что если он хватал овцу из большого стада, то его на это благословил Елта.

Хитрым и опасным животным считался медведь. Загнанный в угол, он мог спрыгнуть с обрыва, схватив одного из охотников, понимая, что не сможет выжить. Шатуны могли устроить засаду на людей, которые шли по следам зверя. Мясо убитых медведей иногда тоже использовалось в пищу.

У ингушей существовало негласное табу на убийство барсов. По мнению Танзилы Дзауровой, это могло быть связано с малочисленностью этих животных. Чтобы их сберечь, мудрецам приходилось придумывать страшные истории о проклятиях и бедах, постигших охотников на редких хищников.

В лесах ингуши стреляли также рябчиков и глухарей. Запрещалось убивать орла, удода, ласточку и голубя.

КСТАТИ
В недавнем прошлом у ингушей были распространены имена, связанные с лесом и названиями животных. Например, известного в XIX веке проводника на гору Казбек Бузуртанова звали Цагол, или Цхьогал, – лиса. И сейчас встречаются имена Борз – волк, Ча или Чальг – медведь, Пхьагал – заяц, Цок - рысь, Ферх - барс, Буг1 - бык, Ляч - сокол, Мецхал – стриж или ласточка, Сай - олень, Моз – муха. До сих пор популярна у ингушей приставка к имени Лом – лев, а также имена Борз и Чаборз (медведь-волк). От имён Циск - кошка и Дахк - мышь произошли фамилии Дахкильговы и Цицкиевы.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры