Вопрос. Правильно ли такое понимание: давая больше испытаний, Аллах (Бог) предоставляет нам возможность исправить (искупить) грехи в этой жизни, облегчая нашу участь в вечности? Абакар.
Ответ. Невзгоды, страхи, печаль, тоска, кризисы, депрессии, болезни, апатия… Что это? (1) Возможность ли очищения души от бремени грехов (при правильном осознании происходящего), тех грехов, которые человек не смог искупить абсолютным раскаянием пред Всевышним Аллахом, Господом миров, или – (2) наказание, кара Божья?
Наказание – когда человек уже не понимает иначе, не может самостоятельно приостановиться, осмыслить поступки, осознать свои действия. Если человек этот верующий, то Всевышний, из любви и милости к нему, ниспосылает возможности искупления былых ошибок, через то или иное наказание уже в мирской обители, не оставляя на Судный День, не переводя в мучения в вечности. Или – (3) “закалка”, “повышение квалификации”, повышение жизненной резистентности[1].
Приведем (если будет на то благословение Всевышнего Аллаха) несколько повествований Пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), способствующих раскрытию данного смысла, данной грани мирского бытияв лабиринте жизни, жизненного пути.
ВОЗМОЖНОСТЬ ОЧИЩЕНИЯ ОТ ГРЕХОВ
“Боль по результату недомогания (болезни), как и любое другое болевое ощущение [психологического происхождения, душевного, физического или иного характера], являются для любого верующего (покорного Всевышнему, мусульманина) прямой причиной снятия (прощения, стирания) грехов, которые спадают с человека [при терпеливом и спокойном отношении к этим болевым ощущениям, ну и, конечно же, с принятием необходимых медицинских или иных мер], подобно листьям, опадающим с дерева [этот процесс подобен осеннему листопаду, то есть насколько неизбежна для дерева с приходом золотой поры потеря лиственной кроны, настолько для верующего неизбежно получение прощения ошибок, через ту или иную жизненную боль; былые грехи и ошибки с него буквально осыпаются]”.[2] То есть процесс очень даже естественен, легок.
“Что бы ни постигло верующего[3], будь то недуг (продолжительная болезнь, невзгоды), тяжелый труд (изнурительная, изматывающая работа, к которой не лежит душа, тягость, утомление, страдание), болезнь (нездоровье, боль), печаль (грусть), вплоть до тревог и беспокойств, все это способствует искуплению его прегрешений (все это искупает его прегрешения)”.[4]
НАКАЗАНИЕ
В Священном Коране сказано: “(Хотите вы того или нет), но кто совершает зло, тому непременно[5] воздастся за это [соответствующим наказанием в любой форме, в любое время, в любом месте]”.[6] Желают того люди или нет, но это необратимая закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвращается обратно, не в мирской обители, так в Судный День, в вечности.
“ЗАКАЛКА”, “ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ”
“Пусть хоть иголка [то есть что-то незначительное] уколет мусульманина (покорного Всевышнему) или что-то большее [что причинит ему боль или страдания], в прямой зависимости с этим [по результату стойкости, самообладания, спокойствия и мужества, конечно же, с принятием необходимых медицинских или иных мер] повышается уровень [набожности человека пред Богом] и стирается прегрешение (грех)”.[7]
Подавляющее большинство мусульманских ученых на основе приведенного хадиса и подобных ему достоверных повествований сказали, что “любые болевые ощущения, болезни, мирские проблемы и заботы, тревоги – во всем этом, несмотря на степень болезненности, продолжительность, осложнения и т.п., заложено искупление грехов, повышение уровня набожности и Божественное воздаяние (аджр, хасанат)”[8] за правильное отношение к необратимому, не зависящему от нас; за спокойствие, терпение и умение продолжать жизненный путь, не падая духом, сохраняя правильность и благородство, чистоту помыслов и убеждений, несмотря ни на что.
Еще один интересный хадис: “Воистину, [тот или иной] человек имеет определенное положение (степень) пред Всевышним Аллахом. И [если] он не достигает его (ее) [по той или иной причине] делами своими [возможно, например, из-за праздности, неорганизованности, излишнего сна или пустого времяпрепровождения, лени], тогда Господь начинает ниспосылать ему то, что неприятно (нежеланно, нелюбимо, ненавистно), проводя этого человека через своего рода испытания, и это до тех пор, пока не будет он поднят на данный уровень (на эту степень)”.[9]
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“Не перестанут беды и затруднения постигать тела, имущество или души верующих мужчин и женщин до тех пор, пока ни одной единицы греха на них не останется”.[10] Спокойное, мудрое и терпеливое прохождение через мирские невзгоды приведет человека (по милости Всевышнего) к полной чистоте души от грехов и прегрешений.
“Если Всевышний желает человеку блага, то воздает ему за проступки и грехи уже в этой жизни [через все, что причиняет человеку боль, неприятности, осложнения и т.п.], если же – зла [по результату упрямства человека в неверии и безбожии], тогда оставляет это на Судный День [для вынесения убедительного вердикта, который всесторонне обоснован грехами и преступлениями данного человека, главным и решающим из которых явилось безбожие и отрицание основ веры]”.[11]
Имам аль-Куртуби в своей книге “ат-Тазкира” приводит следующий хадис кудси[12]: “И сказал Всевышний: “Если Я хочу помиловать кого-то, то не выведу его из мирской обители до тех пор, пока не воздам ему за все грехи, совершенные им: болью, недомоганием в теле, проблемами в семье, трудностями в пропитании, скудостью материального достатка. И все это до последней единицы греха. И когда настанет его срок умирать, а что-то из грехов все ж останется, то последние из них искупятся тяжестью предсмертной агонии. И выйдет его душа чистой, подобно душе младенца.
И клянусь Своим величием! Если есть кто-то, заслуживающий наказания [за безбожие свое, язычество или пагубные грехи и преступления], то воздам Я [по справедливости Своей] ему в этой жизни за все хорошее, что он когда-либо совершил: здоровьем в теле его, изобилием в достатке, спокойствием в сердце. И это до той поры, пока не будет ему воздано за все хорошее хорошим же уже в этой жизни, а если что и останется, то воздастся ему за это легкостью смерти. И вернется он ко Мне в состоянии, когда нечем ему будет защититься от Ада”.[13]
Комментарии
Грубо говоря, получается, что чем лучше мы будем себя вести, чем праведнее будем, чем чище и откровенней будет наша вера - тем легче (лучше) будет жить? Очевидно всё верно. Соответственно, нужно совершенствоваться )) Так, я пошла работать над собой )))
Желаю всем стать на правильный путь! Дала иман лолда вайна массанена!
Мисс Тани