Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 7766 Человек (а) в сети
 

Школьникам становится тесно. Число учеников в России растет. В РИ за два года число сельских учителей уменьшилось на 12,7%

В 2015 году школьников в России стало больше на 1 млн человек, образовательных организаций — меньше на 1,3 тыс., а зарплаты учителей больше всего выросли в Чеченской Республике и Республике Дагестан (более чем на 20%). Такие данные представила Высшая школа экономики в рамках мониторинга системы общего образования.

По большинству показателей мониторинга сохраняется сильная межрегиональная дифференциация, а часть субъектов показывает отрицательную динамику по целому ряду показателей.

Высшая школа экономики представила результаты третьего мониторинга системы образования. Мониторинг всех уровней образования проводится ежегодно согласно вступившему в силу в 2013 году закону "Об образовании", по которому информация о системе образования должна быть "открытой и доступной". "Раньше мы узнавали о том, что происходит в системе образования, как геологи, которые ходят по стране и что-то меряют в одном месте, потом — в другом,— вспомнил на презентации доклада научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.— А сейчас у нас появился инструмент, который, как спутник, может покрывать всю территорию и наблюдать за ней все время".

ВШЭ представила данные, касающиеся школ и дополнительного образования, которые получены от Росстата, региональных и муниципальных властей и в результате социологических исследований. Показатели мониторинга утверждены приказом Минобрнауки. Среди них, например, материально-техническое оснащение школ (водопровод, канализация, доступ к интернету) и финансово-экономические характеристики, в том числе отношение зарплат учителей к средней зарплате по региону. Напомним, согласно майским указам президента, с 2012 года зарплата учителей должна равняться средней по региону и не опускаться ниже этой границы. Выполнение этих обязательств полностью лежит на регионах. По данным ВШЭ, все субъекты России в 2015 году достигли целевого показателя майских указов. "Сейчас мы говорим о следующем шаге, ряд регионов уже идет дальше: в некоторых средняя зарплата педагога достигает 130% от средней по региону",— пояснил ведущий аналитик центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Заир-Бек: по его словам, речь идет о Крыме (131%) и Севастополе (130%). Наибольший прирост по этому показателю с 2013 года отмечается в Дагестане (динамика 25,4% — до 125% от средней по региону) и в Чеченской Республике (динамика 23,9% — до 126% от средней по региону). Как сообщал "Ъ", 2 августа учитель из Дагестана обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с вопросом, почему учителя в России получают зарплату 10-15 тыс. руб. В ответ господин Медведев посоветовал учителям зарабатывать деньги в бизнесе. По данным Росстата на апрель 2016 года, средняя зарплата учителей в Дагестане составляла 15 702 руб. Отрицательную динамику показали два региона: Псковская область (минус 2,6%) и Хабаровский край (минус 2,9%).

Из доклада следует, что к началу 2015/2016 учебного года российских школьников стало больше на 1 млн человек по сравнению с 2013/2014 учебным годом. Этот рост происходит на фоне сокращения числа школ: с 43 210 школ в 2014 году до 41 893 — в 2015-м. Безусловный лидер в реорганизации сети общеобразовательных учреждений — Москва: с 2013 по 2015 год в городе стало меньше на 628 школ. На втором месте Тульская область — ликвидировано 26 школ. Реорганизация приводит к сокращению общей площади всех школьных помещений в расчете на одного ученика.

"В сельских школах учителей становится все меньше, тогда как в городских их число увеличивается",— отмечают авторы доклада. Так, за последние три года в городских школах учителей стало больше на 29,6 тыс. человек, а в сельских — на 4,5 тыс. человек меньше (общая численность педагогов в 2015 году — почти 1,292 млн человек). В сельской местности также наблюдается отток молодых преподавателей: хуже всего ситуация в Ингушетии, где за два года число сельских учителей уменьшилось на 12,7%. При этом материально-техническая база школ стабильно улучшается по всем направлениям. Канализация есть в 88,4% российских школ, центральное отопление — в 93%, водопровод — в 90,9%. Но 100% по всем трем показателям в 2015 году достиг лишь один регион — Чукотский АО.

Авторы подчеркивают значительную межрегиональную дифференциацию. В Тюменской области на одного учителя приходится 20 учеников, в Москве — 7,9, а среднее число по России составляет 13,24. Руководитель центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий отметил, что и рост охвата школьников дополнительным образованием происходит в основном "за счет роста регионов-лидеров, в то время как ситуация в регионах-аутсайдерах остается практически неизменной". Господин Косарецкий считает, что мониторинг необходим не просто для определения средних значений показателей, а "для принятия управленческих решений" — в том числе в пользу регионов-аутсайдеров. Не позднее 25 декабря Минобрнауки представит итоговый доклад по мониторингу всех уровней образования в правительство РФ.

Анна Макеева
http://www.kommersant.ru/doc/3142647

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Зялмах Котиев Пнд, 14/11/2016 - 10:09

нАДО ЧЕ ТО МЕНЯТЬ

Гость Paskevich Пнд, 14/11/2016 - 11:29

Школьную инфраструктуру региона заметно улучшили за последние годы. В плане оснащения наши школы в числе передовых. Но есть и другой "КИТ" на который опирается образование, на который должно опираться - это педагоги. Детям дают знания не бетон и стекло, а учителя. Конечно, приятней приходить утром на работу в новое здание, но без достойной оплаты труда трудно делать эту работу качественно. Учишь детей, до полуночи проверяешь тетради, планы, дневники....... даешь в день по восемь уроков за копейки (копейки платят по всей России), а в голове мысли: как бы прокормить своих детей, как бы дотянуть до следующей зарплаты...., у кого бы перезанять.... Честь и хвала российским педагогам. Они альтруисты, они почти за даром обучают наших детей! Мне обидно, что в такой богатой ресурсами стране власти не могут обеспечить достойную жизнь врачам, педагогам, шахтерам и т.д. Запретите Газпрому транслировать по ТВ эту мерзкую рекламу про народное достояние. Какое к черту оно народное, если деньги от его экспорта идут в карман горстке зажравшихся олигархов?? Какое оно народное, если соотношение зарплата/цена на коммуналку пугает, у нас самая дорогая коммуналка! Уже достало такое отношение к гражданам.

Ингушетия Пнд, 14/11/2016 - 11:53

Отношение государства к труду учителей во всеуслышание огласил Д.А Медведев. Учителя обречены жить в нищете. Так уж повелось в нашей стране. Кайфует тот, кто сидит на трубе, остальные - выживают

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры