Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 07 / 12 / 2021 Время Московское: 3280 Человек (а) в сети
 

Северный Кавказ вступил в «Юг России» С января 2014 года в округе начала работать Федеральная целевая программа

Как известно, на реализацию ФЦП «Юг России» до 2020 года будут направлены внушительные средства – свыше 189 млрд рублей (из них региональные вложения составляют 17 с лишним млрд. рублей, остальное – из федерального бюджета). Попробуем разобраться в масштабах финансового обеспечения Программы

и сумме задач, которые предстоит решить с её помощью.

Есть программа – нет проблем

Любая программа – инструмент для решения определённых проблем, а они на Северном Кавказе очевидны: нехватка мест в общеобразовательных учреждениях, недостаточный уровень медицинского обслуживания населения, высокий уровень безработицы и многое другое. Кроме того, субъекты СКФО остро нуждаются в создании новых центров экономического развития и промышленных зон за счет строительства объектов энергетической и инженерной инфраструктуры. Эти меры в перспективе позволят снизить уровень дотационности субъектов округа за счет увеличения объема налоговых поступлений в бюджетную систему России. Как итог – снижение уровня социальной напряжённости на Северном Кавказе.

Это уже третья федеральная целевая программа, которая посвящена Северному Кавказу в целом. Означает ли данный факт, что предыдущие две не достигли своей цели? Нет, он означает другое: высокий уровень сложности решаемых задач и необходимость решать их последовательно.

Есть свои этапы и в настоящей Программе. На первом из них (2014-2016 годы) будут решаться три ключевых задачи. Первая – строительство школ и решение проблемы обучения учеников в три смены (18 тысяч детей в различных субъектах СКФО). Всего предполагается построить 57 школ.
ФЦП «Юг России» предполагает строительство 57 школ
Вторая задача – повышение качества и доступности медицинских услуг, развитие санаторно-курортной сферы. В ходе её выполнения запланировано строительство 13 объектов здравоохранения, в том числе: детская больница и онкодиспансер в КЧР, противотуберкулезный диспансер в Ингушетии, пять районных больниц в Дагестане, родильный дом и три больницы в Чеченской Республике.

Также важнейшим мероприятием новой программы станет создание многопрофильного медицинского кластера в регионе Кавказских Минеральных Вод, в который войдут учреждения санаторного лечения и отдыха. К реализации данного проекта предполагается привлечь и крупные внебюджетные инвестиции.

Итоговая задача первого этапа – повышение инвестиционной привлекательности субъектов СКФО и снижение безработицы. На это направлена реализация проектов по развитию транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры в субъектах округа.

На втором этапе реализации Программы (2017-2020 годы) акцент будет сделан на стимулировании инвестиционного спроса, снижении дотационности субъектов СКФО, мероприятиях, направленных на развитие экономики и социальной сферы.

Так ли дорог Северный Кавказ?

Знаменитое высказывание Ремарка гласит: «Всё, что решается с помощью денег – обходится дёшево». В самом деле, если отказаться от создания в регионе новых рабочих мест, не развивать промышленность, сельское хозяйство, туризм, здравоохранение и систему образования – результат будет очевиден. Он неминуемо приведёт к усугублению межрегиональной дифференциации, социальным взрывам и другим последствиям, суть которых предугадать несложно. Другая (но уже народная) мудрость утверждает: «Если проблему можно решить с помощью денег, то это не проблема. Это расходы».

А теперь попробуем разобраться: так уж велики ли расходы на реализацию ФЦП «Юг России» в масштабах страны? Для начала – несколько фактов.

Согласно официальному сайту Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России «Федеральные целевые программы России», в 2014 году в нашей стране реализуется 54 ФЦП с общим объёмом финансирования 941051,2459 млн рублей. Если проще – почти триллион рублей! Напомним, что и здесь, и ниже речь идёт только о 2014 годе.

Все программы объединены в рамках различных тематических направлений. Самые дорогостоящие из них – «Транспортная инфраструктура» и «Развитие высоких технологий», на которые предусмотрено две трети общего объёма финансирования всех ФЦП России. Место же направления «Развитие регионов», в которое входит и Программа «Юг России», намного скромнее. Оно финансируется в общем объёме на сумму 25,542 млрд рублей или в 12 с лишним раз меньше, чем «высокие технологии».

Не будем оспаривать приоритеты правительства, ему виднее. Пойдём дальше: в направлении «Развитие регионов» предусмотрена реализация четырёх ФЦП, и финансирование Программы «Юг России» находится лишь на предпоследнем месте, после программ развития Калининградской области и Республики Ингушетия (слава Богу, что вторая ФЦП также реализуется на Северном Кавказе).

Примечательно следующее. Во-первых, финансирование развития Калининградской области в 2014 году более чем в два раза превышает сумму средств на обе северокавказские ФЦП вместе взятые (4,93 млрд руб. и 4,668 млрд руб. соответственно) и составляет практически половину финансирования всего направления. Во-вторых, на финансирование четвёртой ФЦП – «Социально-экономическое развитие Курильских островов» – выделена вполне сопоставимая сумма в 3,2 млрд рублей.

Но давайте сравним их лишь по одному параметру – количеству населения. Курилы – около 20 тыс. человек, Калининградская область – 963 тыс. человек, Северо-Кавказский округ – 9,59 млн человек! Так много или мало средств выделяется Северному Кавказу, если речь идёт о социально-экономическом развитии территорий? Судите сами.
Кто-то хочет превратить Северный Кавказ в зону нестабильности
Логика финансирования направления «Развитие регионов» вполне понятна: укрепляются пограничные территории страны. Но почему же мы не слышим лозунгов: «Хватит кормить Курилы!» или «Хватит кормить Восточную Пруссию!»? Зато противников финансирования Кавказа – пруд пруди. Вывод напрашивается сам собой: кому-то очень хочется этот сложнейший и важнейший регион на юге страны превратить в зону нестабильности.

Несмотря на все трудности, с которыми столкнулась реализация ФЦП «Юг России» в прошлые годы, мало кто из здравомыслящих политологов и экономистов высказывает сомнения в целесообразности этого процесса. Разумеется, риски невыполнения каких-то задач и позиций в ходе выполнения программы достаточно существенны (в силу многих причин), но риски, возникающие при отказе от такой работы, неизмеримо выше.

Почва для критики

Конечно, как у любого большого и затратного проекта, каковым является ФЦП «Юг России», у Программы достаточно оппонентов. Критики «сомневаются в целесообразности» и «высказывают опасения», хотя далеко за рамки эмоционального восприятия предмета и узких аргументов обсуждение не заходит. Впрочем, голое отрицание может быть эффектным, но никогда не бывает эффективным. Потому что ничего не создаёт.

Между тем, перспективы Программы действительно достойны более весомых вложений: одно только развитие туристического кластера Северного Кавказа сулит немалые выгоды федерального масштаба. И всё опять же цепляется одно за другое: чтобы привлечь туристов в регион, нужно исключить социальную напряжённость. Соответственно – выделять необходимые средства на решение социально-экономических проблем. Что, собственно, и делается.

Относительно же существующих проблем реализации Программы хотелось бы сказать следующее. Наличие проблем не отменяет самой необходимости развития региона. И коррупционная составляющая, и недостаток согласованности, и нехватка профессиональных кадров – не сугубо кавказские, а общенациональные явления. Пути их преодоления хорошо известны – жёсткий контроль, неукоснительное правовое поле, грамотная координация и высокая степень личной ответственности. Есть и необходимые механизмы для обеспечения этого в полном объёме.

Впереди – большая работа с большими ожиданиями и перспективами. Оправдаются они или нет – некорректная постановка вопроса. Оправдаются в любом случае. А вот насколько будет высок уровень реализации этих ожиданий – зависит от многих факторов, в том числе и от правильной оценки объёмов вложения финансовых средств в ФЦП «Юг России (2014-2020 годы)». Поживём – увидим.

Игорь Слюняев, Министр регионального развития РФ:

- Северо-Кавказский регион является одним из стратегических направлений нашей деятельности, неслучайно в декабре прошлого года было принято решение об утверждении федеральной целевой программы «Юг России» на 2014–2020 гг. У нас есть и положительный, и негативный опыт, накопленный за эти годы. В рамках совместной работы нам всё это предстоит учитывать.

Каждому субъекту в составе СКФО необходимо попытаться найти себя в стратегических приоритетах развития страны и округа, при этом уделять особое внимание сфере материального производства. Один из главных приоритетов – имидж Северного Кавказа, над которым надо работать, используя все существующие инструменты.

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:

- Во-первых, само существование федеральной целевой программы «Юг России (2014-2020 годы)» – фактор значимости региона, признаваемой государством. И это существенный показатель.

Во-вторых, в Программе заложены серьёзные рычаги социально-экономического воздействия, которые мне представляются вполне целесообразными. В программе «Юг России» нет ничего фантастичного. Это хороший, рабочий план действий, подкреплённый объективно обоснованными средствами.

В-третьих, возможность реализации заявленных Программой задач напрямую зависит от общей ситуации в России. Если в целом по стране никаких глобальных изменений не произойдёт, то успех ФЦП «Юг России» я могу оценить как вполне реалистичный, особенно на начальной стадии.
Кавполит

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Глас народа Ср, 30/04/2014 - 12:21

.

Глас народа Ср, 30/04/2014 - 11:35

Но вот по программе "ЮГ РОССИИ" мне не понятно каким образом там оказался противотуберкулезный диспансер введенный в строй еще в 2013 году если первый этап программы начинается только в 2014 году ??

Глас народа Ср, 30/04/2014 - 11:33

Ингушетия единственный регион на кавказе для которого создана своя целевая программа и это несомненно достижение нашего руководства.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры