Каждый россиянин не понаслышке знает, кто такие попрошайки. Каждый видел и сталкивался с людьми,
выпрашивающими у окружающих деньги и другие материальные ценности. Сколько себя помню, у нас в Ингушетии в самых многолюдных местах в обязательном порядке приходилось бороться с навязчивым попрошайничеством женщин и детей цыган и представителей других наций. В сельских поселениях совершенно привычно и нормально открывая калитку, обнаруживать, что в гости пришли люди, просящие подаяние. Лица некоторых из них уже даже успели запомниться. С одной стороны, наблюдая образ жизни этих людей, невольно начинаешь задаваться вопросами: как они могут проживать целую жизнь в попрошайничестве и готовить к такой жизни своих детей? Почему попрошайничество их не унижает? Задумывались ли они когда-нибудь о получении профессионального образования и зарабатывании денег честным общественным трудом? Неужели ни у кого из них нет таланта, которому они бы хотели посвятить себя и свою жизнь..? и т.д. С другой стороны, многие из нас так или иначе осознают тот факт, что попрошайничество этих людей является скорее всего уличным бизнесом, ведь давно известен тот факт, что 90% попрошаек работают по хорошо слаженной системе, обогащаясь за счет безвольности, наивности или незнания людей.
В одном из наиболее излюбленных мест для попрошайничества - в районе автовокзала в городе Назрани - я остановилась побеседовать с тремя таджикскими цыганками, сидевшими на холодном асфальте, прислонившись к сырым стенам привокзального здания. На руках у них были очень славные годовалые малыши. Встретили они меня острыми, недоверчивыми взглядами, однако, после несколько затянувшихся уговоров, выбранные мною Мадина, Гульмира и Саида, с характерным затяжным азиатским акцентом, переводя друг другу мои слова, все же стали рассказывать.
- Мы живем в Ингушетии уже почти восемь лет, - начала Гульмира с вполне жизнерадостным выражением лица. – Как правило, зимой, из-за отсутствия "работы", мы ездим на родину в Таджикистан, где нас ждут родные, и позволяем себе отдохнуть два-три месяца. С рождения мы учимся у родителей нашей "работе" и потом учим ей своих детей. Такой у нас закон - мы должны ходить по улицам, сидеть и просить подаяние. С детства мы очень много «работали» в Москве, но нам там очень не нравилось. Попадалось очень много нехороших людей и часто задерживала милиция. Это все потому, что они не мусульмане. Сейчас мы не ездим в другие города, нам нравится "работать" в Ингушетии. Здесь нашим мужьям хорошо платят на стройках и гораздо спокойнее, чем в других городах. К нам никогда никто не придирается и не трогает, не мешают "работать". Здесь мы можем спокойно ходить по домам, по городу и выбирать место, где можем остановиться.
- Оканчивали ли вы школу и думали когда-нибудь о том, чтобы получить образование самим и дать получить его вашим детям?
- Нет, мы никогда не ходили в школу, - смеясь отвечают женщины. - Мы в детстве ходили в школу в городе Курган-Тюбе в Таджикистане, но во время войны ее взорвали и после этого мы не учились. Сами мы выучили русские буквы и немного умеем читать, если не сложные слова. Своих детей мы хотели бы отдать в школу в Таджикистане, если мы будем нормально жить и иметь такую возможность, потому что школы там не бесплатные.
- Как родные пускают вас так далеко?
- На родине нет работы и жители периферийных городов и сел очень бедные. А приезжаем мы семьями: муж, жена и дети. Незамужние девушки или не имеющие детей жены не могут ездить на "заработки", у нас так нельзя. Зато здесь у нас очень хорошая хозяйка, у которой мы снимаем квартиру. В каждой из пяти комнат квартиры живет по одной семье, в которой по четверо – пятеро детей. Детей мы иногда берем с собой на "работу", но не всех сразу. В основном они сидят дома, они уже так привыкли.
- Таджики ведь мусульмане, соблюдаете ли вы каноны ислама?
- Альхамдулиллях! Конечно, таджики мусульмане, разве вы не знаете? (Тут они, показалось, даже обиделись). Конечно мы все соблюдаем.
- Устроил ли кто-нибудь из ваших знакомых таджиков в Ингушетии своих детей учиться, вместо того чтобы отправлять "работать"?
- Нет. У нас нет знакомых, дети которых бы устроились здесь на учебу. Только одна девятилетняя девочка, которая учится в мечети исламу и то для обучения нашли таджикского учителя и привозят учебники из Таджикистана. В первый раз, когда для нее нашли ингушского учителя, жена этого человека была против того, чтобы он обучал таджикскую девочку.
- Вы пользуетесь общественным транспортом, магазинами, кафе и есть ли с этим трудности?
- Мы ходим пешком обычно, только иногда, если до рынка надо ехать или дальше, то едем на автобусах или маршрутках. Нам никогда ничего не говорят, мы спокойно ездим. В магазинах мы даем деньги и нам продают любой товар, но кушаем мы всегда на улице, в кафе мы никогда не ходим.
- Как долго еще вы планируете прожить в Ингушетии?
- Мы не знаем точно, но еще месяцев пять-шесть - точно.
- Каких национальностей люди так же "работают" в Ингушетии?
- Бывают азербайджанцы, узбеки, цыгане. В основном работают узбеки. Но мы никогда друг с другом не общаемся.
Весь этот разговор, конечно, показался мне страшно сомнительным, но их реакция на вопрос о том, мусульмане ли они, еще была свежа в моей памяти. Да и неразборчивое цитирование ими строк из Корана при попрошайничестве оставляло вопросы. Потому, для того чтобы прояснить некоторые моменты, я обратилась к сотруднику муфтията, с легкостью отозвавшемуся на мою просьбу осветить нашу тему с точки зрения религии ислам. Он напомнил по этому поводу такие хадисы:
Передают со слов Абу Абдуллаха аз-Зубайра бин аль-'Аввама (Да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (Да пребудет над ним Божье благословение) сказал: Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать ее, благодаря чему Аллах убережёт от нужды, будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, но могут и отказать! (Аль-Бухари, хадис № 1470).
Передается от Анаса ибн Малика (Да будет доволен им Аллах): «Как-то один из бедняков, придя к Пророку (Да пребудет над ним Божье благословение), стал просить помощи. Пророк Аллаха спросил его: «Нет ли у тебя дома чего-нибудь?» Человек ответил: «Есть покрывало, половину которого мы стелим под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду. Пророк велел ему: «Иди и принеси их мне». Тот пошел и принес. Пророк обратился к сахабам: «Кто из вас купит эти вещи?» Один из присутствующих сказал: «Я их куплю за один дирхам». Пророк ответил: «Кто может дать больше?» Другой мусульманин сказал: «Я дам за эти вещи два дирхама». Пророк отдал вещи второму и обратился к нищему: «На один из этих дирхамов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда». Когда тот все исполнил, Пророк лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: «Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!» Прошло пятнадцать дней, и тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни 15 дирхамов, часть которых потратил на покупку еды, а на другую купил одежду. Пророк сказал ему на это: «Просить милостыню допустимо только в трех случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть, тем, кто не может выбраться из долгов, и тем, у кого есть кровный долг, или больной человек, который не может излечиться и мучается». (Аль-Бейхаки, хадис № 12 229).
В исламе есть такие понятия, как закят и садака. Закят - это обязательный годовой налог в пользу бедных и нуждающихся. Он является одним из наиболее важных столпов ислама и нацелен на то, чтобы установить баланс между бедными и богатыми, чтобы нуждающийся человек благодаря закяту мог преодолеть свою бедность. Это достигается как посредством медицинской помощи, так и с помощью программ обустройства жилья, оплаты обучения, оказания помощи в трудоустройстве и т.д. Для нуждающихся мусульман существуют специализированные фонды ("Закят"), где после установления факта нужды обратившегося ему предоставляется необходимая помощь.
Садака же - это добровольная милостыня, которую человек выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию. При этом любой человек, имеющий физические и умственные возможности, обязан быть занят производительным трудом. В хадисе, переданном со слов аль-Микдама (Да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (Да пребудет над ним Божье благословение) сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, которую он заработал трудом своих рук…».
Верующий, как и любой культурный светский человек не станет обращаться к незнакомым людям с просьбами о даче милостыни. В то же время, давая попрошайкам деньги без доброго совета найти себе работу, мы не только ухудшаем их положение, укореняя в них привычку к попрошайничеству, но и попросту позволяем зарабатывать на себе их "баронам". Стоит так же подумать и о том, что проживая в нашем городе, они значительно влияют на наше настроение во время передвижения по городу, влияют на репутацию районов, где предпочитают находиться и попросту смущают население своим видом, поведением и образом жизни.
Предупреждение такого вредного явления как попрошайничество в наших руках и лишь от нас зависит то, сумеем ли мы отгородить от этой проблемы наше будущее.
Ася ГЕТАГАЗОВА
Сердало
Комментарии
С 1995 года несмотря на тяжелое время тогда и сейчас, меня возмущает бездействие власти, которое делает вид что их нет. Их не должно быть здесь, у нас и без того густонаселенный край, с многочисленными болезнями, и так мы тут живем в постоянной депрессивной среде, а еще надо гонят их, чтобы не ходили по домам, да и вообще у меня портится настроение когда они ко мне подходят. А самое главное в этом и вредное для нашего народа, что попрошайничество плохо влияет на наше население, естественно сразу это не сказывается, но посмотрите на женщин стоящих около мечетей во время пятничных молитв, это вайнахские женщины, у которых случилось горе и они вынуждены там стоять. Мне больно смотреть на наших женщин стоящих там.
Помоги ближнему своему.
Помоги ближнему своему.
Имя святого Узтаза КУНТА-хаджи пишется с большой буквы
гнать в шею
точно
А слова святого устаза кунта хаджи о том, что необходимо дать просящему если даже он приехал на скакуне, ибо только тяжелая нужда заставит человека просить милостыню, у подобного сибе, мы не должны брать в счет. Сагlа вот что в нас еще осталось , и вот что нас спасет на том свете.
не смей так коверкать имя Кунта-Хаджи.