Всевышний Аллах в Коране сказал: «И, поистине, это - Моя прямая дорога, следуйте же ею и не следуйте (иными) путями, которые уведут вас от Его пути» («Скот», 153). Прямой путь обозначен. Ислам ясен, безупречен, всеобъемлющ и закончен. Но, тем не менее, мусульман, искренне стремящихся к приведению собственной жизни и общества в соответствие с предписаниями вероучения, нередко постигают разногласия.
В известном хадисе Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) предупреждал о грядущих процессах внутри Уммы, связанных с разделением на многочисленные течения. Известно также, что лишь одной из этих общин суждено избежать огня – «…и это та, которая стоит на том, на чем Я и мои сподвижники» (Ат-Тирмизи) – говорил Пророк Мухаммад (салла Ллаху алейхи ва салям). Все великие имамы сошлись во мнении относительно того, что общины, отклонившиеся от Прямого пути, понесут наказание огнем, но не пребудут в аду вечно.
Очевидно, что разногласия в мусульманской Умме обусловлены, прежде всего, несовпадениями в интерпретациях проблемных вопросов. В мировоззрении отдельных мусульман присутствуют элементы, которые явно или косвенно указывают на отклонения их взглядов от канонических исламских убеждений, но, вместе с тем, не выводят из Ислама. Другие расхождения имеют под собой основу в Коране и Сунне, посему их существование вполне допустимо и приемлемо в рамках позиций ахль ус-Сунна валь Джама’а. Очевидно, что данные несогласия не являются веским основанием для локализации и обособления, или, тем более, антагонизма между дискуссирующими группами.
Формирующей основой для одного из базовых принципов Ислама – «аль-валяъ». «Аль-валяъ» означает, прежде всего, преданность и любовь к Аллаху и Его посланнику (с.а.в). Всевышний Аллах говорит, обращаясь к Пророку Мухаммаду (с.а.в): «Скажи: «Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи!»» («Семейство Имрана», 31). Мухаммад (с.а.в) сказал: «Не уверует никто из вас, пока не возлюбит меня больше, чем своих отца и сына, и всех остальных людей» (аль-Бухари и Муслим).
Принцип «аль-валяъ» включает в себя также необходимость выражения доброжелательности, участия, дружбы и любви по отношению к единоверцам, активизирующуюся посредством «любви и ненависти в Аллахе». Пророк (с.а.в) сказал: «Крепчайшая рукоять имана — это любовь в Аллахе и ненависть в Аллахе» (Хадис признан хорошим Аль-Албани), а также, «Кто возлюбил ради Аллаха, возненавидел ради Аллаха, даровал ради Аллаха и запретил ради Аллаха, тот усовершенствовал свой иман» (Абу Дауд). Пророк Мухаммад (с.а.в) сказал: «Среди рабов Аллаха есть люди, не принадлежащие ни к пророкам, ни к шахидам, но позавидуют им в день Воскресения пророки и шахиды за то положение, которые займут эти люди перед Всевышним Аллахом». Посланника Аллаха (с.а.в) спросили: «А кто же эти люди?» Он ответил: «Это те, кто возлюбили друг друга в Аллахе, не будучи кровными родственниками и не связанные имущественными делами. Клянусь Аллахом, их лица превратятся в свет, и они будут находиться на свету. Они не впадают в страх, когда боятся все люди, и не печалятся они, когда печаль овладевает людьми» (Абу Дауд).
Проявление любви к Всевышнему Аллаху и Его посланнику(с.а.в) через дружественное, сочувственное отношение к мусульманам является неотъемлемым условием полноценного исламского мировоззрения.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!»» (Муслим). Сообщается, что Му`аз, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Для любящих друг друга ради величия Моего (предназначены) минбары из света, и позавидуют им пророки и павшие за веру!»» (ат-Тирмизи).
Сегодня этот принцип зачастую нарушается – многие мусульмане склонны осуждать своих братьев, они не проявляют должного сострадания и немилосердно относятся к ошибкам единоверцев, усердствующих на пути Аллаха, при этом явно или завуалировано поддерживая разнообразные идеи, концепции и идеологии куфра. Это недопустимо, как и индифферентное, равнодушное отношение к бедам и нуждам мусульман. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» (Аль-Бухари, Муслим).
Безусловно, необходимо указывать на заблуждения, присутствующие в воззрениях и действиях мусульман, призывая к одобряемому и удерживая от порицаемого. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Вы были лучшей из общин, которая выведена для людей: вы призываете к одобряемому и удерживаете от неодобряемого и веруете в Аллаха» («Семейство Имрана», 110). Мухаммад (салла Ллаху алейхи ва салям) сказал: «Кто из вас увидит неодобряемое, должен изменить его своими руками. Если не может изменить руками, должен изменить его своим словом. Если не сможет изменить и словом, то пусть изменит своим сердцем. И это будет самым слабым проявлением имана» (Муслим
Однако следует помнить, что указывать на заблуждения необходимо в крайне деликатной форме. Всевышний Аллах, обращаясь к Мусе и Харуну, мир им, говорит: «Идите оба к фараону, ведь он переступил границы, и скажите ему слово мягкое, может быть, он опамятуется или убоится» («Та ха», 43-44). Если мягкого отношения призывающих удостоился даже фараон, грубо нарушающий принципы Единобожия, то мусульмане, чьи заблуждения не вредят Таухиду, заслуживают его более чем. Также в Коране сказано, что Нух, мир ему, сказал: «… и я даю вам добрые советы …» («Преграды», 62).
Согласно вероуставу Ислама вектор неприязни должен быть обращен в сторону куфра, а
вектор благожелательности – в сторону Ислама и мусульман. Сегодня имеют место множественные досадные факты трансформации этих ориентиров в мировоззрении мусульман с точностью до наоборот. Следует помнить слова Всевышнего Аллаха: «О те, кто уверовал! Если кто-нибудь из вас отступится от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых любит Он и которые любят Его, проявляющих смирение по отношению к верующим и суровых с неверными …» («Трапеза, 54).
Поистине, Аллах – Лучший из судей! Посему споры и разногласия мусульман имеют право на существование в обозначенных рамках особой мягкости и доброжелательности, являющихся непреложными атрибутами веры. Всевышний Аллах сказал: «А если возникнут меж вами споры о чём-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику …» («Женщины», 59).
Всевышний также сказал: «Не восхваляйте же самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым» («Звезда», 32).
Итак, в заключении необходимо признать, что Умма на сегодняшний день не является монолитной. Как следствие несовпадений в истолкованиях ряда проблемных областей, внутри мусульманского сообщества действительно существуют разнохарактерные взгляды и позиции относительно некоторых вопросов, которые, как и предупреждал Пророк (с.а.в), разделяют его на многочисленные сегменты. В этом – испытание для мусульман. ИншаАллах, нам хватит веры и мудрости для того, чтобы, несмотря на личные и групповые интересы, амбиции и присущую некоторым из нас уверенность в абсолютной справедливости собственных суждений, искренне «полюбить и возненавидеть в Аллахе», оставив разногласия на Суд Всевышнего.
Комментарии
Спасибо за напоминание!
Не за что !
Спасибо). Очень познавательно.
Пожалуйста )
Пожалуйста )
Дал раьз хилв!