Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 7501 Человек (а) в сети
 

Появится ли «исламский патриарх»?

Объединение мусульман России в единую структуру было бы выгодно политическим посредникам. Но обстоятельства не на их стороне.Объявленное в начале декабря вхождение всех российских мусульманских организаций в единую административную структуру закономерно начало пробуксовывать. Центральное духовное управление мусульман России сегодня заявило (согласно «Интерфакс-Религия»), что не будет отправлять своих посланцев для участия во встрече на эту тему, в которой, кроме него, должны были быть еще представители Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Одновременно появились сообщения, что создание единой мусульманской структуры «лоббирует глава Чечни», что якобы негативно воспринимается некавказскими мусульманами.

На самом деле, идея создания общероссийского исламского центра сегодня насколько востребована, настолько же и нереальна.

Востребованность ее, конечно, не связана с духовными нуждами мусульман. В исламе нет священников и епископов, потому нет и единой иерархии духовных властей, имеющей столь важное значение, например, у православных или католиков. Роль любой «надстройки» над общиной отдельно взятой мечети в исламе весьма относительна. Быть может, как раз в этом – одна из причин того, что российское мусульманство, в том числе «официальное», легально существующее, не стало полностью управляемым со стороны государства ни в хаотичные девяностые, ни в благообразные нулевые. Там просто слишком много направлений и представляющих их авторитетов, чтобы исламский мир стал прозрачным для государства. Но это, в свою очередь, означает, что государство, по идее, способно воздать должное всем, кто помогает ему вести эффективный диалог с мусульманским миром. В организаторах этого диалога, в том числе публичного, недостатка сейчас нет: из регионов, где преобладает ислам, периодически приходят вести об очередных попытках создать «дискуссионную площадку», «постоянный форум» и т.п. Очевидно, что если бы всех мусульман объединял некий центр с нефиктивными полномочиями, устроителям таких мероприятий было бы легче.

Нереальность же идеи объединения, как правило, объясняют двумя причинами, каждая из которых, на мой взгляд, никакого «приговора» этой идее не содержит.

Первое. В России представлены разные ветви ислама, разделившиеся еще на заре его существования. Есть, в частности, и сунниты, и шииты (последние, как и в мире в целом, образуют меньшинство) – они разделились еще в первый век существования этой религии. Однако существует на карте мира Азербайджан, где тоже имеются и те, и другие (в пропорции, обратной российской). Но на всех там распространяется административная власть главы единого духовного управления, человека с длинным наименованием «шейх-уль-ислам Аллахшюкюр Паша-заде». Там с приходом к власти семьи Алиевых была явлена неукротимая государственная воля к полному контролю над исламом, которая без общей управляющей структуры была бы нереализуема.

Вторая часто называемая причина – противоречия между кавказским и «татарским» исламом, и распри внутри самого «татарского». Последние более десятка лет назад заставили журналистов заучивать имена муфтиев Талгата Таджутдина и Равиля Гайнутдина. Однако сейчас градус непримиримости между их структурами уже совсем не так высок, сферы влияния, в основном, поделены. Что касается «татарско-кавказских» неурядиц, то нельзя отрицать, что ислам на Кавказе, а точнее, в Дагестане, Чечне и Ингушетии, следует совершенно особой традиции: там доминирует суфизм, пришедший, предположительно, из Средней Азии, но за пределами кавказских гор распространившийся по России весьма скромно. Но это до сих пор не мешало диалогу Духовных управлений Кавказа и остальной России в административных и прочих «земных» вопросах – а другие вопросы объединенной структуре поручать и не предполагается.

Так что все перечисленное вряд ли может быть причиной бесперспективности проекта. Думается, что дело в другом: объединять в новую структуру предполагалось организации, слишком уж непохожие по своим возможностям. Потому что Духовные управления мусульман различных регионов России сегодня – это, прошу прощения за спортивное сравнение, как команды из разных лиг.

Есть среди них очень влиятельные даже без поддержки регионального президента (это – как в Татарстане) или благодаря активной поддержке оного (Чечня). Есть просто слабые, как в Кабардино-Балкарии, где только милицейская активность, инспирированная бывшим республиканским руководством, позволила закрыть мечети, не подчинявшиеся местному муфтию. Помимо политической силы отдельно взятого духовного управления, есть еще одна важная «шкала»: какой процент имамов (предстоятелей) мечетей получает зарплату от духовного управления. И есть, например, почти «стопроцентное» в этом отношении Духовное управление Ингушетии, а есть дагестанское управление, которое даже назначение имамов контролирует не более чем в половине мечетей.

Наверное, если желать объединения, надо бы сперва довести объединяемых до какого-то сопоставимого уровня влияния. Но власти вряд ли захочется это делать, ведь придется серьезно вмешиваться во внутриисламские дела, что федералы до сих пор не очень любили. Ну, а «посредникам» такая задача просто не под силу.

slon.ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры