Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 7719 Человек (а) в сети
 

Повышение социальной активности через участие в бюджетном процессе и субсидии для некоммерческих организаций:

Повышение социальной активности через участие в бюджетном процессе и субсидии для некоммерческих организаций: повестка для Ингушетии Лечебно-оздоровительный комплекс «Армхи» принял 4 – 7 октября участников семинаров-тренингов «Бюджетный процесс как форма защиты интересов муниципального образования. Участие общественности в бюджетном процессе» и «Муниципальный грант как форма вовлечения населения в решение вопросов местного значения». Семинары были организованы для депутатов, муниципальных служащих и представителей некоммерческих организаций республики Ингушским отделением Российского Красного креста в рамках программы «Общественное участие – ресурс стабильности и развития местного самоуправления Республики Ингушетия». Главной идеей мероприятия стали слова: «Местный бюджет – это не смета, а стратегия развития». Представители НКО и органов местного самоуправления обучались вовлечению граждан в решение социальных проблем на местном уровне. Из большого перечня возможностей были выбраны два направления, которые наиболее актуальны в настоящее время и исходят из потребностей, обозначенных самими жителями территории: участие граждан в бюджетном процессе и предоставление ресурсов для поддержки социальной активности людей. В качестве ведущих выступили сотрудники Южного регионального ресурсного центра доктор политических наук М. Савва и кандидат социологических наук И.Мардарь. На первом этапе семинара-тренинга был выявлен широкий спектр ожиданий участников:

1. Как участвовать в бюджетном процессе.

2. Узнать, куда некоммерческая организация может подать заявку на получение целевого финансирования.

3. Прояснить вопросы муниципального бюджета.

4. Узнать все о формировании бюджета.

5. Как разрабатываются целевые программы.

6. Каким образом Ассоциация муниципальных образований может участвовать в разработке и реализации целевых программ.

7. Как правильно применять знания о бюджетном процессе, почему не получается применять их на практике.

8. Как общественности взаимодействовать с администрацией по бюджетному процессу.

9. В чем может проявляться общественное участие в разработке и реализации целевых программ.

10. Общение с другими участниками.

11. Как взаимодействовать с населением по бюджету.

12. Вопросы противодействия коррупции.

13. Как контролировать бюджет.

Формулирование таких широких по содержанию запросов говорит о том, что для определения более конкретных ожиданий у большинства участников не хватало знаний. В процессе работы на семинаре было заметно, как менялись представления участников, «разбивались» такие стереотипы, как: «бюджет – это удел профессионалов-экономистов», «в бюджете всегда нет денег», «граждане не могут внести свои предложения в бюджет». Знакомство с темой началось с дискуссии и уточнения понятий, терминов, которые используются в работе над бюджетом. Презентации: «Бюджетный процесс», «Целевые программы как инструмент решения социальных проблем», «Прикладной анализ бюджета» и другие помогли «заглубиться» в тему, увидеть возможности гражданского участия. Чередование теоретических лекций с практическими заданиями дали возможность лучше разобраться в сложных вопросах, касающихся законов и местных нормативных актов, регулирующих бюджетный процесс, увидеть роль представительной, исполнительной власти, СМИ и рядовых жителей. Деловая игра «Публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования» позволила участникам проявить себя в различных ролях, увидеть сложность взаимодействия и зависимость качества принятого решения от количества и состава жителей, вовлеченных в бюджетный процесс. Взрослые, авторитетные люди настолько увлеклись игрой, спорили и отстаивали свои предложения по совершенствованию бюджета, что долго еще не могли выйти из своих ролей. Они отметили, что, к сожалению, в жизни не всегда есть такие публичные дискуссии при планировании и принятии одного из главных документов муниципалитета. Как сказал один из участников: «У нас бюджет на сессии депутаты принимают быстрее, чем здесь шла деловая игра всего лишь о публичных слушаниях». Подводя итоги «бюджетной» части семинара-тренинга, представители власти и гражданского общества республики так оценили свои приобретения:

1. Я узнала, что такое бюджет и как его составляют.

2. Узнала, как можно представить бюджет населению.

3. Узнал о целевых программах: как их составлять, как в них могут участвовать граждане.

4. Много узнал о бюджете и о том, что его можно подать людям хорошо или плохо.

5. Первый раз участвовала в публичных слушаниях по проекту бюджета (это была деловая игра) – интересно.

6. Много информации, которая дала возможность составить много планов.

7. Узнал о бюджете и как можно с ним работать нам, депутатам.

8. Узнал об участии в бюджетном процессе всех ветвей власти, а также граждан.

В ходе деловой игры и других блоков семинара-тренинга стало очевидно, что общественное участие - слабо используемый ресурс развития муниципальных образований. Например, никто не спорил с важностью привлечения некоммерческими организациями дополнительных к бюджету средств в форме целевого финансирования. В то же время, бурные дискуссии вызвал вопрос о проблемах, препятствующих финансированию НКО из бюджета в целях решения ими социальных проблем. Был предложен следующий список, в котором, однако, далеко не все пункты были поддержаны большинством участников:

1. В муниципальных образованиях существуют положения о конкурсах субсидий для НКО, но такие конкурсы не проводятся из-за отсутствия средств.

2. Нет знаний о грантодающих фондах, члены некоммерческих организаций не умеют разрабатывать заявки.

3. Отношение к иностранным грантам в РИ негативное как со стороны власти, так и общества.

4. Организации, получающие иностранные гранты, постоянно контролируются различными государственными структурами. Это отвлекает от работы, создает негативное отношение.

5. Не хватает информации о конкурсах на получение средств из федерального и регионального бюджетов.

6. Негативный имидж НКО, особенно правозащитных, в глазах власти.

Так, не все согласились с тем, что жители республики отрицательно относятся к зарубежным грантам, используемым на решение социальных проблем. Также было оспорено утверждение об отрицательном отношении населения к правозащитникам, которые делают важное и нужное дело. Более того, федеральное законодательство о социально ориентированных организациях относит правозащитную деятельность к приоритетам гражданского общества, поддерживаемых государством: правозащитные НКО получили возможность для включения в реестры социально ориентированных организаций. Участники семинара-тренинга предложили создать в городах и районах Ингушетии небольшие по численности группы по продвижению новых методов развития местных сообществ. В такие группы необходимо включать молодых неравнодушных сотрудников администраций, депутатов и некоммерческих организаций. Этих людей нужно систематически обучать на семинарах и тренингах, направлять на стажировки и помогать консультациями. Так можно подготовить квалифицированных авторов целевых программ и нормативных документов. В отзывах участники тренинга написали: «Я увидел разницу между де-юре и де-факто в работе органов власти», «Стало ясно, что организовать публичные слушания по бюджету – это не так сложно», «Стало более понятно, как составляют бюджет, что он из себя представляет, как я могу принять участие в работе над ним, как гражданин», «Понравился формат живого участия, в активных формах лучше воспринимается информация», «Понравилась работа в группах, потому что я на несколько минут стал настоящим депутатом».

Доктор политических наук М.В.Савва

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

magoma Втр, 09/10/2012 - 21:26
словоблудие 8-)
© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры