Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 7769 Человек (а) в сети
 

Обычаи народов как ресурс развития СКФО Признание обычая на высоком судейском уровне позволит привлечь туристов на Северный Кавказ

Пленум судей Верховного суда РФ 23 июня рассматривал проект постановления о разъяснении положений первой части Гражданского кодекса РФ. Текст постановления должен

еще пройти редакционную обработку и будет опубликован нескоро, но присутствовавшая на заседании пресса отметила ряд интересных моментов, в том числе и для регионов Северного Кавказа.

Полиюридизм, или конкуренция юрисдикций

«Кавказский узел» в апреле провел онлайн-дискуссию «Адат, шариат и законодательство РФ на Северном Кавказе. Вместе или раздельно?», на которой эксперты по Северному Кавказу обменивались своими представлениями о месте обычая, норм шариата и законов в республиках Северного Кавказа.

Но за признанием существования данных институтов следует вопрос о приоритете норм или, как принято говорить в науке, о сильном и слабом полиюридизме. Константин Казенин приводит пример сильного полиюридизма — шариатские суды при тех арабских режимах, которые ввели светскую судебную систему (в частности, при правлении Хосни Мубарака в Египте). Слабый полиюридизм — это сосуществование различных правовых систем в одном обществе, утвержденное государством.

Автор данной статьи считает, что обычай, шариат и закон в республиках Северного Кавказа и особенно Дагестане находятся в состоянии «конкуренции юрисдикций». Этой позиции придерживается и Ирина Стародубровская. Однако «конкуренцию юрисдикций» не признает известный исследователь Северного Кавказа Денис Соколов.

Интересное мнение высказал Евгений Варшавер, который исследовал пригороды Махачкалы и вопросы применения обычаев, шариата и норм закона. Он считает, что «исламский порядок — это городское явление», и скептически относится к применению полиюридизма или конкуренции юрисдикции для описания ситуации. Он сторонник того, что люди создают коалиции для решения своих проблем и противодействуют друг другу в «коалиционном клинче».

Обычное право

В юридической и экономической науке твердо устоялась поговорка «Плох тот закон, который не стал обычаем». Обоснование победы обычая в институциональной экономике связывают с привычкой как необходимым элементом работы социальной нормы.

Но тут следует учитывать не только технические или экономические основы. Обычное право создавалось не князьями или органами власти, и не религиозными деятелями, и даже не судьями. Обычай – это нормы, созданные равными участниками экономической деятельности. Чаще всего в сельской местности община создает обычаи для управления общим имуществом и пользования общими природными ресурсами.

Обычай легче менять, чем закон или религиозные нормы, поэтому его нормы изменяются, исходя из ситуации. Например, в Бабаюртовском районе в одном из сел на землях отгонного животноводства Бежтинского участка жители села на общем сходе установили максимальное количество поголовья крупнорогатого и мелкорогатого скота. Это было связано с ограниченным количеством земель для выпаса.

Как социальный регулятор обычай признается больше, чем религиозные нормы, которые чаще всего упоминаются законодателем в контексте свободы заключения религиозных браков.
твитнуть цитатуотправить в vkontakteОбычай легче менять, чем закон или религиозные нормы, поэтому его нормы изменяются, исходя из ситуации

Обычаи делятся на те, которые признает власть, и те, которые она не признает, а также по признаку противоречия государственным нормативным актам. Признанные обычаи формируют так называемое «обычное право». Например, современное морское право было развито из обычаев участников морского судоходства в местах, где не было никакой юрисдикции. Обычаи купцов легли в основу торгового права Франции.

В ст.5 Гражданского кодекса РФ указано:

1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Но такую редакцию статья получила только в 2012 году, а до этого обычай признавался только в предпринимательской сфере.

По свидетельству журналистов «Российской газеты», судьи Верховного суда РФ на своем пленуме 23 июня решили разъяснить судам понятие «обычай» как широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и в иной деятельности. Например, при определении гражданами порядка пользования общим имуществом.

Обычай может быть как зафиксированным (например, в решении суда), так и не зафиксированным. Но доказать его существование должна сторона, которая на него ссылается. А вот противоречащие законам обычаи применяться не могут

твитнуть цитатуотправить в vkontakteСудьи признают возможность закрепления обычая в судебном решении. А это уже прецедентное право

Можно говорить о начале периода обычного права в Российской Федерации. И судьи признают возможность закрепления обычая в судебном решении. А это уже прецедентное право.

Обычный ресурс

Признание обычая Верховным судом РФ дает инструмент для разрешения многочисленных конфликтов, связанных с управлением общими землями, порядком использования ирригационных систем, правил прогона скота и т.д. И главное, что это – инструмент, прежде всего, в руках непосредственных участников отношений: жителей сельской местности республик Северного Кавказа.

Нобелевский лауреат по экономике Элинор Остром доказала, что правила, созданные и контролируемые непосредственными участниками отношений, намного эффективней правил, навязанных сверху.

На наш взгляд, изложенный в научной работе «Проблемы выбора регулятора общественных отношений и конкуренция юрисдикций как институциональные факторы экономического развития», социальный регулятор и тем более обычай, сами по себе являются ресурсами, т.к. качество норм регулятора и их исполнение образуют «общее поле регулятора», которое можно почувствовать по уровню инвестиций, количеству сделок и даже запаху (по степени соблюдения норм гигиены).

Чтобы понять это, достаточно представить себе Северный Кавказ без обычаев. Сразу становится понятно, что это был бы не Северный Кавказ. Исследователи обращают внимание на то, что Советский Союз «законсервировал» не только архитектуру аулов Северного Кавказа, но и нормы, регулирующие социальные отношения.
твитнуть цитатуотправить в vkontakteДостаточно представить себе Северный Кавказ без обычаев. Сразу становится понятно, что это был бы не Северный Кавказ

Бывший редактор российского National Geographic и организатор индивидуальных туров по республикам Северного Кавказа Владимир Севриновский объяснял, что туристы едут не только посмотреть на развалины старых сел, но и проникнуться бытом и обычаями людей. Эта сфера является хорошим источником денег.

Признание обычая на высоком судейском уровне может подсказать региональным властям республик СКФО стратегию развития обычного права как ресурса привлечения туристических потоков.

На юридическом уровне это может быть формализовано в региональных программах сохранения и развития обычного права народов, населяющих территории республик СКФО, или даже внесения в законы и регламенты парламентов субъектов изменений, которые предпишут при принятии нормативных актов устанавливать наличие обычаев, регулирующих сходные правоотношения.
Р.Кадиев
Кавполит

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры