Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 20 / 04 / 2024 Время Московское: 8645 Человек (а) в сети
 

(обновлено) Известные ингушские эмигранты, оставившие след в истории

Обращаясь к изучению истории ингушского народа, мы находим для себя очень многое доселе неизвестное нам. Многие века создавалась история нашего общества. Наши умные предки, старейшины, отважные воины как и нынешнее поколение людей создавали своими делами и свершениями – историю Ингушетии. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый ингуш неповторим в своей индивидуальности, каждый из нас оставляет свой след в жизни и в делах.

Французский историк Копен-Альбанселли, в середине ХIХ в. отмечал, что : «многие думают, что страну можно покорить только силою оружия, это глубокая ошибка. Есть раны, гораздо более чувствительные, чем те, которые проливают народную кровь: это– раны, наносимые душе народной. Душа народа заключается в его традициях, в его вековых преданиях; эти традиции являются истинными источниками народной жизни… Поэтому, когда хотят убить душу народа, а следовательно, убить и самый народ, стоит только разомкнуть живущее поколение с прошлым, т. е. изгладить из памяти народа его предания и заветы, внушить ему презрение и ненависть к его старине, подобно тому, как достаточно подрубить у дерева корни, дающие ему для питания растительный сок, чтобы умертвить его» [1. C. 3]. В этом контексте весьма актуальны слова В.В. Путина в Крыму 14 августа 2014.

Он подчеркнул : « Обращаясь к истории, хочу отметить следующее…. Считаю, что Крым может быть и сегодня таким уникальным мерилом, может и сегодня сыграть уникальную, объединяющую роль для России, став своего рода историческим, духовным источником, ещё одной линией примирения как красных, так и белых, для того чтобы нам окончательно излечить рану, нанесённую нашему народу в результате драматического раскола ХХ века, восстановить связь времён, эпох, единство исторического пути России, нашего национального сознания, провести своего рода культурную, историческую терапию. И давайте вместе с участием депутатов, представителей партий, общественных, религиозных организаций, деятелей культуры подумаем, как реализовать эту задачу.

Это верный посыл Президента, для тех кто причастен к формированию истории государства и его территорий. Касаясь, истории образования государственности ингушского народа, начиная с февральской революции 1917 года, необходимо подчеркнуть, что государственность создавал ингушский народ. Без активности людей, без их твердой позиции, никакой государственности не было бы. Мы, в настоящее время, находимся на принципиально иной ступени развития республики, но споры об её истории всё равно продолжаются.

На наш взгляд, разговоры о нашем прошлом происходят потому, что мы никак не хотим по-настоящему понять это прошлое. Существуют различные точки зрения на развитие событий в кавказком регионе. Просто, у нас есть еще люди, у которых есть свое особое мнение о специфических деталях прошлого. Что в конечном итоге способствовало появлению взаимно несовместимых оценок о людях того времени и о их деятельности, сформулированных под воздействием политической конъюнктуры или из-за личной неприязни. Подобный разнобой мнений существует и сейчас.

Весь период становления государственности ингушского народа, можно разделить на три этапа: досоветский (Февральская революция), советский и постсоветский (1991 г. - по настоящее время). И в каждом историческом отрезке времени есть свои личности (люди военные, интеллигенция и просто патриоты своей родины). Это те люди, которые, в силу своих профессиональных особенностей, были на должностях в органах власти, депутаты разных уровней, избранные народом для представления их интересов в высших инстанциях. Были и те, кто по своей воле стоял на митингах, активно

участвовал при проведении референдуама и жертвовал финансами. Это касается многих ингушских семей, которые проживали в различных регионах страны и своей активной позицией внесли свой вклад в становление республики. Но, иногда, у нас возникают споры по поводу трагических событий 90 годов, мы все время ищем, почему-то виноватых. А когда, речь заходит о основателях республики, то каждый пытается показать свою значимость в решении этого вопроса. Но мы все отчетливо понимаем, что несмотря на сложные политические и экономические условия того времени, наша республика состоялась, она создана всеми нами, трудом каждого жителя Ингушетии.

Французский мыслитель Ф. Бродель, работая над трудом, посвященным вопросу идентичности французов, задал простой вопрос: что такое Франция? Отвечая на него, П. Нора подчеркнул: «Франция– это память» [2. C. 12]. Совершенно очевидно, что именно благодаря воспоминаниям о прошлом, на протяжении длительного периода поддерживается идентичность того или иного сообщества.

Сегодня, мы с вами затрагиваем именно дореволюционный период нашего развития. Наше исследование, лишь часть реальной действительности, которая отражает этот трагический период из жизни ингушей, того времини. Мы пытаемся, по новому, взглянуть на эти события.

У нас, особый интерес, вызывают политические процессы, инициированные на Северном Кавказе в результате февральских событий 1917 г. в России. В этот период , интеллегенция Кавказа начала предметно говорить об аграрных отношениях, об развития образования и здравоохранения. С подачи Вассан-Гирея Джабагиева, был вынесен на обсуждение вопрос об автономном самоуправлении Кавказа, то есть создание административно-политического статуса в рамках Российской империи.

В последующем, тезис о кавказском единстве был провозглашен на I Горском съезде 1 мая 1917 года во Владикавказе. Так был создан Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Один из основателей Союза объединенных горцев Б. Шаханов говорил на первом съезде горских народов в мае 1917 г.: «… Мы пойдем теперь рука об руку с великим русским народом, который провозгласил свободу и равенство всех народностей России » (3). Как видно ни какой речи о выходе из Российской империи тогда и не было. В ноябре 1917 г. было образовано Горское правительство, интересы ингушей в нем представлял Вассан-Гирей Джабагиев.

К началу осени 1917 г. ситуация в России начинает ухудшаться. Для исправления ситуации, Временное правительство активизировало свою деятельность. В сентябре оно выступило с декларацией, в которой обещало народам России право на самоопределение на основах, которые будут выработаны Учредительным собранием.(4)

Но было позно, произошла Октябрьская революция и приход к власти большевиков в корне изенил планы горцев. Ингуши активно поддержали большевиков, поверив в их обещания справедливого решения национального вопроса. С февраля 1919 г. по март 1920 г. плоскостная Ингушетия была оккупирована армией генерала А.И. Деникина. Тысячи ингушей погибли в борьбе за Советскую власть в период гражданской войны. Генерал белой армии А.И. Деникин, в своих мемуарах писал, что именно в Ингушетии захлебнулось его победное шествие по России. Из России начался массовый исход людей, составляющих обширный слой военных и интеллигенции. Кто эти люди и как их воспринимали в Европе. Здесь речь пойдет о нашей элите : Висан-Гиреи Джабагиеве, Сафарбеке Мальсагове, Магомеде Джабагиеве, Муртазе Куриеве и Джемалдине Албогачиеве.

Известный дагестанский журналист и писатель Муртазали Дугричилов в своей книге посвятил целую главу Висан-Гирею Джабагиеву, вот что он пишет : « в правительстве Горской Республики Висан-Гирай Джабагиев занимал пост министра финансов.

Правительство доверило Джабагиеву этот пост будучи убежденным в правильности своего выбора: к тому времени сына полного Георгиевского Кавалера, полковника Ижи Джабагиева знали как выпускника реального училища во Владикавказе, сельскохозяйственного факультета Дерптского Политехнического института и, наконец, самого престижного в Европе – Йенского Университета (Германия), откуда в 1908 году он вышел с престижным дипломом, ему было 26 лет.

Первая научная работа Джабаги «Свободная земельная собственность и техника сельского хозяйства в Европе» (1915 г) привлекла внимание ведущих специалистов мира. В это время, молодой автор занимал довольно высокое положение в бюрократическом аппарате России: вице-директор департамента земледелия.

Как и все образованные кавказцы, после февраля 1917 года Джабагиев возвращается на родину, где вместе с единомышленниками занимается вопросами гражданского и политического обустройства северокавказского региона. Он – один из авторов Конституции Северокавказской демократической республики. Политическая роль Джабагиева в созидании нового государства, его влияние на народ были столь безусловны, что деникинцы сочли необходимым использовать весь арсенал клеветы, впрочем, шитой белыми же нитками, дабы скомпрометировать незапятнанное имя Васан-Гирея Ижиевича. Вот выдержка из Воззвания командования Добровольческой Армии к чеченскому народу: «...Умы ваши смущают авантюристы из Тифлиса: Джабагиевы и Цаликовы. Они подняли на ноги полоумного старика Узун-хаджи, и этот последний окруживший себя бандою разных проходимцев, беглецов, разбойников с лозунгом «шариат» на устах и с мыслью полного вашего разорения и порабощения в душе призвал вас выступить против Добровольческой Армии». (Ноябрь, 1918 г.)

В ответ на это, Джабагиев обратился к народу: «Наша цель – сохранить маленький народ в надвигающейся братоубийственной бойне. История знает немало примеров, когда такие народы бесследно исчезали в ходе революции. Мы должны быть готовы признать любую законную власть, которая утвердится в Центре и даст возможность независимого развития горских народов. Ингуши по-роковому для себя стечению обстоятельств, главным образом из-за вечной земельной проблемы, все же пошли за большевиками» (Цит. по Журнал «Кавказ», № 1, 1993).

Во время оккупации Северного Кавказа Деникиным В.Г. Джабагиев находился в Тифлисе (к тому времени он был уже Председателем Парламента Горской Республики), а в июле 1920 года он представлял делегацию Северного Кавказа на Парижской Мирной Конференции. Там, во Франции он узнал об оккупации большевиками Грузии. Возвращаться на родину не было смысла. Ему и его брату Магомеду большевиками был обьявлен смертный приговор. Но политическая деятельность Джабагиева на этом не закончилась. В 1922 он эмигрировал в Польшу, где группировались видные деятели северокавказской эмиграции, публиковал статьи и мемуары в газетах Gazeta Polska, Sprawy Obce Kurjer Warszawski, Polska Zbrojna, в качестве эксперта по советским и средне-восточным делам. Помогало знание языков. В. Г. Джабагиев блестяще владел ингушским, чеченским, русским, английским, турецким, французским, польским и немецким языками.

Сафарбек Мальсагов в первую мировую войну, прославился личным мужеством - сам водил подразделения Дикой дивизии в атаки, под ним неоднократно подстреливали коней, но он — даже контуженный — все равно продолжал бой. Во время гражданской до самого прихода Красной армии на территорию Ингушетии он там был военным правителем. В 1920 году генерал Мальсагов эмигрировал на Запад и всегда критически

относился к действиям советской власти. (5) Человек, который был хорошо образован, знал несколько иностранных языков, находясь в эмиграции в Париже, влачил полунищенское существование, перебиваясь случайными заработками — переводами книг и различных текстов. Об этом случайно узнал сын графа Пусловского, чье имение в Первую мировую Сафарбек спас от разорения и мародерства, которое было обычным делом на войне. Российский генерал Мальсагов воспрепятствовал этому, заявив солдатам, что «мы не воюем против мирного населения». И теперь Пусловский-младший предложил Мальсагову переехать его роскошное имение в Польше, чтобы жить там — сколько тот пожелает, без всяких забот. Старый генерал такую благодарность не принял, но согласился быть воспитателем у малолетних сыновей владельца имения. Там он прожил несколько лет до начала Второй мировой войны. Как известно, война началась с захвата Польши. Оказавшемуся на оккупированной фашистами территории генералу Мальсагову было предложено сотрудничать с немцами, однако Мальсагов, как и его бывший командир Антон Деникин, твердо ответил, что он против власти коммунистов, но не против российского народа.

Во время Второй мировой войны Джабагиев Висан-гирей и Мальсагов Сафарбек были уполномоченными Международного Красного креста и Полумесяца, что позволило им спасти от гибели десятки попавших в немецкий плен горцев: ингушей, чеченцев, грузин и т.д. Позднее военнопленные ингуши из Назрани, Сагопши, Инарки с восхищением и благодарностью рассказывали о Джабагиеве Висан-гирее и Мальсагове Сафарбеке, о их гуманитарной деятельности. О их благородной деятельности с военнопленными говорила дочь Магомеда Джабагиева, Фатима которая по линии французского Красного Креста также оказывала помощь ингушам в городе Марселе.

К сожелению, у нас есть еще лица, которые интересуются гуманитарной деятельностью Джабагиева Висан-гирея и Мальсагова Сафарбека и задаются вопросом почему они пользовались доверием у руководства Вермахта, имели возможность встреаться с кавказскими военнопленными в лагерях. Из информации которой мы распологаем и со слов наших земляков из лагерей, нам стало известно что Джабагиев Висан-гирей и Мальсагов Сафарбек видя нечеловеческие условия содержания советских военнопленных в канцлагерях, шли на всякие ухишрения под предлогом, что бы военнопленных в дальнейшем можно было использовать для борьбы с большевизмом, освобождали их, и предосталяли им возможность поправить свое здоровье и перепрвляли их в другие страны, откуда многие ингуши возвращались домой. Так, ингуши, например, попали в Марсель где им помогала Фатима дочь Магомеда Джабагиева. А подозрение на предмет сотрудничества с Верхматом, отпадает, потому что в 1943 году, Джабагиев Висан-гирей (61 год) и Мальсагов Сафарбек (75 лет) были пенсионерами и по состаянию здоровья не могли принимать участие в совместной работе с организациями занимающиеся формированием спецотрядов в Германии.

Иса Боков, Франко-Ингушская Ассоциация, регион Лоррен, Франция

Примичания :

1. Цит. по: Башилов Б.П. Масонство и русская интеллигенция. М., 2001.

2. Нора П. Франция– память. СПб., 1999.

3. Исторический очерк о горских народах Кавказа в период мировой войны. Нальчик, 2006. С. 46.

4. Исхаков С.М. Российские мусульмане в социальных и межнациональных отношениях 1917 года России // Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. — М., 1999. С. 264-265.

5. http://www.trud.ru/article/11-07-2013
Issa Bokov

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Бек Бот Пт, 12/12/2014 - 21:51

В 66-м году вышел фильм-комедия "Начальник Чукотки" , так в основу этого сюжета послужил на земляк Мальсагов. Со своими товарищами Добриевыми разруливат там ситуацией.Попал он туда по доброй воле с Америки, где владел прииском и имел в собственности несколько торговых пароходов. Но услышав лозунги большивиков -повелся на их пропаганду." Земля крестьянам..." а что еще надо ингушу.Из буржуа перепрофилировался в "красного камиссара" и с большой ответственностью начал строить счастливое будущее.Его растреляли белоказаки. В память о нем в центре города сейчас стоит 15-и метровый шпиль, а мы ничего не знаем. Один из братьев Добриевых умер от цинги, а второй женился на ненке и у него было 12 детей.Его жена стала 1-м председателем гаргома партии.
О последнем защитнике Бресткой Крепости тоже сняли филм, но не упомянули, что его фамилия была Барханоев и он был ингушом.И фраза " Русские - не сдаются!" - тоже сказана им.

РАДИК Пт, 12/12/2014 - 14:07

В.ДЖАБАГИЕВ был министром финансов Горской республики. интересно,а про нынешних министров финансов что напишут потомки?

Дервиш Ср, 10/12/2014 - 22:22

Аффтар, у всех вами перечисленных деятелей были весомые заслуги перед нашим народом, но, почему последовательно игнорируются имена других ингушей, которые внесли равноценный вклад в нашу историю? Пример, Абубакар (Абубекир) Плиев. Абубакар был представителем ингушского народа в законодательном органе Горской Республики. О нем с раздражением пишет генерал Антон Деникин в своей книге. Берснакъ Газиков опубликовал стенограмму его выступления на последнем съезде Горской Республики. Я понимаю, что не совсем удобно писать об этом человеке, так как он был последовательным сторонником независимости Кавказской Конфедерации и лоббировал эти убеждения на переговорах с генералом Уильямом Томсоном, который представлял Антанту! Но, это не значит, что его не было.

Иса Чт, 11/12/2014 - 00:23

Аффтар, Дервиш, я не знаю какой вы национальности и я не знаю вашего имени, но мы ингуши сами межсобой разберемся. В статье речь идет об ингушах из зарубежья, которые жили во Франции как эмигранты. Я не знаю что вы имеете против этих фамилий, но эти люди достойно прожили вдали от своей родины.
Мы здесь не опысываем деятельность Горской республики и не пишем о людях активно участвовавщих в тот период. Мы использовали материал о Мальсагове и Джабагиеве который доступен для каждого в книге дагестанского писателя.
Мы с удовольствием собираем материал об ингушах. Я знаю об Абубакаре Плиеве, и мне будет интересно получить расширенный материал о нем, от его родствеников для использования в работе. С уважением Иса Боков

Дервиш Чт, 11/12/2014 - 23:25

Уважаемый Иса, с чего вы решили, что я не ингуш и где вы нашли, что я имею против каких либо ингушских фамилий что-то? Попытка передернуть в удобное вам русло, несостоятельна)). К сведению, не все перечисленные вами ингуши жили во Франции. Сона дик-хет, Бокнаькъан саго "мы ингуши" яхаж. Орстхой гlалгlай бац орстхошт автономи ез яхчарга алалахь из.

Адм1717 Чт, 11/12/2014 - 23:40

Дервиш вот результат вашего комментария на данную тему. В который раз "MAGAS.RU" делают крайним.
Администратору сайта Магас,

По комментарию « дервиш ». Я не знаю кто он по национальности, но его комментарий вообще не по теме. Он пишет : Аффтар, у всех вами перечисленных деятелей и т.д.

« Аффтар » это его позывной или он хочет сказать автор, то это касается автора статьи. Я пишу на сайт, и я не молодой что бы видеть эти подковырки, вы не пропускаете мой ответ на коментарий и я думаю что дервиш зарегистрирован у вас, раз он может писать такие вещи. Баркал вам за вашу поддержку, которую имела наша ассоциация, но писать мы больше не будем. Когда нет эздела у комментаторов, то лучше не давать повода. С уважением Иса

Дервиш Пт, 12/12/2014 - 00:14

Уважаемая редакция сайта! Если я причинил неудобства политике сайта, приношу свои извинения. Что касается мнения Исы. Уважаемый Иса, употребив выражение из сленга блогеров "Аффтар", я не преследую цель вас подковырнуть. Вы написали хорошую статью и при этом должны быть готовы к критике, таковы правила публичной деятельности! А передергивание моих слов, вас не красит. Всего вам доброго. P.S.Если модератор сочтет нужным удаление моих комментариев вместе с комментариями Исы, могу понять))

Иса Пт, 12/12/2014 - 02:32

Я с пониманием отношусь к мнениям других, мы друг друга поняли и впредь надо быть терпеливее. В начале, я подумал, что кто-то из соседних регионов зашел на сайт и комментирует, потому что тема про ингушскую эмиграцию очень болезненна и были случаи когда о нас нелестно говорили. С редакцией сайта у нас хорошое сотрудничество. Я согласен с дервишем, что нужно писать и о других ингушах, которые внесли вклад в историю народа. Нам нужен барт и взаимопонимание. Продолжим работу, будем друг другу помогать.

Адм1717 Пт, 12/12/2014 - 00:48

В ваших комментариях мы не усмотрели криминала.А политику сайта определяют его пользователи.Мы в свою очередь надеемся на понимание авторов присылающих нам свои статьи на публикацию.(просто надо выразить желание на закрытие комментариев)

Пердовс Пт, 12/12/2014 - 01:03

почему молчит Гражданин РФ.Хотелось услышать комментарий на статью и последовавшие недоразумения

Гражданин РФ однако Пт, 12/12/2014 - 08:55

_&_Мне больше понравилось что "МурадФранция" написал. Дай Aллах ныне живушим прожить так чтоб наши потомки могли такое о нас написать. Если бы я был помоложе, и комментатор был моим ровесником, я бы сказал - "Дервиш-Красава! Держи пять!". А так как я не так молод, могу лишь сказать - Иса повел себя как настоящий ингуш, вспылил на пустом месте. Но мудрость восторжествовала. Желаю обоим сил и впредь оставаться патриотами своего народа!

хаха Чт, 11/12/2014 - 23:50

и что ВЫ "МАГАС.РУ" теперь будете делать - неужели закроетесь

залетный Пт, 12/12/2014 - 01:01

как защел не знаю,но сайт хорош и комментаторы под стать (вежливы и корректны друг к другу,у других такого нет. Периодически буду залетать сюда

Мурад Франция Ср, 10/12/2014 - 15:46

Я читал этот текст и гордился что у нас были такие предки. Я испытал огромный эмоциональный подъем. Какие замечательные люди !

Уго Ср, 10/12/2014 - 08:25

Да даже если они были лично знакомы с фюрером, это только делает им честь!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры