Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 25 / 04 / 2024 Время Московское: 6816 Человек (а) в сети
 

Мастера и ремесленники Ингушетии Ковровые узоры Розы Тангиевой

Ручное ковроткачество существует с тех времен, когда люди научились производить пряжу и ткани из волокнистых материалов.
Ткацкое ремесло очень древнее и ингуши широко занимались

им. В основном, ткачеством владели женщины. Начиная от стрижки овец и заканчивая изготовлением одежды. Полученную шерсть предварительно расчесывали вручную, выстирав и просушив – ее снова расчесывали, затем делали небольшие мотки шерсти и пряли нить. Шерстяную нить заправляли в ткацкий станок и ткали домотканое сукно.
В современной Ингушетии одна из самых известных ковровщиц - это Тангиева Роза Товсултановна. В коллекции Розы Товсултановны более поздние работы - это ковры, сделанные по схемам картин Ренуара «Розы в вазе», Левитана «Золотая осень», портреты политических деятелей и известных людей, ковры с сюжетными композициями, ковры с национальными орнаментами, молитвенные коврики. Но особенно гордится Роза Товсултановна работами, посвященными культуре и традициям Ингушетии: башенными комплексами, сюжетными работами о быте и праздниках ингушей, горными пейзажами.
Роза Товсултановна Тангиева родилась 24 сентября 1960 года в г. Грозном Чечено-Ингушской АССР (ныне г. Грозный Чеченской Республики).
В 1976 году устроилась на работу в производственное текстильно-галантерейное объединение в качестве ученицы-ковровщицы коврового цеха.
В 1977 году Роза Товсултановна переведена на должность ковровщицы 3-го разряда и спустя 2 года принята в художественный совет объединения.
В 1982 году ей присвоен 6-й (высший) разряд ковровщицы.
В 1985 году переведена в цех уникальных изделий ковровщицей 6-го разряда.
Участие в выставках:
1982 год – международная ярмарка в Лейпциге, на которой была награждена самой высокой наградой – золотой медалью за ковер «Мозаика»;
1985 год – республиканская выставка изделий народного творчества в г. Грозном;
1989 год – участие на международной ярмарке «Дамаск-89»;
- выставка на ВДНХ в г. Москве;
1999 год – персональная выставка в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
2005 год – участие в выставке фестиваля «Созвездие дружбы» в г. Москве;
- участие в выставке работ художников Ингушетии «60 лет Великой Победы» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
- участие в выставке «Война. Память. Победа» в г. Краснодаре;
- участие в выставке «Современное искусство художников Ингушетии» в Северо-Кавказском филиале Государственного музея Востока в г. Майкопе;
2006 год – выставка работ ингушских художников в рамках международного симпозиума «Права мусульманских меньшинств и угроза исламского экстремизма», г. Магас;
- выставка «Народные промысла и ремесла» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
- персональная выставка Заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия Розы Тангиевой г. Магас здание ИнгГУ;
2010 год – участие в выставке в рамках фестиваля «Мир Кавказу» в г. Ростове-на-Дону;
2011 год – участие в выставке-ярмарке декоративно-прикладного искусства «Город мастеров» в г. Астрахань;
2012 год – участие в выставке "Ассамблеи ремесел" в Мадриде, организованная представительством Россотрудничества в Королевстве Испания;
– участие в выставке фестиваля мастеров искусств Северокавказского региона в Гербовом зале Московского Кремля;
- участие в выставке, приуроченной к Дням культуры Ингушетии в Государственной Думе РФ в г. Москве;
- участие в выставке в рамках празднования 20-летия образования Республики Ингушетия в Гербовом зале Московского Кремля;
- участие в выставке мастеров искусств на XV международном фестивале «Мир Кавказу» в г. Анапа;
2013 год – участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Сохраняем народные традиции» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
- участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Народное творчество: традиции и современность» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2014 год – участие в выставке «Ингушетия мастеровая» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
- участие в выставке в рамках празднования Дней культуры Республики Ингушетия в Республике Азербайджан;
- участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства в рамках празднования Дней культуры Республики Ингушетия в Республике Турция;
- участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства «Ингушетия – край башен и легенд» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко, г.Нальчик;
- участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства «Ингушетия – край башен и легенд» в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой;
2015 год - участие в выставках живописи и декоративно-прикладного искусства в честь празднования 245-летия добровольного вхождения Ингушетии в состав России в Государственной Думе РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственном Кремлевском Дворце в г. Москве;
- участие в выставке живописи и ДПИ Союза художников Ингушетии «Моя жизнь – мое вдохновение» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2016 год – участие в III экономическом форуме «Деловая Ингушетия- 2016»;
– участие в выставке Союза художников «Магия искусства» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия г. Карабулак;
- участие в выставке в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой «Ингушетия – край башен и легенд»;
2017 год – работы мастера экспонируются в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак.

В период работы в ковровом цехе Розой Тангиевой были сотканы ковры, среди которых было много пейзажей с национальными орнаментами и башнями, а также портретов. Созданные руками талантливой художницы произведения создают впечатления оживших картин окружающей нас действительности.
Это, в частности, портреты В.И. Ленина, космонавтов Берегового и Лебедева, первого секретаря обкома КПСС ЧИАССР А. В. Власова, картина Карла Брюллова «Итальянский полдень», «Вышивальщица» Ангелики Кауфман и другие.
С 1991 года Роза Тангиева работает в своей мастерской. Соткала по собственной схеме ковер - ансамбль «Комплекс башен». Эта работа была оценена специалистами как высокопрофессиональная.
Указом Президента Республики Ингушетия от 10 ноября 2004 года Тангиевой Розе Товсултановне присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия.
Ковроткачество и ковровый дизайн - любимая работа Розы Товсултановны, которая не зависит от коммерческой конъюнктуры заказчиков и к зависти многих других художников подчиняется лишь велению души и полету фантазии ингушской мастерицы.
У Розы Товсултановны есть такие работы, на которых изображены горные пейзажи, животные и портреты известных людей. Сложно поверить, что эти работы не написаны кистью на холсте, а сотканы на домашнем станке.
Не каждому мастеру коврового искусства удается передать такую тончайшую, блистательную, живую гамму цветов, колорит, впечатление, игру света и тени, которая характерна для полотен мастера.
В работе мастерицы нужна усидчивость и терпение. Каждую нить основы мастер привязывает к гвоздю или наматывает вокруг верхней и нижней планки, закрепив начало и конец гвоздями в раме с двусторонней основой. Чтобы нитки равномерно размещались на верхней и нижней планке, их заправляет в прорезанные с промежутками 2,5-4см углубления (в зависимости от толщины нитей основы и утка).
Узелок следует за узелком, и ловкими движениями рук Роза Товсултановна проходит очередной ряд будущего ковра. Мастер работает, строго следуя эскизу, набранному на компьютере, иначе, одна невпопад взятая нитка может испортить весь заданный рисунок, разделенный на тысячи маленьких клеток. Когда ряд из кусочков цветной пряжи связан и подогнан точно по схеме, его, говоря языком ковровщиков, забивают специальным инструментом. За этим следует другой важный этап - стрижка ворса, главное - не выхватить ворс, не ошибиться. Ножницы надо держать ровно.
Сотканные работы Розы Товсултановны – богатые содержанием и точно подстриженные, несмотря на плотность ворса. Эти работы многократно заслуживали ценные призы на разнообразных высокопрофессиональных конкурсах, в том числе и международных.
Грандиозный труд, когда на один ковер уходит несколько месяцев, а то и годы сосредоточенной работы, в соединении с мастерством, дают потрясающие результаты. Ковры - картины Розы Товсултановны все больше привлекают желающих иметь в домашней коллекции хоть одно, пусть самое крохотное произведение – шедевр мастерицы.
А.Измайлов,
заведующий передвижными выставками
Государственного музея изобразительных искусств
Республики Ингушетии

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Дарсигова Фатима Вс, 14/01/2018 - 20:41

Благодарю за статью! Некоторые заслуги, конечно, пропущены (в частности, награда президента Российской Федерации В.В.Путина за участие в культурной программе на олимпиаде Сочи 2014), но учитывая, что мы не поделились информацией(т.к. Роза сейчас в больнице в Москве уже год), вы описали практически всю её творческую деятельность.
С уважением, сестра Розы
Фатима
г.Москва

Имам Максаков Сб, 13/01/2018 - 13:06

Альберт Измайлов талантливый скульптор, а также великий искусствовед и историк. Его работа "Осирис и Тот - Боги вайнахов" заслуживает огромнейшего уважения.

Президент Сб, 13/01/2018 - 11:23

Заведующий передвижными выставками. Главный помощник провизора. Председатель совета по мониторингу. Советник-помошник по клинингу...

Абббас с перископом Сб, 13/01/2018 - 13:29

Как оформить рацпредложение и зачем это нужно? Не всем из нас суждено стать кулибиными и эдисонами, но простые, дельные и перспективные идеи приходят в голову очень многим. Однако дальше этого обычно дело не идёт, лишь изредка идея реализуется лично для автора, облегчая его труд и экономя его время. А жаль, ведь ценная мысль могла бы помочь очень многим: принести прибыль или сэкономить расходы предприятию, а премию, уважение коллег и служебные перспективы — автору. Всё что для этого требуется — подать «рацуху», или, по-научному, рационализаторское предложение.
Интеллект не верится в России,а эти балбесы гликолевой,наворовавшие деньги около своего носа ничего не видят.
Это они обязаны отстёгивать бабло на творческие мастерские,поддержку интеллекта!
Закупать интересные ковры и продавать их между собой,создавая этим условия для мастеров по планам и не только.
А потом кооператива Озеро и к ним приблудившиеся заботятся только о личной гигиены врача и повара и больше нет мыслей вообще.
Просто глупеют на глазах!!!!
Аллялой!
Сколько продлено творческих судеб в Ингушетии!
Сценария хреновая!
Воры и жулики...
Берия придет им кишки например и всему окружению.....
Вот идиоты,сами гробят Россию и горят стулья на которых сидят!
ОВДУЛ нах.
Дурак это навсегда.
Щуку поймал и катается на печи. Больше ума нет.
Фотомодель найдут и таскают за собой.
А сколько дерьма в живтееее....только он сам чувствует...

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры