Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8906 Человек (а) в сети
 

Художники Ингушетии. Исса Аушев «Творчество как источник жизни»

Живописи Иссы Мусаевича Аушева свойственны главные черты, характеризующие настоящего художника - умение в своих работах обобщить и выделить главное – нерушимую связь человека с родной землей, с ее народом, которая является доминирующей в его творчестве. В октябре 2016 года жизнь мастера трагически оборвалась

в расцвете сил и таланта. 4 февраля художнику исполнилось бы 60 лет. К этой юбилейной дате в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия откроется персональная выставка художника, состоящая из живописных работ его личной коллекции и картин из основного фонда музея.

Родился художник 4 февраля 1958 года в селении Галашки Сунженского района Ингушетии. После окончания восьмилетней школы, в 1973 году, поступил в Северо-осетинское педагогическое училище на художественно-графический факультет, успешно окончив его в 1976 году. Впервые творчество начинающего художника было представлено на выставке его работ в войсковой части, где Исса проходил службу в Вооруженных силах СССР в Чехословакии с 1977 по 1980 годы. Живописный талант молодого солдата был по достоинству оценен и в 1980 году отмечен орденом «Братство по оружию». Выбор профессии художника был определен еще и благодаря целому ряду обстоятельств. Жизнь в среде ярких художественных индивидуальностей и общение с известными мастерами–живописцами, одним из которых является Народный художник Российской Федерации Мурат Махиевич Полонкоев, оказали огромное влияние на становление молодого художника. Это, прежде всего, совместные выезды на пленэр, активная выставочная деятельность, которые позволили проявить незаурядные способности Иссы Аушева.

В последнее время мастер успешно совмещал активную творческую деятельность с педагогической работой. С 1993 года он возглавлял коллектив детской художественной школы Сунженского района Республики Ингушетия. За время работы в школе ему удалось собрать очень талантливых, преданных делу людей, единомышленников. Атмосфера здорового соперничества, дружеской поддержки и доброжелательности, установившейся в школе, помогали не только творчески расти преподавателям, но и испытывать радость и интерес от общения с учениками школы, многие из которых выбрали непростую профессию художника.

Важнейшее качество, присущее творчеству Иссы Аушева, - искренность, которой исполнено большинство его работ и соответствует характеру художника. Насколько не завуалированно проявлял художник свою позицию в жизни, в общении, настолько и живопись его активна по отношению к зрителю, ясна по мировосприятию. Эта живопись не оставляет равнодушным, мимо нее не пройдешь, она может либо привлекать, либо столь же категорично отвергаться - промежуточное зрительское отношение здесь практически исключено.

В горах Ингушетии художник нашел источник вдохновения, который помогал ему создавать пейзажные произведения, виртуозно сочетая в своих работах строгость классической живописи и воздушность современного импрессионизма.

Все творчество Иссы Аушева проникнуто стремлением создать широкий, объемный образ родины в ее нравственном и духовном своеобразии. Для этого, используя классические художественные традиции, художник передавал на холсте величие природы Ингушетии, вызывающей ощущение несоразмерности слабого естества человека рядом с грандиозностью кавказских горных ландшафтов. Что же привлекательного для художника в горном ландшафте. Прежде всего, открывающиеся перед взором необъятные и несокрушимые по размерам пространства, что никакой формат фотоаппарата не в состоянии адекватно передать видимую глазом картину.

Есть такие художники, для которых изображение природы - смысл творчества. Это особая категория, умеющая только в пейзаже наиболее точно и глубоко выразить свои чувства, свои мысли, свое мироощущение. Ограничив многообразие живописи рамками одного жанра, они целеустремленно осваивают его многообразную структуру, живописную специфику, пластические возможности. Пейзажная тема в творчестве Иссы Аушева обозначила не только высокий профессионализм, исключительное мастерство и узнаваемость почерка, но и убедительно показала, что художник продолжал традиции отечественной живописной школы.

Живописный стиль Иссы Аушева оригинален и легко узнаётся. Его отличают использование широкой кисти, цветовые обобщения, предельно точно выбранные тончайшие оттенки цвета, ясность композиционного построения картины. В первую очередь для художника важен цвет предметов. Он спокойно и с кажущейся небрежностью сталкивает цветовые массы, которые под его кистью спаиваются в единый уже неразрушимый аккорд. Они не "расползаются", не бегут друг от друга, а притягиваются друг к другу и образуют совместно изысканное и вместе с тем устойчивое созвучие. Из под неторопливого бега кисти появляются то маленькое селение, то величавая горная гряда, то лесные массивы, то величавые древние башенные комплексы. Каждая картина Иссы Аушева представляет собой, иными словами, некий крепко и красиво завязанный узел.

Есть художники, которые, подбирая эффектные цветовые сочетания, подчеркивая красоту линии и формы, создают прелестные безмятежные произведения, заведомо призванные понравиться большинству зрителей. Исса Аушев принципиально уходил в своем творчестве от какой-либо «красивости».

Для него главное в искусстве — предельно правдиво показать содержание жизни горной природы во всей доступной ей глубине. Он писал простые и правдивые картины. Но простота его произведений далека от примитивности. Художник отказывался от надуманной усложненности подачи. В его работах есть образная глубина, в их простоте заключена сложность, которая сродни сложности самой жизни.

Существует грань между условностью и достоверностью в изобразительном искусстве. Точно, ее сгущая, мастер показывает не прямое, «зеркальное» отражение пейзажных и бытовых мотивов в картине, а создает композиции, заключающие в себе обобщение. За реально изображенными деталями, типичными и характерными моментами стоит философское осмысление действительности. В картинах живописца нет сиюминутного, преходящего. Весна и лето, осень и зима, сменяя друг друга в неумолимой закономерности, дают художнику обширный материал для создания произведений. От холста к холсту ведет художник свой неторопливый монолог о жизни горной природы.

При всем сходстве композиционных приемов в работах, они не повторяют друг друга - покой и уравновешенность в картине «Весна в Дагестане», в другой работе «Старая изба» - чувство умиротворенности и ностальгии в изображении старого дома с пробивающимся оранжевым светом сквозь маленькие окошки. Тревожное чувство возникает при взгляде на обрывистые овраги первого плана и высокое, зловещее, свинцовое небо над островком доброты и тепла в картине «Овраги». В них опосредованно находят свое выражение переживания художника о современных испытаниях в жизни, мысли о человеке, о его жилище, о породившей его земле.

Драматизм, казалось бы, безмятежно спокойной жизни, оборачивается трагическим крушением мирной человеческой жизни в работе «Между жизнью и смертью». Своеобразным дополнением к галерее созданных произведений художника является картина «Неукротимый». Могучий гнедой конь встал на дыбы перед всадником, пытающимся его укротить. Всадник, держа хворостину в руке, старается схватить за удила сильного, горячего гнедого коня. Художник заставил зрителя остро почувствовать удаль и ловкость всадника, увлечься красотой этой сцены. Четко выделяясь на фоне горного пейзажа, образующего основную цветовую гамму картины, фигуры всадника и коня, главенствуют в композиции, которая отличается большой собранностью и лаконизмом.

Небольшая горная река в пейзаже «Река Сунжа» разлилась так широко, что лишь по прибрежным кустам и деревьям, можно догадаться о ее русле. Эту стихию воды художник пишет темпераментно, широким мазком, создавая впечатление, что на холст перенесено только что увиденное, поразившее живописца мгновение.

Сопоставление пейзажей, написанных, как и все произведения художника с натуры, дает представление об определяющей роли света в его работах. Переходящее состояние в горной местности, когда свет меняется буквально каждое мгновение, требует от художника большой концентрации сил и необходимости по многу раз возвращаться к одному и тому же мотиву, чтобы уловить нужный момент освещения. В картине «Баркин» рассветный солнечный свет, поднимающийся из-за деревьев, на которые падают длинные холодные

тени, окутывает весь первый план полотна. От теней деревьев еще исходит ощущение ночной прохлады, но, кажется, пройдет мгновение, и тени, уменьшаясь, будут отступать - вся поляна, овраг и лес зальются светом, а воздух наполнится птичьими голосами, радостно возвещая о начале утра. Иное состояние в пейзажах «Тарш» и «Кхыйрах». Тихо прощаются в угасающем дне горные громады, окружающие башни. Пелена надвигающихся сумерек уже укрыла всю нижнюю часть пейзажа, где смутно различимы заросли и очертания кустов. Верхушки башен горят в закатных лучах, удерживая последние мгновения этого праздника света. Еще несколько минут и все превратится в темный силуэт на фоне теплого охристого неба, и оно, постепенно темнея, вберет холодные краски ночи. В картине «Эгикал» просторное небо над скудной степной равниной с дорогой, одинокими полуразрушенными башнями, затерянными в пространстве навевают противоречивые мысли. Общий тон полотна выражает не просто конкретное состояние природы, а человеческие переживания. Родовое гнездо — пристанище, дававшее уверенность, душевное спокойствие и последнее пристанище его хозяевам не пощадила разрушительная сила времени. Старинные башни, где протекала хлопотливая жизнь, и вырастали дети, ассоциируются с птицей, покинувшей свое гнездо.

В своей работе живописец никогда не дифференцировал изображаемый предмет, не допускал небрежностей в деталях, у него не бывало непроработанных участков на холсте. Продуманная композиция, чистота рисунка, живописная культура - все эти качества - суть его творчества.

Исса Мусаевич Аушев признавался, что всегда испытывает волнующее чувство творца при работе над картиной. Именно этим чувством пронизано все его творчество, которое сохранит в нашей памяти образ талантливого человека, небезразличного к будущей судьбе не только художественного искусства Ингушетии, но и всей ингушской культуры.

Лейла Алмазова,главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры