Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 7336 Человек (а) в сети
 

Ислам – религия знаний и науки

Начало сентября – это начало нового учебного года в школах и университетах, для учеников и студентов, преподавателей и ученых.

Сегодня как никогда модно учиться. Выпускники школ почти в полном составе поступают во всевозможные академии, университеты, институты, колледжи, техникумы и училища. И такое стремление к знаниям у молодежи можно было бы только приветствовать, если бы не одно НО. УЧИТЬСЯ и числиться в учебном заведении –

это не одно и то же. И вот тут появляется повод для грусти – из всего этого множества студентов реально учатся единицы. Основная же масса не то, что не учатся, даже не понимают, зачем им это надо. «Зачем нам учиться, если на работу можно устроиться только по связям или за большие деньги? А если есть связи или деньги не проблема ни аттестат, ни диплом, ни работа» – вот самый популярный ответ на упреки старших на нежелание учиться.

Почему мы учимся?

Каждый наверно по-разному ответит на этот вопрос: чтобы получить специальность, потому что родители решили, что я должен учиться, потому все учатся и т.д.

Конечно работа, социальный статус, желание родителей это, несомненно, важно. Но истинный мусульманин должен учится, в первую очередь, потому что он убеждён, что стремление разума к знанию и использование знания для обнаружения милостей Аллаха, скрытых в бытии, является обязанностью, так как благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа).

«Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (аз-Зумар, 9) — вопрошает Всевышний Аллах. Не равны они, как не равны слепой и зрячий, мёртвый и живой.

Суть истинного учения состоит не в том, чтобы получить престижный диплом, который откроет тебе доступ к источнику материальных благ, и обеспечит приятное и безбедное существование, после чего тебе уже не надо будет стремиться к получению чего-то большего из сокровищниц познания. Нет, суть истинной учебы состоит в том, чтобы ты продолжал учиться постоянно, ежедневно узнавая что-то новое, сообразно слову Всевышнего: «...и говори: "Господь мой, прибавь мне знания!"» (Та-Ха, 114).

Призыв к приобретению и распространению знаний часто повторяется в Священном Коране. Уже в первых аятах, ниспосланных Мухаммеду, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний показал, какое внимание в Исламе уделяется знаниям: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (Сгусток 1-5).

Аяты священного Корана, Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и наследие мусульманских ученых не только призывают нас к поиску знаний, но и разъясняют нам их пользу и цели, методы их поиска, нравственно-этические аспекты образования.

Почему приобретению знаний уделяется такое внимание?

Коран был ниспослан тем, кто размышляет и обладает разумом, кто слушает и видит сердцем.

Ислам обращается к разуму человека и к его душе: «Однако поминают назидание только обладающие разумом» (Корова 269), «и пусть задумаются обладающие разумом» (Ибрахим 52), «и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Соад 29), «Воистину, во всем этом – напоминание для обладающих разумом» (Толпы 21).

Разум, подобно душе и телу, нуждается в пище. И если тело питается физической пищей, а душа – верой и духовностью, то пища разума – это знания, для переваривания которых служит мышление. Таким образом, человеческий разум не может обойтись без знаний. И если его лишить знаний или давать ему ложные знания, то он от этого будет болеть и страдать так же, как и тело, которое голодает или получает отравленную пищу.

Поэтому ислам и призывает человека искать знания. И в первую очередь истинные знания, каковыми являются знания Аллаха. А знания Аллаха – это такие знания, которые Всевышний даровал людям в Своем небесном откровении. Это знания Корана и Сунны, знания религии ислама.

Религиозные знания являются лучшими, поскольку они не только истинны, но еще и наиболее полезны. Их польза выходит за пространственно-временные рамки этой жизни и вообще не имеет временных ограничений. А все остальные знания имеют пользу только в этот короткий период земной жизни.

Однако это не означает, что Ислам призывает нас оставить этот мир и уйти в отшельники. Нет. Ислам – это всеобъемлющая религия, и внушает нам, что наша будущая жизнь полностью зависит от этой жизни – от того, насколько полезными и благодетельными мы были в течение отведенного нам земного срока.

Аллах установил на земле порядок, благоприятствующий жизнедеятельности людей и целых цивилизаций. Аллах поставил человека наместником на Земле, дабы он жил, развивался и обустраивал эту Землю: «И мы поставим на Земле наместника» (Коран, 2:30).

Приоритеты в приобретении знаний

Но как человеку развиваться и обустраиваться без знаний, и все ли знания одинаково важны? Ведь как известно, знаний очень много и они как безбрежное море. И чтобы получить все знания не хватит даже сотни жизней. Поэтому нужно выбирать именно те знания, которые являются наиболее полезными и нужными. Ибн Джавзи, а до него имам Абу Хамид Газали, отмечали, что знания имеют различный приоритет. Следовательно, знания разделяются по степени важности для человеческого прогресса.

Важнейшими являются знания основ религии, которые делают человека мусульманином. Например, знания об Аллахе, ангелах, посланниках и пророках, о Судном Дне и предопределении; знания об обязанностях мусульманина перед Аллахом (молитва, пост и закят).

Далее идут знания законов ислама, регулирующих повседневную жизнь мусульман. Например, знания о хараме и халяле, о нормах человеческого общежития и т.д.

Далее идут знания законов ислама, регулирующих профессиональную деятельность мусульман. Например, врач должен знать законы ислама о врачебной практике, юрист – законы фикха и судопроизводства, военнослужащий – законы ислама в вопросах мира и войны. Поиск этих знаний является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина.

Затем идут все те знания, в которых люди нуждаются для обустройства этой жизни и улучшения ее условий. К ним относятся, во-первых, все известные нам науки: математика, химия, физика, биология, астрономия, история, география и т.д.; во-вторых, практические знания, необходимые для профессиональной работы: политология и экономика, строительство, инженерное дело, программирование, медицина, военное дело, разведение растений и животных и сотни других профессиональных знаний.

Нет никаких сомнений в том, что шариатские науки превосходят мирские. Коран, хадисы и мусульманское право освещают основные вопросы, в знании которых человек нуждается больше всего, без которых ему не заслужить милость и прощение Господа.

Однако Аллах создал людей разными, одарил их разными способностями и привил им разные наклонности. Все мусульмане не могут быть знатоками Корана или мусульманского права. И шариат не требует от нас этого. В обязанность каждого верующего входит лишь приобретение тех религиозных знаний, которые необходимы для выполнения обязательных предписаний и избегания грехов. Это — знание основ религии и нравственности, важнейших повелений и запретов Аллаха.

Знание же второстепенных вопросов религии — это обязанность богословов, и остальные мусульмане могут не знать их. Зато на них остаётся ответственность за углублённое изучение тех областей знаний, в которых они специализируются. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах любит, чтобы каждый из вас в совершенстве владел тем, чем он занимается».

Намерение при приобретении знаний

Более того, заблуждается тот, кто думает, что изучение мирских наук — это только один из способов приобретения средств к существованию. Эти знания, также как и религиозные, могут приносить пользу и в последней жизни, при условии, что человек изучает и использует их ради Аллаха и во благо ислама.

Ведь и религиозные знания не приносят пользу сами по себе, пока человек не станет руководствоваться ими на практике или обучать им других, делая это искренне ради Аллаха.

Поэтому мусульманин должен не только понимать пользу и важность знаний в целом, но и точно знать, для чего они ему нужны. Иначе говоря, он должен знать о своих намерениях в отношении знаний. Это очень важный момент, поскольку намерение лежит в основе всех дел и Аллах не принимает дел без искреннего намерения. Поэтому мусульманину не подобает искать знания только для богатства, славы или других целей. Мусульманин тем и отличается от неверующего, что совершает дела ради Аллаха, с намерением угодить Ему. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День Воскресения не ощутит благоухания рая (человек), который стремился познать то, что (необходимо познавать) ради Всемогущего и Великого Аллаха, преследуя лишь мирские цели» (Абу Дауд).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «В День Воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока с него не спросят о его жизни – как он провел ее; и о его знании – как он его использовал…» (Тирмизи).

В другом хадисе сказано: «Не приобретайте знание, дабы соперничать с учеными, спорить с глупцами и предпочитать одно общество другому (ради собственной выгоды). А кто так сделает – тот в огне, в огне!» (Ибн Маджа).

Поэтому любые науки необходимо изучать только ради прославления имени Аллаха и укрепления ислама, ради распространения добра и справедливости. Если человек приобретает знания ради славы, богатства или иной корыстной цели, то смятение и беспокойство никогда не покинут его сердце. Ахмад и Ибн Маджа привели хадис Зайда ибн Сабита о том, что Посланник сказал: «Аллах приведет в замешательство того, кого заботит только этот мир, и бедность всегда будет у него перед глазами, но он не получит от этого мира ничего, кроме того, что ему было предписано. А того, кто стремился к последней жизни, Аллах избавит от беспокойства. Его богатство будет у него в сердце, и этот мир покорно придёт к нему». Похожий хадис передал ат-Тирмизи со слов Анаса ибн Малика.

Умма нуждается в специалистах

Мусульманские общества нуждаются в юристах и врачах, физиках и химиках, инженерах и конструкторах, программистах и архитекторах, преподавателях и воспитателях. Каждый верующий должен применять свои способности там, где он может принести больше всего пользы. Только тогда мусульманская умма превратится в полноценный единый организм, в котором каждый орган выполняет свою функцию.

Богословы, врачи, инженеры, строители — каждый должен заниматься своим делом и справляться со своими обязанностями наилучшим образом. Это наш долг перед обществом и наш вклад в укрепление ислама.

Если вы архитектор, врач или ученый, и вы действительно любите Аллаха, вам совсем не обязательно бросать работу и предаваться изучению арабского языка и религиозных наук. Вам достаточно получить основные знания об исламе и проявлять усердие в поклонении Аллаху по вечерам. Не проводите долгие часы перед телевизором, а посвятите ваше свободное время воспитанию детей, изучению Корана и чтению научной литературы вашего профиля. Быть может, ваш путь в Рай лежит через то здание мечети, школы или больницы, которое вы успеете сконструировать, или через то облегчение, которое вы даете больным, или через те научные открытия во благо мусульман, которые вы еще успеете сделать.

Газета Ихсан

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Гость индус Ср, 03/09/2014 - 10:08

статья очень своевременная по направлению. Разъяснение отношения к НАУКЕ и ЗНАНИЯМ в России и плохое в Ингушетии тоже надо разъяснять.
конечно в статье могут быть неточности понимания вопроса, НО!
вопрос поднятый в статье прямо в точку.
Вера без ДЕЛ мертва, а дела делаются по НАУКЕ и ЗНАНИЯМ.
Слово "КАЧЕСТВО" у ингушей на ингушском языке утеряно, отсюда можно дать характеристику всему производству в Ингушетии.
Много есть сегментов в ингушетии, которые показывают непонимание этого слова.
посадят деревья и "забывают " поливать, построят больницу и "забудут "о канализации....
деревяные чопики в водопроводных трубах...и прочее и прочее.
а Кораническое отношение к НАУКЕ и ЗНАНИЯМ не допустит такого качества жизни в Ингушетии и торговые туры в Хадже.....
В общем, Актуальная статья , требующая всемерного поддержания и продолжения этой темы.

Garfield Ср, 03/09/2014 - 02:33

Складное описание, заканчивающееся взаимно исключающими фразами. В тексте говорится, что нет предела познанию и основа - это познание Ислама. И что же мы видим в заключительной части? Абсолютное перечеркивание всего вышесказанного. Словно основной текст написан одним, а заключительный абзац - другим.
Как же человек будет познавать основы Ислама без познания самого языка Ислама, знание которого - обязанность верующего? Для понимания слов молитвы и оригинального Послания, как необходимый минимум. И кто определяет границы познания Ислама? Ведь в самом тексте сказано, что главное - познание веры и поклонение, что приводит человека к преуспеванию. А в конце возникает идея, что главное - это работа архитектора, врача или ученого, а 'усердие в поклонении Аллаху(с.а.а.) - по вечерам'... в свободное от 'основного занятия' время.
Ну раз так, то лучше по ночам с обязательным вставанием на утреннюю молитву:D

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры