На современном этапе развития регионов и городов особое значение приобретает имиджевая привлекательность территории. И это не случайно, в условиях постоянной конкуренции за инвестиционные ресурсы, субъекты Федерации и города обязаны
проводить эффективную имидживую политику по формированию своего позитивного имиджа в коммуникационном пространстве, как на уровне Федерации, так и на мировом уровне. Сегодня, многие европейские страны осторожно входят в российские регионы. Для этого нужно иметь инвестиционную привлекательность, инфраструктуру и другие важные параметры. Существующая практика продвижения инвестиционных проектов не всегда приносит желаемые результаты, поэтому я думаю было бы правильным, выйти на международный уровень, через ознакомления с работой среднего региона по всем направлениям социально-экономического развития и потом, по возможности, заключить договор о соотрудничестве уже на месте. Представляется, что нет необходимости изобретать новые механизмы в этом направлении, потому что уже имеется проверенный на практике европейский опыт по созданию достойных условий жизни для жителей территорий.
Например, в регионе Лоррен во Франции, успешно действует стратегия реализации принципов устойчивого развития региона и городов. Заслуживает внимания создание инновационного центра «Технополис» областного значения, создание технических сооружений в сфере жилищно-комунального хозяйства как мусоро-сжигательные заводы, местные электростанции, очистные сооружения, питьевая вода, дороги, детские ясли, сады и площадки.
Европейский Союз в настоящее время развивает приграничное партнерство со странами восточной Европы. Республика может выставить свою кандитару на европейские гранты если будет договоренность с преграничным регионом другой страны. Нами предлагаются следующие шаги:
1. Инновационный проект: « Устойчивое развитие сельских территорий Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы.
Как известно, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 2071-р Минсельхозом России разработан проект федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В соответствии с пунктом 3 Плана мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р, и Концепцией Программы субъектам Российской Федерации необходимо разработать региональные и муниципальные целевые программы устойчивого развития территорий.
Для информации:
В конце XX – начале XXI веков как ответ на проявление признаков экологического, социального и мировоззренческого кризиса возникли принципиально новые тенденции в социально-экологическом развитии человечества и человеческих поселений. На глобальном экофоруме «Рио-92» впервые были достигнуты договорённости о необходимости перехода стран и городов на путь «устойчивого развития». В качестве одного из путей достижения устойчивого развития в решениях конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году была провозглашена разработка и реализация Местных повесток – 21 (МП-21), то есть местных или локальных стратегий устойчивого развития. Данное направление реформ стало одним из наиболее успешных из комплекса мер по повороту общественного развития на путь устойчивости, предложенных в Рио-де-Жанейро.
Когда в 2002 году при подготовке к Всемирному саммиту по устойчивому развитию в Йоханнесбурге оценили масштаб такой работы в мире, то оказалось, что за прошедшее десятилетие в 113 странах мира было разработано и реализовано (или находилось в стадии реализации) около 6500 таких инициатив.
Причем, местные инициативы в области устойчивого развития возникали и осуществлялись как на уровне довольно больших территорий, охватывающих значительные части стран, так и на уровне городов.
На основании этого распоряжения Правительства РФ нами предлагается разработать инновационный проект: « Устойчивое развитие сельских территорий Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы.
Главная цель этого проекта это достижение устойчивого развития территории на основе комплексных программ развития производства и инвестиций. Проект направлен на конкретные изменения в поведении людей, на постоянные действия всех заинтересованных сторон с учетом особенностей жизнедеятельности и традиций жителей данной территории, на позитивные результаты.
Цели:
1. Улучшить работу «одного окна» и лоббировать интересы республики, используя рациональный маркетинговый подход
2. Поиск ресурсов на федеральном и международном уровне, работа с донорскими организациями ЕС.
3. Информационная и обучающая работа по различным аспектам устойчивого развития республики
4. Установление обратимых связей с региональными организациями стран Европы для обмена опытом и взаимной поддержки
5. Повысить инвестиционную привлекательность объектов культурно-исторического наследия республики
В процессе подготовки и реализация проекта необходимо соблюдать следующие условия:
· Принцип партнерства (Локальная стратегия устойчивого развития республики (города) разрабатывается исполнительными органами власти при широком участии трудовых коллективов общественных организаций и населения территории)
· Принцип учета интересов всех заинтересованных сторон
· Создание рабочих групп по проблемам
· Проект должен базироваться на комплексном подходе, увязывающем воедино экономические, социальные, экологические и институциональные цели и механизмы их достижения
2. Программа: «Энергоэффективность ресурсосбережения, управление отходами»
Разработать программу устойчивого развития региона (города), его обслуживание и благоустройство на основе европейского опыта (дороги и парки, уборка мусора, функционирование муниципального мусоросжигательного завода, водоснабжение и канализация, очистка сточных вод и станции очистки, развитие общественного транспорта, организация безопасного перехода дорог школьниками).
Продвинуть проект строительства мусоросжигательного завода и завода по производству электроэнергии и теплоэнергии для обогрева жилого фонда на основе европейского опыта ( на примере городов Франции, использование тепла от сжигания отходов в отоплении жилого фонда и выработки электроэнергии).
3. Программа: Экологический туризм «Зеленые территории»
Разработать проект строительства комфортного жилья в экологически чистой природной среде с автономным решением вопросов жизнеобеспечения с использованием солнечной энергетики – Фотовольтаики. (Фотовольтаика это фотоэлектрический генератор, преобразующий энергию солнечного излучения в электрическую энергию).
4. Проект: «Механизмы инновационного развития города - Технополис Магас 2020»
Технополис (от греч. techne - мастерство и polis - город), согласно определению - это современная форма территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства, он представляет собой единую научно-производственную и учебную, а также жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований.
Предлагаемый инновационный проект «Территория инновационного развития Технополис Магас 2020» рассчитан на стимулирование развития инновационного отечественного производства, а также на повышение доходов и уровня жизни населения города и прилегающих территорий.
В результате реализации проекта - город Магас станет центром притяжения эффективных технологичных производств, извлекающих экономическую выгоду от специально создаваемых уникальных условий для развития малого и среднего бизнеса. Идея Технополиса даст возможность привлечь высшие учебные заведения для подготовки квалифицированных специалистов непосредственно для своих научно-исследовательских подразделений и фирм, которые будут созданы в рамках внедрения экономической зоны.
Таким образом, в республике появится уникальный шанс воспитывать специалистов, которые, начиная с первых лет обучения, окажутся приобщенными к задачам развития высоко - технологичного производства.
В нашем случае, речь не идет о простом копировании всех мер, мы взяли лишь то ценное, которое можно реально внедрить у нас, на основе существующих традиций и менталитета.
Мы отчетливо понимаем, что нашим людям гораздо важнее все эти достижения увидеть своими глазами, чем это будет напечатано в газете или в методичке.
Процесс по улучшению качества жизни в рамках программы «Аженда 21-Местная повестка 21» во французском городе способствовал изменению менталитета людей проживающих на данной территории. Причем жители, а это, в основном выходцы из Африки, Азии и Восточной Европы (есть семьи из Чечни и Ингушетии).
Не скрою, что большая часть выходцев из стран Африки, это в основном приехавшие из сельской местности и малообразованные. Но они сумели измениться, стали строго соблюдать требования правильного поведения. И самое главное, это то, что, процесс реализации всех мер заложенных в программе имел положительный результат, благодаря активности самих жителей данной территории.
Иса Боков – кандитат экономических наук, город Малгобек, РИ
Комментарии
Очень важный вопрос затронул Иса . За что ему Баркал. Очень важен фактор имиджа тем более нашей Республике.