Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 11 / 12 / 2017 Время Московское: 330 Человек (а) в сети
 

Гилате – утерянный уголок

Гилате (Гвилети),некогда заселенный ингушами уголок грузинской земли, стараниями ещё царской администрации, был почти полностью освобожден от их присутствия.Перипетии их жизни там и борьбы за право там обитать довольно полно отображены в документах органов власти и в периодической печати тех лет.

И то, и другое недоступно широкому кругу людей, хотя и представляет для них интерес. Поэтому, всем нам надо в очередной раз выразить признательность и благодарность нашему неутомимому и замечательному исследователю-краеведу Берснако Джабраиловичу Газикову за весьма объемистый сборник материалов под названием «Гилате».

Гилате (Гвилети), как известно, с незапамятных времен населяли ингуши из тейпа гилатхой. Примечательно, что сам автор-составитель сборника Б. Газиков является представителем этого тейпа. Будучи племянником гилатхоевцев, моя мать была дочерью известнейшего покорителя Казбека Исхака (Исака) Бузуртанова, я многое знал о них, но сведения, собранные Б. Газиковым в своем сборнике, неизмеримо расширили круг моих знаний.

С самого раннего детства из рассказов матери мне было известно, что все жители Гилате в конце XIX века были выселены из села. Оставили только её отца Исхака и его братьев Яни, Мусу, Абзи, Инарко. Такое снисхождение им было оказано за то, что они были незаменимыми праводниками при обследовании русскими исследователями горы Казбек и его окрестностей. Никаких подробностей она, конечно, мне не могла рассказать, потому что сама родилась в 1916 году.

Меня в истории гилатхоевцев всегда интересовали два вопроса: первый. Как они, выходцы из Джейраховского ущелья, оказались довольно далеко от него – в Грузии, в Гвилети, у подножия Казбека? и второй. Почему после изгнания из Гвилети они оказались разбросанными едва ли не по всем селам Ингушетии? Документальные ответы на эти и многие другие вопросы есть в труде Б. Газикова. Думаю они интересны широкому кругу читателей, тем более что, как кажется, Гвилети для нас утеряно навсегда.

Документальных свидетельств того, как поселились ингуши у подножия Казбека нет, но есть разные варианты предания. Не будем останавливаться на них всех, а приведем публикацию А. Висковатова в «Русском вестнике» (1865 г.): «… предание гласит, что отцы и деды нынешних гвелетцев под предводительством некоего Чербыжива… напали на берегу Терека на какого-то кабардинского князя, возвращавшегося с шайкой удальцов с набега на горных грузин. Битва закончилась совершенным поражением кабардинцев и освобождением полоненных ими грузин, которых Чербыжив отослал грузинскому царю Ираклию, очень хорошо памятному гвелетцам под именем Эркли… Царь Ираклий наградил победителей, подарив им в вечное владение землю на левом берегу Терека, занятую вскоре выходцами из Кистинского (Джейрахского – А.Г.) ущелья…» Судя по всему, речь идет об Ираклие II, который известен также под именем Эрекле, который правил Картли-Кахетинским царством в 1762-1798 гг. Интересно также, что в публикации А. Висковатова (1865 г.) говорится о намерении властей выселить гвилетцев «за частые грабежи на Военно-Грузинской дороге».

Надо сказать, что чужеродное ингушское поселение, в условиях малоземелья в горах, не могло, конечно, радовать жителей окрестных грузинских сел и местные власти в лице грузинских чиновников. Б. Газиков публикует в переводе на русский язык заметку из грузинской газеты «Дроэба» (1883 г.): «Ниже Казбеги, за Тереком, в надгорье, находится маленькая кистинская деревня Гвелети… Сейчас там появился новый пристав Беридзе и объявил всех жителей Гвелети ворами и грабителями… Ни Беридзе, ни его начальники не понимают, что преступно обвинять всю деревню в воровстве… Дело администрации и полиции принимать меры по отношению к кому-либо только после совершения лицом преступления, и никто не имеет права подозревать кого-либо в преступлениях…»

Эта же газета «Дроэба» (1885 г.), продолжая эту тему, пишет: «Среди горцев распространились слухи, что одну деревню кистов — Гвелети — правительство собирается переселить, обвиняя их в том, что, может быть, они сами не участвуют в грабежах и воровстве, но знают всех этих грабителей и принимают их у себя дома…» Судя по всему, для осуществления этой варварской акции нужен был только повод и он вскоре нашелся. В августе 1885 года на Военно-Грузинской дороге состоялось ограбление почтового транспорта. Преступники в короткие сроки были установлены и пойманы – всего их оказалось шесть человек, из них трое – из Гвилети. Все они понесли суровое наказание, а двое из них были приговорены к смертной казни и повешены. Как известно, царские власти, помимо индивидуальной ответственности, широко применяли на Кавказе и коллективную ответственность. Так поступили и с гвилетцами.

Тифлисская газета «Иверия» (26 мая, 1888 г.) писала: «По приказу Верховного Главнокомандующего 20 мая 1888 года кистов переселили из деревни Гвелети в Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. Причина их выселения – ограбление два года тому назад почты на Цалкской и Мцхетской станциях.

Эта деревня состояла из 50 семей, из них в деревне остался один Цогол как сторож в Девдоракском ущелье. Его оставили здесь сторожем от Инженерного ведомства с условием, что он будет находиться здесь летом, а зимой вместе со своей женой и тремя сыновьями должен жить в д. Балта… Всегда гордые гвелетцы сегодня выглядят подавленными».

О том, что сам процесс переселения не был так уж прост мы узнаем из публикации в той же газете «Иверия» (22 июня, 1888 г.): «… Соседние деревни не предполагали, что все это кончится миром. За неделю до переселения в деревне собралось очень много людей. Сюда приехали много мужчин и женщин кистов, около 1000 человек, с кем у гвелетцев были родственные связи… 20 мая люди с плачем попрощались со своими домами, родственниками и знакомыми». Приводятся и протоколы судебных заседаний.

Но это было не просто переселение людей из одной деревни в другую, а изощренное издевательство над ними. Их разбросали в 14-ти селениях двух уездов – от 3-х до 6 семейств в каждом. Б. Газиков приводит полный список этих семейств, с указанием места из поселения.

Стала ли Военно-Грузинская дорога безопасней для проезжающих по ней после выселения гвилетцев? Нет, не стала. В сборнике приводятся убедительные доказательства этого из тогдашних тифлисских газет – разбои и грабежи продолжались.

Что касается расселенных по Грузии гвилетцев, то они не смирились с этим. Часть из них в судебном порядке пыталась добиться признания права собственности на покинутую землю, другие – права всем поселиться на территории плоскостной Ингушетии. Первые потерпели неудачу, вторые своего добились. Но, опять же, их рассеяли по многим селам по несколько семей.

А как же складывалась жизнь оставленных жить в Гвилети Цогола и пяти его сыновей?

Об этом красноречиво рассказывает тифлисская газета «Казбек» (31 июля, 1905 г.) в статье под названием «Под рокот волн».

Начинается она с констатации того факта, что у казбекцев (грузин – А.Г.) есть бельмо на глазу – «единственная ингушская семья, живущая по соседству с ними в Гулетовском ущелье… Это семья Безуртановых, первых проводников на Казбек, получивших в последнее время такую известность… Для того чтобы читатели «Сердало» лучше представили себе условия, в которых оказалась семья Цогола (кстати, моего прадеда по матери – А.Г.), мне придется привести объемную цитату из газеты «Казбек»… К чувству оскорбленного тщеславия, усугубленного ещё довольно осязательными материальными потерями от перехода в чужие руки проводнического дела, присоединяется у казбекцев ещё чувство недовольства на почве чисто экономической зависимости от одного из членов семьи Безуртановых, в ближайшем ведении которого находится участок Военно-Грузинской дороги от Ларса до Циклаури, где исполнение дорожных работ играет очень важную роль в общем заработке казбекцев, не особенно избалованных дарами природы.

От ненавистного им ингуша зависит порекомендовать того или иного из них в проводники туристам и дать заработать лишний рубль бедняку, принять или не принять на работу и аттестовать с той или иной стороны пред администрацией дороги дорожного рабочего, что всего ещё каких-нибудь 10 лет тому назад было в чисто грузинских руках. Искра вражды медленно тлела в груди и ждала только горючего материала, чтобы ярко вспыхнуть. События благоприятствовали к этому.

На летние месяцы поденная плата дорожным рабочим была несколько понижена по сравнению с зимней…

…Несколько рабочих из их среды, встретив на пути дорожного мастера, откровенно пригрозили ему смертью за то, что плата, по их убеждению, понижена по его проискам.

Удар плетью и наступление грудью коня заставили смельчаков отступить, но семя «затаенной мести они унесли в своей груди к односельчанам».

Далее автор публикации описывает как казбекцы готовились к возмездию. Вскоре нашелся и повод: «Простого столкновения подвыпившего казбекца с одним из Безуртановых из-за постороннего третьего лица, глубоко оскобленного нравственно первым на Девдоракской тропинке 24 июля, оказалось совершенно достаточным для того, чтобы послужить сигналом к открытию враждебных действий со стороны казбекцев».

Представьте себе, уважаемые читатели, положение единственной на всю округу ингушской семьи, окруженной враждебным ей населением. Бежать? Прятаться? Согласиться с требованиями и сдаться? О том, как поступили гилатхоевцы, мы узнаём из дальнейшего повествования автора: «Толпа их в 200 человек не замедлила явиться…, окружила дом Бузуртановых, отстоящий в расстоянии ¼ версты от дорожной караулки в ущелье р. Гулеты, подле развалин сакли прежнего аула, и стала вызывающе требовать добровольного пропуска казбекских табунов на нагорные пастбища Безуртановых, угрожая силой привести свой план в исполнение и осыпая бранью ингушей.

Семья последних была в сборе, едва сдерживая себя, слыша оскорбительные крики, Исак и Яни готовы были уже пустить в ход свои винтовки из-за природных прикрытий, и только тот, кто знает верных и отважных охотников за турами, может понять, чем все это могло бы окончиться, если бы они спустили свои курки, и какой дорогой ценой купили бы себе победу безоружные, но сильные своей подавляющей численностью казбекцы, будучи озверены выстрелами отважных бойцов, рисковавших втроем против двухсот вступить в борьбу не на жизнь, а на смерть под стенами насиженных гнезд». К большому счастью обеих сторон, кровопролития в тот раз удалось избежать. Но какой характер проявила горстка ингушей!

История нашего народа богата многими важными событиями, но к сожалению, мало документальных свидетельств о них. Благодаря тому, что гилатхоевцы жили у подножия Казбека на стратегически важной Военно-Грузинской дороге, у этого тейпа, можно сказать, начиная с XIX века есть писанная история. И она, несомненно, представляет интерес для всех нас. Б. Газиков собрал о своих однотейповцах богатый документальный материал и издал его в объемном томе. Спасибо ему за это, как и за то, что он неутомимо делает для прояснения темных пятен в истории всего ингушского народа.

Заканчивая свои заметки о работе Б.Газикова, мне хотелось бы выразить ему и свою личную признательность. Если я ещё не утомил вас, уважаемые читатели, коротко скажу, за что я благодарен автору-составителю сборника. Когда мы были маленькими, мать много рассказывала нам, детям, о Гвилети, о работе своего отца Исхака с альпинистами и просто туристами. Большинство из этих рассказов забылись, но один из них прочно засел в моей памяти – о том, что её отец провалился в глубокую ледяную трещину и был чудом спасен спутниками. Случилось это задолго до её рождения, и, конечно, никаких подробностей она не знала. И, о чудо! В сборнике приводится рассказ об этом из собственных уст Исхака. Не буду утомлять читателей подробностями, скажу лишь, что в 1912 году дедушка сопровождал на вершину Казбека группу французов, а на обратном пути провалился в глубокую ледяную трещину. От моментальной гибели его спасло то, что он не долетел до её дна, а упал на огромную снежную пробку. Тем не менее, выбраться из нее и подняться на верх самостоятельно он не смог бы. Его спасло то, что французы оказались на редкость порядочными людьми. Они долго его искали, а найдя, приложили неимоверные усилия, чтобы вызволить своего проводника из ледового плена.

Жалко, что ныне в Гвилети нет ни одного гилатхоевца!
А.Гадаборшев
Сердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Потомок Чт, 12/10/2017 - 12:04

А где можно приобрести этот сборник?
Давно слышали о том, что идёт работа над ним.
Спрашивали в книжных магазинах - никто о ней не слышал.
Сегодня в магазине "У Нины" спрашивали - безрезультатно.

Гость1 Чт, 12/10/2017 - 09:28

когда власть выполнит закон и вернет пригородный район Ингушетии

Абббас с перископом Чт, 12/10/2017 - 09:17

Можно подумать,что Дата Туташия не грабил.
Или Коба со своей бандой не грабил почту и банки и людей.кто слабее,того и наказывали.военуогрузинскую дорогу грабили кому не лень со всех сторон.все национальности.
Абу Гадаборшем пишет хорошо,но!
Гвилетти получились как организованная грабительские династия. Это не хорошо.
ГопСтоп в те времена были задорными и восторженно встречаемые в рассказах светского общества и даже полицией,не только в тюрьме!
Сталин,после ограбления миллионера В Баку сидел в 102 камере Даниловского тюрьме как фонБарон.и сбежал оттуда,ибо все было на доверии.
Грабители!..!
Это был СМЫСЛ ЖИЗНИ после кавказской войны,когда ингушей всех считали бандитами.для царской власти!
Почтенной газете надо публиковать статьи об
Истине,мудрости и милосердии ингушского НАРОДА и о КАЧЕСТВЕ строительства.
Сначала переведя эти слова на ингушский язык!
Два тебе,Абу! Архив архивами,а нация это народ!
АнУхНахов будут недовольны при приходе.
ВовНах это сила!
Они никогда не строили боевых башен!!!!
Они строили только ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ и поэтому и сторожевые!и жилые!
Боевые они были для нападающих на ВовНахов.
Истина,Мудрость и Милосердие были основой жизни всех ингушей до одного!
А чё там писали в газетах....
Я тоже у них еле еле закончила школу,кое как поступил в институт,с большим трудом написал диссертацию,всего два патента на изобретение имеет то только Пентагон это применяет,а в России нет!
Хорошая характеристика,не правда,ли Абу?
Экспоприация два,а не грабители.истина,мудрость и милосердие должно проскакивать везде!
Как в беседе Понтия Пилата и Пока!
Булгаков от ингушей взял эти заготовки!

Абббас с перископом Чт, 12/10/2017 - 08:46

А как переводится слово гвилетти?

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры