Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9551 Человек (а) в сети
 

Эксперты: Чечня нарушила не только законы России, но и вайнахские традиции.

Чечня, подписав незаконный и антиконституционный закон о включении в свой состав двух районов Ингушетии, создала опасный прецедент, считают эксперты. Закон, принятый парламентом Чечни, дестабилизирует обстановку не только в Ингушетии и Чечне, но на всем Северном Кавказе, а также станет катализатором всех замороженных земельных конфликтов в стране

, уверен Александр Хартонов.
Нарушение законов России и несоблюдение их официальными властями Чечни, это вызов стране и всем её жителям, которые живут в правовом поле, убежден Александр Власов.
Создание опасного прецедента связано с тем, что амбиции чеченских лидеров вышли уже на федеральный уровень, что, по мнению экспертов, является продолжением тех традиционных сепаратистских идей, которых придерживались экстремисты и бандиты, как, например, Джохар Дудаев и Аслан Масхадов, которые, кстати, тоже были офицерами Российский армии, служившими верно своей стране, но до поры…
Ингушетия приняла огромное количество чеченских беженцев в период двух военных кампаний в соседней республике. Не только тогдашние власти Ингушетии, но даже простые люди принимали у себя людей, лишившихся в одночасье крова, кстати, по вине очередных сепаратистов с амбициями, выходящими далеко за пределы Чечни.
Как считает Юрий Петраченков, притязания на исконные ингушские земли, это плевок в лицо народу, гостеприимно принявшему вынужденных переселенцев и, по вине тогдашних руководителей, оставивших часть ингушских населенных пунктов, например, Ачхой-Мартан и Урус- Мартан, в составе тогдашней «ичкерийской» Чечни, где и тогда у руководства находились сегодняшние чеченские властители.
Ю. Петраченков: — Ингуши полны решимости и воли, отстоять свою территориальную целостность, но, несмотря на прославленное мужество и отвагу, это благородные люди, которые, следуя заветам своих далеких предков, живут в правовом поле своей страны и верны ей. Поэтому не стоит ожидать от ингушей противоправных действий, в отличие от чеченцев, которые, по сложившейся традиции, мало признают законы и правила.
Если в начале 90-ых ингушский президент Руслан Аушев оставил несколько районов, то, наверное, стоило бы забрать и остальные районы, считают дудаевские экс – сепаратисты, а ныне кадыровские чиновники, но это серьезная ошибка, уверен Владимир Кагалцкий.
Владимир Кагалцкий: — Юнус-Бек Евкуров справедливый, но жесткий лидер, военный «прошедший огонь и воду», стал на пути территориального расчленения своей республики. Хаос, насилие и терроризм, в том числе земельные конфликты с соседними субъектами – это тяжелое наследство, которое досталось кадровому офицеру, прошедшему серьезный и тяжелый путь. Генерал смог остановить маховик насилия, но сможет ли остановить расчленение территории? Быть Ингушетии самостоятельным субъектом или ее поглотят, это теперь зависит от стойкости Евкурова.
Ингуши оскорблены притязаниями людей, которым они помогали, считая своими братьями, но реалии обнажили сущность чеченских парламентариев, а простые люди с двух сторон в этой ситуации могут стать заложниками грязных политических интриг господина Абдурахманова, подчеркивает Владимир Штейнбах, добавляя при этом, что превышение полномочий со стороны Рамзана Кадырова чревато опасностью для всех.

http://golosingushetii.ru/index.php/politica/2344-2013-03-12-12-20-54.html

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Эзам Катинеки Пнд, 05/10/2015 - 16:32

Интересно, когда и в какие времена входили не то, что Ачхой-Мартановский и Урус-Мартановский районы в состав Ингушетии, но даже один аул из Сунженского района. Господам Хартонову и Петраченкову (если конечно же таковые -есть)не дано судить о взаимоотношениях между двумя не братскими, а единым народом который по "воле" и желанию Ваших представителей (царской России) был раздвоен на два народа. Мы были, есть и будем едиными НАХЧО как бы и кто бы о другом не желал в нынешней Ингушетии, которая ни в 19-м веке, ни раннее не была расселена на нынешних территориях. И к сведению авторов и других любителей искажения реальности господин Жохар Дудаев который вы называете бандитом, не дал разгорется спорам вокруг Сунженского района. и по его наивности он, Сунженский район, и часть Малгобекского района (если не весь) остался (слава всевышнему временно) по ту сторону мнимой границы Нахчаматиан.

Пт, 12/07/2013 - 04:48

esli ya muzhuho ya chechenec ili ingush?ya vsegda schital sebya ingushom))chechenci moi bratiya.

Ср, 13/03/2013 - 22:01

Вот интересно, еще недавно я знал много мялхи, которые себя записывали ингушами и говорили на ингушском. Чеченцев в упор не призновали. С приходом Дудаева, словно всех с ног на голову поставили. Албаков Салман , бывший министр МВД ЧР при Дудаеве он вдруг стал чеченцем. Я работал с ним В Суде тогда он был ингушом, а потом стал вдруг чеченцем)))) Мне было смешно на все это смотреть. Сам Дудаев писалсяя ингушом потом вдруг стал чеченцем. Смешно и странно.Нравится постоянство в принадлежности. Сами не знают кто они . Бегают туда сюда.Определитесь вы,кто?

Ср, 13/03/2013 - 17:10

Сегодня людям парят мозги что типа ингуши ушли от чеченцев а ингушский язык это чеченский диалект. Вайнахи двигались с запада на восток, это чеченцы ушли от нас, мы никуда не уходили, последние 1000 лет мы живем на этих землях. А чеченцы которые ушли на восток и перемещались с народами Дагестана. Как могут ингуши жить на чеченских землях если это они ушли от нас на восток. Если судить по логике нухажиева то получается что англичане это отделившаяся от американцев часть а английский язык это диалект американского языка, ведь у нухажиева единственный аргумент это численность.

Ср, 13/03/2013 - 16:30

Я в начале 90 учился в Грозном. Тогда ичкирийские "преподаватели-историки" все время нам ингушам пытались доказать, что мы всего лишь один из тухкумом чеченцев. Или как они любили выражаться, ингуши это одна звездочка на флаге чечни, которой не хватает. Они тогда нас ингушей обвиняли то, что мы остались в составе России, называя нас ребенком который обнимает мать которая бьет нас. Сегодня эти же боевики(а отец главы "Всея чечни" открыто призывал нас всех к джихаду против России) но под другой маской обвиняет нас, что мы не достаточно про российски ведем себя. Даже был случай когда одна чеченка спросила время у ингушской женщины, то ответила 11 часов московского. На, что чеченка фыркнула, - Мало вам от России досталось? А вы еще и живете по московскому времени....
P.S. Хотелось бы обратится к владельцу сайта. Пожалуйста сведите к минимуму информацию из соседнего субъекта. Такое ощущение, что у нас нет никаких проблем кроме чеченов. У нас хватает своих проблем. Зачем голову засорять еще чужими? Пишите о республике по больше, о стройках, о благотворительности, здравоохранении, образовании.....

Ср, 13/03/2013 - 08:58

Я ингуш.Ингуши на Кавказе всегда были миротворцами и благородными людьми большинство. И я полностью согласен с этим экспертом, после распада СССР как разделились так надо оставить границы. Зачем поднимать давнюю историю,это может далеко завести, если копать глубже то чеченцы окажутся не на сегодняшних землях а в горах.Когда над Россией нависают новые внешние угрозы руководство Чечни пытается расшатать обстановку, эта ситуация на руку врагам России.Меня удивляет не благодарность некоторых чеченцев которые подняли этот вопрос, весь бандитизм идет от туда Ингушетия больше всех всегда мучилась из за такого соседства но не смотря на это помогли беженцам когда их зажали со всех сторон.

Ср, 13/03/2013 - 08:48

дуккхамавахарг пожалеет, что связался с ингушами. Ничего, посмотрим. Отдвайте Серноводск, Асиновскую, Бамут не надо было их отдавать

Ср, 13/03/2013 - 08:45

к1езигаваха Абдуренныйхманова на кол. палачи собственного народа захотели кровушки.

Ср, 13/03/2013 - 08:42

До войны Грозный строили ингуши, возгдавлявшие правительство, восстановленный Грозный-сити принадлежит ингушам.Бедные чеченцы устали от насилия чеченских властей и просятся в Ингушетии на ПМЖ

Асланбек100 Втр, 12/03/2013 - 23:15

Я Чеченец, и я за то, чтобы все оставить как есть сегодня,....даже если мне это ненравится.
Оставить и закрепить, проблем что-ли мало. Я то в Европе, а вот вас,которые дома, стравят как собак между собой.

Пт, 13/09/2013 - 12:35

Я тоже чеченец,и я тоже за то,чтобы все оставить как было раньше,потому что этот спор не приведет нас не к чему хорошему.Он приведет к кровопролитию зметьте бедных слоев населения.Лично я желаю только братских отношений с соседями.Далла тьяхи бертки иойла вай!111

Челентaно Втр, 12/03/2013 - 23:01

Лучше даже не скажем мы, ингуши. Все подчёркивают предательство по отношению к нам. Вейн дик урок хуге цог1!

magoma Ср, 13/03/2013 - 01:00

много уроков

магич66 Втр, 12/03/2013 - 22:32

для них слишком много небывает

Втр, 12/03/2013 - 22:23

ну абдурахманов погоди..............

Ср, 13/03/2013 - 07:54

Абдурахманов взрослый человек,а ведет себя как недоумок и марионетка!!!

Ср, 13/03/2013 - 01:17

Чеченцы (нохчи тейпы) проживающие в ингушетии

Мeлхи (из Чеченского тукхума)
1) Акиевы из Аршты, Слепцовска, Чемулга- аккинцы
2) Албаковы из Аршты, Слепцовска, Чемульга
3) Альдиевы из Арштов, Чемульга, Слепцовска
4) Албастовы из Аршты, Слепцовска, Чемульга
5) Алирговы
6) Алхастовы из Аршты
7) Амриевы
7 а) Анзоровы из Аршты
7 б) Арсаевы из Аршты
Cool Бадурговы
9) Байсаровы
10) Бациевы
11) Бехоевы
12) Гадамаури
13) Гелагиевы
14) Гелогаевы
15) Гелаевы
16) Гойсултановы
17) Дарчиевы
18) Джуколаевы
19) Дзейтовы из Аршты, Чемульга и Слепцовск
20) Магиевы
21) Мальсаговы из Чемульга
22) Махаури
23) Маматовы из Средних Ачалуков
24) Мелхастхоевы — Мелхистоевы
25) Султановы — проживают в Мужичах и Новом Реданте.
26) Сигаури
27) Тонкиевы - Танкиевы из Аршты
28) Утужевы - выходцы из Малхисты, проживают в Кантышеве
29) Хасиевы из Кантышева
30) Хациевы
31) Хилдихароевы — Хилдыхароевы
32) Черсиевы
33) Ферзаули
34) Хаяури
35.Хулаговы- аккинцы

Мохлой (Выходцы из Чечни, Т1ерлой, основали села: Мохале)

1) Антошкиевы из Экажева
2) Бузуртановы из Галашек и Назрани
3) Дударовы из Назрани
4) Дзейтовы из Али-Юрта
5) Марзабековы
6) Махлоевы — Махулоевы.
7) Ногоевы из Экажеве - птр. Антошкиевых
Cool Хутиевы из Сурхахи

Ж1архой (выходцы из тейпa Дишни, основали села: Джейрах, Фуртог, Пхьамет, Озми)
1) Аликовы - птр. Ахриевых
2) Ахриевы
3) Бимарзиевы - птр. Боровых
4) Боровы
5) Льяновы
6) Хаблиевы птр. Боровых
7) Хаматхановы
Cool Цуровы

Орстхой Чеченскйы тукхум

1) Аксаговы (Эса н.) из Долаково - Мержой
1 а) Акбиевы из Сагопши - птр. Гандалоевых - Г1ондалой
1 б) Арсамаковы из Экажева - птр. Фаргиевых - Белхарой
2) Актомировы из Экажева—Мужахой
3) Алихановы, проживающие в Насыр-Корте и Назрани, — Мужахой.
3 а) Амерхановы из Яндырки - Г1алай
4) Базгиевы кантышевские — Белхарой
5) Бариевы (Бориевы) - Ц1ечой
6) Баталовы разного происхождения: Сагопшинские — птр. Кориговых (Мамиевых) - Белхарой
7) Белхароевы - Белхарой
Cool Батаевы — Батай-н., выходцы из аула Эрзи, - Орстхой
9) Берсановы — Ц1ечой
10) Божиевы — птр. Батаевых. - Орстхой
11) Боковы — Буокой
12) Булгуевы — Белхарой
12 а) Булгучевы - Белхарой
13) Велхиевы - Мужахой
14) Гажароевы - ГIажарой — Ц1ечой
15) Галаевы — Галай
16) Галихановы - (Гелихановы) - Белхарой
17) Гандалоевы - Г1ондалой
18) Ганиевы из Галашек и Назрани — Мужахой
19) Гардановы — Ц1ечой
20) Гаркуевы - Мержой
21) Гемиевы.- птр. Алихановых — Мужахой
22) Говороджевы (Гараводжевы) - Ц1ечой
23) Горчхановы (Гарчхановы) — Ц1ечой
24) Гудиевы разного происхождения: В Мужичах, Алхастах, в Али-Юрте и Назрани проживают Гудиевы, птр. Хашиевых - птр Булгучевых - Белхарой
25) Губаевы — Ц1ечой
26) Гушлакиевы - Мержой
27) Даурбековы (Доурбековы) разного происхождения: Яндырские, ачалукские, плиевские, назрановские, коскемские - Г1алай
27 а) Дзейтовы из Нижних Ачалуках и Яндырки - Г1алай
27 б) Джакаевы (Джакиевы) - в братстве с Дакаевыми из Закан-Юрта в Чечне — ялхаройцы, проживают в Сурхохах и Экажеве - Ц1ечой
27 в) Джаниевы разного происхождения: проживающие в Алхастах - Мужахой
27 г) Джантемировы разного происхождения: проживающие в Алхастах,— Ц1ечо
27 д) Дербичевы из Алхастов - Мержой
28) Дошлакиевы — Ц1ечой
28 а) Дорильский — от Доурбековых - Г1алай
28 б) Долтмурзиевы из Гамурзиево и Барсуков — Г1алай
29) Елхароевы то же, что и Ялхароевы — Ц1ечой
30) Зармотовы (Зормотовы) - Дзармотовы из Назрани — Мужахой, Гамурзиевские - Г1алай
31) Зарахматовы - Ц1ечой
32) Имиевы — Ц1ечой
33) Иналовы разного происхождения: проживающие в Плиево — Ц1ечой
34) Касильговы - Ц1ечой
35) Китиевы - Мужахой
35 а) Киевы из Яндырки - Белхарой
36) Кориговы — Белхарой
37) Кузьговы - (Кузиковы) - Мержой
38) Куртоевы - проживающие в Сагопшах - Белхарой, в Алхастах — Мужахой.
39) Мазиевы - Ц1ечой
40) Мамиевы - Белхарой
40 а) Мейриевы разного происхождения: в Галашках проживает птр. Булгучевых (Мейриевых) - Белхарой
41) Мержоевы — Мержой
42) Мосиевы — Мужахой
43) Мужухоевы — Мужахоевы - Мужахой
43 а) Мургустовы из Алкуна и других поселений на Ассе — Мургустовы — Алихановы - Мужахой
44) Мусаевы — Мержой
45) Мусиевы разного происхождения: долаковские - Ц1ечой; Мусиевы — из Назрани — Мержой;
46) Мусоевы — Мержой
47) Опиевы — Ц1ечой
48) Сакаловы плиевские — птр. Горчхановы — Ц1ечой
49) Сосуркиевы (Сусаркиевы) - Мержой
50) Сулимановы — Ц1ечой
51) Татриевы разного происхождения: проживающие в Сагопшах и Малгобеке Татриевы — Буокой
51 а) Тамбиевы разного происхождения: из Алкуна и Слепцовской — Ц1ечой.
52) Точиевы из Сурхахи и Галашек - Ц1ечой
53) Тютюниковы - Г1ондалой
54) Умаевы — Ц1ечой
55) Фаргиевы — Белхарой
56) Хантыговы — Мержой
57) Хашиевы —птр. Булгучевых — Белхарой
58) Хевхароевы (Хайхароевы) - Хьевхьарой
59) Цечоевы — Ц1ечой
60) Цокиевы - ЦIойга-н. — Г1алай
61) Экажевы - Ц1ечой
62) Эльдихановы — Мужахой
63) Эльжаркиевы — Ц1ечой
64) Эмиевы - Ц1ечой
65) Эскиевы — Мержой
66) Юсуповы — Мержой

честный орстхо Ср, 13/03/2013 - 16:47

А КТО -ЭТО РЕШИЛ, ЧТО ОНИ, Т.Е. ОРСТХОЙ, ЧЕЧЕНСКИЙ ТУКХУММУКХУМ, Я НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ТАКИМ И НИКОГДА ОРСТХОЙ НЕ БЫЛИ ЧЕЧЕНЦАМИ И НЕ ПРИЗНАЮТ СЕБЯ ЧЕЧЕНЦАМИ, ВАМ ПРОСТО ВЫГОДНО СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ ОРСТХОЙ ПРИПИСАТЬ К ЧЕЧЕНЦАМ, ТАК КАК ВАМ НАДО ЗАКРЕПИТЬ ЗА ЧЕЧНЕЙ ВСЮ РАВНИННУЮ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧНИ, А -ЭТО НЕ МАЛАЯ ТЕРРИТОРИЯ, В НЕЕ ВХОДЯТ РАЙОНЫ АЧХОЙ-МАРТАНОВСКИЙ, УРУС-МАРТАНОВСКИЙ, ГРОЗНЕНСКИЙ, ВСЕ ЭТИ РАЙОНЫ ОРСТХОЙСКИЕ-ЭТО ФАКТ.
НО СЕГОДНЯ ОРСТХОЙ СОХРАНИЛИСЬ ТОЛЬКО СРЕДИ ИНГУШЕЙ, ДАЖЕ СОХРАНИЛИСЬ ИЗНАЧАЛЬНО ФАМИЛИИ ОРСТХОЙЦЕВ, А СРЕДИ ЧЕЧЕНЦЕВ ОРСТХОЙ РАСТВОРИЛИСЬ, ПОКАЖИТЕ МНЕ ХОТЬ ОДНОГО ОРСТХОЙЦА В ЧЕЧЕНСКИХ СЕЛАХ, КОТОРЫЕ ПИШУТСЯ, НАПРИМЕР КОРИГОВЫМИ, БЕЛХАРОЕВЫМИ, БУЛГУЧЕВЫМИ, МЕРЖОЕВЫМИ, ЦЕЧОЕВЫМИ И Т.Д. ИХ ПРОСТО НЕТ...

Ср, 13/03/2013 - 11:10

Да это почти все Орстхой.

Ср, 13/03/2013 - 10:38

Всю жизнь считал себя ингушом. Судя по этой писанине, я оказывается чечен.......??????

Ср, 13/03/2013 - 10:35

Ты забыл про мой тейп. У тябя здесь не указаны Костоевы, Хамхоевы, Мальсаговы..... Надо было и их вписать в этот список. Ты же все остальные ингушские фамилии перечислил как чеченский тукхумы.......

Ср, 13/03/2013 - 10:31

С каких это пор Оарстхоевцы,Маьлхи,Аьккхи,стали выходцами из чеченцев.Да, маьлхи и оарстхой покакать на одном гектаре с нохчи гнушались,что ты придумываешь.Эти три этноса были буфером между г1алг1ай и нохчи.Да, сегодня мы пищемся ингушами,чеченцами но, это не значит,что мы г1алг1ай, или, тем более, нохчи,мы не забываем кто мы есть,хотя с уважением относимся и к тем и к другим и роднимся. Р.С. А Барзаговы,Устильговы где- Маьлхи? А Таркоевы,Хучбаровы где-Мержой? Это я так.

Эзам Катинеки Пнд, 05/10/2015 - 16:44

Откуда ты такой смелый взялся. Видать не нужно мужество. вот так сидеть по ту сторону монитора и оскорблять целую нацию. Тебя точно какой нибудь чеченец обосрал. Мудак ты, а не мужик.

Ср, 13/03/2013 - 14:21

Г1улой выходце из Мереджи основатели( г1ула) (г1у) переводится как засов ( находится на границе Ингушетии, Чечни и Грузии. Имеют свои родовые башни в обоих поселениях, часть из которых полностью разрушена. Мереджи большая часть комплекса была разрушена во время кавказской воины Г1ул полностью был разрушен и сажен перед депортацией ингушей в Казахстан 42-43г с частью поселенцов.В основном они живет сунженском районе Ингушетии также часть изних живет в Чечне . Фамилии
Гулоевы ,Гулиевы, Хучбаровы,Бекботовы, Нагадиевы,Мержоевы,Гациевы,Базиевы,Эспиевы, (встречаются похожие фамилии в других тейпах). Относят себя к Мержой к обществу Орстхой

Ср, 13/03/2013 - 13:58

Г1улой выходце из Мереджи основатели( г1ула) (г1у) переводится как засов ( находится на границе Ингушетии, Чечни и Грузии. Имеют свои родовые башни в обоих поселениях, часть из которых полностью разрушена. Мереджи большая часть комплекса была разрушена во время кавказской воины Г1ул полностью был разрушен и сажен перед депортацией ингушей в Казахстан 42-43г с частью поселенцов.В основном они живет сунженском районе Ингушетии также часть изних живет в Чечне . Фамилии
Гулоевы ,Гулиевы, Хучбаровы,Бекботовы, Нагадиевы,Мержоевы,Гациевы,Базиевы,Эспиевы, (встречаются похожие фамилии в других тейпах). Относят себя к Мержой к обществу Орстхой.

Ср, 13/03/2013 - 09:35

Ингуши это народ который если сравнить с чеченцами не так сильно ассимилировались. Надо жить со всеми народами в мире и дружбе. Но это не значит, что всяким дукхаМавахариг и прочие вчерашние боевики, а сегодня герои России, должны указывать нам кем себя называть. Ни при каких условиях, ингуши(а тут половина ингушских фамилий)не будут себя называть нохчи. Я не хочу быть в графе национальность со всякими бено!!!
Чувствуется чечены насмотрелись фильмов про Османскую империю. Не быть тебя Рамзан Султаном Сулейманом, а тебе дукМаваха-паша визирем!!!

Ср, 13/03/2013 - 09:15

какой Чеченские тейпы,ты в своем уме ?всю Ингушетию написал

Ср, 13/03/2013 - 09:42

Вот прикольный список фамилий)))) ладно орстхоевцев перетянул,хотя говорят они на ингушском(считают себя ингушами),еще умудрился приписать ингушей-выходцев из Горной Ингушетии:Льяновы,Хаматхановы,Боровы и прочее. Типичная "абдурахмановская" белеберда...

Ср, 13/03/2013 - 09:14

Уважаемые нахи, вас втягивают в полемику всякие провокаторы, которым до нас вовсе нет дела, просто выполняют поставленные перед ними задачи. О каких Ингушах и Чеченцах вы толкуете!? Эти два клейма закрепились за нами лет 200-250 назад. Кем мы были до того!? Не тукхумы чеченцев и не тейпы ингушей, а отдельно сосуществующие племена. Не перетягивайте Орстхой, Мялхи, Терлой, Акхи, и т.д. Они так же имеют свою историю, плохую или хорошую, не имеет значения, главное-свою и древнюю.

Ср, 13/03/2013 - 08:58

ПРЯМОЙ ПУТЬ

Экскурс:

МНЕНИЯ:

.

Цитата:
В 20-х гг. ХХ в., после установления на Северном Кавказе Советской власти, Мержоев Мус из с. Сагопши со всей своей семьей (имея четырех взрослых женатых сыновей и дочерей) из-за угрозы раскулачивания переселился в с. Катыр-Юрт современного Ачхой-Мартановского района Чечни. В то время в Катыр-Юрте жили представители ингушских фамилий Дидиговы, Оздоевы, Евлоевы, Цечоевы, Боковы, Галаевы и др.

Приводим генеалогию Мержоева Мусы:

Г1аьнаж
Ї
1умар
Ї
Мусост
Ї
Баймарз
Ї
Моз
Ї
Туж
Ї
Мус
Ї Ї Ї Ї
Маси Яси 1абси Шамси
Ї Ї Ї Ї
Шарип
Ї Ї Ї
Увайс Магомед Ахмед
Ї Ї
Мусли Зелимхан

Сыновья Мусы носили фамилию Мусаев по имени отца. Три барата, сыновья Мусы, Яси, 1абси и Шамси родились в один день. Яси был председателем сельсовета Катыр-Юрта. Шамси был председателем колхоза.

В начале 30-х годов силой закрывались мечети, часто их сжигали, превращали их в клубы, склады, заводы и т.д. В Чечено-Ингушской автономной области операцией по закрытию мечетей руководил начальник НКВД Богданов.

В день пятничной молитвы в Катыр-Юрт пришли работники НКВД (более 120 человек во главе с Богдановым) для того, чтобы закрыть мечеть. Богданов приказал прямо с молитвы выгнать из мечети молящихся и работники НКВД на конях въехали в мечеть, и, в присутствии Мусаева Яси, начали выгонять стариков из мечети, избивая их плетьми.

Не ожидавщий такого поворота событий, не выдержав жестокого обращения со своими односельчанами, Яси решил пойти на отчаянный шаг, чтобы сохранить честь и достоинство свое и односельчан.

Он попросил Богданова, который восседал на коне, наклониться к нему, чтобы ему что-то сказать. Богданов ответил: «Говори так». «Я не хочу, чтобы это слышали другие, – ответил Яси. – Мне нужно тебе что-то сказать по секрету на ухо».

Богданов наклонился к Яси. И тот в это время, схватив Богданова за голову левой рукой, правой рукой, выхватив кинжал, одним махом отрубил ему голову. После этого началась перестрелка между милиционерами и братьями Яси и 1абси, который в тот день находился в мечети.

К ним присоединились еще несколько человек. Они отчаянно дрались, убили несколько десятков милиционеров. Шамси, услышал об этом, прибежал к ним на помощь и присоединился к ним, сказав: «Мы родились в один день и умрем в один день».

В том сражении было убито около ста милиционеров. Так три брата погибли в один день, отстаивая свою честь и достоинство. Милиционеры не разрешили хоронить трупы братьев, увезли их, и до сих пор не известно место их захоронения. В конце 30-х гг. Советской власти Яси, 1абси и Шамси были оправданы. Про них была написана песня и ее часто исполняли по радио. Вот несколько строк из этой песни: «Богданов корт баьккахр Муси Яси вецаре? Къаман сий даьккхар Муси Яси вецаре?…» (красавчик )

Потомки братьев Мусаевых сегодня составляют большую фамилию и проживают в Грозном и в Катыр-Юрте. В Ингушетии наиболее близкими Мусаевым являются Дербичевы, Мержоевы и Хантыговы. Дочь Яси Мусаева Гулаз является бабушкой по матери известного предпринимателя Идриса Евлоева. Этот рассказ записан с ее слов автором в 1990 г.

Кроме выше названных в Ингушетии проживают Мержоевы под фамилиями Сусуркиевы, Гулиевы, Иналкаевы, Атабаевы, Хамзатовы, Кузиговы, Таркоевы, Гушлакаевы, Гучиговы.

В Чечне Мержоевы проживают в с. Борзой в Шатойском районе (Бичаловы, Рабуевы, Галоевы), в с. Атаги (Дикаевы, Юнусовы, Ибрагимовы), в с. Валерик (Солсабековы, Ибрагимовы, Гулоевы), в с. Катыр-Юрт (Патархановы, Базуркаевы, Мусаевы), в г. Хасавюрт (Парчоевы), в с. Кулары (Кинтаевы), в с. Шалажи (Шабазовы), в с. Ачхой-Мартан (Амирхановы, Гаджаевы, Хидаевы, Юсуповы).

В XVIII в. в связи с усилением позиций царизма на Кавказе и активизации его внешнеполитических действий в этом регионе, начинается новый этап в формировании терского казачества. Именно тогда было положено начало планомерному насаждению на землях горцев казачьих поселений, игравших роль аванпостов самодержавия в деле угнетения народов Кавказа. Тогда же чеченцы начинают покидать левобережье Терека.

В 1711 г. на берегу Терека закладываются станицы Старогладовская, Щедринская, Курдюковская и Червленная. В 1735 г. основаны станицы Каргалинская, Дубовская и Бороздинская. Несколько раньше, в 1729 г. возникла станица Щелковская. А в 1735 –1739 гг. сооружением крепости Кизляр и укреплений по Тереку началось строительство Кавказской укрепленной линии. В 1763 –1769 гг. она была продолжена до Моздока, а в 1784 г. русские укрепления появились уже по Военно-Грузинской дороге, где была заложена крепость Владикавказ. Для укрепления кордонной линии в 1769 г. по указанию Екатерины II на Терек была переведена часть волжских и донских казаков, основавших станицы Галюгаевскую, Наурскую, Ищорскую, Мекенскую и Калиновскую. В 1776 – 1785 гг. сюда же переселена новая группа казаков с Волги и Хопера. В 1783 – 1786 гг. на Кавказе были поселены 1250 крестьян из Центральной России. Всего же к концу 80-х годов XVIII в. на Кавказе было основано 34 новых поселений с общим количеством жителей в 30 тыс. чел. Таким образом, «испытав (как говорилось позже в одной из записок наместнику Кавказа. – Авт.) на деле всю бесплодность борьбы с чеченцами», русские колониальные власти «прибегали к коренной русской исторической системе заселения окраин государства».

Заселение горских земель выходцами из России продолжалось и в XIX в. Этот период ознаменовался не только уничтожением огромного числа горцев в ходе истребительной Кавказской войны, но и значительным сокращением контролируемой ими территории. Уже в начале XIX в. предпринимались первые шаги по перенесению русской кордонной линии на правый берег Терека. «Лучшею защитой от набегов… чеченцев было перенесение оборонительной линии с Терека на Сунжу, - пишет проф. П. И. Ковалевский. – Этот план принадлежал еще Цицианову, осуществить же его удалось только Ермолову. В эти места по Сунже просили разрешения переселиться ингуши…». Хотя ингуши заняли тогда только крайние земли западной части Терско-Сунженского междуречья чеченцы, тем не менее уже начали терять контроль над ним и переселяться на правый берег Сунжи. В 1818 –1819 гг. в результате карательных экспедиций генералов Сысоева, Грекова и полковника Вельяминова значительная часть этой территории верхней и средней части Сунжи была обезлюжена, и чеченцы начали уходить в горы. В 1818 г. на месте уничтоженных чеченских аулов Сарачан-Юрт, Кули-Юрт, Старая Сунжа, Алхан-Чу, Жим-Чечан и Соьлжа-юрт генерал Ермолов возвел на Сунже крепость Грозную. В это же время он совершил ряд экспедиций в Ауховскую Чечню. О результатах этих экспедиций генерал В. Потто писал, что «Кумыкская плоскость в несколько дней была совершенно очищена от… чеченцев». В XIX в. царская колониальная администрация вводит на покоренных землях военно-колониальное управление. Карабулаки попадали в одно управление с ингушами в связи с близостью их земель к крепости Владикавказ. К примеру, в 30-е годы XIX в. карабулаки, как назрановцы и осетины, подчинялись владикавказскому коменданту, в отличие от плоскостных чеченцев, подчиненных чеченскому приставу.

К тому времени численность чеченцев составила 162 тыс., карабулаков – 15 тыс. (и 2 тыс. галашевцев), ингушей – 20 тыс. человек. Подчинение чеченцев, карабулаков, галашевцев и ингушей различным военно-колониальным ведомствам стало приводить к тому, что карабулаков и галашевцев стали иногда формально причислять к «племени ингуш», проводя границу между чеченцами и карабулаками по реке Фортанге. Позже, во время военных действий, карабулаки, ингуши и осетины были включены в границы Военно-Осетинского округа.

Карабулаки и галашевцы решительно отказывались подчиняться военно-колониальному режиму и вместе с чеченцами постоянно участвуют в освободительной войне, объединяясь с чеченцами во все политические, военные, государственные союзы.

В начале 40-х годов XIX в. карабулаки и галашевцы вошли в состав имамата Шамиля. Согласно местным источникам, в этом государстве Чечня состояла из округов-вилайетов Аух, Мешки (Мичик и Ичкерия), Шали-Герменчик (Большая Чечня), Шубут-Чабирла (Шатой, Шарой и Чеберлой), Гехи (Малая Чечня), Арштхой (Карабулак) и Галай (Галашки). Общества Арштхой и Галай в имамате входили в область Гехи, т.е. Малую Чечню, вместе с горной зоной. Западная граница Чечни в имамате определялась средним течением реки Ассы и верховьями Сунжи. Русские источники включали земли карабулаков в Малую Чечню, выделяя отдельно лишь горное Галашевское общество. С начала 40-х годов XIX в. на плоскостных землях вайнахов происходят постоянные миграции населения, связанные с военными действиями. Аулы и хутора повстанцев уничтожались царскими войсками, оставшиеся в живых чеченцы и карабулаки скрывались в лесах и горах Чечни. Много чеченцев было и в Галашках. На месте уничтоженных или изгнанных чеченских и карабулакских аулов строились царские крепости и казачьи станицы. С 1842 г. после постройки укрепления при Сераль-Юрте, а затем с постройкой укрепления на р.Ассе было положено начало т. н. «передовой чеченской линии».

В 1845 – 46 гг. была образована Сунженская линия, а в построенных землях карабулаков станицах поселены казаки 1-го Сунженского полка (со штаб-квартирой в станице Сунженской, совр. Орджоникидзевская). В 1854 г. царский полковник Де-Саже писа: «Система войны против кавказской природы и сынов ее избрана была верно. Каждый наступательный шаг отрезывал горцам безвозвратно кусок их родной земли. Так покорены Малая Чечня и Галашки. На всех этих местах поселены казаки, устроены укрепления с штаб-квартирами полков…». На месте карабулакского аула Энахишка в 1819 г. было построено укрепление Преградный стан, позже в 1846 г. основана станица Михайловская (совр. Серноводская), на месте карабулакского аула Обург-Юрт – Волынское укрепление, а позже в 1845 г. станица Троицкая. На месте карабулакского селения Дибир-Юрт построены в 1845 г. станица Покровская (более поздние названия станицы – Сунженская, Слепцовская – совр. Ст. Орджоникидзевская), ставшая штаб-квартирой 1-го Сунженского полка. В 1847 г. на месте карабулаксого аула ГIажарийн-юрт сооружена станица Нестеровская. В 1847 г. на месте карабулакского аула Эха-Борзе – воздвигнута ст. Ассиновская. И далее: сел. Алхастие (карабул.) - ст. Федмаршальская (1860 г.).); сел. Мохьмад-юрт (чеч.-кум.) – ст. Магомед-юртовская (1847 г.) – Вознесеновская; сел. Элдархан-юрт (карабул.) – ст. Карабулакская (1851 г.); сел. СемаIашкие (чеч.) – ст.Самашкинская (1851 г.); сел. Заки-юрт (чеч.) – ст. Закан-юртовская (1851 г.) – Романовская; сел. Iалхан-юрт (чеч.) – ст. Алхан-юртовская (1851 г.) – Ермоловская – совр. Алхан-Кала; сел. Бас-юрт (чеч.) – ст. джалкинская (1860 г.) – Ильинская; сел. Чурт-тогIе (чеч.) – ст. Петропавловская (1856 г.); сел. Мамакхин-юрт (чеч.) – Мамакаевская, соврем. Ст. Первомайская; сел. Бамут (караб.-чеч.) – укрепление Бамут; сел. Iашхойн-Марта (караб.-чеч.) – укрепление Ачхоевское; сел. Шахьгирийн-эвла (чеч.) – укрепление Воздвиженское и т.д.

После образования в 1845 г. 1-го Сунженского полка та часть карабулаков и чеченцев, что сохранилась на завоеванной территории Малой Чечни, подчинялась русскому приставу, который в свою очередь подчинялся начальнику Верхнесунженской линии.

После восстания ингушей 25 мая 1858 г., вызванного административным гнетом, произвольным укрупнением аулов и уничтожением хуторной системы, они были лишены всех былых привилегий. На месте ряда выселенных в наказание ингушских селений царское командование основало следующие казачьи станицы: сел. Ангушт (инг.) – ст. Татарская (1859 г.); сел. Ахки-юрт (карабул.- инг.) – ст. Сунженская (1859 г.); сел. Шолхи (инг.) – хутор Тарский (1867 г.); сел. Таузен-юрт (инг.) – ст. Воронцово-Дашковская (1861 г.). Казакам были отданы земли выселенных карабулаков и галашевцев. На месте с. Галашки была основана ст. Галашевская, на месте карабулакского аула Даттах – ст. Даттыхская, на месте аула Мужичи – хутор Мужичий. Казаки не смогли использовать малоплодородную землю этих мест и ушли, однако эти земли оставались в собственности казачьего войска.

Кавказская война, продолжавшаяся на Северо-Восточном Кавказе до 1859 г., унесла жизнь не менее 200 тыс. чеченцев. Начав войну в 20-х гг. XIX в. с почти 200-тыс. населением, страна закончила войну через 25 лет с 130-тыс. количеством людей. Но это еще не было концом этнической трагедии.

В результате «реформ» царизма на Северном Кавказе народы Чечни и Ингушетии были стеснены на небольшой территории, где невозможно было ведение производящего хозяйства. Поэтому часть чеченцев и карабулаков предполагалось поселить в бывшей Малой Кабарде (совр. Малгобекский район), однако эти планы не были осуществлены. Вайнахов стали провоцировать к уходу из разных мест за границу. Началось переселение чеченцев и карабулаков в Турцию.

В 1865 г., за два летних месяца, 5 тыс. чеченских семей или 23057 человек ушло в Турцию. Переселение организовали бывший начальник Чеченского округа ген.- м. Муса Кундухов и наиб Урус-Мартановского участка майор Османов Сайдулла (бывший наиб Шамиля в Малой Чечне). Из этих 5002 семей переселенцев-чеченцев, около 1,3 тыс. семей было из общества Карабулак и около 300 семейств ингушей (назрановцев). Уже в том же 1865 г. мухаджиры писали великому князю Михаилу Николаевичу: «из нас… погибла одна треть». Судя по этим данным в Турции осталось в живых около 15.000 чеченцев (под чеченцами в данном случае имеются в виду также карабулаки и ингуши).

Из них на родину вернулось в 60-70-е годы XIX в. 5857 вайнахов, другая небольшая часть вернулась только после войны 1877-78 гг. В 70-х годах XIX в. в Турции оставалось около 10-12 тысяч человек чеченцев. Ныне же их численность приближается к 40-50 тысячам.

Вайнахское население, проживающие ныне в Турции, Сирии, Ираке, Иордании, Палестине, Иране и т.д., осознавало себя (и осознают до сих пор) чеченцами. Так же как в глазах окружающих их турок, арабов, адыгов, они все предстают чеченцами («шешен») и называют себя этнонимом «нохчийн/нахчой», разделяясь лишь на тайпы: беной, чIинхой, арштхой, зандкъой, мержой, аьккхий, гIалгIай и т.д.

Подобное самосознание вех этнических групп – выходцев из Чечено-Ингушетии на Востоке не только результат проживания на чужбине. Осознание вайнахами себя единым этносом – чеченцами с общим самоназванием «нохчийн/нахчой» зафиксировано еще в 70-х годах XIX в. этнографом Умалатом Лаудаевым.

По крайней мере в до советское время термин «вайнах» как этноним – самоназвание чеченцев и ингушей не зафиксирован ни в одной книге, ни в одном документе, ни в одной песне или илли. В памятниках устного народного творчества фиксируется лишь один общий этноним – «нохчий».

Карабулаки, частично возвращавшиеся ввиду не выносимых условий из «единоверной» Турции на родину, в 70-х годах XIX в., расселялись в различных селениях Чечни и Ингушетии, ввиду того, что их родные аулы были уничтожены царизмом. К примеру, карабулаки из тайпа мержой, жившие до преселения в Турцию на хуторе Гази юрт, рядом с Бамутом (совр. Хутор Веселый – Маьлхийн кIотар), после возвращения поселились в Ачхой-Мартане, именуя себя чеченцами.

А карабулаки из тайпа ГIандалой, вернувшись из Турции в 1872 г., поселились в с. Насыр-Корт, откуда перешли в с. Сагопш, «став» ингушами. В течение 1874 г. ряд прошений о возвращении подали чеченцы, ушедшие в Турцию из с. Валерик, Урус-Мартан, Котар-юрт и др. К 1894 г. в Ачхой-Мартане из 730 дворов 157 семейств составляли возвратившиеся из Турции. Но вместе с тем после 1865 г. и до 1914 г. Чечню покинуло еще не менее 1,5 тыс. семейств, главным образом в Османскую империю.

В настоящее время представители артшхоевского тайпа чеченского народа проживают в Гудермесском, Ножай-Юртовском, Шалинском, Грозненском, Урус-Мартановском, Ачхой-Мартановском, Сунженском и Наурском районах Чеченской республики и Хасав-Юртовском районе Дагестана. Представители же арштхоевских фамилий ингушского народа проживают в Пригородном, Назрановскоми Малгобекском районах Ингушской республики.

Теперь несколько слов об административном устройстве чеченцев во II половине XIX в. Этот вопрос также непосредственно связан с проблемой расселения. 20 февраля 1860 г. была образована Терская область, Чечня была поделена на Чеченский, Аргунский, Ичкеринский, т.н. военно-народные округа, и Ауховское наибство. Часть чеченцев вместе с кумыками проживали в Кумыкском округе, незначительная группа находилась в подчинении царских властей в Грузии (малхистинцы и майстинцы).

Ингуши вошли в состав Военно-Осетинского округа вместе с осетинами и частью сунженских казаков.

Граница между Чеченцами и Военно0Осетинским округами прошла по р. Фортанге.

В 1862 г. Терская область была поделена военные отделы. В Западный отдел вошли Кабардинский, Осетинский и Ингушский округа, в Северный отдел Чеченский, Ичкеринский и Аргунский. Часть чеченцев (ауховцы) вошли в Восточный отдел Терской области. Ингушский округ в сою очередь делился на Назрановский, Горский и Пседахский участки.

В 1866 г. по распоряжению царского начальства, аккинцы и мереджинцы были отделены от Ингушского округа и подчинены управлению Аргунского округа, «как вследствие одноплеменности с населением последнего, так и потому, что по месту своего жительства они ближе находятся к центру управления его (подчеркнуто нами. – Авт.)». В свое время общества эти оказались было вне административных границ Чечни по мере завоевания этих территорий (аккинцы и мержоевцы были завоеваны в 1858 г. и подчинены Военно-Осетинскому округу).

Вскоре в Терской области опчть меняется административно-территориальное деление. Чечня была разделена теперь на Грозненский, Аргунский, Веденский, Хасав-юртовский (вместе с кумыками) округа, а Ингушетия, вместе с Осетией, частью Чечни и казаками вошла во Владикавказский округ. В 1905 г. ингуши добились выхода из подчинения Сунженского казачьего отдела и образования Назрановского округа.

Таким образом, общая граница между Чечней и Ингушетией во второй половине XIX – начале ХХ вв. шла только по горной части, а на равнине между чеченцами и ингушами были вклинены казачьи наделы по рр. Ассе и Сунже.

Интенсивное заселение земель, покинутых переселенцами в Турцию, началось еще в 70-80-е годы. Так, из горной Чечни переселились, к примеру, в Аршты, Бамут, Гази-юрт и др., чеченцы из Малхисты и Майсты. А в Галашки, на земли карабулаков-галашевцев переселялись жители горной Ингушетии: гIалгIай и цхьорой. Некоторые ингушские и чеченские селения возникли с разрешения начальства на арендованной казачьей войсковой земле, отнятой у карабулаков. Хутор Галашки образовали в 1887 г. выходцы из Хамхинского и Цоринского обществ (168 дворов), они же поселились в 1872 г. на хуторе Мужич (30 дворов), хуторе Алкун (49 дворов).

На хуторе Серали-Опиева (20 дворов) поселились в 1874 г. чеченцы из Цеч-Ахки Грозненского округа, (ЦIечу-аьхкие – прародина арштхойцев. – Авт.), и на хуторе Даттых в 1875 г. (62 двора).

Множество новых хуторов, населенных выходцами из чеченских и ингушских горных аулов, появляется в Ассиновском ущелье: Верхний Аршты, Нижний Аршты и др.

В 1895 г. во исполнение приказа начальника Терской области о запрещении проживания горцев одной национальности на землях другой, многие хутора были преданы огню, а население под конвоем отправлено по месту прописки. К примеру, из хутора Футуг 7 дворов ингушей и чеченцев были отправлены в Насыр-Корт и в Грозненский округ. Из хутора Нижний Аршты 27 дворов чеченцев и ингушей были выселены обратно. Обратно выселили также чеченцев и ингушей из Верхнего Бамута. В 1865 г. на землях Бековича-Черкасского, кроме Пседаха, Кескема (217 дворов) и Везешева возникли новые аулы – Сагопш (54 двора), Новый Ах-Борзой (87 дворов) и Чирикова. В Ах-Борзе жили остатки карабулаков, в Кескеме и Сагоши – ингуши (из ГIалгая), Чирикова и Везешева – ингуши-назрановцы, В Пседахе – чеченцы.

Кроме того, в Малой Кабарде, как мы уже говорили и выше, находились еще 69 дворов чеченцев из которых50 жили в собственном ауле князя Бековича-Черкасского.

В 1873 г. карабулаки из аула Ах-Борзой переселились из-за маловодья в Сагопши.

Во время переселенческой реформы в 60-е годы XIX в. из Малой Кабарды в селения Надтеречного наибства на «запасные» земли были выселены находившиеся там чеченцы, а в Назрановское общество – ингуши и карабулаки.

В 1866 г. здесь сохранялись только чеченское селение Пседах и ингушские селения Кескем и Сагопш.

Только после крушения самодержавия в боях против контрреволюционного казачества и белогвардейцев Чеченцы и ингуши отвоевывают часть своих земель, отторгнутых у них царизмом. В октябре 1920 г. было поднято антисоветское восстание в казачьих станицах Калиновской, Ермоловской, Закан-юртовской, Самашкинской и Михайловской. В ноябре 1920 г. Чечне были возвращены земли станиц Ермоловской, Романовской, Самашкинской и Михайловской. Ингушетии вернули земли станиц Сунженской, Аки-юртовской, Тарской, Фельдмаршальской. Около 25 тысяч казаков были переселены в 1920 г. в Терский округ (Ессентукский, Минераловодский, Прохладенский, Моздокский районы). На освобожденных горских землях указом ЦИК Горской АССР от 25 марта 1923 г. были поселены чеченцы и ингуши – переселенцы с гор, стесненные со времен окончания Кавказской войны острым малоземельем. 17 ноября 1920 г. была провозглашена в составе РСФСР Горская АССР, в которую входили 4 казачьих отдела и 5 национальных округов: Пятигорский, Моздокский, Сунженский, Кизляровский, Чеченский, Хасав-юртовский, Назарановский, Владикавказский, Нальчикский.

По состоянию на 20 января 1921 г. Горская АССР состояла из Кабардино-Балкарского автономного округа, Северо-Осетинского АО, Ингушского АО, Сунженского округа, Чеченского АО и двух самостоятельных городов – Грозный и Владикавказ. Часть территории ГАССР была передана в состав Терской губернии Северо-Кавказского края (Моздокский отдел), а другая вошла в состав Дагестанской АССР (Хасавьюртовский округ с ауховскими чеченцами и кумыками, в Кизляровский отдел).

30 ноября 1922 г. из состава ГАССР выделилась Чеченская Автономная область.

В Горской АССР оставались еще Владикавказский АО, Сунженский округ, Назрановский АО и город Владикавказ.

4 января 1923 г. были определены границы Чеченской Автономной области, вышедшей из состава Горской АССР. Чечне были переданы станицы Петропавловская, Горячеводская, Ильинская, Первомайская и хутор Сарахтинский Сунженского округа. Тогда же было принято решение о передаче г. Грозного Чечне, но это решение было заблокировано местными шовинистами, хотя все административные здания и учреждения области находились в городе.

В составе Чеченской АО было 6 округов (Гудермесский, Шалинский, Веденский, Надтеречный, Урус-Мартановский, Сунженский (Новочеченский) и один район – Петропавловский). Декретом ВЦИК 7 июля 1924 г. Горская АССР упразднена. В составе Северо-Кавказского края теперь находились Кабардино-Балкарская автономная область (АО), Северо-Осетинская АО, г.Владикавказ, Ингушская АО, Сунженский АО, Чеченская автономная область и город Грозный. В начале 1929 г. в Чеченскую АО вошли Сунженский округ и город Грозный. 11 февраля 1929 г. Новочеченский округ был включен в Сунженский округ. В составе округа находились станицы: Слепцовская, Троицкая, Карабулакская, Нестеровская, Вознесенская, Ассиновская; хутора Давыденко, Акки-юрт (ныне Чкалово Малгобекского района), Чемульга; аулы: (из Новочеченского округа) Ачхой-Мартановский, Асланбековский (совр. Серноводский) и Самашкинский. Центром области стал г.Грозный. В составе Чеченской АО были теперь такие округа: Сунженский, Урус-Мартановский, Шалинский, Гудермесский, Ножай-Юртовский, Веденский, Шатойский, Итум-Калинский, Галанчожский, Надтеречный, Петропавловский.

Ср, 13/03/2013 - 09:56

слово "нохчий" не встречается ни в одном историческом документе прошлых веков.это слово довольно молодое.
А глигви,гелы,гаргареи,кисты,глегаи,галгаи(жители башен,ингуши совр.) да и местность ГЕЛИЯ (страна башен)встречается во многих исторических источниках и эта страна есть на карте.

Ср, 13/03/2013 - 08:48

Что за бред. Купчи всю жизнь были ингушский придатком пока их ногайцы не поставили в согнутые положение. Орстхо

Ср, 13/03/2013 - 08:43

наглая брехня, лживое присвоение, а за тем ссылки на эту облагороженную ложь. Все те, кто говорил ях - это вей нахи, все бывшие г1алг1айские общества. Вся территория, где были башни и другая башенная архитектура, не была чеченской. Чечне 150 лет. Создатели: шамиль и его закулисные сили аьлий, кундухов и г1аскхий. У них у всех совпадали интересы по отношению к г1алг1ай.

Ср, 13/03/2013 - 15:07

Просто и ясно.

И соседям это ясно. Только истина им не нужна, им нужно сжить нас со света, и присвоить нашу историю, так как не на западе, не на востоке её нет.

Ср, 13/03/2013 - 08:42

и тут ты свою ересь разводишь Азамат Эрзанукаев? Доиграешься, что тебя скоро какой-нибудь психованный ингуш в очко поимеет и на видео это все заснимет. А вообще я думаю,тебя скоро под шумок просто прихлопнут, и давно бы это сделали, да вот ты слишком мелкая сошка, не хочется грех на душу брать заморав об тебя руки, да и не заплатят за тебя-чушка.

Ср, 13/03/2013 - 08:40

Откуда эти данные Маматовы вообще никаким боком к чеченцам не относятся они относятся к Медовым.

Ср, 13/03/2013 - 08:36

Не оскорбляй Ингушские фамилии, придурок, называя их чеченским "тукхумом")))) Кроме мелхистинцев,все они Ингуши(орстхой)

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры