Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9867 Человек (а) в сети
 

Единство добрых помыслов

О таких преподавателях как Албогачиев Мухарбек и Албогачиева Фатима обычно говорят «учитель от Бога».
Корреспондент газеты «Сердало» побывал в их доме, в гостях.
Мухарбека Албогачиева

не стало около 13 лет назад. Но память о нем жива, словно человек лишь на время покинул привычную улицу, дом, друзей…
Люди вспоминают о нем с благодарностью. Память о нем жива в его работах. Мухарбек был искусным мастером резьбы по дереву, писал картины; и конечно жива в воспоминаниях его семьи, коллег, односельчан, для которых память о нем вечна. Пожалуй, нет таких слов, которыми можно было бы передать тот вклад, который сделали Мухарбек и Фатима Албогачиевы в развитие и образование, можно сказать, целого поколения ингушского народа, ведь в общей сложности их преподавательский стаж составляет 78 лет.
О себе Фатима говорит очень сдержанно. Когда же говорит о супруге, интонация ее голоса меняется, она не может сдержать волнения при упоминании о нем.
От детской мечты до реальных достижений
Детство Фатимы, как и у многих ее ровесников, прошло в Казахстане, в городе Джамбуле. В школе Фатима из года в год была пионервожатой, поэтому, в выборе будущей профессии она определилась еще задолго до получения аттестата.
«Мне все время хотелось работать с маленькими детьми, помогать им, учить и постигать что-то новое», - делится Фатима.
После окончания педагогического училища в городе Грозном, Фатима приступила к работе в гамурзиевской средней школе Назрановского района ЧИАССР, куда была направлена от училища, в котором обучалась. Это был 1969 год, и именно в этой школе она проработала вплоть до 1989 года. В то время в с.п. Гамурзиево была лишь одна школа, директором которой был Султан Салманович Озиев. Фатима делится воспоминаниями о нем, как о человеке с огромным сердцем и душой, который всегда поддерживал своих коллег во всех начинаниях. В то время Фатима не могла преподавать ингушский язык детям, так как сама его в школе не изучала. Именно Султан Озиев сподвиг ее выучить язык, участвуя непосредственно в процессе ее обучения, давая ценные наставления и подсказки, и уже в скором времени Фатима стала преподавать младшеклассникам начальной школы родной ингушский язык. Спустя пять лет работы в школе Фатима получила нагрудный знак «Отличник народного просвещения». Это было хорошим стимулом для дальнейшей плодотворной работы.
Что касается составления поурочных планов, методических пособий для преподавания, то здесь Фатима отмечает высокий уровень подготовки и базы грозненского педучилища - этим оно всегда славилось. Знания, полученные здесь, позволяли донести до своих учеников материал максимально точно и доступно.
Среди воспитанников, окончивших под ее преподавательством начальную школу, Фатима отмечает ныне известного журналиста Ибрагима Цороева, Мадину Мальсагову, которая работает заведующей учебной частью в школе № 10 для детей с ограниченными возможностями и многих других. Порой при встрече с бывшими учениками ей не сразу удается их узнать, ведь они стали взрослыми, семейными людьми. При встрече с первым учителем, они высказывают ей слова искренней благодарности, вспоминая незабываемое время уроков Фатимы Албогачиевой.
Ибрагим Цороев с теплотой вспоминает о своей первой учительнице: «Фатима Орцхоевна - мой первый классный, да и, вообще, первоклассный учитель. Педагог, который способен оказать огромное влияние на дальнейшее развитие ребёнка, способен укрепить в нем веру в себя, выявить и развить способности. Мне с наставником повезло - я попал к Фатиме Орцхоевне. Я могу сравнить школьные дисциплины с продуктами, а учителя с поваром. Если продукты (или знания) употреблять в сыром виде или готовить из них блюда непрофессионально, то процесс усвоения не доставит удовольствия, а после не стоит ждать удовлетворения и высок риск отравления. Важно правильно подать знания, привить любовь к наукам. Фатима Орцхоевна правильно выбрала профессию и тем самым помогла и мне, и многим другим найти себя».
В 1987 году между школьными общеобразовательными учреждениями ЧИАССР проходил конкурс, суть которого состояла в том, чтобы за три месяца обучить детей русскому языку и подготовить их к школе. По итогам конкурса группа, обучаемая Фатимой, заняла первое место. После этого Фатима получила премию и медаль им. Н.К. Крупской, которая вручается учителям, воспитателям, работникам органов народного образования и деятелям педагогических наук, особо отличившимся в обучении и воспитании подрастающего поколения. Награждение проходило в институте повышения квалификации. Фатима была единственной в Ингушетии, кто был удостоен этой премии. Далее труд ее был отмечен более высокими наградами: «Отличник просвещения СССР» –
1990 г., «Заслуженный учитель Республики Ингушетия» -
1995 г. А в 2004 году как одна из лучших директоров была отмечена в книге «Лучшие люди России 2004 года».
Годы директорства и миллион за успешную и грамотную работу
В общей сложности, стаж преподавательской деятельности Фатимы составляет 43 года, из них 21 год она проработала директором школы. Годы своего директорства Фатима отмечает как самые ценные в своей преподавательской деятельности. За это время она сумела создать хороший коллектив в школе, который отличается своей сплоченностью и взаимовыручкой. Нынешнему директору не составит сложности продолжить начатое Фатимой дело. В августе 2006 года четыре городских и одиннадцать сельских школ нашей республики стали обладателями президентской премии в один миллион рублей. В рамках проводившегося конкурса оценивалась работа школ по различным направлениям: общеобразовательным, организаторским, хозяйственным и т.д.
Среди школ-победителей оказалась и известная нам школа № 8 Гамурзиевского АО. На эту сумму школа смогла оснастить необходимым компьютерным и техническим инвентарем учебные помещения.
Мухарбек Албогачиев – большая личность и наставник молодого поколения
Со своим будущим супругом Фатима познакомилась, когда работала в гамурзиевской средней школе Назрановского района. Мухарбек Албогачиев всегда отличался сдержанным характером, был человеком высокой эрудиции. Его почитали и уважали не только в школе, где он преподавал, но и в селе, где земляки частенько обращались к нему за советом.
- О нем говорить легко и в то же время довольно сложно. Легко, потому что есть уверенность в том, что все сказанное о нем подтвердят те, кто у него учился или работал с ним. А сложно, наверное, потому, что каждый неординарный человек сразу ни перед кем не раскрывается. Чтобы узнать его, надо пройти за ним по следу, попытаться понять его поступки, увидеть сделанное им, - делится Фатима Албогачиева.
Мухарбек прошел путь от преподавателя до заведующего районным отделом образования. Занимал должности директора в двух школах. Он был великим трудягой. Постоянно что-то мастерил, делал из дерева. Свой рабочий халат в мастерской Мухарбек надевал, когда заканчивался рабочий день преподавателя. Заместитель по воспитательной работе Пердовс Албакова посвятила ему уголок в школе № 8 г. Назрани, где он когда-то был директором.
В школе он организовал создание музеев - Краеведческого и Боевой славы. В этом помогали ему ученики школы, которые приносили старинные вещи, кто-то, если ездил в Казахстан, к примеру, привозил самовар или патефон старинный. Всю жизнь он собирал материал для музея. В школе его можно было увидеть с молотком, пилой, стеклорезом. Трудно сыскать хоть один кабинет в школах № 7 и № 8 города Назрани, где бы он не оставил после себя память. Самым большим детищем, по словам Фатимы, был школьный музей Боевой славы, который открылся к 40 годовщине Победы. Вместе с коллегами-преподавателями и учащимися, занимаясь около года поисковой деятельностью. Он был открыт 8 мая 1985 года и уже через два года этот музей официально получил статус школьного музея.
Талантливый, неординарный человек он был всесторонне развитым, одновременно учась в трех высших учебных заведениях: Университете народного искусства имени Н.К. Крупской, престижном по тем временам Московском пищевом институте и на историческом факультете Чечено-Ингушского государственного университета. Но когда в двух последних заведениях стали совпадать по срокам учебные сессии, и надо было выбирать, то выбор был сделан в пользу исторического факультета. Университет искусств, где он шлифовал свое умение рисовать, чеканить по металлу и резьбы по дереву, был, как признается Фатима, его большой отдушиной. Его работы ценились, Мухарбек неоднократно принимал участие во всевозможных выставках художников республики. Но, несомненно, самым бесценным и чтимым местом его работы была школа. Он был предан своему делу, с большим трепетом относился к воспитанию каждого ученика своей школы. Старясь вырастить из них не только образованных, но и физически здоровых молодых людей. Постоянно использовал все новые подходы в воспитании и приобщении детей к здоровому образу жизни. Когда был директором в гамурзиевской средней школе № 2, соорудил спортивный тренажерный зал, своими силами и средствами приобрел весь необходимый инвентарь и открыл туда доступ всем желающим. Ребята - его ученики - всегда отвечали ему взаимностью, помогая при первой необходимости.
Фатима рассказывает, что, до того как стать хорошим директором, Мухарбек более двадцати лет был хорошим учителем и воспитателем. И какой бы предмет он ни вел, - добивался того, чтобы учащиеся не зубрили учебный материал, а умели понять и проанализировать происходящие в мире и обществе события.
- Он был, - вспоминает одна из его выпускниц Мархиева Айшет, ныне преподаватель ИнгГУ, - первым человеком, способствовавшим тому, чтобы его ученики ощущали себя Личностью.
- Духовный уровень и педагогическая культура не позволяли ему обращаться к старшеклассникам на «Ты». Он всегда говорил «Вы». Каким бы трудным, безнадежным ни был воспитанник, он всегда умел поговорить с ним, направить на правильный путь, - рассказывает Фатима.
Действительно, это ли не одна из самых важных задач преподавателя – развивать в ребенке чувство человеческого достоинства. Он умел тактично указать преподавателю на его профессиональные недостатки, при этом, не унижая человеческие достоинства. Коллектив гамурзиевской школы № 2, а ныне средней школы № 8 города Назрани, где он проработал 10 лет в должности директора школы, запомнил его как эрудированного, способного принимать нестандартные решения и открытого ко всему новому человека.
В 1990 году Мухарбека Албогачиева, как одного из лучших директоров школ, назначают на должность заведующего назрановским РОНО. В 1994 году все управления образования были реорганизованы. Осенью 1992 года он активно участвовал в оказании помощи беженцам из Пригородного района, устраивая их в детские сады, школы. Место последней трудовой деятельности Мухарбека - средняя школа № 7 г. Назрани в должности директора.
За годы своей преподавательской деятельности Мухарбек Албогачиев получил множество почетных грамот, званий, среди которых «Отличник народного образования», «Ветеран труда» и другие. Мухарбека Албогачиева не стало в 2000 году.
Заботы и надежды
По состоянию здоровья Фатима оставила работу директора и перешла на должность учителя в своей же школе.
На сегодняшний день Фатима работает в той же средней школе №8 города Назрани, но уже преподает в пятых классах, также она является классным руководителем в 10 классе.
На мой вопрос, отличаются ли по уровню знаний и интеллектуальному развитию ученики советских времен и нынешние, Фатима с сожалением признает, что тот престиж знаний, который был во время ее первых лет преподавания в общеобразовательных учреждениях, на сегодняшний день присутствует не повсеместно.
«Раньше, конечно, дети, да и не столько дети сколько их родители, больше внимания уделяли образованию. Сегодня нет такого чуткого внимания, к тому же компьютеризация внесла свои коррективы в приоритеты подрастающего поколения», - отмечает Фатима.
Тем не менее, Фатима всегда со всей тщательностью подходит к каждому своему уроку, стараясь завлечь учеников посредством игровых моментов. Делает каждый урок насыщенным и интересным, используя наглядный материал, таблицы и т.д., чтобы ребята включались в весь процесс, высказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу.
Фатима также занимается с детьми с ограниченными возможностями, для которых обучение дается с трудом. Когда возникла необходимость заниматься с учениками, она, не раздумывая, стала помогать таким детям. Она выучила мальчика Ахмеда, который по итогам их занятий научился читать и писать. Нелегкие моменты в обучении, когда ученик, в силу своих физиологических и умственных особенностей не может усидеть на месте, начинает отвлекаться, были, конечно, трудны для преподавательского дела. Но, зная, что те знания, которые она даст, будут ребенку необходимы и что его родная мать желает этого не меньше чем он сам, Фатима, превозмогая все трудности, учила ребенка день за днем, став ему и преподавателем, и воспитателем, и второй мамой, настолько привязаны были к ней дети. Что уж говорить о благодарности их родителей! Ахмеда она обучала четыре года, на сегодняшний день она занимается с девочкой. При обучении деток она, как уже было сказано ранее, использует свою методику обучения, совмещая образовательный и игровой аспект. И в первую очередь, Фатима говорит, что ставит себя на место матери, когда обучает детей, представляя, как она себя будет вести и преподавать, будучи их мамой.
Надо отметить, что и по сей день нагрузка на нее ложится немалая, 10 часов в неделю она занимается с девочкой с ограниченными возможностями, и ведет предмет русский язык в пятых классах.
Работа ей по-прежнему в радость, она с нетерпением ждет того момента, как станет опять преподавать в младших классах, ведь, по ее мнению, именно от преподавателя в младших классах зависит как будет обучаться ребенок в последующем, станет ли он личностью либо будет надолго еще обременен детскими комплексами.
Думая о судьбе и жизни преподавателей Албогачиевых Мухарбека и Фатимы, понимаешь, как ценен, емок в своем значении труд людей этой святой профессии – учитель. Этот труд достоин безграничного уважения, признания и благодарности.
Жаридат ЕВКУРОВА
Сердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Чт, 10/10/2013 - 13:51

Действительно, Мухарбек был талантливым художником, архитектором и администратором.
Ещё при СССР, его школа не раз занимала первые места в ЧИАССР по художественно-тематическому оформлению; уровень преподавателей он всегда поддерживал на высоком уровне.
При этом человек был порядочный и жёсткий. Настоящий сын ингушского народа, жаль что говорят больше о всяких генералах-полковниках-поручиках, а не о тех, кто в течение десятков лет служил на дело образования нашего народа, не выпячивая свои заслуги.

адамм Пт, 25/07/2014 - 09:56

Да, Мухарбек был хорошим человеком. Он был директором у нас в школе, помню тогда в школе был порядок и дети действительно учились. Дал гешт долда Мухарбика.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры