Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8536 Человек (а) в сети
 

Д Е В Я Т Ь Б А Ш Е Н П А М Я Т И

23 фефраля 1944 года была осуществлена варварская акция по депортации ингушей.

Оболганный и оскорбленный на-
род был безжалостно оторван от своих вековых кор-
ней и лишился Родины.

Погасли растоптанные очаги,

согревавшие мирным теплом, и запылали костры ста-
линской инквизиции, превращавшие в пепел ингушскую
историю и культуру.

Горели архивы и библиотеки.
Долгим эхом отзывались в горах взрывы, превращав-
шие в груду камней пережившие века памятники мате-
риальной культуры – гордые ингушские башни…
ПРИГОВОР СТАЛИНИЗМУ

В чем секрет этой башни старинной,
Пережившей людей и века?
Благородной была и могучей
Покорившая камни рука.
Мы холодные камни ласкали,
Грел очаг изболевшую грудь...
Символ духа - ингушская башня,
Маяком осветившая путь.

В 1997 ГОДУ, накануне 53-й годовщины сталинской де-
портации ингушского народа, в Ингушетии возник Мемори-
альный комплекс жертвам политических репрессий. Девять
его башен, символизирующих несломленный дух репрес-
сированных народов СССР, взметнулись в небо благодаря
творческому гению заслуженного художника России Мурада
Полонкоева. В 2002 году автор этого пронзительного проек-
та был удостоен за свою работу Золотой медали Российской
академии художеств.

Сегодня Мемориальный комплекс жертвам политических
репрессий является центральной частью Мемориала Памя-
ти и Славы ингушского народа, возведенного в 2012 году к
20-летию образования Республики Ингушетия и отражающе-
го все ярчайшие страницы народной истории после добро-
вольного вхождения ингушей в состав России.

Эта история полна примеров мужества и героизма сы-
нов нашего горного края, бесстрашно и самоотверженно
умножавших славу русского оружия и прославивших себя
на полях всех ключевых сражений России. О прошлом ин-
гушского народа рассказывает барельеф "Вхождение Ингу-
шетии в состав России" с мемориальной доской "Клятвенное
обещание", на которой выгравирован текст присяги на вер-
ность России.

Мемориальные плиты, укрытые под арками
величественных колоннад, увековечили именами ингушей,
удостоенных высших наград государства в период службы
в Российской императорской армии, видных ингушских дея-
телей, революционеров, участников Гражданской и Великой
Отечественной войны, просветителей, а также тех, кто внес
большой вклад в создание Республики Ингушетия. Здесь
соседствуют имена царских генералов-ингушей, Серго Ор-
джоникидзе, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II,
академика и гуманиста Дмитрия Лихачёва, ингушей-Героев
Советского Союза и Героев России. О непреходящей связи
разных поколений свидетельствуют памятники Ингушскому
полку Дикой дивизии и последнему защитнику Брестской кре-
пости ингушу Барханоеву, перед мужеством которого склонил
голову даже враг...

Вечный огонь, запылавший у подножия башен Мемори-
ального комплекса жертвам политических репрессий в день
20-летия Республики Ингушетия, не погасит время. И время
не изгладит из нашей памяти воспоминания о страшной тра-
гедии, пережитой ингушским народом наравне с другими ре-
прессированными народами СССР.

Сомкнувшиеся в единое целое девять башен, как встав-
шие рядом плечом к плечу девять братьев, – это высеченное
в камне завещание потомкам репрессированных сталинщи-
ной народов. Это символ нашей общей боли и напоминание о
трагедии, которую мы пережили вместе, не предав спаянного
общей историей единства и векового кавказского братства…
До нас были немцы Поволжья, депортированные 28 авгу-
ста 1941 года.

Затем настал черед наших братьев-карачаев-
цев - 2 ноября 1943 года перестала существовать Карачаев-
ская автономная область и весь народ был изгнан из родных
мест. 28 декабря 1943 года преступный сталинский режим
депортировал калмыков. 23 февраля 1944 года эта участь
ждала ингушей и чеченцев. 8 марта 1944 года сталинщина
лишила Родины и обрекла на бесправие братский балкар-
ский народ. 18 мая 1944 года список репрессированных на-
родов продолжили крымские татары.

Спустя немного време-
ни разыгралась трагедия месхетинских турок, изгнанных 14
ноября 1944 года из Грузии. За ними горькую судьбу народов-
изгнанников разделили химшиды и греки…
Сталинские преступления не имеют оправдания. И мне
кажется чудовищным, когда сегодня где-то в нашей стране, а
тем более на кавказской земле возникают памятники крова-
вому «отцу народов». Идейным потомкам палача не мешало
бы побывать в Ингушетии и пройтись по залам музея Мемо-
риального комплекса жертвам политических репрессий. Его
экспозиции повествуют о том, что пережили депортирован-
ные народы, через какие ужасы они прошли, какая вселен-
ская боль обрушилась на них в одночасье...

Девять башен – это приговор сталинизму. Приговор, на-
писанный кровью невинных жертв и неподлежащий обжало-
ванию.

Такой вердикт вынесла народоубийству история.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Я – ОЧЕВИДЕЦ»
Не упала она, обезумев,
Не согнула свой каменный стан.
Только тихо стонала под ветром,
Когда гнали людей в Казахстан.
А когда мы домой возвратились,
Словно нежная, добрая мать,
Собирала детей у подножья,
Чтобы горе своё рассказать...

НАКАНУНЕ 70-летия депортации ингушского народа со-
трудники музея Мемориального комплекса жертвам полити-
ческих репрессий инициировали национальный проект «Я
- очевидец». Цель проекта - сохранить воспоминания очевид-
цев тех страшных событий февраля 1944 года и последовав-
ших за ними горестных лет на чужбине.

Сталинский эксперимент по созданию «новой, социали-
стической нации» посеял страшные драконовы зубы, до сих
пор несущие разрушительное зло. Чтобы знать, куда идти,
чтобы спасти наше общество от разрушения, надо попытать-
ся воспринять уроки нашей тяжкой, претерпевшей насилие
национальной истории, считают авторы проекта. Депортация
ингушского народа - это 13 лет холода и мучений и 13 лет
каждодневного ожидания возвращения на землю своих отцов
и предков. В каждой ингушской семье есть своя история, ко-
торая заставит содрогнуться от ужаса и боли.

К сожалению,
с каждым днем очевидцев страшной трагедии становится все
меньше, а вместе с ними уходит и частичка нашей памяти.
Наш долг собрать по крупицам даже те малые крохи, что
остались на сегодняшний день.

Сотрудники музея создают
бесценный биографический фонд, в котором собраны видео,
аудио, письменные документы, фиксирующие воспоминания
очевидцев депортации.

К сожалению, сил музея не хватает, чтобы охватить всех,
ведь дорога каждая минута. И потому сотрудники музея при-
звали к сотрудничеству добровольцев-волонтеров, всех кому
небезразлична судьба своего народа. «Неважно кто Вы –
пенсионер или школьник, служащий или домохозяйка, важно
то, что Вы неравнодушны к прошлому и будущему своего на-
рода, - говорится в страстном призыве музейных работников.
- У каждого из нас наверняка найдутся родственники, соседи,
бабушки, дедушки, которые могут рассказать о тех событиях.
Не ленитесь, запишите, неважно на какие носители, можно
сделать и видеосъемку и аудиозапись, и просто записать
от руки. Главное, сохранить воспоминания наших стариков.
Пусть проект «Я - очевидец» станет для нас национальным
проектом!»

Этот призыв услышан во всех уголках Ингушетии. Страш-
ную страницу народной летописи сообща пишут многие наши
современники. Сегодня и мы хотим внести небольшую лепту
в национальный проект «Я - очевидец», предложив внима-
нию читателей «Сердало» рассказ простой ингушской жен-
щины Тамары Мусиевны Газиковой (в девичестве Торшхое-
вой). Ее уже нет среди нас, но сохранились воспоминания,
исполненные боли, терпения и надежды...
«МЫ ВЕРНУЛИСЬ НЕ ВСЕ…»

Есть в далеком Бишкеке могилы...
Тяжко, зябко в них всем матерям.
Снись им чаще, ингушская башня,
Пой им песню, бегущий ручей.
Гонит рок нас по адскому кругу…
Сколько было их в нашей судьбе!
Мы сердца свои в камни одели,
Уподобившись, башня, тебе...

– ФЕВРАЛЬ 1944 года… Казалось, ничто не предвещало
беды. На дворе стояли привычные для этого времени моро-
зы, но сельчане уже трудились, не покладая рук - готовились
к весенним полевым работам.

Шла война с фашистскими захватчиками. Много наших
земляков воевало на фронте в передовых частях, о них пи-
сали __________в газетах и говорили по радио. Ингуши участвовали и в
партизанском движении, вели подрывную работу в тылу вра-
га. Каждый из нас мечтал о скорейшей Победе. Мы уже чув-
ствовали, что победный час приближается и были горды тем,
что эту Победу вместе с другими народами принесут стране
и ингуши.

Праздник 23 февраля мы встречали с особым подъемом.
Ведь это был праздник армии, которая спасала людей от фа-
шистского порабощения. В рядах этой армии героически сра-
жались представители нашего народа. Но 23 февраля 1944
года стало для ингушей бедствием. Картины того дня, став-
шего днем нашего выселения, всегда у меня перед глазами.
Рано утром всех мужчин собрали в школе. Сказали, что
там будет проходить праздничное мероприятие. Но уже в
девять часов утра к нам в дом пришли военные и грубым,
приказным тоном, велели нам собираться. Куда собираться?
Зачем? Мы не могли понять, чего хотят от нас.

Семья у нас была большая: родители, бабушка, сестры
и братья. Мне в ту пору исполнилось только 18 лет. Ничего
нам не объясняя, трое солдат под прицелом оружия выгнали
нас из нашего дома. Под их окриками мы едва успели взять с
собой немного продуктов. Больше нам ничего взять не разре-
шили. Лишнее, говорили, не берите, там, куда вас привезут,
вам все дадут…

Как и у всех жителей села Базоркино, у нас было неболь-
шое подсобное хозяйство. Когда нас выгоняли со двора, ко-
ровы, буйволы мычали так, что до сих пор в моих ушах стоит
их мычание. Как будто эти животные знали, что нас ждет впе-
реди, что хозяева оставляют их навсегда. На улице со всех
сторон села слышался лай собак, мычанье скота… Женским
и детским плачем полнился тревожный воздух ожидания не-
известного.

В тот день шел сильный снег, было очень холодно. Всех
жителей села Базоркино погнали пешком на станцию. Под
холодным ветром шли вереницы людей: старики, женщины,
дети… Потом нам еще долго пришлось простоять на улице
во дворе станции, греясь у жидких костров, которые нам уда-
лось разжечь. И вот на станцию подали вагоны, в которых
раньше перевозили скот.

Когда нас начали сажать в эти вагоны, мы хотели забрать
с собой двоюродного брата Хусена Мурцаловича Торшхоева,
двадцати лет. Он был болен и находился в постели в момент
выселения. Солдаты не разрешили нам его поднять в вагон,
и Хусен остался там, на перроне. Больше мы его никогда не
увидели...

От пережитого потрясения и горя перед отправкой наша
мама родила мертвого ребенка, которого мы похоронили тут
же, у железнодорожных рельсов.

Мы ехали долго. Вагоны были очень холодные, негде
было ни встать, ни лечь. Поезд останавливался на очень ко-
роткие промежутки времени, но нас из вагонов не выпускали.
Перед каждым вагоном стояли солдаты, грозя нам автомата-
ми. Нашей бабушке было тогда 80 лет, и она никак не могла
понять происходящее. Бедняжка все время приставала к нам
с вопросами, куда нас везут и когда же ей позволят помо-
литься?

Куда? Зачем? За что? Эти вопросы мучили каждого из
нас. В вагонах в февральской стуже умирали дети, старики
и молодые люди. Не было возможности даже похоронить их
по-человечески. Где-нибудь в глухой степи на короткой оста-
новке мертвых выносили из вагонов, засыпали снегом и еха-
ли дальше. Все остальное довершала вьюга. А если кто-то
замешкался и не успел быстро вернуться в вагон, его тут же
пристреливали.

Привезли нас в Казахстан. Наша семья оказалась в селе
островка Акмолинской области. Там нам предоставили со-
вершенно непригодное для жилья помещение. Потом мы
узнали, что нам еще повезло – многих вообще выбросили
умирать на снег. Из продуктов у нас ничего не было. В семье
наступил голод.

Местное население, когда мы приехали, встретило нас
настороженно. Людям сказали, что к ним везут предателей
Родины, врагов советской власти. Ни в чем не виновные, мы
оказались виноватыми во всех смертных грехах. Но очень
скоро это отношение к нам изменилось, наверное, они сами
поняли все. А я к тому же встретила в этих местах свою под-
ругу - немку, депортированную вместе со всеми немцами в
1941 году из лежащей неподалеку от Базоркино «Немецкой
колонки», как ее называли в народе (село Михайловское –
авт.)

Наша жизнь была тяжелой и беспросветной. От голода
умерла сначала бабушка, через месяц - моя шестилетняя се-
стра Лейла, потом еще одна сестра и брат... Они навсегда
остались в земле Казахстана.

Тринадцать лет на чужбине кровоточила рана в сердцах
вайнахов – ингушей и чеченцев. Выдержать долгие годы из-
гнания и выжить в нечеловеческих условиях нам помогли лю-
бовь к нашей Родине и вера в высшую справедливость. Мы
знали, что мы не виноваты, и все это время нас согревала
неугасимая надежда на то, что мы обязательно вернемся к
своим родным очагам, к своей любимой земле.

Все эти тринадцать лет нам пришлось отмечаться в ко-
мендатуре. В любое время суток к нам могли зайти и прове-
рить, все ли мы на месте. У нас не было никаких прав. Власть
издевалась над нами как могла.

Мы пережили страшные времена, но все же увидели свою
Родину. Это возвращение тоже было горьким. Мы вернулись
не все и нам не разрешили поселиться в отцовском доме.
Наше родное село Базоркино называется теперь по-другому
и живут в нем другие люди.

Оглядываясь на пережитое, я прошу всех людей сделать
все, что в их силах, для того чтобы никогда, ни у одного на-
рода не повторилась такая страшная судьба, какой была она
у нас...

Фото автора
В материале использовано стихотворение
народной поэтессы Республики Ингушетия
Марем Льяновой «Ингушская башня».__

Источник: Сердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

magoma Пт, 26/09/2014 - 13:03

Вся история Ингушетии - борьба за выживание, факт.

обана Пт, 26/09/2014 - 14:41

Согласен полностью

обана Пт, 26/09/2014 - 14:40

Согласен полностью

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры