Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9849 Человек (а) в сети
 

Чах Ахриев. Жизнь и творчество (к 170-летию со дня рождения)

Чах Эльмурзиевич Ахриев — первый ингушский просветитель и этнограф, родился в горном селении Фуртоуг 10 мая 1850 года в семье старейшины Джейрахского общества Эльмурзы Ахриева.

Детство
В семье Эльмурзы и Дзали было пятеро детей — Чах и четыре сестры. Чах был младшим ребенком. Детские годы Чаха совпали со временем окончания многолетней Кавказской войны, временем активного освоения царской Россией Кавказа, в том числе плоскостной и горной Ингушетии.

Для усмирения некоторых сел царская администрация проводила военные экспедиции. Часто в аманаты забирали детей горских старшин и видных представителей. Насаждаемые порядки не всегда были приемлемы для горцев. И так случилось, что при очередном «усмирении», когда из крепости Владикавказ в Джейрахский район был направлен военный отряд, из селения Фуртоуг были взяты в аманаты семеро мальчишек: пятеро — из Ахриевых, и двое — из Льяновых. В их числе был Чах — сын старосты Джейрахского общества, и его родной племянник Саадула.

Мальчиков привезли во Владикавказскую крепость. 7-летний голубоглазый мальчик с кудрявыми волосами понравился семье полковника царской армии, у которых не было собственных детей. Они взяли его к себе в семью, что и определило дальнейшую судьбу мальчика. Это был Чах. С этого времени жизнь маленького «туземца» меняется. Юный Чах рос, постигая грамоту, быстро овладевая русской речью и языками своих сверстников. Два года учился он в школе кантонистов. К тому времени полковника перевели по службе в Ставрополь, и вместе с ним и его семьей переехал в Ставрополь и Чах.

В 1862 году Чах поступил в Ставропольскую гимназию, где окунулся в мир подлинной русской культуры и оказался в числе передовых людей своего времени. Нужно отметить, что в Ставропольской мужской гимназии, вместе с представителями горских народов, из ингушей учились в разные годы С. Ахриев, А. Базоркин, А-Г. Долгиев, И. Бекбузаров, П. Дахкильгов, К. Мальсагов...

Позже семья полковника пыталась устроить Чаха в Царскосельский лицей, но помешали некоторые обстоятельства, и Чах Ахриев окончил Неженский лицей.

Сестры Чаха вышли замуж за представителей фамилий Арчаковых, Гамурзиевых, Чапановых и Торшхоевых и создали свои семьи.

В родном краю
Окончив Ставропольскую гимназию, Чах вернулся в Ингушетию и начал вести работу по сбору фольклорного и этнографического материалов в разных районах Ингушетии. Он записывал образ жизни, мифы и легенды, обряды, древние религиозные культы, обычное право, ритуалы, праздники, этногенетические предания.

Чах общался со старейшинами горных сёл, которым в то время было за 100 лет. Его информаторы были свидетелями событий и обрядов ингушской культуры, начиная с ХVIII века, помнили рассказы о жизни горцев в ХVII веке. Чах Ахриев сумел зафиксировать время религиозного синкретизма среди ингушей, время утверждения ислама среди людей, в памяти которых ещё витали культы и ценности уходящей эпохи.

Чах Ахриев первым записал сюжеты нартского эпоса ингушей, которые представляют особую ценность в целом для кавказоведения.

Сказки и предания, нормы обычного права, этногенетические предания, записанные Чахом Ахриевым в середине ХIХ века, воспроизводят в нашем представлении жизнь и быт ингушей прошлых веков. Он описывает домашний быт и интерьер жилья в горной Ингушетии в середине ХIХ века. Учёный рассказывает о ритуалах и праздниках, связанных с различными культами древних религий, о культе предков, которые пронизывают все стороны жизни ингушского общества. Почитание предков порождало особую форму социальной организации общества, и все жизненные циклы отдельного человека или группы совершались перед лицом предков, либо под их «контролем».

Культ предков и культ очага «сливались воедино» в сознании и во многих обрядах ингушей. Они служили «постоянным выражением и напоминанием преемственной и благодарной связи с людьми, ушедшими в иной мир», являлись гуманистическим основанием. Ингуш «для устройства фамильного склепа и поминок часто жертвовал последними своими средствами», замечает Чах Ахриев.

Нравственную сторону Чах считает основой жизни этноса, пишет о значении гостеприимства и куначества для ингушей, интересуется вопросами обычного права, отдельным вопросом выделяет положение ингушской женщины в семейном и общественном быту. Показывая её неустанный труд, тем не менее, этнограф обращает внимание на то, что женщина у ингушей не бесправна, она прямо или косвенно влияет на окружающую жизнь.

Исследовательский талант Чаха Ахриева
Ч. Э. Ахриев стоял у истоков ингушской науки. К творчеству Чаха Ахриева обращались при его жизни видные учёные-кавказоведы, археологи и этнографы, среди которых известные российские исследователи Ф. И. Леонтович, Б. К. Далгат, М. М. Ковалевский и др. Научное наследие Чаха Ахриева изучали Л. Семёнов, А. Яндаров, Л. Костоева, А. Танкиев, И. Дахкильгов, В. Хамхоев, и продолжают изучать наши современники.

Становление Чаха Ахриева как учёного проходило в 60-70-х гг. XIX века. Это было время бурного расцвета российского кавказоведения, когда поощрялось историко-этнографическое изучение Северного Кавказа, открытие филиалов всероссийских научных обществ. В эти годы стали издаваться фундаментальные исследования учёных А. П. Берже, П. Г. Буткова, Н. Ф. Дубровина, Д. Я. Лаврова и др.

Чах Ахриев был незаурядной личностью, одаренным и очень трудолюбивым человеком. Богатейший этнографический и фольклорный материал сгруппирован и обобщен Чахом Ахриевым таким образом, что дает целостное представление о самобытной духовной и материальной культуре ингушей. Это такие работы, как «Ингуши (их предания, верования и поверья)», «Похороны и поминки у горцев», «Несколько слов о героях в ингушских сказаниях», «Заметки об ингушах», «Присяга у ингушей», «О положении ингушской женщины», «Этнографический очерк ингушевского народа с приложением его сказок и преданий».

«Народный характер» ингушей Чах Ахриев рассматривает как центральный узел, своеобразный стержень исторического процесса, в котором содержится история народа со всеми противоречиями, найденными и ненайденными решениями проблем, путями национальной жизни. Под «народным характером» Ч. Ахриев понимал общественный быт народа, а всё остальное — общественный строй, социальную практику, формы экономического поведения считал производными от «особенностей народного характера».

В своих размышлениях Чах обращался к трудам французского просветителя Ш. Монтескье, который писал о духе законов и их соответствия природно-климатическим условиям. «...Климатические и, вообще, физические условия местности, занимаемой ингушами, весьма благоприятны для развития крепкого телом и духом племени», — писал учёный. И в то же время постоянные войны и борьба за жизнь выработали у ингушей такие черты характера, как «самостоятельность, энергичность, мужество, суровость, самоуважение».

«Благодаря многосложному кодексу народных обычаев и приличий, каждый ингуш держит себя с таким тактом, который можно назвать аристократическим, чувства независимости и собственного достоинства составляют также весьма выдающиеся особенности характера ингуша во время его сношений с посторонними лицами», — писал Чах. Эти особенности выдавались тем резче и значительнее, чем беднее была обстановка, в которой находился ингуш.

К числу «выдающихся особенностей ингушского характера» Чах Ахриев относил «демократический индивидуализм», которым проникнуто было всё общество. Научные материалы Ч. Ахриева говорят о нём не только как об этнографе, но и как социологе, этнопсихологе. В работах «Нравственное значение присяги у ингушей», «О характере ингушей» Чах Ахриев заостряет внимание на «смыслообразующих» столпах национальной культуры ингушей, на его главных основах.

Труды Ч. Ахриева печатались в «Сборнике сведений о кавказских горцах», газете «Терские ведомости». В 1996 году вышла книга «Ингуши», в которую вошли труды Ч. Ахриева. В 2000 году была издана книга «Чах Ахриев. Избранное». «У Чаха Ахриева было подлинное исследовательское чутье. Он подбирал материал не случайного характера. Его описания были точны, выводы осторожны и основаны, большею частью, на фактических данных», — писал Л. Семёнов. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что изучая труды Чаха Ахриева, нужно внимательно изучать и вникать в историческую картину того времени.

Чах, как общественный деятель
В трудах Чаха Ахриева много интересных высказываний о политике, экономике, религии, позволяющих вынести определенные суждения об общественной жизни ингушского народа. Время, когда Чах проводил свои исследования, совпало с переселением части ингушей с обжитых земель, изменением социально-экономических условий их жизни, реформами по всей стране. Он радовался новшествам, которые происходили в Ингушетии, как, к примеру, Военно-Галгаевской дороге, которую русские солдаты сделали качественной и хорошей.

Но Чах видел и другую сторону жизни горцев, живущих в постоянной нужде и неустанной борьбе. Изучая социально-экономические условия жизни народа, Чах Ахриев анализировал причины, по которым бедствовал народ, уделял внимание необходимости развития производительных сил Ингушетии, акцентируя внимание на том, что нужно совершенствовать орудия труда, способы обработки земли, бороться с эрозией почв высадкой деревьев, развивать знания в области ветеринарии для предотвращения эпидемий животных. Отмечал малоземелье у ингушей, понимая, что недостаток земли связан с лишением ингушей плодородных земель. Писать об этом цензура не позволяла, и он говорит: «временно отобрана Длинная долина».

В те годы царская Россия в своей национальной политике не до конца учитывала культурную самобытность и разнообразие кавказских народов, богатые нравственные и умственные силы горцев. Ч. Ахриев видел те искусственные барьеры и проблемы, которые создавались царской администрацией на местах, мешавшие спокойному общению казаков и горцев, горцев и жителей плоскости: то «билетной системой», то просто лишением ингушей земли у подножия гор и т. д.

«Ведение условий жизни, не соответствующих идее народного характера или неудовлетворяющих идее прогрессивного развития народной жизни, возбуждает в народном характере реакцию и антогонизм...», — выражал своё мнение Чах Эльмурзиевич. И в то же время, будучи дипломатом, он говорил о том, что русское правительство действует глубоко гуманными способами, устраняя насильственные меры, нередко выдавая желаемое за действительное.

Чах Ахриев обладал разносторонними знаниями. Он мог привезти редкие саженцы деревьев, посадить их и взрастить — «Чахи беш» (сад Чаха) из нескольких плодовитых деревьев груши долго давал плоды в Фуртоуге. Был за совершенствование культуры огородничества и бытовых условий жизни своих сельчан, мог заступиться за простых людей, как чиновник и образованный человек. В Азербайджане, где он долго жил, в их доме были люди самых разных сословий, вспоминала Нина Ахриева. Он был добрым и щедрым к нуждающимся, любил одаривать детей серебряными рублями.

До конца своих дней интересовался он насущными вопросами жизни горцев, содействовал распространению среди них знаний.

Чах искренне верил в прогрессивное значение интеграции русской и ингушской культур, и в то же время достоверно давал описание значимых институтов общественной жизни ингушей, демократического принципа организации жизни ингушского общества, что не всегда укладывалось в рамках политики царизма на Кавказе.

Чах Ахриев работал на разных должностях в административных органах в Закавказье почти 40 лет. И все это время он был оторван от родного народа. Какие причины отстранили его от науки при таком щепетильном, глубоко научном подходе к изучению истории и культуры народа, остаётся вопросом. Негласный запрет на общественную деятельность Чаха Ахриева проявился в том, что с 1874 и до самой его смерти (1914 г.) не было опубликовано ни одной его работы. Хотя реально Чах Ахриев не прекращал просветительской деятельности до конца своей жизни.

Семья Чаха Ахриева
Женой Чаха была Айши — дочь Мочкхо Базоркина. Было у него пятеро детей, два мальчика умерли в детские годы. Детские годы их прошли в Азербайджане, где жил Чах со своей семьёй. Дочь Тамара некоторое время руководила русско-мусульманским училищем в Баку. Умерла в молодые годы. Руслан служил в милиции, погиб в 20-х гг. ХХ века в борьбе с бандитами в годы Гражданской войны на Кавказе. Рашид-Бек стал одним из первых лётчиков на Кавказе, был участником двух мировых войн, три года служил в военной авиации Турции (1920-1923), был пионером авиации Таджикистана, служил в гражданской авиации Харькова и погиб под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Нина появилась в их семье позже и все время была рядом с Айши.

Чах Ахриев вернулся из Азербайджана в Ингушетию, во Владикавказ, в преклонном возрасте, купил часть дома на улице Революции у известного врача Газданова, жена которого являлась сестрой Айши Базоркиной по отцу. Чах привез все нажитое за 40 лет на 16 повозках. Это были бытовые предметы, ковры и самое главное — богатая библиотека и стопки бумаг, исписанные Чахом за многие года. Что с ними стало в сложные годы истории, неизвестно.

Дом Чаха Ахриева во Владикавказа был всегда гостеприимным. Часто приезжали сюда Ахриевы, некоторое время жил в этом доме, в одной из комнат, Саадула Ахриев, в другой комнате — художник Хаджи-Бекар Ахриев с семьёй, жила сестра революционера Гапура Ахриева с двумя детьми.

С Чахом Ахриевым общались представители научной и творческой интеллигенции того времени, общественные деятели — Джантемир Шанаев, Ибрагим Шапаев, Султанбек Абаев, Абай Шаханой, Яков Попов и мн. др. У него было много друзей, к нему часто обращались за консультацией представители разных областей знаний. Чах любил произведения Некрасова. «Возможно потому, что Некрасов видел тяжелую жизнь населения России так же, как и Чах, жизнь своего народа», — пишет в своих заметках его внук Хаджи Ахриев.

Умер Чах в 64-летнем возрасте и был похоронен на мусульманском кладбище в селении Фуртоуг. Его жена — хлебосольная и гостеприимная Айши Базоркина, до самой смерти прожила в этом доме, умерла за десять дней до депортации в 1944 году, похоронена также в селении Фуртоуг.

Многое из жизни семьи Ахриевых мне поведал уважаемый Хаджи — внук Чаха и сын Рашид-Бека Ахриевых, профессиональный врач, получивший высшее медицинское образование в годы депортации народа. Сегодня Хаджи Ахриев живёт в Нальчике, гордится своими родственниками Ахриевыми, дорожит памятью деда Чаха и отца Рашид-Бека.

В одной статье невозможно рассказать о жизни такого Человека, как Чах Ахриев. Он был добрым, интеллигентом и интернационалистом по духу, был подлинным ученым-исследователем. Огромное этнографическое наследие Чаха Эльмурзиевича Ахриева является основой для дальнейшего изучения истории и культуры ингушей.

Зейнеп Дзарахова, заместитель директора по науке Ингушского НИИ имени Ч. Ахриева

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры