Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 05 / 12 / 2022 Время Московское: 3423 Человек (а) в сети
 

Боевые башни с пирамидальным завершением - феномен средневековой культуры ингушей

Среди живописных уголков Кавказа Ингушетия является жемчужиной и душой этого удивительного древнего края. Особенно это касается горной части Ингушетии

– зоны уникального сосредоточия красивейших природных ландшафтов и творений рук человеческих. Это
своеобразная колыбель ингушской культуры. Здесь на небольшом участке во множестве можно встретить различные памятники седой старины – святилища, храмы, склепы, остатки заградительных стен, следы циклопических сооружений, языческие капища, молитвенные стелы, жилые, сторожевые и боевые башни. Многие из них являются памятниками федерального значения. К ним относятся такие как святилище Маьт-Сели, храм Тхаба-Ерды, башенный аул Эрзи и другие. Однако венцом всего архитектурного многообразия памятников, созданных умелыми руками ингушских зодчих, является, конечно же, боевые башни. Особенно это касается башен с пирамидально-ступенчатыми крышами.
Вся горная полоса Ингушетии – начиная от Дарьяла на западе заканчивая районом Мелхисты на востоке, буквально усеяна подобными памятниками зодчества. Всего таких башен на территории Ингушетии специалистами насчитано около 50. Однако в позднем средневековье их было значительно больше. Так, по некоторым данным, их было немало на территории древнеингушской исторической области Охкарахи - Гвилети, ныне входящей в состав Грузии. Кроме того, известно о 60-ти башнях в районе Ангушта и примыкающих к ней землях. Надо полагать, что в числе этих объектов могли быть и боевые башни с пирамидальным завершением. Также в нашем распоряжении нет данных о районе междуречья Ассы и Гехи, где в средневековье проживали ингушские племена. Есть отдельные упоминания о башнях в районе верховья р. Фортанга. Речь идет о башнях Мерже, Мужген, Хьайхар, Дакйих, Цеча-Ахк и других. Боевые башни были зафиксированы в районе Алкуна, Мужичи, Галашки. Еще Штедер говорил об одиннадцати боевых башен в районе Арштов. По всей видимости, должны были они быть также и в районе Бумата. Таким образом, восстановить точное число боевых башен ингушей с пирамидально-ступенчатым завершением достаточно сложно. Однако большое их число не вызывает сомнений. Мы предполагаем, что в позднем средневековье их могло быть около ста.
В пределах горной Ингушетии отмеченные башни немного различаются по своей типологии. Эти расхождения, конечно, не столь значительны. Однако они есть. Так, в данной зоне можно найти как пятиэтажные, так и шестиэтажные постройки. Есть башни с изображениями крестов на фасадах, есть и с гладкими фасадами, без какой-либо нанесенной орнаментации или декора. Шестиэтажных боевых башен в горах Ингушетии не так много. Это они - самые высокие башни Северного Кавказа. Они засвидетельствованы около с. Эзми, Джейрах, Пхьамат, Лежги, Морч, Карт, Дошхакле, Озиг, Ний. В высоту они достигали до 30 метров и более. Особенно красивы башня Хутиевых (с.Лежги) и Картоевых (с. Кхарт). Они изящны, стройны и монументальны.
Боевые башни с изображениями крестов-голгоф можно встретить в с. Хяни, Лейми, Озиг, Эгикал, Таргим, Пялинг, Ний, Керби, Голи. Было подобное изображение и на боевой башне с.Эзми, еще до 1944 г. украшавшего район Дарьяла и низовья р. Армхи. За пределами горной Ингушетии изображение креста-голгофы встречено лишь на фасаде одной боевой башни в районе Малхисты, в Чечне. Однако территориально, как известно, Малхисты примыкает к горной Ингушетии, что может говорить о культурном влиянии Ингушетии на горные районы современной Чечни в средневековом прошлом.
На ряде ингушских построек можно видеть орнаменты в виде ромбиков. Так подобные изображения украшали фасады боевых башен с пирамидальным завершением с. Карт и Ний. Этот тип декорирования формировался путем тщательной и искусной выборки камней, причем делалось это мастером-архитектором «тIоговзанч» еще во время строительства башен. Практически всегда ромбики размещались под защитными машикулями-балкончиками рассматриваемых строений.
Теперь о более общих характеристиках. Первый этаж («гIат») ингушской боевой башни служил тюрьмой для пленников и хранения сельскохозяйственных припасов. Для этих целей он оборудовался специальными конусовидными каменными «мешками» - отсеками по четырем углам башни («ларам»). Попасть в него можно было только через лаз со второго этажа. Вход в башню обычно располагался на уровне второго этажа и представлял собой сводчатый дверной проем, закрываемый изнутри прочными деревянными ставнями и запираемый на деревянный брус, который вдвигался в толщу стен. (См.История Ингушетии. Магас,2011, с. 125.)
Второй этаж служил жильем для семьи на случай штурма башни. Над ним, так же, как и над верхним этажом, строились каменные перекрытия в виде сомкнутого (четырехстороннего) каменного ложного свода стрельчатого очертания. Специалисты считают, что такое перекрытие, в отличие от деревянного, нельзя было поджечь, если осаждавшие врывались внутрь, а осажденные запирались наверху. Все другие этажи были разделены деревянными перекрытиями, опирающиеся на выступы-ниши и специальные каменные карнизы-полки. Сообщение между этажами осуществлялось через люки, оборудованные в углах башен, по приставным лестницам. Проходы между этажами были расположены в форме зигзага.
Начиная со второго, на каждом этаже имелись световые окна, боевые ниши (бойницы) и смотровые щели (глазки). Устройство бойниц велось таким образом, чтобы по возможности охватить все подступы к башне. На уровне последнего (5-го или 6-го этажа), являвшимся главным обзорным пунктом и одновременно главной боевой площадкой, в средней части каждой из стен устраивались сквозные створчатые ниши – амбразуры. Они прикрывались специальными каменными навесными балкончиками – машикулями («чIерх»). Верхняя часть амбразуры оставалась открытой для наблюдения. (См.История Ингушетии. Магас,2011, с. 125.)
Крыша пирамидально-ступенчатых башен ингушей, обычно состояла из 13-ти или 15-ти сланцевых плит и завершалась крупным конусовидным камнем («дзогал», «тсогал»). Обычная высота последнего от 50 до 70 см.
Ингушские боевые башни поражают своим изяществом и наглядно демонстрируют высокий уровень развития средневековой ингушской архитектуры. Ингушские зодчие славились на всем Кавказе как непревзойденные мастера-строители башен, в том числе и башен с пирамидально-ступенчатым покрытием. Они строили их не только у себя в Ингушетии. За огромную плату они возводили подобные постройки в Грузии и Чечне. Напомним, что в Грузии подобных башен всего несколько, и встречаются они только в северных районах, граничащих с Ингушетией. Предания грузин донесли до нас сведения исторического характера, в которых рассказывается о строительстве в Грузии боевых башен с пирамидально-ступенчатым завершением ингушскими зодчими. То же самое можно сказать и о башнях в Чечне. Так, исследователь кавказского края В.И. Долбежев в 1897 г. записал старинное предание, согласно которой родоначальником и первопоселенцем современного Итум-Калинского района Чечни, был галгаевец Итон. Последний на реке Аргун выстроил на месте поселения целый башенный аул, названный в народе Итон-кхала. (В.И. Долбежев, Архив. иссл. в Терской области, Журнал этнологии Т.19. 1887 г. Берлин Архивный Вестник. Вып. I. Назрань,2004. с.13, перевод с немецкого Б.Д.Газикова).
Еще один факт. Н. Нухажиев и Х. Умхаев в одной из своих монографий приводят в приложении книги работу Н. Яковлева «Проблемы изучения культуры чеченцев и ингушей», изданной в Москве в 1924 г., в которой отмечено нижеследующее: «Во время своей поездки в область Майстой я остановился в маленьком ауле Це-Калу. Местные жители мне сообщили, что эта башня построена при таком-то предке, а мастера для постройки приглашены из Ингушии. Если вы сравните эту башню с ингушскими башнями, то она построена совершенно в том же стиле, купол у нее округлый. В то время как башни, построенные…самими чеченцами…отличаются более грубой и простой формой…». (Н. Нухажиев, Х. Умхаев. В поисках национальной идентичности. Грозный, 2012, с. 590).
Касательно ингушских средневековых построек в горах Чечни и вопроса строительной деятельности ингушских мастеров-строителей в эпоху позднего средневековья, в труде «История Чечни» читаем: «Известный кавказовед Е.И. Крупнов отмечал, что некоторые исследователи, в том числе и он сам, побывавший в 1934 и 1936 гг. в горной Чечне, слышали от жителей, что в Чечне имеются башни, построенные ингушскими мастерами». (История Чечни с древнейших времен до наших дней. Т.I. Грозный, 2008, с. 207). По-видимому, здесь речь идет о башнях Хайбаха и Малхисты, по своим пропорциям приближающиеся к ингушским башням Джейраховского и Ассинского ущелий горной Ингушетии. Общие культурные корни с горноингушскими имеют и башни Майстинской, Галанчожской и Ялхоройской зоны Чечни, которые наряду с соседними ингушскими образуют единый архитектурный кластер.
Говоря о боевых башнях с пирамидально-ступенчатой крышей, являющиеся венцом архитектурно-строительной мысли Кавказа, можно утверждать, что в подавляющем большинстве они встречены в Ингушетии. За ее пределами они встречены в Чечне и горной Грузии, однако лишь в тех районах, которые примыкают к Ингушетии. И в Грузии, и в Чечне их всего несколько, в то время как в горной Ингушетии около 50. Поэтому можно смело говорить, что данные архитектурные сооружения – продукт средневековой ингушской культуры.
Признавая ведущую роль ингушских мастеров-строителей башен в средневековом зодчестве Кавказа, известный кавказовед, доктор исторических наук Е.И. Крупнов в 1960-е гг. писал: "Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо». (Е.И. Крупнов. Средневековая Ингушетия. 2-е издание. Магас, 2008, с.88).
Умалат ГАДИЕВ
Сердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Катаяма Пнд, 02/09/2013 - 21:13

В Таргиме нет башни с крестом. На башне Бековых есть фигура человека с распростертыми руками (говорят, что это символ весов, и ставился он только на главной башне в селении).

magoma Втр, 03/09/2013 - 07:21

???

Втр, 03/09/2013 - 08:17

на данный момент на территории мелхист окала 50 башен а до войны их было больше 100 и если верить вашему историку Дахкильгову то великий Янд строитель башен был мелхастинцем

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры