АД ВЕЧЕН И НИКОГДА НЕ ИСЧЕЗНЕТ
Ад вечен, никогда не исчезнет и не перестанет существовать. Ат-Тахави в своем трактате, посвященном вероучению, писал: «Рай и Ад уже сотворены. Они никогда не исчезнут и не перестанут существовать» . Как отметил Ибн Хазм, все мусульмане единодушны по этому поводу. В книге «Аль-милал ва-н-нихал» он писал: «Все мусульманские течения, за исключением аль-Джахма бин Сафвана, были единодушны относительно того, что ни Рай с его блаженством, ни Ад с его муками никогда не исчезнут» .
В другом его трактате «Маратиб аль-иджма‘» также отмечено, что мусульмане единодушны относительно того, «что Ад существует реально и является обителью мук, что он никогда не исчезнет, как и не прекратят существование его обитатели» .
Текстов, указывающих на вечность Ада, очень много, и на страницах этого исследования мы упомянем некоторые из них, хотя вполне достаточно того, что Аллах назвал его «обителью вечности» .
Таким образом, приверженцы сунны и единой общины верят в то, что Ад вечен и никогда не исчезнет, что его обитатели будут страдать в нем вечно и что покинут его только грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Что же касается неверующих и многобожников, то они останутся там навсегда.
Однако не все люди согласны с убеждениями поборников истины в данном вопросе. Тех, кто разделяет иные взгляды, можно поделить на семь групп.
1. Джахмиты: они не считают вечными ни Ад, ни Рай. Имам Ахмад сообщил об этом в конце книги «Ар-радд ‘ала-з-занадика», приведя там ясные тексты, указывающие на вечность этих творений.
2. Ха¬рид¬жи¬ты и му¬та¬зи¬ли¬ты : они по¬ла¬га¬ют, что вся¬кий по¬пав¬ший в Ад пре¬бу-дет там веч¬но, да¬же ес¬ли он не при¬об¬щал со¬то¬ва¬ри¬щей к Ал¬ла¬ху. Суть этих воз-зре¬ний сво¬дит¬ся к то¬му, что ха¬рид¬жи¬ты счи¬та¬ют не¬ве¬рую¬щи¬ми му¬суль¬ман, со-вер¬шаю¬щих гре¬хи. Со¬глас¬но их пред¬став¬ле¬ни¬ям, ка¬ж¬дый, кто со¬вер¬ша¬ет гре¬хи, ста¬но¬вит¬ся не¬ве¬рую¬щим и об¬ре¬чен на веч¬ные стра¬да¬ния в Аду. По мне¬нию му-та¬зи¬ли¬тов, ес¬ли че¬ло¬век со¬вер¬ша¬ет гре¬хи, то он за¬ни¬ма¬ет про¬ме¬жу¬точ¬ное по¬ло-же¬ние ме¬ж¬ду ве¬рую¬щи¬ми и не¬ве¬рую¬щи¬ми: в этом ми¬ре на не¬го рас¬про¬стра¬ня-ют¬ся за¬ко¬ны ис¬ла¬ма, а в По¬след¬ней жиз¬ни он на¬веч¬но ос¬та¬нет¬ся в Ге¬ен¬не. Ра¬нее мы уже при¬ве¬ли не¬ма¬ло тек¬стов в под¬твер¬жде¬ние то¬го, что по¬бор¬ни¬ки еди¬но-бо¬жия ра¬но или позд¬но по¬ки¬нут Ад.
3. Иудеи: они полагают, что если их подвергнут наказанию в Аду, то это продлится лишь некоторое время, после чего им на смену придут другие люди. Аллах опроверг это убеждение и сказал:
• • •
«Они говорят: “Огонь не коснется нас, разве что на считанные дни”. Скажи: “Неужели вы заключили завет с Аллахом? А ведь Аллах никогда не изменит Своему обещанию! Или же вы наговариваете на Аллаха то, чего не знаете?” О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями Огня. Они пребудут там вечно» (Аль-Бакара, 80-81);
• • •
«Раз¬ве ты не ви¬дел, что тех, ко¬му бы¬ла да¬ро¬ва¬на часть Пи¬са¬ния, при¬зы¬ва-ют к Пи¬са¬нию Ал¬ла¬ха, да¬бы оно рас¬су¬ди¬ло ме¬ж¬ду ни¬ми, но часть из них от-во¬ра¬чи¬ва¬ет¬ся с от¬вра¬ще¬ни¬ем? Это по¬то¬му, что они го¬во¬рят: “Огонь не кос-нет¬ся нас, раз¬ве что на счи¬тан¬ные дни!” Их оболь¬сти¬ло в их ре¬ли¬гии то, что они из¬мыш¬ля¬ли» (Аль ‘Им¬ран, 23-24).
Ибн Джарир в своем толковании Корана привел комментарий Ибн ‘Аббаса к вышеупомянутому аяту из суры «аль-Бакара»: «Враги Аллаха из числа иудеев сказали: “Мы войдем в Ад только для исполнения обещания, всего на сорок дней — столько, сколько мы поклонялись тельцу. По истечении этого срока наши мучения прекратятся”».
Ибн Джарир также передал со слов ас-Судди: «Иудеи сказали: “Поистине, Аллах поместит нас в Ад на сорок дней, а когда огонь пожрет наши грехи, раздастся голос: ‘Выведите каждого обрезанного из числа сынов Исраила’. Поэтому нам приказано обрезать крайнюю плоть, и ни одного из нас не оставят в Аду”» .
Он же передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Рассказывают, что иудеи обнаружили в Торе запись: “Между двумя краями Геенны сорок лет пути, и он простирается до дерева заккум, растущего в основании Ада”». Ибн ‘Аббас говорил: «Ад — это Преисподняя, и там есть дерево заккум. Враги Аллаха решили, что счет дней, которые были обещаны им в Писании, подойдет к концу».
Ибн Джарир писал:
Он имел в виду расстояние до основания Ада. Иудеи считали, что срок [их пребывания в Аду] завершится, когда пройдут считанные дни, после чего не будет мучений, а Геенна исчезнет и будет разрушена. Об этом идет речь в словах:
«Огонь не кос¬нет¬ся нас, раз¬ве что на счи¬тан¬ные дни» (Аль-Ба¬ка¬ра, 80). Они име¬ли в ви¬ду срок [пре¬бы¬ва¬ния в Аду]. Ибн ‘Аб¬бас ска¬зал: «Ко¬гда они вой¬дут во вра¬та Ге¬ен¬ны, нач¬нут¬ся их му¬че¬ния. В по¬след¬ний из счи¬тан¬ных дней они дос¬тиг¬нут де¬ре¬ва зак¬кум. Хра¬ни¬те¬ли Пре¬ис¬под¬ней ска¬жут им: “Вы по¬ла¬га¬ли, что огонь кос¬нет¬ся вас лишь на счи¬тан¬ные дни. Они про¬шли, а вы ос¬та¬не¬тесь здесь на¬веч¬но”. По¬том их уг¬не¬тен¬ны¬ми по¬во¬ло¬кут вверх по Ге¬ен-не» .
4. Имам пантеистов Ибн ‘Араби ат-Таи полагал, что обитатели Ада будут мучаться в нем определенное время, после чего их огненная природа изменится, и они станут получать удовольствие от пребывания в Аду в силу сходства их природы. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» писал: «Этого мнения придерживаются некоторые еретики из числа суфиев» .
5. Некоторые полагали, что обитатели Ада покинут его, после чего он навечно останется пустым и не исчезнет.
6. Абу Хузейл аль-‘Аллаф, один из мутазилитских имамов, считал, что обитатели Ада лишатся жизни и превратятся в безжизненные предметы, не способные двигаться и ощущать боль. На такой вывод его навело предположение о невозможности бесконечных явлений, и он отверг ясные неопровержимые тексты, отдав предпочтение ошибочным логическим суждениям.
7. Некоторые полагали, что Аллах выведет из Ада, кого пожелает, что подтверждается хадисами, после чего он просуществует еще некоторое время, а потом исчезнет . Это мнение, предполагающее конечность Ада, разделяли шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Каййим.
Уле¬мы один за дру¬гим со¬став¬ля¬ли тру¬ды, в ко¬то¬рых они разъ¬яс¬ня¬ли оши¬боч-ность дан¬но¬го су¬ж¬де¬ния. Так, Ибн Хад¬жар, упо¬мя¬нув о нем, ска¬зал: «Не¬ко¬то¬рые из позд¬них уче¬ных скло¬ни¬лись к это¬му мне¬нию, при¬ве¬дя в его под¬держ¬ку не-сколь¬ко ар¬гу¬мен¬тов. Од¬на¬ко это — дур¬ное и не¬пра¬виль¬ное су¬ж¬де¬ние, и ас-Суб-ки по¬свя¬тил разъ¬яс¬не¬нию его сла¬бо¬сти про¬стран¬ное ис¬сле¬до¬ва¬ние, от¬лич¬но спра¬вив¬шись с за¬да¬чей» . Речь идет о кни¬ге «Аль-и‘ти¬бар би ба¬ка’ аль-джан¬на ва-н-нар» Та¬ки ад-Ди¬на ‘Али бин ‘Абд аль-Ба¬ки ас-Суб¬ки аш-Ша¬фи‘и (ум. 756 г.х.).
Сиддик Хасан Хан писал:
Выдающийся ученый, шейх Мар‘и аль-Карами аль-Ханбали написал статью «Тауфик аль-фарикейн ‘ала хулуд ахль ад-дарейн». Статьи на эту тему написаны имамом Мухаммадом бин Исма‘илом аль-Амиром, а также кадием, выдающимся ученым и муджтахидом Мухаммадом бин ‘Али аш-Шаукани. Суть их сводится к тому, что Рай и Ад будут существовать вечно, и их обитатели останутся там навсегда.
Здесь уместно разъяснить несколько вопросов:
1. Мнение о конечности Ада является слабым, несмотря на то, что его поддерживали два великих знатока ислама. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Каййим сами учили нас тому, что любить истину следует сильнее, чем людей. Аргументами в пользу слабости этого суждения являются многочисленные тексты, свидетельствующие о вечности Ада. Эти аргументы неопровержимы и предельно ясны, и, как мы уже упоминали, некоторые даже указывали на существование единого мнения относительно вечности Ада.
2. Это суждение никоим образом не может служить поводом для порицания шейх-уль-ислама Ибн Теймийи и его ученика Ибн аль-Каййима. Из-за этого мнения одни обвинили их в неверии, другие назвали их нечестивцами, но подобные заявления несправедливы. Эти двое муджтахидов получили награду за свое суждение, и если бы они знали, что их мнение противоречит истине, то непременно отреклись бы от него. Заявление о том, что ошибки в таких вопросах заслуживают обвинения в неверии, равносильны обвинению в неверии многих мусульманских имамов, чей авторитет не вызывает сомнения. Так, ‘Умар бин аль-Хаттаб считал, что если путешественник не находит воды, то ему не полагается ни очищаться песком, ни молиться, хотя мусульмане единодушны в обратном. Имам Малик полагал, что «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» не является аятом, хотя мусульмане единодушны в том, что весь текст Писания считается Кораном. Некоторые считали, что вера не усиливается и не слабеет, несмотря на то, что Коран и сунна ясно свидетельствуют об обратном, и богословы единодушны в данном вопросе.
3. Следует принять во внимание, что Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим высказывали мнение и о вечности Ада. Так, в собрании фетв шейх-уль-ислама говорится:
Ранние мусульмане, имамы этой общины и прочие приверженцы сунны и единой общины единодушны в том, что некоторые из творений не исчезнут и никогда не перестанут существовать, например: Рай, Ад, Трон и пр. Лишь некоторые еретики из последователей калама , такие как аль-Джахм бин Сафван и согласившиеся с ним мутазилиты, утверждали конечность всех творений. Это ошибочное суждение противоречит Писанию Аллаха, сунне Его Посланника и единому мнению ранних мусульман и имамов этой общины .
В таком случае эти два ученых высказывали два мнения по данному вопросу, и мы не можем утверждать, что они были убеждены в конечности Ада, пока нам не станет ясно, что это — их последнее мнение по этому поводу. Поскольку нам не известно их последнее суждение, предпочтительнее не приписывать им одно из двух перечисленных ранее мнений.
4. Не все аргументы в пользу конечности Ада, на которые опирались шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим, достоверны, а те из них, которые достоверны, двусмысленны. Более того, некоторые из них можно истолковать в пользу вечности Ада и конечности обители, где будут наказаны ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Эти аргументы были исследованы ас-Сан‘ани, и в своей статье он опроверг утверждения Ибн Теймийи и Ибн аль-Каййима по данному вопросу. Она называется «Раф‘ аль-астар ли ибтал адилла аль-каилин би фана’ ан-нар» (Бейрут, Аль-мактаб аль-ислами), и в ней разъяснено, что эти доводы не являются основанием для подобного суждения.
Среди тех, кто исследовал данный вопрос, можно назвать имама аль-Куртуби. В своей «Тазкире» он привел тексты, указывающие на вечность Рая и Ада. В частности, в них сообщается о заклании смерти между Раем и Адом, после чего будет сказано: «Обитатели Рая, смерти не будет — будет вечность! Обитатели Огня, смерти не будет — будет вечность!» После этого он сказал: «Эти достоверные хадисы указывают на то, что обитатели Рая и Ада пребудут в них вечно, не определенное время и не до определенного срока. Они останутся там навсегда. Они не умрут там, но и не будут жить . Они не найдут там ни покоя, ни спасения» .
Потом он опроверг заявления о конечности Ада, разъяснив, что прекратит существование лишь та обитель, куда попадут грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху:
Заявления о том, что люди выйдут из Ада, и тот останется пустым, после чего разрушится и исчезнет, противоречат здравому смыслу и тому, что принес Посланник, и единому мнению приверженцев сунны и справедливых имамов. <…> Опустеет Геенна — верхний уровень Ада, где пребудут ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, а по его краям будет расти кресс . Фадль бин Салих аль-Му‘афири сказал: «Как-то мы были у Малика бин Анаса, и он попросил нас уйти. Ближе к вечеру мы вернулись, и он сказал: “Я попросил вас уйти, потому что ко мне пришел какой-то мужчина и попросил принять его. По его словам, он прибыл из Шама, чтобы задать мне вопрос. Он спросил: ‘Абу ‘Абдуллах, как ты считаешь, можно ли есть кресс-салат? Говорят, что он растет на краю Геенны’. Я сказал: ‘В этом нет ничего плохого’. Он сказал: ‘Да хранит тебя Аллах, и пребудет с тобой мир!’”» Об этом рассказал хатиб Абу Бакр Ахмад, да помилует его Аллах . Абу Бакр аль-Баззар рассказал со слов ‘Амра бин Меймуна, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас рассказывал: «Придет время, когда ветер будет хлопать вратами Ада, и в нем не останется никого», т.е. никого из тех, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху. Это сообщение прерывается на ‘Абдуллахе бин ‘Амре, а не возводится до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако по таким вопросам нельзя делать свои умозаключения, и поэтому хадис считается восходящим .
Шейх Умар ибн Сулейман аль-Ашкъар
Последние комментарии
11 часов 44 сек. назад
11 часов 32 мин. назад
1 неделя 1 день назад
1 неделя 1 день назад
3 недели 4 дня назад
3 недели 4 дня назад
4 недели 2 дня назад
5 недель 5 дней назад
14 недель 3 дня назад
14 недель 4 дня назад