Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 10001 Человек (а) в сети
 

25 мая – День филолога С любовью к родному языку

Действо, представшее передо мной в классном кабинете кантышевской школы имени Хамзата Осмиева, совсем не походило на традиционный урок, где строгая учительница спрашивает пройденный материал и домашнее задание, вызывая учеников поочередно к доске, а робкие ученики, про себя торопя время, жаждут,

чтобы прозвенел скорее долгожданный звонок, возвещающий конец их страхам на данном отрезке учебного процесса. Картина была прямо противоположной. Красивая, статная учительница, излучающая доброту, по-матерински мягко обращается к каждому ученику, вовлекая его в живое познавательное общение, замешанное на взаимоуважении и дружелюбии. Дети отвечают с места и не всегда стоя. Тут действуют устоявшиеся правила: например, прочитать выразительно стихотворение можно сидя, во время разбора каждый стоя выдвигает собственное суждение по поводу того, что конкретно означает то или иное слово, и что именно автор хочет сказать.
– Я специально дала вам задание подготовить выразительное чтение, а не выучить наизусть стихотворение, чтобы вы осознали каждое слово, – говорит детям Фатима Хасултановна.
И начинает спрашивать построчно, как ученики поняли смысл данной строки, а в конце – всего стихотворения. В данном случае это было стихотворение Сали Арчакова «Мекъал» (Лень).
Приятно было видеть, как вслед за вопросом учительницы незамедлительно взлетали вверх детские ручонки. После каждого вопроса, что называется, «лес рук». Шлифовали вместе каждое слово, каждую букву, как произношение, так и смысл. Параллельно учительница проводила воспитательный процесс.
– Вот видите, как ясно нам показывает автор плохие последствия, которые последуют, если позволить лени взять над собой верх.
И пятиклассники говорят, что нельзя, следуя голосу лени, ложиться спать, не подготовившись на завтра к урокам, что нельзя проходить, не убрав с дороги оброненный фантик от конфеты, что нужно дома помогать маме управиться с хлопотами по хозяйству.
– То, что вы сегодня усвоите и закрепите в своем сердце, поможет вам стать достойными людьми с хорошей нравственностью, от чего будет польза в первую очередь вам самим и, конечно, обществу, – ласково наставляет своих питомцев Фатима Хасултановна.
И детишки в ответ демонстрируют хорошие знания и хорошие манеры, как бы подтверждая, что сердцем впитывают слова учительницы и содержание изучаемого материала.
Мне еще понравилось в этом классе, что ни дети, ни тем более учительница не реагировали на присутствие на уроке постороннего им человека, к тому же совершенно незнакомого. Все было естественно, непринужденно, спокойно. Спокойно в том плане, что никого не приходилось одергивать, не было необходимости вытягивать слова из уст кого-либо. В последнем как раз была невероятная активность.
Урок еще продолжался, когда я, не удержавшись, вполголоса заметила:
– Чувствую, пятерок сегодня будет много.
– Вообще-то я особо не балую пятерками, – с улыбкой тихо ответила Фатима.
– Но сегодня они очевидны. Никак нельзя не поставить.
Как только прозвенел звонок, я обратилась к детям.
– Дети, уделите мне ровно одну минуту и ответьте на следующие вопросы: вы на всех уроках работаете так же активно? чем вызвана активность, которую вы сейчас показали любовно - к родному языку или к учительнице?
На что дети ответили хором:
– Нам нравится родной язык. Мы очень любим Фатиму Хасултановну. Мы на всех уроках работаем одинаково активно, потому что у нас замечательные учителя.
Результат урока – семь «5», четыре – «4».
– Те знания, которые они приобретают здесь, в школе, они не расстрачивают дальше по жизни? – с этого вопроса мы начали свою беседу с учительницей родного языка и родной литературы Фатимой Хасултановной Албаковой, воспользовавшись «окном» в ее расписании.
Следует сразу заметить, что моя собеседница отдала школе 30 лет.
– После школы и даже после получения высшего образования, став совсем взрослыми, когда мы встречаемся, часто слышу: «Как нам пригодились в жизни Ваши уроки». Я же с ними не одно лишь произведение изучаю. Вместе с литературой и грамматикой мы изучаем нравственные устои. Даже то, что скрыто между строк, вытаскиваю наружу и разъясняю, что именно автор хочет довести до читателя. И если ты сделаешь широкий расклад, они заинтересовываются, пытаются понять, а поняв, уже вбирают в себя лучшие грани человеческой личности. Любое произведение – это прежде всего назидание. Разбирая произведение, ты так или иначе воспитываешь слушателей. Тем более что в наше время образовательный процесс заключает в себе обучение плюс воспитание. Вот ты сегодня на обычном уроке литературы на примере того или иного произведения объясняешь детям, что в жизни у вас будет вот такая ситуация, и готовишь их к тому, как правильно себя надлежит вести при этом. Таким образом, они с одной стороны изучают конкретное произведение, а с другой стороны раскрывают для себя благо, которое оно в себе таит. Когда ты им полностью раскроешь скрытую суть, они порой удивляются, дескать, ведь это как бы и очевидно, потом заинтересовываются, а дальше уже начинают в себя вбирать это благо.
– Фатима, во всех классах занятия проходят так же живо, весело, я бы сказала, легко? Я не заметила, чтобы там кто-нибудь сидел притаившись, с мыслью: хоть бы меня не спросили. Напротив, столько рук и улыбок.
– Классы большие, всех опросить времени не хватает, но я стараюсь как можно больше учеников ввести в общее обсуждение, чтобы практически каждый смог принять участие в общей работе классе.
В среднем звене все ученики хорошо занимаются. А вот когда они доходят до старшего звена, юноши почему-то стыдятся быть прилежными. Все больше поддаются нарочитой небрежности. Но и тут у меня имеется противовес: разъясняю им детально, что недостойно мужчине не знать должным образом родной язык и родную литературу, равно как недостойно и отступление от исконной ингушской формулы жизни: яхь, эздел, г1улакх. А девочки, они всегда умницы и таковыми остаются до конца.
Сама Фатима прониклась глубокой любовью к родному языку благодаря своему учителю. Яхья Осмиев преподавал родной язык и родную литературу Фатиме и ее сверстникам всего пять лет, с четвертого по восьмой класс. Но этого отрезка времени хватило на всю последующую жизнь. По окончании средней школы перед Фатимой не стоял выбор профессии. Она точно знала чем будет заниматься в жизни. Поэтому поступила на национальный факультет ЧИГУ и вот уже тридцать лет благодарит судьбу за каждый день, проведенный в школе, перед широко раскрытыми детскими глазенками, глядящими на нее с таким же восторгом, с каким некогда она смотрела на горячо обожаемого учителя. И сегодня, спустя не одно десятилетие, умудренная собственным опытом Фатима Хасултановна признается:
– Несмотря на то, что у меня были и другие учителя после восьмого класса и в школе и дальше в университете, в моей памяти остался один лишь Яхья Осмиев и его обучение. Настолько он красиво, доходчиво, завораживающе преподносил ингушское слово, что я раз и навсегда прониклась к нему огромной любовью и стараюсь дальше пронести эту любовь, прививая ее своим ученикам.
– Как учителю заслужить авторитет у детей, на Ваш взгляд?
– С ребенком надо считаться, то есть относиться к нему с уважением. Относиться уважительно к его способностям, труду, ведь он трудится, обретая знания, к характеру, пусть маленький, но он человек, такой же член общества, как любой взрослый.
– У Вас с Вашим необычайно мягким нравом бывали случаи, когда приходилось прикрикнуть на ребенка, наказать его?
На этот вопрос, опередив мою собеседницу, ответила завуч-организатор Хяди Кодзоева, в кабинете которой мы беседовали.
– За столько лет мы не слышали, чтобы ее голос звучал громче или раздражительнее. Она всегда и со всеми – хоть с детьми, хоть с коллегами – вот такая уравновешенная, мягкая, спокойная.
– Если ребенок плохо подготовился или ведет себя на уроке непозволительно, - отвечает Фатима, - я просто разъясняю ему его неправоту, ничуть не задевая его достоинства, но при этом, чтобы он сам осознал неправильность своего поступка. В настоящее время, когда встречаемся с выпускниками, у которых уже взрослые дети, нередко слышу, как они на примерах рассказывают, как им пригодились по жизни и мои уроки, и мои наставления.
– Содержание учебников, на Ваш взгляд, удовлетворительное?
– Я считаю, что их нужно доработать. Например, если взять учебник по грамматике, в нем мало что можно почерпнуть. Мне, как учителю, приходится давать детям от себя много больше учебного материала.
И еще, хотелось бы сказать вот о чем. Не только я, но и многие мои коллеги считаем неправильным, что на преподавание родного языка и родной литературы отпускают так мало часов. С каждым годом эти часы урезают. Еще в прошлом году мы преподавали в девятых классах по два урока по языку и литературе. Нам их, как мы ни старались, не хватало, а в нынешнем году оставили лишь по одному уроку в неделю. Но что мы за один урок сможем дать, и что школьник за один урок усвоит! Как спасти язык нации при таком отношении к нему! Ведь фундамент образования и воспитания человека закладывается в школе.
Каждый ингуш, будь то учитель или ученик, родитель, чиновник, представитель средств массовой информации, каждый на своем месте должен высоко нести свое родное, национальное. Ведь у нас красивый язык, красивые обычаи. Больно сознавать, что мы день ото дня утрачиваем свое национальное.
– На следующий вопрос хотелось бы получить совершенно искренний ответ, не опасаясь обидеть меня. Какие чувства у Вас вызывает тот факт, что, несмотря на то обстоятельство, что Вы на все вопросы отвечаете на ингушском языке, я большей частью веду нашу беседу на русском и буду писать эту статью на русском?
– Если честно, мне обидно, что общенациональная газета издается на русском языке. Почему так? Если это из-за того, что в республике проживают представители других национальностей, так у нас есть другая газета – «Ингушетия», которая полностью издается на русском языке. Или у нас некому писать на ингушском? Я каждый номер «Сердало» читаю от корки до корки. И бывает обидно, что на ингушском языке встречаются лишь одна–две статьи. В первую очередь читаю их, потом уже остальные публикации. Очень нравится как пишет Илез Матиев. Его статьи содержательны, у него хороший стиль изложения.
Что касается конкретно данного случая, если Вы русскоязычный журналист и работаете в этом ракурсе, это Ваш выбор, Ваша работа. Но, повторяю, очень хотелось бы, чтобы газета «Сердало» выходила, как в прежние времена, на ингушском языке.
Мадина КОДЗОЕВА
"Сердало"

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

magoma Ср, 25/05/2016 - 22:04

Индус "палево" не наводи

Гость индус Ср, 25/05/2016 - 16:36

прочитал статью и погрузился в воспоминания. Хорошие учителя- хорошее будущее.
Вспомнилось, как в 1992 году 9 ноября в здании райкома партии бывшего,ко мне ребята прислали Исуса Христа, он так представился и мне тоже.Магомед Ар..и Исропил обрадовались, когда я сказал исусу- заходите.
Разговор был длинный и полезный.
странно, когда я ему вворачивал ингушские слова,он понимающе кивал. Он говорил, что так можно, а этак нельзя и многое другое.В общем, он все знал заранее.
И тут меня понесло. я ему сказал-завтра в Ингушетию зайдут российские войска, вот танкистам твоя проповедь нужна будет.Завтра.а сегодня можешь отдыхать.Дел было много и рама кришна мог прийти, и с созвездия Центавраа)).
В общем,Исус как то загадочно посмотрел на меня и произнес: А ты откуда знаешь, что танки и войска зайдут в назрань?
Здесь же никто об этом не знает....
Потом как то встрепенулся, вытянулся и сказал мне- пойду отдохну,завтра будет много работы.
Я его больше не видел.Завтра зашли танки, ии он там проповедовал. Не знаю о чем, но вели они себя потом достаточно корректно.
Кроме тех, которые из пулемета расстреляли 10 гусей в крепости у Мальсагова...
Но он им такой ракетный удар юртдический сделал, что из подмосковья приезжали командиры войсковой части этих бедалаг извиняться и с оплатой за десять убитых гусей.помнится это...
Жаль что исус не зашел ко мне, испарился..Может и в чечне бы остановил войну?
Так что ингушский язык надо знать.И особенно важно-
Думать на ингушском языке!
Поэтому я и знал, что войска зайдут 10 ноября 1992 года прямо к границам Чечни..
Если Руцкого ароестуют, я дам показание против него.Лет на десять усиленного режима.
Так что учите Ингушский язык.
На нем мы закодированы давным давно.но об этом потом.

Гражданин РФ однако Ср, 25/05/2016 - 20:08

_&_В Российской Федерации с "преступников" такого рода всё сходит как с гусей вода ...

Гость индус Ср, 25/05/2016 - 21:11

видимо они гуси!
Но гуси спасли Рим.
Значит их надо на экспедиторские должности на поставку в Рим, в Ватикан парафина с грозненских нефтезаводов без циклопарафинов!
израиль и евреи не хотят ао чемуто давать им рекомендацию на эти должности. Laughing

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры